2005.06.07, Автор: Марсель Шарифуллин3218 прочтений

Войдите в круг избранных

Теги: Publish

Переходим на УФ-технологию без непосильных затрат.

Переходим на УФ-технологию без непосильных затрат.

Предыдущая статья темы этого номера посвящена практическому опыту передовых типографий, осваивающих УФ-печать и лакирование. Полностью согласен с автором — наилучшие результаты обеспечивают специализированные машины, оснащённые самонакладами, длинными транспортёрами, отдельными секциями сплошного или выборочного нанесения лака, модулями обдува листов горячим и холодным воздухом, сушильными устройствами. Но даже малоформатная многокрасочная печатная машина с секцией лакирования и УФ-сушкой будет стоить больше миллиона долларов. А о цене решений более крупного формата и говорить нечего… Недаром до недавнего времени УФ-лакирование считалось эксклюзивным видом обработки печатной продукции. Даже сейчас в Москве, с её почти полутора тысячами типографий, УФ-лакирование предлагают не более сотни полиграфических предприятий.

Тем не менее экономичные способы войти в число «избранных» существуют. Например, кулибины из московских фирм «Линия График» и «Август Борг» несколько лет назад сами создали необходимое оборудование, вмонтировав УФ-лампы с электрической арматурой в стандартные печатные машины Rapida и ПОЛ-54. Не знаю тонкостей процесса и не советую повторять подобные опыты, если в типографии нет хороших механиков и электронщиков. Тем более сейчас можно пойти по проторенной и безопасной дороге, используя отлаженные и недорогие решения.

На одной краске…

Самый простой вариант — переделать под УФ-лакирование обычную однокрасочную офсетную машину. Причём не обязательно новую и от ведущих мировых производителей. Старый добрый Dominant даже предпочтительнее дорогих немецких машин. В частности, из-за его «дубовых» резиновых валиков, которые успешно противостоят едкому УФ-лаку. По большому счёту, от печатной машины требуется лишь нормальная работа самонаклада, листопроводного механизма и увлажняющего аппарата, а красочных валиков, например, может не быть совсем. Для разделения области печати на таких машинах используется не формный, а офсетный цилиндр. При выборочном лакировании вместо сплошного офсетного полотна на нём закрепляют флексографские печатные формы или, в простых случаях, полотно с вырезанными участками.

Приставная УФ-сушка: мобильность и компактность

С выборочным нанесением УФ-лака (а попутно — и дисперсионного) разобрались. Дальше — интереснее. Для фотополимеризации УФ-лака применяют автономные компактные УФ-сушки, оснащённые одной или несколькими ртутными или металлогалогенными УФ-лампами, с плавной или ступенчатой (обычно 120, 80 или 50 Вт/см) регулировкой мощности. Для стыковки сушильного устройства с печатной машиной нужен специально разработанный конвейер с тефлоновым покрытием длиной 2–6 метров. Конвейер заводится под цепи ПВУ машины так, чтобы оттиски падали на него, а не на приёмный стапель. Листы бумаги удерживаются на конвейере вакуумом. Скорость конвейера плавно регулируется от 5 до 100 м/мин и обычно устанавливается с таким расчётом, чтобы ненамного превышать скорость печати.

Конвейер устанавливают горизонтально или с некоторым наклоном, с началом на высоте 30-40 см (для удобства стыковки с печатной машиной) и подъёмом до высоты 80-90 см. Заканчивается он приёмным стапелем для бумаги. Удобны мобильные УФ-сушки, смонтированные на раме с колёсами, — так вы сэкономите площадь помещения и сможете подключать устройство к печатной машине только при необходимости.

«Комбайн» из однокрасочной офсетной машины с УФ-сушкой проигрывает многосекционной машине с встроенной лакировальной секцией по производительности и качеству лакирования, но даёт значимый выигрыш в начальных инвестициях и позволяет распараллелить работу оборудования. Здесь красочные или лакировальные секции печатной машины не используются вхолостую. Возможны заказы на отдельную УФ-лакировку продукции от других типографий и т. п. К тому же себестоимость УФ-лакирования будет ниже, так как можно работать с любыми оттисками, независимо от способа (офсет, трафарет, сухой и т. п.) их получения. Листы не обязательно печатать дорогостоящими УФ-красками: обычные триадные успеют спокойно вылежаться до начала лакирования.

Выбираем УФ-сушку

Выбор устройств для УФ-сушки — не проблема. Среди производителей в России хорошо известны Aeroterm (Чехия), Baldwin (США), Eltosh (Германия), Emu и Feket (Турция), Midlan и др. Хотя конструкции сушек отличаются незначительно, при выборе обратите внимание на ключевые аспекты.

  • Чем мощнее лампы и чем их больше, тем устройство производительнее и толще закрепляемый слой УФ-лака.
  • Система управления машины должна обеспечивать автоматическую подстройку работы ламп при изменении скорости печатной машины. Хорошо, если есть режим программирования и запоминания настроек для разных материалов: бумаги, картона, полиэтилена, ПВХ, самоклейки и др.
  • Желательно, чтобы каждая лампа контролировалась особо и оснащалась эффективной системой охлаждения и защиты от перегрузок напряжения. Лучший вариант: независимая и плавная регулировка мощности каждой лампы от 30 до 100%.
  • Конструкция отражателя должна быть такой, чтобы максимальная доза УФ-лучей приходилась на поверхность материала, а неэффективный спектр излучения должен отводиться в сторону. Хороши дихроичные рефлекторы, отводящие тепловое излучение, и специальные кварцевые плиты под конвейером, поглощающие вредное тепло.
  • Ремни должны изготавливаться из специального материала (фиброглаза или PTFE-тефлона), выдерживающего температуру до 300 °С и обладающего необходимой степенью пожаростойкости.
  • Для безопасности персонала все машины, работающие с УФ-красками и лаками, должны иметь хорошую систему вентиляции и пожаростойкости. При застревании бумаги в районе отражателей лампы должны автоматически выключаться, рефлекторы — легко поворачиваться и отводиться от конвейера, а листы — без проблем доставаться из опасной зоны.
  • Самая безопасная система — рефлекторы со шторками, предотвращающие перегрев обрабатываемого материала и ремней даже в случае аварийной остановки. Открытие и закрытие шторок — автоматическое, по сигналу с печатной машины или датчика бумаги на конвейере.
  • Хорошо, когда все подсистемы машины — вентилятор, ремень, вакуумная помпа, лампы — автоматически включаются и выключаются в правильном порядке после нажатия всего одной клавиши. Кроме удобства для оператора, это продлевает срок службы машины и ресурс ламп.
  • Сушильные устройства должны быть мобильными, надёжными и удобными в обслуживании.
  • И последнее: важно, чтобы у вашего поставщика был опыт установки таких машин и решения возникающих при этом технологических проблем.

Марсель Шарифуллин (marsel@variant.ru), директор по развитию компании «Вариант».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?

    Как и прежде, основную причину участники опроса на сайте видят не в технических проблемах цифровой печати, а в финансовых моментах. Например, директор по производству Copy General (Москва) Вячеслав Юдаев рассказал, что компания регулярно получает заказы на цифровую этикетку — в основном от производителей косметики, а также заказы на наклейки для оборудования и проведения различных конференций.

     

  • Как заработать на «оцифровке» упаковки и этикетки?

    Таким был лейтмотив конференции Publish, посвящённой цифровым инновациям в упаковке и этикетке. Типографии поделились опытом, а поставщики пообещали, что дальше будет лучше — нужно только правильно выбирать решения.

     

  • Ricoh Ri 100

    Заключение: «минималистский» вариант компактного футболочного принтера — небольшого формата и без белил — будет хорош для небольших печатных салонов и типографий, которые только пробуют себя в этом секторе рынка, а также для оснащения розничных точек.

     

  • Будущее широкоформатной печати (часть 3)

    Итоги круглого стола между экспертами рынка, посвящённого тенденциям и перспективам широкоформатной печати. И, конечно, в первую очередь речь идёт о доминирующей струйной технологии.

     

  • Рассмотреть будущее

    Третий Всероссийский форум полиграфистов прошёл под лозунгом «Полиграфия будущего». Но будущего не бывает без прошлого и настоящего, поэтому анализ происходящих не только в индустрии, но и в обществе процессов позволяет лучше подготовиться к вызовам завтрашнего дня.

     

  • Плакаты: «А вы с какой целью интересуетесь?»

    Повторяем запрос на плакаты, уменьшив формат до B2 в надежде, что, наконец, откликнутся владельцы HP Indigo 12000/10000. Запрашиваем: печать плаката 50x70 см, 4+0+ВД-лак, бумага — 150 г/м2, мелованная глянцевая, тираж — 100 и 500 экз.

     


comments powered by Disqus