2005.08.16, Автор: Андрей Короб3467 прочтений

Рукотворная форма

Теги: Личная практика Личная практика FSP

Правильная подготовка трафаретной формы обеспечивает высокое качество печати, длительный срок её эксплуатации существенно сокращает расходы на замену сеток.

Правильная подготовка трафаретной формы обеспечивает высокое качество печати, длительный срок её эксплуатации существенно сокращает расходы на замену сеток.

Большое заблуждение считать, что использование ацетона, солярки, стиральных порошков и другой бытовой химии экономично. Содержание фенольных соединений и разнообразных наполнителей в бытовой химии велико, и вымыть их из сетки невозможно даже концентрированной серной кислотой. Такое «обслуживание» в течение месяца приводит сетку в нерабочее состояние, появляются многочисленные пробои в фотоэмульсии («рыбий глаз»), постепенное «зарастание» печатного поля от краёв к центру, механические повреждения волокна и т. н. «засаливание» (сглаживание ворса на волокне), ухудшающее адгезию фотоэмульсии к сетке и делающее невозможным качественную печать растра. Итог — ежемесячная смена сеток на рамах. Стоимость же её (плюс клей, брак и срыв заказов) намного выше цены регулярно закупаемых и рекомендуемых компонентов для обработки. Качество печати на 40% зависит от правильного натяжения сетки, подготовки и копирования формы.

Сетка

Выбор сетки определяется видом работ, характеристиками красок и печатного оборудования, особенностями изображения. При растровой печати номер сетки должен быть согласован с линиатурой. Для работы с сольвентными красками следует брать сетки до 120-140-го номеров. Печать УФ-красками требует высоколиниатурных сеток, обеспечивающих нанесение строго нормированного количества краски, что позволяет избежать многих ошибок при печати и сушке. Обычно при работе с УФ-красками применяют сита 150-200-го номеров — сеток более высоких линиатур на нашем рынке пока нет. При работе на ручных станках рекомендуемая линиатура ограничена 120-м номером, что обусловлено скоростью печати и давлением ракеля. Сетки больших номеров — для печати на скоростных трафаретных полуавтоматических машинах с большим давлением ракеля. Важный момент: сетка с тонкой нитью пропускает больше краски, чем с толстой.

Срок службы сеток зависит от их качества и соблюдения требований эксплуатации. Частая причина их выхода из строя — механические повреждения, в т. ч. цепляние ракелем попавших на сито твёрдых частиц (следите за чистотой на рабочем месте!). Мы работаем с некоторыми сетками по 4 года, и они сохраняют требуемую силу натяжения, хотя регенерируются по несколько раз в день. Сейчас популярностью пользуются экономичные сетки Saati, хотя по сравнению с Sefar они более хрупкие. Силу натяжения нужно выбирать исходя из рекомендаций изготовителя. И чем сильнее натянута сетка, тем меньше отлип, выше качество печати и лёгкость совмещения цветов.

Рама

Трафаретные рамы должны выдерживать нагрузки, обусловленные силой натяжения современных сеток, сохраняя параллельность в плоскости и стабильность размеров. От них также требуется устойчивость к воде и химическим веществам, содержащимся в красках и расходных материалах, используемых для очистки и подготовки формы к печати. Самые качественные рамы изготавливаются из дюралюминия и стали. Они обычно имеют специальный профиль, позволяющий выдерживать очень высокие усилия натяжения.

Лично я рекомендую дюралюминиевые, т. к. они обладают высокой прочностью и, в отличие от остальных, ещё и лёгкие. У многих импортных рам одна из сторон обработана химическим травлением, что значительно улучшает адгезию клея к раме и увеличивает срок службы сетки, другие рамы приходится обрабатывать шкуркой.

Если шероховатость создана некачественно, сетка на раме держаться не будет. Деревянные рамы — это низкая стоимость и возможность самостоятельного изготовления. Основные недостатки — короткий срок эксплуатации, воздействие воды, химии, растворителей приводит к деформации и короблению. Они не выдерживают усилий натяжения современных сеток 40-50 Н/см — прогибаются или просто ломаются. Эксплуатировать дюралюминиевые рамы в течение 5-6 лет выгоднее, чем каждые 2-3 месяца изготавливать новый комплект деревянных.

Подготовка новой формы к печати

  1. Смочить форму холодной водой.
  2. Нанести шерохователь на форму и круговыми движениями тщательно растереть в течение 2-3 минут по всей поверхности формы. Выдержать 10 минут.
  3. Смыть шерохователь холодной водой.
  4. Нанести обезжиривающий состав на всю поверхность формы с двух сторон. Выдержать 5-10 минут.
  5. Смыть форму холодной водой (от горячей может забиться сетка).
  6. Нанести эмульсию и высушить форму в горизонтальном положении, печатным слоем вниз.
  7. Произвести копирование.

Подготовка формы к повторной печати

  1. Очистить форму от краски и тщательно отмыть универсальной смывкой.
  2. Смочить форму холодной водой.
  3. С двух сторон нанести отслаиватель, выдержать 2-5 минут, не позволяя раствору высохнуть на форме, иначе - необратимое задубливание эмульсии.
  4. Смыть отслоившуюся эмульсию холодной водой.
  5. Нанести щeлочную пасту и раствор для удаления остаточных пятен краски с двух сторон формы. Выдержать 5-10 минут.
  6. Тщательно смыть щёлочь водой.
  7. На всю поверхность формы, с двух сторон нанести обезжиривающий раствор. Выдержать 5-10 минут.
  8. Смыть форму холодной водой.
  9. Нанести эмульсию и высушить форму в горизонтальном положении, печатным слоем вниз.
  10. Произвести копирование.

Автор и ведущий рубрики — Андрей Короб, руководитель студии «Рея»

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:

comments powered by Disqus