101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

С ШИРОКО ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

  • Игорь Терентьев
  • 10 июля 2003 г.
  • 3201

Терентьев Игорь

Тот, кто видит возможность и ничего не делает, спит с открытыми глазами.
Житейская мудрость фрименов
Б. Херберт и К. Дж. Андерсон «Дюна. Дом Коррино»

Большая советская энциклопедия, несмотря на вызывающую идеологизированность, остаётся классикой жанра. Согласно БСЭ, «диверсификация — расширение сфер деятельности, номенклатуры продукции, производимой монополистич. объединениями. В результате они превращаются в многоотраслевые комплексы, подразделения которых не связаны между собой технологически».

Как справедливо заметила Наталья Журавская в статье «Высокая печать для высоких целей», проникновение полиграфических компаний в другие отрасли (если владелец типографии решит открыть ещё и турагентство) — тема для макроэкономистов. Нас же диверсификация в полиграфии интересует, прежде всего, с точки зрения расширения или даже смены ассортимента печатной продукции. В секторах, где совсем недавно это проявилось, наблюдается бурное развитие. Яркая иллюстрация — пластиковые карты, для изготовления которых предлагается множество решений: от обычных струйных принтеров до специализированных офсетных машин. Подробности — в статье Максима Добровенского «Карты, деньги…».

Хотя, на первый взгляд, диверсификация для отечественной полиграфии и нехарактерна, за примерами далеко ходить не придётся. Крупнейшая российская типография «Пресса-1» прекратила книжное производство и наладила выпуск цветных газет, параллельно развивая малотиражную журнальную печать. В планах на следующий год — выход в сектор крупнотиражного журнального производства способом глубокой печати. «Дом печати ,,Столичный бизнес,,», начинавший с цифровой печати, расширяет ассортимент услуг за счёт традиционной офсетной и струйной широкоформатной. «Типография ,,Арес,,», занимающаяся оперативной полиграфией, открыла направление тампонной печати. Есть и общие тенденции: всё меньше типографий не имеют собственного цифрового препресса. А это тоже диверсификация.

Есть и направления, ждущие первопроходцев. Специализирующихся на выводе плёнок компаний у нас немало. Но по мере внедрения CtP «плёночный» рынок неминуемо будет сокращаться. Самый вероятный вариант расширения ассортимента услуг или даже полного перепрофилирования — вывод готовых офсетных форм. Это сложнее, ведь плёнки универсальнее форм и менее «машинно-зависимы», но логика развития технологии подсказывает, что путь перспективен.

Но для тех, кто не хочет «спать с открытыми глазами» и видит в диверсификации не способ раскладки яиц по разным корзинам (в смысле минимизации бизнес-риска), а возможность создания прибыльных и эффективных производств, намечается проблема.

Как оценить рынок, на который планируется выйти? Как точно просчитать, на что сделать ставку? Увы, официальная статистика выпуска полиграфической продукции здесь не поможет. Во-первых, она недостаточно структурирована. Это касается как распределения по видам продукции, так и разбивки по регионам. Во-вторых, даже имеющаяся информация Госкомстата доверия не вызывают. Зная особое устройство родного края, и самые наивные не станут утверждать обратное.

Далеко не все при выборе направления развития готовы опираться на статистику от крупных поставщиков печатного оборудования. Просто потому, что не считают их независимыми и незаинтересованными её источниками.

Во всём цивилизованном мире сбор и анализ детальных данных о выпуске некоего вида продукции — прерогатива индустриальных ассоциаций и специализированных консалтинговых компаний. К сожалению, в полиграфии у нас нет ни того, ни другого. То есть формально ассоциации существуют, но ни одна пока не в состоянии сгенерировать достоверную статистику производства. Видимо, масштабы не те, да и задача не из простых.

А консалтинг? Есть! Но — общий, не ориентирующийся в специфике полиграфии. Проще прикинуть число будущих конкурентов в выбранном секторе на пальцах. С гарантированно меньшею погрешностью. Или лучше немного подождать?

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
15 наивных, но важных вопросов про автоматизацию склейки

Как лучше всего клеить коробочки и не только? Можно ли на одном устройстве изготавливать два заказа одновременно? А четыре? И кому вообще может быть полезен плоттер с клеем?

12 преимуществ настольного УФ-принтера Roland

Настольные планшетные УФ-принтеры — очень популярные устройства в рекламно-производственных и сувенирных компаниях, салонах оперативной полиграфии и коммерческих типографиях.

Есть ли перспективы у направления фотокниг?

На этот раз среди полученных нами ответов была значительная доля пессимистичных. Кто-то делает фотокниги, но мало, кто-то вовсе не считает этот сектор перспективным. Последние события, связанные с пандемией и очередным скачком курса валют, тоже не добавляют уверенности в будущем.

Разговоры о фотокнигах

Три истории про практический опыт организации бизнеса в области фотокниг.

Полиграфическая мода сезона 2020/2021

Хотя уже на следующий день после анонса Heidelberg стало известно о переносе drupa на 2021 г., объявленные решения точно будут оставаться актуальными для полиграфистов на ближайшие пару лет. А может быть, и дольше…


Новый номер

Тема номера – «Фотокниги». Heidelberg Speedmaster нового поколения. Глобальное обновление модельного ряда HP Indigo. Ricoh и цифровизация вузов. Справочник по цветным МФУ формата А3. Тайный Покупатель – о ценах и сроках изготовления буклета.


Голосование
Какие из «цифровых» спецэффектов вы считаете самыми полезными?
Белый цвет
27%
27 %
Выборочное лакирование
17%
17 %
Декорирование фольгой
7%
7 %
Все выше перечисленное
30%
30 %
Никакие - цифровые спецэффекты слишком дороги, поэтому спрос на них невелик
18%
18 %
Проголосовало: 121