2004.12.10, Автор: Майк Байштедт2943 прочтений

Цветовой охват становится шире*

Теги: Флексографская печать Флексографская FSP

Типографии узкорулонной флексопечати рассчитывают выйти за привычные рамки цветового пространства CMYK.

Типографии узкорулонной флексопечати рассчитывают выйти за привычные рамки цветового пространства CMYK. Учитывая это, американская флексографская техническая ассоциация (FTA) решила включить в следующее издание стандарта FIRST стандартизированную версию расширенного цветового охвата с красным, зелёным и фиолетовым цветами.

Желание клиента, если он готов платить, — закон, говорят производители этикеток. «Традиционная» комбинированная узкорулонная печать может делать всё, «в линию» или автономно, от рельефного тиснения и металлизированных эффектов до печати насыщенных растровых плашек, изысканных цветовых переходов, растровых изображений с фотографическим качеством, мельчайших элементов и даже переменной информации. Но и цена будет соответствующей, особенно если работа выполняется в несколько прогонов. Запуская на рынок новый продукт, производитель хочет добиться максимально качественного отображения бренда на этикетке и по приемлемой цене. Но для современной этикеточной типографии, ощущающей давление со всех сторон, выдержать соотношение цена/качество становится непросто.

Перед типографиями встала задача — оперативно выпускать высококачественные этикетки, одновременно обеспечивая расширенный цветовой охват без привлечения дорогостоящей комбинированной или многосекционной печати.

Её, наряду с традиционной системой CMYK, были призваны решить две передовые технологии флексографской печати — Hexachrome и Opaltone, вместе со CMYK олицетворяющие динамично развивающееся технологическое направление узкорулонной печати.

За 15 лет краски, формные пластины, анилоксовые валы и измерительные технологии сделали революцию в узкорулонной полноцветной флексографской печати.

Первые попытки стандартизации флексографской печати CMYK связаны с инициативой FTA и EFTA (европейской флексографской ассоциации) — «Спецификации и допуски воспроизведения изображений флексографским способом» (Flexographic Image Reproduction Specifications and Tolerances, FIRST). Увидевший свет в 1997 г. сборник спецификаций FIRST означал для полноцветной флексопечати возможность разработки индустриальных стандартов, позволяющих добиваться прогнозируемых, стабильных результатов.

FIRST — универсальное, подробное справочное издание, освещающее все существенные аспекты дизайна, допечатной подготовки и печатного процесса, подготовленное при участии типографий, заказчиков полиграфической продукции, статистиков, производителей расходных материалов и оборудования, поставщиков пластин и высекальных штампов, а также консультационного совета, куда вошли потребители продукции и дизайнеры. Сейчас в работе находится третье издание спецификаций. Заказчики и типографии активно работают в сфере полноцветной флексопечати: для привлечения потребителя нужна красочная упаковка — стандарты FIRST делают печать высококачественной графики реальной. Главное преимущество FIRST CMYK в том, что индустрия хорошо знакома с технологией: практически все цветопробные устройства совместимы с FIRST, а 4-секционная печать воплотит любой макет.

У триадного процесса есть несколько недостатков, в т. ч. ограниченный цветовой охват CMYK, воспроизводящий лишь 60% цветов стандарта PMS (Pantone Matching System). Учитывая связанные с этим сложности, FTA в следующем издании спецификаций FIRST намерена сделать очередной шаг — стандартизировать расширенный цветовой охват с использованием красного, зелёного и фиолетового цветов.

Технологии Hexachrome и Opaltone должны повысить насыщенность и качество флексографского оттиска при печати за один прогон. Увеличенная плотность красочного слоя и стабильное растискивание, по замыслу разработчиков, снижают контрастность и улучшают восприятие оттиска в целом. Достигаемое при этом сокращение производственных затрат позволит типографии выдавать заказчику требуемый продукт, сохраняя столь желанное соотношение цена/качество.

Разработанная и лицензированная компанией Pantone в 1995 г. технология Hexachrome использует краски CMYK с изменённой формулой, а также оранжевую и зелёную краски. 6-цветная палитра более чем вдвое расширяет цветовой охват стандартной триады, воспроизводя почти 90% смесевых цветов Pantone. Результат — принципиально новый уровень качества.

Ключ к успеху Hexachrome — безусловно, краски, но и преимущества, которые типография получает с модернизацией технологического процесса. Печать одним красочным комплектом значительно уменьшает время приладки, оптимизирует складские расходы. Добавьте, что сокращается число форм при работе с многочисленными смесевыми цветами и получите максимально оптимизированное производство. Типография расширяет цветовой охват при меньшем количестве красок, сводит к минимуму цветокоррекцию в процессе печати, «пакетирует» заказы.

Для постоянных заказчиков можно выводить несколько комплектов форм. Время печати оптимально, простои сводятся к минимуму — без привычных переналадок тиражи печатаются быстрее и стабильнее. В итоге, за оперативное выполнение заказа клиент ничего не доплачивает, а предприятие не жертвует прибылью. Среди недостатков — шесть печатных секций, нет расширения цветового охвата в синем спектре. При использовании в УФ-флексо высоколиниатурных анилоксов с минимальным объёмом ячеек менее достичь требуемой насыщенности оранжевого и зелёного будет сложно. Для потребителей и дизайнеров упаковки Hexachrome предлагает гигантскую палитру, точно воспроизводящую цвета Pantone и корпоративные («фирменные») оттенки. Чистые цвета ярки и насыщенны, телесные — реалистичны, великолепно воспроизводятся пастельные тона и плавные переходы. Технология полностью поддерживает стандарты ICC, Macintosh ColorSync и Windows ICM 2.0, совместима с ведущими цветопробными пакетами, такими как GretagMacbeth ProfileMaker Pro 4.0, Monaco System ProfilerPro 4.0 и Creo Profile Wizard.

Флексография развивается, поэтому технологии расширенного цветового охвата Hexachrome, Opaltone и FIRST не стоит воспринимать как истину в последней инстанции. Создатели Opaltone пошли другим путём. Технология была разработана и запатентована в 1998 г. Opaltone Graphic Solutions (Австралия). Причина её появления та же, что у Hexachrome: желание усовершенствовать систему CMYK, особенно по воспроизведению смесевых цветов. Суть технологии 7-цветного цветоделения Opaltone: типография (независимо от того, флексография это, глубокая печать или офсет) печатает стандартными красками CMYK, к которым добавляются оригинальные красный, зелёный и синий. Но не все краски соответствуют спецификациям Opaltone, а для водорастворимых флексографских голубой компонент (cyan) часто получают комбинацией зелёного пигмента и синего фталоцианина. Расширенная цветовая палитра значительно сокращает потребность в дополнительных смесевых красках. Opaltone в состоянии без дополнительных смесевых красок решить типичную проблему CMYK — печать чистого оранжевого и насыщенного красного. При использовании в процессе смешения оттенка Opaltone red точно воспроизводятся все 960 тонов красного цвета с великолепной насыщенностью.

Для дизайнеров Opaltone предусматривает графический программный пакет plug-and-play, позволяющий готовить работы точно по спецификациям. 7-красочный технологический процесс поддерживают ArtPro (Multi Channel), Barco (Multi Channel), QuarkXPress (Multi-Ink). Программные пакеты Freehand и Illustrator работают только в режиме CMYK/смесевые цвета.

В целом Opaltone предлагает потребителям полиграфической продукции цветовую гамму в 2800 оттенков, улучшенное воспроизведение серого цвета, полутонов и глубоких теней. Хотя для узкорулонных типографий разработаны технологические стандарты на подготовку спецификаций, существует ряд сложностей. Помимо нужды в семи печатных секциях, добавьте, что заявленная плотность краски для узкорулонной печати ниже, чем в CMYK и Hexachrome. Это сказывается на качестве печати триадой сложных изображений. Продаётся Opaltone по лицензиям, выдаваемым типографиями производителям красок и дизайнерам.

Флексография усиленно развивается, поэтому технологии расширенного цветового охвата Hexachrome, Opaltone и FIRST не стоит воспринимать как истину в последней инстанции. Но задачу расширения цветового охвата флексографских процессов они действительно решают.


Об авторе: Майк Байштедт, директор по развитию компании Akzo Nobel Inks (в настоящее время — ANI Printing Inks), 25 лет трудится в сфере узкорулонной печати. Три года принимал участие в подготовке спецификаций FIRST, сейчас работает в подразделении узкорулонной печати, специализирующемся на разработке красок для флексографских технологий.


*Печатается с разрешения издателей журнала Labels & Labeling, www.labelsandlabeling.com

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Очевидные флексодостоинства
     

    В российской типографии «Запад-Восток» запущена первая в нашей стране и одна из первых в мире машина Gallus Labelmaster 440 — ещё до официальной премьеры, запланированной на LabelExpo 2017.

     

  • Гильзы нового поколения
    На широкорулонных производствах гильзы используются многие годы, а вот работающие с узкорулонным оборудованием лишь недавно начали открывать альтернативные способы краскопередачи и нанесения
  • Универсальные ракели *
    Хотя камер-ракельные системы разрабатывались для оптимизации дозирования краски в планетарных флексомашинах, нынешняя главная причина их установки- наращивание скорости печати без риска разбрызгивания краски.
  • Монтаж с пробной печатью*
    Без точного монтажа флексографских печатных форм вне печатной машины не будет качественной приводки. Специализированные монтажные устройства - важнейшая часть печатного производства.
  • Узкорулонная печать по гибкой упаковке *
    Основная часть печатаемой флексографским способом гибкой упаковки пока ещё выпускается на широкорулонных машинах с центральным печатным цилиндром.
  • Флексография выбирает гильзы *
    Гильзовые технологии давно не новинка: впервые они появились во флексографии в далёком 1974 г. Технологию Speedwell Sleeves первой представила Strachan and Henshaw Machinery.

comments powered by Disqus