2004.12.101308 прочтений

Теплолюбивые технологии

Теги: Форум Краски, лаки, чернила, клей, тонер FSP

Обмен опытом, равно как и получение свежей технической информации "из первых рук", - вещь незаменимая для любого практика.

Обмен опытом, равно как и получение свежей технической информации «из первых рук», — вещь незаменимая для любого практика. Это доказал проведённый в стенах МГУП семинар, посвящённый одной из самых популярных сегодня тем — печати с применением УФ-технологий.

Инициаторами мероприятия выступили компании «Реалайн» и «Электрограф Инжиниринг». Первая часть была посвящена расходным материалам — краскам и лакам бельгийской фирмы Arets Graphics, дистрибьютором которой является «Реалайн». Эффективность семинара оказалась высока, главным образом, потому, что участники услышали много практических советов. Темой доклада Натальи Марогуловой, директора службы маркетинга и технологического консалтинга «Реалайн», стали УФ-краски для офсетной печати. Как известно, они подразделяются на два вида — катионной и радикальной полимеризации, но только вторые применимы в офсете из-за сильного влияния спирта и уровня влажности на отверждение катионных красок. Особенности офсетного процесса заставляют ужесточать требования к технологии: снижать количество спирта в увлажняющем растворе до 2-3%, делать его более «кислым» (4,7-4,8 pH), применять обжиг печатных форм, повышающий их стойкость к агрессивным УФ-краскам.

В докладе технолога «Реалайн» Андрея Комарова говорилось о красках для печати трафаретным и флексографским способами. В отличие от офсета, во флексографии активно используются оба вида УФ-красок. Важнейшие преимущества катионных (в своё время разработанных для замены неудобных в эксплуатации двухкомпонентных) — мгновенное отверждение, отличная стойкость, очень хорошая адгезия и практическое отсутствие запаха. Среди предлагаемых вариантов — катионная серия Excure 59 000, в составе которой триадные и смесевые композиции, металлизированные, флуоресцентные краски, кроющие белила. Для трафаретной печати используется аналогичная серия радикальных красок Excure 70 000.

Одно из ключевых преимуществ УФ-красок — высоколиниатурная печать. Вот основные рекомендации по выбору анилоксовых валов: виньетки (растяжки) — 290-320 лин./см (3-3,5 см32); растровая печать — 200-320 лин./см (3-5,5 см3/м2); штриховые/плашечные элементы — 120-200 лин./см (6-8 см32).

Особое внимание Комаров уделил эксплуатационным особенностям УФ-красок. Как и многие красочные материалы, они чувствительны к низким температурам: при охлаждении ниже 4 °С сложная коллоидная смесь разрушается: происходит высаждение связующего, агрегация добавок (восков), коалесценция дисперсий. Не рекомендуется поочередное использование на одной машине красок катионного и радикального связующего компонентов. В противном случае, каждый раз необходима тщательная промывка печатных секций с последующей длительной сушкой. Монтаж печатных машин, работающих с УФ-композициями, следует производить в помещениях, не имеющих дневного освещения: рекомендуются специальные светильники.

Не следует удивляться высокой исходной вязкости флексографских УФ-красок — от 35 до 40 с. Причина — тиксотропность, приводящая к их разжижению на анилоксовом валу и мгновенному «омертвению» после перехода на оттиск. Учитывая эту особенность, предварительное разбавление красок не рекомендуется.

Не было забыто известное преимущество УФ-красок — практически мгновенное отверждение на оттиске. Вместе с тем, подчеркнул Комаров, нельзя игнорировать, что закрепление внутреннего слоя происходит в течение суток, особенно на плотных плашках. Выдерживая тест на истирание, оттиск может не проходить тест на адгезию, выполняемый с помощью обычного скотча. Причина — неполнота отверждения красочного слоя. Один из методов контроля — стойкость красочного слоя к метилэтилкетону (выполняется сравнением с эталоном).

Условие успешной печати — понимание процесса взаимодействия краски с носителем. В его основе — соотношение величин поверхностного натяжения материала и краски, последняя должна быть меньше. Главный источник проблем — полимеры, чья поверхность, в отличие от бумажной, требует предварительной подготовки: покрытия праймерным лаком или обработки коронным разрядом. Рекомендованные значения поверхностного натяжения различных субстратов были даны в приводимой таблице. Различия в реальных значениях поверхностного натяжения материалов могут быть весьма существенными, что объясняется способом их изготовления, а также наличием добавок и пластификаторов.

Продолжила тему Наталья Марогулова, сделавшая доклад об особенностях технологий УФ-лакирования. Одно из очевидных преимуществ — заметно более высокий уровень глянца по сравнению с водно-дисперсионными и, тем более, масляными лаками. Не менее важны высокая скорость закрепления, стойкость к растворителям и истиранию, высоким температурам. Тем не менее, отметила Марогулова, существует пять условий достижения оптимального результата: величина поверхностного натяжения материала не менее 36 дин/см2; использование только быстросохнущих красок; соответствие лакируемых красок стандарту DIN 16 524, определяющему их светостойкость, стойкость к спирту, нитросоединениям, щёлочам и кислотам; минимальное использование противоотмарывающего порошка при печати (или тщательное его удаление); исключение лакирования по металлизированным краскам. Причина последнего ограничения — низкое поверхностное натяжение данного типа красок и риск оксидации металлического пигмента. Не последнюю роль играет и снижение металлизированного эффекта при лакировании.

Ещё один совет: поскольку величина поверхностного натяжения красочного слоя падает по мере его высыхания, операцию лакирования лучше выполнить сразу («сырое по сырому») либо ждать окончательного отверждения краски. Обоснование — предотвращение эффекта апельсиновой корки, вызываемого быстрой полимеризацией лака на ещё не закрепившемся красочном слое. По той же причине не рекомендуется лакировать поверх т. н. «ночных» традиционных красок, для которых озвучена способность длительного пребывания в кипсейках без засыхания.

Имеют УФ-лаки и недостатки: пока ещё высокую цену, ощутимый запах и химическую агрессивность.

Во второй части семинара речь шла о решениях компании «Электрограф Инжиниринг», в частности, по модернизации полиграфических машин KBA Planeta для выполнения на них УФ-лакирования листовой печатной продукции. По подсчётам специалистов фирмы, затраты на переделку старой машины оказываются в 2-4 раза ниже, чем на приобретение специализированного оборудования азиатского производства. Было рассказано и о собственных разработках фирмы — УФ- и ИК-сушильных линиях «Поток», УФ-сушильных устройствах «Фотон», УФ- и ИК-сушильных конвейерах UV-Start, лакировальной машине UV-Stayer-76, комбинированной лакировальной линии UV-Stayer 102 и другом оборудовании.


Взаимодействие краски и материала

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Типография под ключ

    Основатель московской типографии MDMprint Руслан Галифанов сообщил об открытии направления франчайзинга под своей маркой. Один из первых копировальных салонов по этой модели бизнеса заработал в середине августа 2018 г. в московском ТЦ «Звёздочка». Через неделю после открытия мы встретились на месте действия с Русланом и первым франчайзи MDMprint Диляном Башевым.

     

  • Печать 2025: сделать мир «умнее»

    План на 2025 г.: как индустрия печати изобретает себя заново, чтобы насытить мир интеллектуальными продуктами и сервисами.

     

  • 20 наивных, но важных вопросов про CTP и их выбор

    Сейчас все офсетные типографии сталкиваются с похожими проблемами: тиражи падают, расходы растут. В этой ситуации встаёт вопрос: каким образом строить стратегические планы по развитию производства? Одним из простых и эффективных решений можно считать смену технологии вывода печатных форм с аналогового способа на CTP. Даже аппараты начального уровня — сравнительно недорогой способ заметно увеличить оборот и прибыль типографии, получить импульс для рывка в конкурентной борьбе. За кажущейся простотой решения скрывается множество подводных камней и вопросов, которые лучше всего прояснить на самом раннем этапе. И не на все вопросы есть очевидные ответы. Вместе с компанией «МакЦентр» мы разбираемся, всем ли нужны CTP, какая технология предпочтительнее, и надо ли переживать о стране происхождения вашего аппарата.

     

  • Трёхсторонняя синергия: оборудование, бумага, сервисы

    27 июня, во время выставки Printech 2018, было объявлено, что «Konica Minolta Россия», Mondi и компания Europapier подписали договор о трёхстороннем сотрудничестве в сфере развития бизнеса на российском рынке. В рамках соглашения компании будут развивать рынок цифровой производительной печати, проводить совместные маркетинговые активности и мероприятия для российских заказчиков. После церемонии подписания мы задали несколько вопросов её участникам — главе Konica Minolta Business Solutions Russia Николаю Дмитриеву, генеральному директору Europapier Дмитрию Цветкову и генеральному директору «Монди Сейлз СНГ» Алексею Шамину.

     

  • Цифровые горизонты для офсетных типографий

    Совместная конференция Publish и «ITE Москва» продемонстрировала для представителей офсетных типографий разнообразные варианты развития с опорой на цифровые технологии — от внедрения цифровой печати и отделки до автоматизации и перехода к новым бизнес-моделям.

     

  • Screen всё ближе...

    Японская Screen завоевала отличную репутацию у отечественных полиграфистов ещё со времён, когда компания выпускала профессиональные сканеры и фотонаборные автоматы. Позже наступила эпоха прямого вывода форм, и в наших типографиях стали появляться CTP этого производителя, причём не только под собственной маркой, но и под другими известными брендами. Мы также стали свидетелями поставки в Россию рулонной промышленной ЦПМ Screen и широкоформатного УФ-принтера. Послушав выступление регионального директора Screen Europe Франца Копса на нашей конференции во время RosUpack 2018, мы решили узнать о перспективах развития бизнеса компании в мире и нашей стране и, в частности, сроках начала появления у нас первой этикеточной ЦПМ этого производителя. На этот раз Франц приехал в сопровождении своего руководителя — президента Screen Europe Таканоре Какита.

     


comments powered by Disqus