2005.03.291611 прочтений

Вдвое лучше*

Теги: Печать Publish

Эффективность машин для двусторонней печати продолжает повышаться...

Эффективность машин для двусторонней печати продолжает повышаться

Когда полиграфист начинает обсуждать с поставщиком двустороннюю печать, в ход идут эпитеты типа «эффективный» и «гибкий». В отличие от обычной машины, для запечатывания обеих сторон перфектор настраивают всего один раз, причём ручные операции с бумагой и сушка практически отсутствуют. Инновации в оборудовании в значительной степени решили проблемы с отмарыванием, и теперь владельцы подобных машин могут осваивать новые рыночные ниши.

Впрочем, один полиграфист сказал так: «Машина для двусторонней печати вовсе не гарантирует, что дела пойдут в гору только за счёт её производительности. Нужно, чтобы перфектор стал частью ответа на запросы клиента».

Двойной цилиндр — и никаких проблем

Технология печати с переворотом от Heidelberg воплощена в более чем 25 000 работающих машин, включая и эту, установленную в городе Болджер (США)

Комплектация MAN Roland 700 с шириной листа 104 см предусматривает 2–6 красочных модулей плюс секцию одинарного или двойного лакирования. Директор MAN Roland по маркетингу Кристиан Серфонтейн поясняет: «Уникальная система переворота с «однобарабанным» опорным цилиндром двойного диаметра обеспечивает плавную передачу листа даже при односторонней печати. Машина работает с материалами толщиной до 0,6 мм с минимальным количеством перехватов листа».

10-красочная Roland 700 за один прогон печатает по пять красок с двух сторон листа. Скорость 15 000 отт./ч при односторонней печати, 12 000 отт./ч — при двусторонней.

Серфонтейн добавляет, что доступно два варианта переворота — 5+5 и 4+6. Лакирование до или после печати защитит оттиск при последующей обработке, а для специальных эффектов служит лакировальная секция в конце машины.

CIP3-совместимая консоль PECOM взаимодействует с АСУ, сохраняя и запрашивая параметры 5000 работ. Другие функции — удалённый контроль красочной системы, автоматическая настройка формата и смывка полотна красочных/накатных валиков.

По информации разработчика, оптимизирующий переналадку опциональный комплект QuickChange (в Северной Америке выставлялся на Graph Expo-2004) сокращает время настройки на 30%.

Knepper ставит на длину

Коммерческая типография с персоналом 90 человек Knepper Press, работающая с 1873 г., недавно расширила производственный цех на 900 м2 и установила новую 10-красочную Roland 700 с устройством резки рулона на листы — самую длинную листовую машину в компании. При комплектации для печати с переворотом 5+5, на ней, как правило, печатают в 4 краски плюс смесевой цвет или лак.

В парке оборудования Knepper Press три рулонные Didde половинной ширины; полноформатная 6-красочная Roland 700 и 5-красочная Roland 300 (ширина листа 73 см) с устройством лакирования в линию. Все три машины Roland работают с системой PECOM, подсоединённой к АСУ Logic от EFI; на моделях 700 предусмотрена автоматическая загрузка форм. Для стабильной печати с оборота на печатных цилиндрах новой машины после устройства переворота установлены рубашки Opti-Print.

К решению приобрести самый современный перфектор компанию подтолкнул спрос. «В последний год нам явно не хватало мощностей, — поясняет совладелец Knepper Press Тед Форд. — А теперь крупные заказчики довольны — устройство резки поможет им сэкономить на бумаге».

«Дела идут на лад, — заключает Форд. — Заказы 4+4 на два прогона, которыми раньше были загружены машины, теперь за один раз выполняются на «длинной» Roland 700, сократив отходы. А покупая бумагу в рулонах вместо листов, мы экономим от 15 до 25%. Похоже, что теперь наши цены и производительность оптимизируются, появятся перспективы роста».

Максимальная гибкость

«Перфекторы повышают потенциал типографии и производительность, — уверен Эрик Франк, вице-президент по маркетингу KBA North America. — Покупателям нужна максимальная гибкость — оборудование для широкого спектра работ».

По мнению Франка, наиболее популярная конфигурация от KBA — Rapida 105 с модулем переворота между второй и третьей секциями. Основные преимущества — скорость 18 000 отт./ч (15 000 отт./ч при двусторонней печати), работа с широким спектром материалов (от бумаги 60 г/м2 до картона толщиной 1,2 мм).

В 2004 г. компания анонсировала полностью модернизированную Rapida 105, в которой сменили геометрию цилиндров, приёмку и наклад. По желанию заказчика оборудование оснащается уникальной системой равнения листов без бокового упора.

На Drupa KBA демонстрировала модель 105 с новой системой контроля качества в линию Qualitronic II. В зоне приёмки монтируется цветная видеокамера, которую через прорезь в основании направляют на печатный цилиндр. На машинах с устройством переворота листа предусмотрена установка второй камеры, что позволяет отслеживать печать сразу с двух сторон.

Tru Line обновляет печатный цех

Сотрудники Tru Line — директор Эд Халбур, помощник печатника Карл Проу, ведущий печатник Кевин Грин и менеджер по продажам Дейв Арнон — проверяют лист, отпечатанный на KBA Rapida 105

Основанная в 1965 г. Tru Line Lithographing (оборот 15 млн долл., 65 сотрудников) — одна из ведущих типографий Милуоки, входящая в группу Garvey, сеть из 7 компаний в Висконсине и Иллинойсе с листовым, рулонным и цифровым печатным оборудованием, специализирующуюся на коммерческой продукции, материалах для прямых рассылок и широкоформатных работах.

Цель Tru Line — предложить корпоративным клиентам со Среднего Запада весь спектр услуг. Высокое качество и короткие сроки — важнейшие составляющие стратегии компании, стремящейся полнее удовлетворить запросы заказчиков. «Абсолютно всем мы предоставляем персональные консультации», — поясняет Дейв Арнон, менеджер по продажам Tru Line.

С ростом спроса на полноформатные полноцветные работы стало ясно, что парка оборудования недостаточно. Ознакомившись в марте прошлого года в одной из типографий Garvey с 6-красочной KBA Rapida 162 (ширина листа 162 см), вместо трёх старых машин (две 2-красочные полноформатные, в т. ч. перфектор, и 6-красочная с шириной листа 63,5 см) здесь решили приобрести 4-красочную двустороннюю KBA Rapida 105 и запустили в октябре 2004 г.

«Теперь мы выбираем между полноцветной прямой печатью и 2+2, — рассказывает Арнон. — Плюс возможность печати с оборотом по мелованным материалам, которой раньше не было».

Чтобы проиллюстрировать эффективность новой машины, Арнон приводит два примера. «Счёт за выполнение заказа от постоянного клиента, который мы регулярно допечатываем, на этот раз оказался меньше, настолько быстро и чётко всё было сделано. Второй отпечатанный на Rapida 105 макет сэкономил клиенту 10 000 долл. на почтовых расходах — работу выполнили в максимально короткие сроки».

Двум из заменённых машин было уже более 15 лет, и автоматизация Rapida вывела типографию на новые скорости. «Не стоит даже и сравнивать, — говорит Арнон. — Настройка на полноцвет в два раза быстрее, чем подготовка к двухкрасочной работе».

Сейчас Tru Line работает практически с полной загрузкой, поэтому особого акцента на приобретении новой машины здесь не делают. Впрочем, Арнон уверен, что и без этого объём заказов на книги, каталоги и другую продукцию 2+2 будет только расти. «С нашим допечатным оборудованием и машинами типа KBA мы делаем больше, а усилий затрачиваем меньше. Объём продаж на одного сотрудника постоянно растёт», — делится он впечатлениями.

Только двусторонняя печать

Восьмикрасочный Diamond 3000 TP с шириной листа 101 см от Mitsubishi Lithographic Presses

Машина двусторонней печати без переворота 4+4 Diamond 3000 TP с шириной листа 101 см от Mitsubishi Lithographic Presses работает на скорости 13 000 отт./ч. Возможна комбинация до 6-ти секций для одно- и двусторонней печати, соединённых системой Translink, с единым грейфером передней кромки.

«Машина рассчитана на узкоспециализированные типографии — поясняет Джон Санти, менеджер Mitsubishi Lithographic Presses по листовому оборудованию. — Серия TP предназначена исключительно для двусторонней печати в имеющейся конфигурации.

Для TP 4+4 максимальное число красок за один прогон — 4, тогда как в серии R это может быть 4+4 либо 6 или 8 красок с одной стороны листа. При этом ассортимент материалов для оборотной печати у машин TP шире — бумага 0,04–0,6 мм и картон 0,2–0,8 мм».

Оптимальный выбор для каталогов

Подразделению корпорации BellSouth, Stevens Graphics (570 сотрудников) принадлежат две специализирующиеся на справочниках и каталогах типографии в Атланте и Бирмингеме, которые ежегодно печатают более 550 наименований справочников общим тиражом 65 млн экз. Недавно компания заменила единственную листовую машину, установив Mitsubishi Diamond 3000TP с прямой лакировальной секцией.

Система настройки DiamondLink III работает с данными CIP4, поступающими из АСУ ТП Creo Prinergy. Как пояснил Симмонс, её ещё не подключили к АСУ — сейчас этот вопрос прорабатывается. Машина оснащена замкнутой системой управления цветом на базе спектрофотометра.

До этого в Stevens Graphics стояла старая листовая машина прямой печати (8000 отт./ч), затем решили приобрести перфектор Tandem. Новое оборудование работает на максимальной скорости — 13 000 отт./ч. «Раньше перед печатью с оборота приходилось выполнять переналадку, а теперь всё делается заранее. Для обложки 4+4 время настройки сократилось больше чем наполовину. Наше приобретение уже оправдало себя снижением затрат за счёт эффективной работы и экономии бумаги. Теперь мы можем предложить новые расценки на заказы».

Переключаемый перфектор

Вице-президент Spectrum Printing & Graphics Майк Фурнье (слева) и президент Алекс МакКаллох (справа)

Новое помещение коммерческой типографии Spectrum Printing & Graphics (34 сотрудника) площадью 3200 м2 рассчитано на рост мощностей, который последует за установкой новой 8-красочной Mitsubishi Diamond 3000R для двусторонней печати. Компания специализируется на листовой офсетной печати — красочностью 1–8. Объём продаж за 2003 г. составил 3 млн долл., а в этом году, по расчётам президента Алекса МакКаллоха, вырастет ещё на 60%.

Скорость 3000R от Mitsubishi Lithographic Presses (ширина листа 101 см) — 11 000 отт./ч в двустороннем режиме и 13 000 отт./ч при односторонней печати. Автоматическая перенастройка выполняется с пульта управления COMRAC (Centralized Operator Makeready and Control — централизованная операторская система управления). Высокое качество печати обеспечивается трёхцилиндровым модулем переворота листа и печатными цилиндрами двойного диаметра с керамическими кожухами.

По словам Санти, Diamond 3000R — переключаемый перфектор для коммерческих книжно-журнальных типографий. В двустороннем режиме работает с материалами до 0,3 мм, при прямой печати — с картоном до 0,6 мм.

Помимо печати с оборотом и автоматической переналадки, МакКаллох отмечает прямой интерфейс CIP3/4 между пультом управления и допечатным цехом, минимизирующий время настройки: «Уже после 50-ти листов цвет близок к идеалу на 80%, и сканирующий спектроденситометр полностью настроит его в интервале 200–300 листов, в зависимости от макета. Двух одинаковых заказов не бывает, но для некоторых перфектор Mitsubishi сократил сроки выполнения на 60%».

Конкурентоспособность и прибыльность выше

Боб Тредвелл, менеджер по продажам и маркетингу Akiyama по восточной части США, считает, что ключ к продажам перфекторов — в производительности: «Когда в 90-х возникала необходимость в новом оборудовании, добавлялась 6-красочная машина с секцией лакирования. В последние годы стало очевидно, что этого недостаточно. Машины двусторонней печати — это дополнительная эффективность, позволяющая снижать цены, повышать конкурентоспособность и прибыльность».

Скорость перфекторов Akiyama — 13 000 отт./ч. Серия J Print поддерживает CIP3/4, укомплектована замкнутой системой управления цветом от X-Rite, отличается модернизированными самонакладом и подачей. Популярно оборудование с шириной листа 101 см, есть версии 66, 73, 81 и 111 см.

Graphic Services выходит на новые рубежи

Когда в 1989 г. Боб Фитцджеральд основал Graphic Services, она специализировалась на учебной литературе. Сегодня компания с оборотом в 30 млн долл. насчитывает

128 сотрудников и оказывает также услуги по коммерческой печати и изготовлению бланков. В парке оборудования полноформатная Akiyama Bestech, два перфектора J Print (6+6 и 5+5) и несколько рулонных машин с устройствами сушки и без них.

Выход на новые рынки начался с расширения парка. Приобрели сугубо листовой офсет, а в 1991 г. купили активы Intercity Press, в т. ч. три рулонных машины без сушки. В 2003 г. вместе с 12-красочной листовой Akiyama к компании перешла часть клиентов Charles River Lithography. В 2004 г. парк пополнили 6-секционной рулонной Baker Perkins с сушкой (ширина 91 см).

На рулонных машинах в основном печатают бланки и продукцию для прямых рассылок, а на двустороннее оборудование поступают практически все заказы с полноформатной обычной машины. «На J Prints мы запечатываем картон до 0,3 мм, — поясняет Боб «Ски» Новосильски, директор Graphic Services. — На обычную машину попадают только макеты с водным лакированием или на материалах толще 0,3 мм. Перфекторы устраняют проблемы с геометрией листа, возникающие под воздействием противоотмарывающего порошка, воды и температуры. Работы печатаются исключительно на ещё не побывавшей в печатной машине, «чистенькой» бумаге — каждая работа как с нового листа». Среди других преимуществ — точная приводка, особенно в работах с большим процентом покрытия.

Хватит и одного

По информации Akiyama, по всему миру установлено более 300 машин J Print. Схема со сдвоенными вертикальными секциями позволяет строить машины, занимающие почти в два раза меньше места, чем традиционные «длинные» перфекторы

Помимо устранения проблем с бумагой, перфекторы оперативно печатают заказы, на сушку которых раньше уходило по несколько дней (например, морскую карту на синтетической бумаге толщиной 0,1 мм). При односторонней печати бумага сворачивалась при высыхании готовой стороны. «Повторный прогон был сущим кошмаром, — вспоминает Новосильски. — Бумага «ходила» во все стороны, машина просто не могла удержать приводку. На J Print всё было готово за один прогон».

Единый грейфер передней кромки в двусторонних Akiyama дополнительно контролирует приводку. «При печати с переворотом четыре последних цвета воспроизводятся с другим грейфером. Как следствие, несовмещение на проблемном материале в 0,16 мм с одной стороны становится вдвое больше, — объясняет Новосильски. — На J Print полученная приводка уже никуда не денется — лист не перехватывается за задний край. Средняя скорость перфектора — 9 000 отт./ч, поэтому сейчас они выполняют больше работы: мы спокойно печатаем 10 000 бланков — к утру они уже упакованы и готовы к отправке. С другой машиной такое просто невозможно».

Никаких следов на меловке

Типография O’Neil недавно установила Speedmaster 102. На снимке помощник печатника Джейк Виклунд

«Speedmaster 102 с шириной листа 101 см красочностью от 8-ми до 12-ти — наша самая популярная двусторонняя модель», — рассказывает Джон Доуи, вице-президент направления листовых машин Heidelberg.

Новые системы самонаклада и приёмки, по информации разработчика, повышают производительность на 10%. Самонаклад Preset Plus без направляющих использует единую центральную вакуумную ленту. «Нет ни щёток, ни шестерён — а значит, с геометрией листа всё в порядке», — поясняет Доуи.

Периферийные устройства управляются через систему удалённого контроля Prinect CP2000. Рубашки листопередающих цилиндров TransferJacket Plus с краскоотталкивающими свойствами предотвращают отмарывание, а рубашки печатных цилиндров PerfectJacket Plus с мелкозернистой структурой обеспечивают превосходное качество печати даже при большом проценте покрытия. Как отмечает Доуи, рубашками серии Plus можно укомплектовать практически все машины Heidelberg с системой PerfectJacket.

На Graph Expo компания Heidelberg представляла опциональную систему Perfecting Coating Solution (PCS). «Она позволяет переключаться между режимами печати и лакирования, — поясняет Доуи. — Отдельная лакировальная секция не нужна». Например, 10-красочная машина PCS даёт выбор между двусторонней печатью полноцветом плюс водный лак или по схеме 5+5 без лакирования.

Доуи добавляет, что некоторые типографии с «длинными» двусторонними машинами для экономии на материале укомплектовывают их листорезальным агрегатом в линию CutStar от Heidelberg. CutStar работает и с проблемными для многих «этикеточников» металлизированными и синтетическими марками бумаги.

Типография O’Neil (оборот 12 млн долл., 85 сотрудников) работает уже почти 100 лет, но современна, если речь идёт об оборудовании или сервисе. В парке машин только Heidelberg: 6-красочная Speedmaster CD с секцией водного лакирования, 2-красочный перфектор 102ZP, 6-красочная машина с шириной листа 51 см с секцией водного лакирования и 2-красочная GTOZ.

В августе 2004 г. O’Neil заменила 5-красочную полноформатную машину 1989 г. в. 8-красочной двусторонней Speedmaster 102 с секцией водного лакирования. «Теперь мы печатаем по схеме 4+4 или в 8 красок плюс лак, — поясняет Тони Нардуччи, генеральный директор O’Neil. — У нас много 8-красочных заказов, но мы хотели повысить эффективность ещё и на коротких тиражах издательской продукции и материалов для прямых рассылок».

Нардуччи очень доволен системой TransferJacket Plus. «Раньше мы были ограничены матовой и немелованной бумагой — теперь печать с оборотом на мелованных листах стала реальностью. Мы работаем с бумагой и обложечным картоном до 216 г/м2».

Установленные в O’Neil модели 102 и 6-красочная CD оборудованы автоматом смены форм, смывкой офсетного полотна и системой предварительной настройки красочных зон. Поскольку обе машины укомплектованы денситометрами с обратной связью, обложки можно печатать на одной машине, а блок — на другой, не опасаясь за цвет.

Вскоре O’Neil намерена добавить к перфекторам 6-красочную Speedmaster 52 (2+4). «Она возьмёт на себя часть материалов прямой рассылки с машин крупного формата, — считает Нардуччи. — С нетерпением ждём этого пополнения и рассчитываем на дальнейший рост производительности и возможностей».


Возвращение Akiyama

Помните Print 97, где Akiyama произвела фурор перфектором J Print со сдвоенными вертикально секциями? Затем компания погрязла в дорогостоящей борьбе за авторские права и в 2001 г. во второй раз в своей 56-летней истории (впервые в 1993 г.) заявила о банкротстве.

В январе 2002 г. бизнес Akiyama приобрела китайская Shanghai Electric Group (SEC) и возобновила производство на заводе в г. Ибараки (Япония). В марте 2002 г. Akiyama вновь появилась на рынке США. Боб Тредвелл, менеджер по продажам и маркетингу Akiyama по восточной части США, подчёркивает финансовую состоятельность производителя. «Мы уже не те, что раньше, — теперь мы часть компании с оборотом в 6 млрд долл.», — заявляет он.

Владелец Akiyama, группа SEC считает себя «пионером машиностроения и электронной промышленности Китая». Ей принадлежат 6 компаний и 132 совместных предприятия. Помимо J Print сейчас предприятие выпускает полу- и полноформатные машины односторонней печати Bestech. На Drupa компания презентовала серию eXtreme 40 — модернизированную листовую офсетную модель с шириной листа 101 см красочностью от 2-х до 8-ми, с устройством водного/УФ-лакирования и удлинённой приёмкой. Машина запечатывает материалы 0,04–1 мм со скоростью 16 000 отт./ч. Akiyama планирует представить экспозицию на выставке Print-05 (9–15 сентября, Чикаго).


К сожалению, в статье наших американских коллег не упомянут один из важных игроков на рынке перфекторов — компания Komori. Восполняем этот пробел.

Перфекторы от Komori: с переворотом и без

Komori Lithrone S40SP

Производство листовых офсетных машин для двухсторонней печати — одно из приоритетных направлений деятельности корпорации Komori (около половины от общего количества листовых машин, поставляемых японской компанией на мировой рынок).

На Drupa-2004 Komori демонстрировала четыре модели перфекторов: в формате B1 — 8-красочную Lithrone S840P и двухъярусную без переворота листа Lithrone S540SP; в формате B2 — 10-красочную Lithrone 1028P и новейшую 4-красочную Spica 29P с выбором схем печати 4+0 и 2+2.

Оригинальная разработка Komori — машина для двухсторонней печати без переворота листа Lithrone S40SP (SP — Super Perfector) — обеспечивает одинаково высокое качество печати на обоих сторонах. Благодаря схеме построения «секция над секцией», площадь, занимаемая 8-красочной машиной, немногим превышает площадь обычной 4-красочной машины. Усовершенствованная LS40SP печатает со скоростью 15 000 отт./ч (при конфигурации 4+4) на листах толщиной до 0,3 мм. Оттиск всё время удерживается за переднюю кромку, что (по сравнению с моделями, оснащёнными устройством переворотом) обеспечивает меньший расход бумаги, точную приводку лица к обороту, упрощает спуск полос. В отличие от аналогичных разработок конкурентов, есть печатные цилиндры двойного диаметра — это обеспечивает минимальное число перехватов листа и способствует точной приводке изображения.

По данным производителя, Lithrone SP — бесспорный мировой лидером по объёму продаж в сегменте листовых машин для двухсторонней печати без переворота листа. Крупные российские типографии проявляют к серии всё больший интерес, особенно к Lithrone 44SP с форматом листа 82 х 113 см.

Не меньший интерес вызвала на Drupa другая новейшая разработка Komori — 8-красочная Lithrone S840P с устройством переворота. Уникальный механизм переворота листа (3 цилиндра двойного диаметра) обеспечивает его передачу без давления с помощью воздушных потоков и гарантирует высочайшее качество печати на различных материалах даже на предельной скорости 15 000 отт./ч. Печатный цилиндр секции, расположенной после устройства переворота, оборудован специальной керамической рубашкой. Всё это эффективно препятствует отмарыванию ранее отпечатанного изображения.

Вся серия Lithrone отличается безупречным исполнением, обеспечивающим высокую производительность (до 16 000 отт./ч) и надёжность. Продолжают развиваться средства автоматизации: на выставке демонстрировалась в действии уникальная разработка Komori — система быстрого выхода на тиражную печать KHS. Она существенно ускоряет приладку машины на новый тираж и сокращает макулатуру до 30 листов.

Drupa стала дебютом для Spica 29P — высокопроизводительной (13 000 отт./ч) компактной 4-красочной машины формата B2 с устройством переворота листа: высокий уровень автоматизации и интеграция в техпроцесс на базе CIP4. — Денис Подобед, продукт-менеджер компании «ЯМ Интернешнл»


* Журнал «Американский печатник», февраль 2005 г. © 2005, American Printer Magazine, a PRIMEDIA publication. All Rights Reserved.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Самая трудная задача: ответить сразу на все вопросы клиента

    Мы помогаем очередному благотворительному проекту найти типографию для печати.

     

  • Когда один заказ превращается в три

    В прошлом номере (Publish № 7/8, стр. 64) мы помогали благотворительному проекту «Тёплые стихи» найти типографию. Речь шла о книге для детей, попавших в больницу. Оказалось, что организатор сама пишет и издаёт детские книги. И, помимо «Тёплых стихов», у неё есть ещё несколько книг, которые надо напечатать.

     

  • «Вашим заказом занимаются все!» А это значит, что «никто»…

    На просторах Instagram мне встретился благотворительный проект «Тёплые стихи». Его организаторы создали книгу для детей, попавших в больницу. Мы решили предложить свои услуги и помочь с выбором типографии по оптимальной цене. Считаем: книга в твёрдом переплёте, формат — 210x297 мм, 48 полос + обложка, обложка — 4+0 матовая ламинация, форзацы — офсет 140–160 г/м2, печать 1+0 (пантон, плашка), блок — 4+4, мелованная матовая, плотность по рекомендации типографии, чтобы сделать твёрдый переплёт. Тираж — 200, 500 и 1000 экз.

     

  • Упаковка без остановок: дорогой цифровизации

    В Heidelberg уверены — в обозримой перспективе в типографиях, выпускающих картонную упаковку, найдётся место и для офсетной, и для цифровой технологий печати. Главное, чтобы производство было эффективным и соответствовало требованиям цифровой эпохи.

     

  • Надо ли объяснять заказчику различия?

    В этот раз у нас, казалось бы, не сложный запрос. Интересовала стоимость печати плаката: форматА2, 4+0, ВД-лак, бумага — 150 г/м2, мел. глянцевая, тираж — 100 и 500 экз.

     

  • Простые секреты «Артес»: машины, люди и диверсификация

    11 апреля 2018 г. мне по приглашению директора «Терра Системы» Стефана Валуйского удалось побывать на дне открытых дверей в екатеринбургской типографии «Артес», которую знаю уже почти два десятилетия.

     


comments powered by Disqus