2004.08.026344 прочтений

Управление цветом *

Теги: Publish

Стандартные печатные условия находят всё большую поддержку в коммерческих, книжно-журнальных и газетных типографиях.

Стандартные печатные условия находят всё большую поддержку в коммерческих, книжно-журнальных и газетных типографиях.

Любое устройство для воспроизведения изображения — от простейшего настольного струйного принтера до высокопроизводительного оборудования в печатном цехе — уникально. Точное репродуцирование цвета возможно только при условии учёта характеристик всех устройств, а это значит, управление цветом требует единого рабочего пространства.

Мы в общих чертах опишем, как управлять цветом в соответствии с принципами, сформулированными Международным консорциумом по цвету (International Color Consortium, ICC), или же руководствуясь эталонными (стандартными) печатными условиями. В последнем случае речь идёт о Спецификациях публикаций способом офсетной рулонной печати (Specifications for Web Offset Publications, SWOP) и Общих требованиях к коммерческой офсетной печати (General Requirements for Applications in Commercial Offset Lithography, GRACoL).

Каждое устройство для воспроизведения изображения ведёт себя по-своему — соответственно, варьируются и принципы управления цветом. У настольных принтеров разные чернила, бумага и технология печати. Отличия между ними и офсетной печатной машиной ещё существеннее. Если этим пренебречь, печать будет некачественна и нестабильна.

Рис. 1а. Закрытая система (Так было...)

Перебросить мосты между отдельными устройствами помогают открытые и закрытые системы управления цветом. Поскольку в закрытой каждая передача данных о цвете от одного устройства другому подразумевает трансформацию, такая система предпочтительнее для небольшого количества устройств (рис. 1а). Она функционирует по жёсткой схеме — пользователь знает, откуда поступают изображения, как их будут просматривать и печатать. В традиционном варианте они всегда поступают с одного и того же барабанного или другого сканера, открываются на одном мониторе и предназначены для одного цветопробного/печатного устройства, например, ColorArt или Chromalin. При полном контроле так достичь желаемого результата несложно. Операторы знают все характеристики устройств и вносят соответствующие компенсации.

В частности, опытный специалист помнит, что используемый сканер даёт определённый оттенок, и ослабляет голубой тон или, допустим, всё изображение на нём получается ненасыщенным и требует коррекции. Тип коррекции определяется особенностями изображения: светлой или тёмной тональностью, доминирующими телесными цветами и способом печати. Цветокоррекция — это, с одной стороны, целиком интуитивные моменты, а с другой — редактирование значений RGB/CMYK с помощью «пипетки».

Закрытые системы управления цветом успешно применялись много лет. Операторы наизусть заучивали характеристики устройств и вносили соответствующие коррективы. Но времена меняются — специалисты по допечатной подготовке старого поколения уступили место сотрудникам широкого профиля. Сегодня один человек создаёт графические файлы в Photoshop, верстает страницы в QuarkXPress и выводит цветоделённые плёнки. В полиграфическом процессе появились новые составляющие — цифровые камеры, струйные устройства пробопечати и экранная цветопроба, в связи с чем учитывать особенности каждого из устройств становится попросту непрактично.

Управление цветом сегодня

Как можно обеспечить стабильность и точность цвета, если нет ни высококвалифицированного персонала, ни стандартизированного техпроцесса? Для многих типографий выходом становятся открытые системы (или, как в данной статье, системы управления цветом). Они не объединяют устройства в одну систему, а используют для передачи данных по цвету между оборудованием полносвязную конфигурацию, которую ещё называют «звезда» (hub-and-spoke, рис. 1б). Полносвязная модель обеспечивает высокий уровень гибкости, что весьма существенно, когда изображения поступают из нескольких источников, а затем просматриваются и выводятся на различных мониторах и устройствах.

Рис. 1б. Открытая система (... так стало)

Система управления цветом напоминает систему пересадочных узлов, практикуемую в авиакомпаниях. Это позволяет покрывать обширный географический район при ограниченном количестве рейсов. Чтобы добавить новый населённый пункт, авиакомпания резервирует полёт в соответствующий пересадочный узел, и очередной пункт назначения тут же становится частью общей сети.

Точно так же, как пассажир авиакомпании не сможет попасть из одного города в другой, минуя пересадочный узел, любое подключаемое в систему устройство (сканер, монитор, принтер) должно иметь свой профиль.

Система управления цветом объединяет все устройства внутри единого цветового пространства. В нём собственная цветовая модель устройства (RGB или CMYK, в зависимости от оборудования) преобразуется в CIElab, трёхмерную независимую от устройства модель для оценки цвета. Всё, что нужно для добавления нового устройства — один-единственный профиль, соединяющий оборудование (и изображения в нём) с центральным пространством. Как только устройство и соответствующий профиль (описывающий характеристики оборудования) оказываются подключёнными к сети, нужные характеристики тут же становятся известны всем устройствам системы. После этого пользователи могут передавать изображения с нового устройства на остальные компоненты сети.

Преимущества открытых систем

Технологический процесс управления цветом позволяет обрабатывать изображения в режиме моделирования. Другими словами, не изменяя значений исходных пикселей, вы получаете предварительный вид работы на конкретном запечатываемом материале. Предварительный просмотр моделируется применением к изображению профиля печатающего устройства. Поскольку сами цвета при этом не затрагиваются, изображение без всяких проблем затем можно использовать для других целей — вам не придётся сканировать его заново.

Система управления цветом также позволяет обработать изображение с учётом цветового охвата печатающего устройства, а затем просмотреть на мониторе прогнозируемый результат (т. н. экранная цветопроба).

При выводе пробного отпечатка изображение обрабатывается с учётом профиля печатной машины и затем распечатывается локально на струйном или другом принтере. В этом случае сначала применяется профиль печатной машины, затем — цветопробного устройства.

ICC — основа рабочего пространства

Консорциум ICC регулирует протоколы управления цветом, используемые поставщиками ПО, производителями оборудования и пользователями. В результате длительной работы был создан стандартизированный формат файла и протоколы для передачи информации о цвете, но пока индустрия не особо активно принимает предложенные ICC-стандарты. Возможно, дело в том, что для некоторых коммерческих типографий система оказалась чересчур сложной. Тем не менее, она оптимально подходит для описания характеристик сканера и предварительного просмотра изображений, даёт представление о цветах на готовом оттиске, позволяет получать цветопробу на печатной машине, струйном принтере или специальном устройстве.

ICC-профили становятся основой и для других систем. Многие решения по управлению цветом, включая экранную цветопробу, базируются на применении внутренних ICC-профилей (см. «Смотрите на больших экранах» на стр. 36). Поскольку пользователям нет необходимости разбираться со сложностями и особенностями тех или иных профилей, они могут сконцентрироваться на обработке и просмотре изображений, т. е. на выполнении заказа.

Завоёвывающие всё большую популярность эталонные печатные условия тоже основаны на внедрении ICC-профиля.

Эталонные печатные условия

В результате совместной работы типографий, потребителей печатной продукции и поставщиков был утверждён ряд стандартных, т. е. эталонных печатных условий. Эти спецификации созданы по результатам тестовой печати, а значит, подобных показателей в состоянии достичь любая среднестатистическая типография.

Эталонные печатные условия включают:

  • спецификации публикаций способом офсетной рулонной печати SWOP для журналов и каталогов, отпечатанных рулонным офсетом и глубокой печатью;
  • спецификации для рекламной газетной продукции SNAP (Specification for Newspaper Advertising Production) для газетных типографий;
  • общие требования к коммерческой офсетной печати GRACoL для коммерческих типографий.

Печатная машина соответствует спецификациям, если на ней достижимы заданные параметры печатного оттиска. Если печатный цех в целом соответствует требованиям SWOP, то в дальнейшем печатные машины в нём рассматриваются как SWOP-машины. При печати на машине, соответствующей спецификациям SWOP, не надо создавать для неё отдельный профиль, поскольку достаточно общего SWOP-профиля. Тот же принцип действителен при допечатной подготовке. Если работа печатается на SWOP-машине, на всех этапах допечатной подготовки используется тот же SWOP-профиль. (В Photoshop SWOP-профиль доступен в списке профилей вывода.) И наконец, SWOP ставит перед печатником чётко определённые задачи.

Что такое SWOP-профиль?

В 1995 г. комитет SWOP воспроизвёл на сертифицированной по SWOP-стандартам печатной машине и замерил эталонную шкалу IT8.7/3 из 928 образцов цветов. С помощью спектрофотометров Gretag SPM100 и X-Rite 938 были выборочно измерены 6 печатных листов. Усреднённые данные были опубликованы в форме значений IT8.7/3 CMYK и соответствующих результатов по системе LAB/XYZ. Итоговые данные комитет собрал в документе Graphic Technology — Color Characterization Data for Type 1 Printing, ANSI CGATS TR 001-1995 («Полиграфические технологии — характеристики цветовых данных для первого типа печати, ANSI CGATS TR 001-1995»), или, как его чаще называют, TR 001 (Technical Report, технический отчёт).

Документ стал первой общедоступной колориметрической характеристикой рулонной офсетной печатной машины, необходимой для создания выводного ICC-профиля.

С помощью TR 001 вы можете получить SWOP-профиль печатающего устройства. Если печатная машина соответствует стандартам SWOP, он будет точно отображать её характеристики. На начальных стадиях производства общий SWOP-профиль помогает заказчикам и дизайнерам представить, как будут выглядеть на печатном оттиске те или иные цвета.

Тестовые печатные листы для листового офсета

Значительным шагом вперёд для коммерческих типографий, оснащённых листовым оборудованием, стало появление в феврале прошлого года тестовых печатных листов на глянцевой мелованной бумаге сортов 1 и 2, сертифицированных по системе GRACoL (рис. 2). С их помощью полиграфисты определят, насколько их цветопробные системы соответствуют результату в печати.

Рис. 2. Новые печатные листы GRACoL содержат характеризационные эталоны, которые можно использовать для создания ICC-профиля

Данные, полученные при измерении контрольных шкал на печатном листе, можно применять для создания ICC-профиля. Обратите внимание, что печатный лист GRACoL содержит контрольные шкалы IT8.7/3 и ECI 2002, необходимые для получения профиля выводного устройства. Следовательно, спецификацию GRACoL можно «выразить» или представить посредством ICC-профиля. Данные измерений печатного листа GRACoL можно найти и в Интернете (www.npes.org/standards/toolsDTR004.html). Если оборудование типографии печатает продукцию, соответствующую спецификации GRACoL, и типография, и её заказчики могут пользоваться в работе профилем GRACoL.

Контрольная шкала GRACoL и тестовые изображения с названием DTR 004 применяются по той же схеме, что и данные TR 001 в системе SWOP. Буква «D» в названии шкалы обозначает «draft» (проект), поскольку данные находятся в процессе трёхлетнего тестирования. Уже первые отзывы наглядно продемонстрировали, что потенциально GRACoL в коммерческом листовом офсете ничем не уступает роли SWOP в книжно-журнальной печати.

Тестовые печатные листы GRACoL можно приобрести через Интернет в полиграфической ассоциации IPA (www.ipa.org) по цене от 85 до 950 долл. в зависимости от категории (сертифицированная серия или проверенный вручную лист).

Профиль для европейских типографий

Европейские полиграфисты также прилагают усилия по созданию стандартизированного выводного профиля для печати. Группа Европейской инициативы по цвету (European Color Initiative, ECI) разработала профили, которые можно указывать в качестве настроек по умолчанию для цветового пространства CMYK в Photoshop и других программах.

Сравнение цветовых охватов: американский стандарт рулонной печати на легкомелованной бумаге SWOP и GRACoL DTR004. Профиль ICC был построен на основе данных, измеренных для печатного листа GRACoL и доступных по адресу www.npes.org/standards/tools.html. С помощью этого профиля охват машины, удовлетворяющей SWOP, сравнивался с аналогичной GRACoL-машиной. Как видно из рисунка, охват GRACoL больше. Это связано с тем, что в последнем случае печать выполнялась на глянцевой мелованное бумаге, а для стандарта SWOP задана легкомелованная бумага LWC

Группа также предлагает профиль для офсетной печати по глянцевой и матовой мелованной бумагах и профили для полноцветной глубокой печати. Таким образом, любой, кто печатает в соответствии с европейским стандартом FOGRA или системой Brunner Eurostandard, может получить ICC-профили, базирующиеся на средних показателях печати для широкого спектра видов бумаги и печатных процессов.

Лишь немногие согласны иметь дело сразу со многими профилями и выбирать нужный в зависимости от условий печати. 5-6 эталонных печатных условий в состоянии охватить весь спектр печатных процессов — от газетной бумаги до плотных каталожных сортов. В результате типографиям удобно печатать в соответствии со спецификациями, а их клиентам — применять соответствующие ICC-профили в технологическом процессе.

Об авторе: профессор Абей Шарма (abhay.sharma@wmich.edu), член консорциума ICC, читает курс по цифровой цветной печати в Университете Западного Мичигана.


Как появился ICC?

Современные технологии управления цветом, в основном, разработаны Международным консорциумом по цвету ICC. Консорциум ICC — регулирующий орган, сотрудничающий с поставщиками, производителями оборудования и пользователями. Консорциум описывает общее рабочее пространство для профилей и их формат. Свою деятельность Консорциум начал 10 лет назад.

В начале 90-х несколько крупнейших компаний разработали программные пакеты для управления цветом в настольных издательских системах. Поскольку единых стандартов тогда не было, каждая программа поддерживала аппаратное обеспечение только определённого производителя.

После того, как новые решения были опробованы на практике, стало очевидным, что многие ключевые функции по управлению технологическим процессом просто не действуют. Поскольку оборудование разных производителей часто было несовместимым, пользователи оказались не в состоянии комбинировать и подбирать отдельные компоненты системы по своему усмотрению.

ColorSync и управление цветом

Одновременно с этим в Apple Computer работали над созданием ColorSync — технологии, действующей на уровне ОС, упрощающей передачу данных о цвете между программными и аппаратными компонентами. Это открытая система, к которой могут присоединяться любые производители. Хотя многие компании были заинтересованы в том, чтобы поддерживать и включать в свои продукты ColorSync, они предпочли об этом умолчать.

В конце концов, на собрании FOGRA в 1992 г. было решено создать консорциум ICC. После рассмотрения утверждённой повестки дня производители решились выразить заинтересованность в выработке общего подхода к управлению цветом. За основу системы управления цветом ICC приняла предложенную Apple модель ColorSync, но несмотря на это, ICC — полностью независимая организация.

Сейчас из восьми компаний, в своё время основавших ICC (Adobe, Agfa, Apple, Kodak, Taligent, Microsoft, Sun and Silicon Graphics), консорциум разросся до почти 70-ти членов.

Работа в группах

Встречи консорциума проходят три раза в год. Основная работа идёт в группах, каждая концентрируется на определённом вопросе. Сейчас это группы Architecture (Архитектура), Трансформация хроматической адаптации (Chromatic Adaption Transform), Communications (Коммуникации), Graphic Arts Workflow (Технологические процессы в полиграфии) и Profile Assessment (Оценка профиля). Более подробную информацию можно получить на сайте www.color.org.


* Журнал «Американский печатник», май 2004. © American Printer, PRIMEDIA publication. All rights reserved, 2004.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?

    Сергей Новиков, директор по развитию компании «Ламбумиз Трейд» (Москва):

    Наше предприятие известно прежде всего как производитель картонной упаковки для жидких продуктов. Тиражи в нашей типографии достаточно большие, а для печати мы используем традиционное в этой сфере оборудование: широкорулонные флексографские машины.

     

  • Цифровое будущее для флексотипографий

    Процессы цифровой трансформации сейчас наблюдаются практически во всех отраслях промышленности, и полиграфия не может оставаться в стороне. Более того: компании, откладывающие цифровизацию, рано или поздно почувствуют, что теряют свои конкурентные преимущества. Флексотипографиям следует обратить внимание на комплексность подхода к цифровой трансформации — одной покупки этикеточной ЦПМ недостаточно.

     

  • «Реклама 2018»: позитивный переезд

    Самые яркие новинки и тенденции главной выставки российской индустрии широкоформатной и сувенирной печати, перебравшейся в более крупный павильон № 1 «Экспоцентра».

     

  • Влияние на окружающую среду и безопасность

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки. Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Xerox Iridesse Production Press

    Заключение: не имеющая аналогов на рынке шестикрасочная цветная листовая ЦПМ может печатать сразу двумя дополнительными цветами в один прогон (до и после CMYK), что позволяет серьёзно увеличить спектр работ, выполняемых цифровым способом, за счёт интересных спецэффектов. Представляет интерес как в качестве первой ЦПМ в типографии (обеспечивает высокую производительность и гибкость), так и для расширения имеющегося парка цифровых машин.

     

  • Самая трудная задача: ответить сразу на все вопросы клиента

    Мы помогаем очередному благотворительному проекту найти типографию для печати.

     


comments powered by Disqus