101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

CMYK без проблем <i><A HREF="http://www.osp.ru/flexomag/2005/01/040.htm#vr"><sup>*</sup></A></i>

  • Андрей Короб
  • 14 февраля 2005 г.
  • 4914
Многие по опыту знают, что печать системой CMYK проблематична — муар, цветовая нестабильность от оттиска к оттиску. Ошибки цветоделения, даже на современном копировальном и печатном оборудовании, заставляют некоторых отказываться от таких заказов.

Имея большой опыт работы с цветом (CMYK), в нашей студии пришли к выводу, что основные ошибки начинаются именно с цветоделения оригинала, а также с натяжки и подготовки печатных форм. И правильно выполненная подготовка изображения на 50% обеспечит успех при печати тиража.

Цветовые профили и тесты

Основная ошибка — использование офсетных цветовых профилей при цветоделении, неверная корректировка изображения для трафаретной печати. Общаясь с некоторыми репроцентрами, обслуживающими офсетные типографии, можно услышать, что на ФНА не изменишь линиатуру и углы разворота растра, что лишь подтверждает их некомпетентность и необходимость поиска грамотных специалистов.

Трафаретные краски CMYK более кроющие, чем офсетные, в результате чего изображение получается очень тёмным. Сольвентные, декольные и УФ-краски различаются соотношением растворителя и пигмента, поэтому при подготовке изображения к печати нужно применять различные цветовые профили и значения плотности цвета.

В основном для контроля цвета используют тестовую печать, что значительно увеличивает время и стоимость работ. Мы создали тестовый файл, позволяющий увидеть на мониторе результат цветоделения, на 95% соответствующий тому, что получится при печати тиража. В файле можно имитировать разную жёсткость ракельной резины, количество и очерёдность прокатов. Отличительная черта печати CMYK в трафарете — цвета печатаются не в классическом офсетном порядке, используется последовательность YMCK. Это связано с яркостью изображения: если печатать yellow на cyan и magenta, изображение получается блёклым.

Сетки

Несоблюдение параметров натяжения и применение одноконтурных пневматических узлов для натяжения приводят к появлению муара при копировании. Силу натяжения сетки устанавливает завод-изготовитель, игнорирование параметров вызывает проблемы при печати. При недостаточном натяжении ячейки сетки открыты не полностью — это приводит к неравномерной цветопередаче, увеличению давления ракельной системы.

Сетка начинает двигаться, и последующие цвета совместить не удастся. Хорошее качество растровой точки достигается при минимальном отлипе, а слабое натяжение не позволяет установить нужную его величину — полутона теряются из-за «смыкания» растровых точек.

Все формы должны иметь одинаковое натяжение. При использовании пневматических узлов возникает эффект «волны» (нити натягиваются не параллельно раме, имеют волновую структуру по длине формы), что приводит к муару.

В реечных натяжных системах этого нет. Рекомендуемый поставщиками разворот сетки относительно рамы на 7° не избавит от муара. Мы пользуемся услугами специализированных фирм, обеспечивающих профессиональное натяжение. И поскольку при правильной обработке и аккуратности сетки работают от 2 до 7 лет, считаем нецелесообразным приобретение натяжного устройства.

Химия

Правильная подготовка формы обеспечивает длительный срок её эксплуатации и существенную экономию. Глубоко заблуждаются те, кто считает выгодным солярку, стиральные порошки и другую бытовую химию. Содержание фенольных соединений и разнообразных наполнителей там столь велико, что их не вымоешь из сетки даже концентрированной серной кислотой. Применение бытовой химии в течение месяца приводит сетку в нерабочее состояние, появляются многочисленные пробои в фотоэмульсии («рыбий глаз»), постепенно «зарастает» печатное поле от краёв к центру, механически повреждаются волокна и «засаливается» сетка, сглаживается ворс на волокне, ухудшается адгезия фотоэмульсии к сетке. А ацетон и бутил-ацетат сушат волокно сетки и делают его хрупким.

Главное обоснование применению этих растворителей — низкая себестоимость, что неверно. Их коэффициент испарения — 100%, что в 3 раза увеличивает расход. Использование универсальной смывки даёт значительную экономию и качество обработки. Результат печати на 30% зависит от правильного натяжения сетки, подготовки и копирования формы.

Экспонирование

Наличие в копировальной раме оптически чистого кварцевого стекла, пропускающего 100% УФ-лучей, и мощного источника света (3-8 кВт) исключает потери растра в светлых и тёмных тонах, повышает линиатуру. Залог качества копирования — высокая эластичность резины и регулировка вакуумного прижима. Большая ошибка — применение в самодельных рамах металлогалогенных ламп и обычного полированного стекла, ведь оно не пропускает УФ-излучение, в результате неравномерно копируется эмульсионный слой от центра к краям, стекло сильно разогревается, повышается температура копировального слоя, а это ведёт к его кристаллизации и утрате требуемых характеристик.

Время экспонирования копировального устройства нужно выбирать только с помощью калькулятора экспонирования! Потери растровой точки при копировании и проявке формы не должны превышать 5% от оригинала по светлым и тёмным тонам.

Что нужно помнить

Качественное воспроизведение мелких элементов изображения возможно лишь при минимальной толщине копировального слоя. Чем он толще, тем больше толщина красочного слоя и сильнее «растискивание» точки, приводящее к серьёзным потерям в цвете и полутонах. При нанесении фотоэмульсии её желательно выдавливать на печатную сторону формы — это избавит от «пилы» на тонких линиях и краях плашек. Поэтому сначала кладутся слои с печатной стороны, а потом — с внутренней (ракельной). Толщина зависит от кюветы: чем острее её край, тем тоньше слой. Удобно работать с кюветами, имеющими разный завал ребра (0,5–2 мм). После нанесения фотоэмульсии раму сушат в горизонтальном положении, печатной стороной вниз. Температура сушки — не более 40 °С, иначе эмульсия кристаллизуется и потеряет копировальные свойства.

Все работы с эмульсиями должны выполняться при освещении с малой долей голубого и УФ-света. Рекомендуется применять жёлтое освещение от лампы с вольфрамовой нитью малой интенсивности. Удобны флюореcцентные лампы золотистого света. Естественное освещение следует либо исключить, либо нанести на окна жёлтое лаковое покрытие или специальную плёнку, поглощающую УФ-спектр.

Не нужно изобретать «велосипед» и проходить вековой путь трафаретной печати на собственном производстве. При соблюдении технологических требований и с обученным персоналом печатать CMYK так же легко, как обычные визитки. В трафаретной печати, как и в математике, есть прописные истины, соблюдая которые вы всегда будете получать великолепный и стабильный результат.

Об авторе: Андрей Короб, директор студии «Рея».


* Публикация открывает цикл статей, посвящённых практике трафаретной печати.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Творческая трансформация в стиле ConceptD

Каков в деле ноутбук-трансформер Acer класса рабочей станции с сенсорными экраном и пером Wacom? Впечатления цифрового иллюстратора.

ТЕСТ: Второй раз — в премиум-класс

Вы знали, что каждая тонна переработанной бумаги, картона и гофрокартона сохраняет примерно 17 деревьев, 26 тонн воды и 11 баррелей нефти? А ведь в процессе переработки есть ещё много всего таинственного и интересного.

Используете ли вы небольшие послепечатные устройства с несколькими функциями (биговка, перфорация, высечка и т. п.)?

Большинство участвующих в опросе согласно с тем, что небольшие универсальные послепечатные устройства являются хорошим решением для малых типографий.

Универсальные «солдаты» послепечати

Выбираем универсальное компактное послепечатное устройство, сочетающее в различных вариантах функции резки, биговки, перфорации и фальцовки.

Лак и фольга на «цифре» как символы яркой перспективы

Цифровая типография «Гуд Принт» (Екатеринбург) — одна из крупнейших на Урале — первой в регионе приобрела в феврале 2020 г. цифровую машину MGI JETvarnish 3DS & iFoil S для выборочного лакирования и фольгирования. Директор предприятия Алексей Сосновских считает установку этого оборудования полезной и перспективной и намерен формировать под него местный рынок.


Новый номер

Тема номера — «Универсальная печать». Запуски в пандемию: CTP Amsky в Ульяновске и ЦПМ Heidelberg в ПСП. MGI в «Гуд Принт». Инновации Koenig & Bauer к drupa. Обзор Mimaki UJV100-160. Тайный Покупатель о книгах в интегральном переплёте.


Голосование
Считаете ли вы перспективным переход на светодиодное отверждение в широкоформатной печати?
    Проголосовало: 36