101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

ВЫСОКАЯ печать для ВЫСОКИХ целей

  • Наталия Журавская
  • 10 июля 2003 г.
  • 5469
Современный графический дизайн и полиграфия — синтетическое единство. Бешеные темпы развития рынка заставляют специалистов, посвятивших таланты исполнению сложных проектов, чистых технологов и абсолютных дизайнеров соединять силы, чтобы продукция, которую на выходе оценивает заказчик, понравилась не только ему.

Ранее не помышлявшие ни о чём, кроме нормальной работы оборудования, технологи думают о способе воплощения творческого замысла дизайнера, а тот вынужден вникать в тонкости технологического процесса, чтобы замысел имел шансы реализоваться. Качественное исполнение заказа стало не только гарантией оплаты труда и признания профессионализма, но и самоценным элементом, усложняющим рынок дизайна и полиграфии: даже небольшие фирмы, не говоря уже о давно сложившихся и структурированных монстрах, изыскивают новые творческие решения.

За десять лет многие компании поняли, что если они не будут непрерывно двигаться в поисках «чего-то ещё», конкурентная ниша, в которой они научились прилично работать, скоро станет тесной для ещё как минимум десятка компаний, выпускающих сходную по качеству и ассортименту продукцию. А это значит, что в конкурентную борьбу надо вступать раньше, чем она станет неминуемой.

Диверсификация неизбежна, как восход солнца

Как ни крути, от узкой специализации полиграфистам приходится отказываться. Следовательно — расширять сферу деятельности. Впрочем, даже диверсификация имеет альтернативу.

При связанной диверсификации полиграфисты, специализировавшиеся на производстве, скажем, настенных календарей, могут быстро и удачно переключиться на изготовление упаковки. А при несвязанной, если уж не получается найти решение в своём, привычном секторе бизнеса, придётся изготавливать, спасая производство, например, эмалированные кастрюли. Но второй случай — для макроэкономистов. Жизнь сама указывает на необходимость расширять сферу деятельности и не пугаться собственных творческих амбиций. Как ни странно, именно они способны вывести компанию на совершенно иной уровень. А уж он-то измеряется в итоге величиной прибыли. Только продукт, изготовленный по оригинальной методике, с использованием нетрадиционных технологий, можно высоко оценить и дорого продать. Остальная, пусть даже качественная продукция будет у всех стоить примерно одинаково. Неожиданный и резкий экономический рывок можно совершить, отвергнув попытки только сохранить имеющийся уровень благосостояния фирмы. Это даже не обоснованный риск и расчёт — это чутьё финансового успеха. Но чтобы оно могло возникнуть, необходим технологический, а главное, творческий потенциал.

Красивое, оно и в Африке…

Случается, что диверсификация начинается совершенно неожиданно. Это вообще признак быстро развивающей экономики, идёт ли речь о компьютерной фирме или полиграфическом бизнесе.

Как сделать интересным и экономически успешным сборник сухой информации (статистика, цифры, схемы, специальные статьи) о юге африканского континента? Именно такой заказ поступил в дизайн-студию «Агентство МАНУФАКТУРА». Поймать и воплотить образ, который будет понятен, изящен и в итоге принят любым читателем — сложнейшая дизайнерская задача. Единственный способ её решить — применить комплексный подход. Но как это сделать?

В первую очередь, поняв задачу, объяснить себе, какими именно способами её можно решить, и определить этапы решения. Шаг за шагом! Необходимо сформулировать идею, выработать концепцию — чёткую последовательность реализации. И если ошибся, за результат будет стыдно. Ведь готовый продукт должен воплощать психоэмоциональный образ, которого добивалась группа разработчиков. И возникает он на основе взаимодействия графических решений, полиграфического исполнения и креативной составляющей.

Обдумав всё, мы поняли, что стоим на пороге необходимости диверсификации своего производства. Потому что традиционными способами красивый и необычный проект не сделать.

Как мы стали реаниматорами высокой печати

Как сделать статистический справочник высокохудожественным изданием, эстетским, не побоюсь этого слова, проектом? Вырисовывались два пути: либо сотворить нечто совсем новое, что в принципе возможно, но не нашими ресурсами, либо стилизовать проект так, чтобы он не только сразу привлёк внимание, но и заставил с любопытством и удивлением долистать журнал до конца.

Мучительные раздумья привели к необходимости соблюсти принцип максимальной документальности. Что такое Южная Африка в привычных ассоциациях? ХIХ век, колонизаторы, миссионеры, крокодилы, бриллианты, первый паровоз на континенте, начало становления экономики. Как реализовать? Компьютерная имитация горячего набора — слабовато, сразу понятно, что имитация. Офсетная печать? Может быть, но мы же хотели уйти от традиционности! Иллюстрации в колониальном стиле? Что-то в этом есть от качественной, но тупой эклектики…

Арт-директор «Агентства МАНУФАКТУРА» Евгений Чарский, посоветовавшись с техническим директором Ингрид Струэнзе, решил отказаться от любой имитации, применить ныне редко использующийся в классическом виде способ высокой печати и сделать не просто уникальный журнал, но настоящий библиографический раритет.

Технология высокой печати, которая сегодня едва упоминается в полиграфических учебных заведениях, была широко распространена вплоть до 80-х годов ХХ века, а на заре промышленной полиграфии вообще использовалась повсеместно.

Концептуальность выбора способа печати заключалась и в том, что в издании было много информации специфического характера — текстов. А высокая печать как нельзя лучше подходит для передачи текста, плашек, штриховых изображений.

Придумал дизайн — мучайся с воплощением

На уровне концепции идея была сформулирована, но её воплощение потребовало учесть и просчитать невероятное количество нюансов. Если мы решили сделать продукт с помощью настоящей высокой печати, то никакие компромиссы и промежуточные решения не подходят.

Поиск бумаги оказался сложнее, чем мы предполагали. По замыслу журнал должен напоминать подшивку старых, выцветших колониальных газет. Какая бумага будет соответствовать? Почти сразу отказались от крафта, поскольку все найденные и апробированные марки крафтовой бумаги оказались слишком тёмными и непрочными, сильно впитывали краску и не были рассчитаны на давление, создаваемое при высокой печати.

Мы искали от Европы до Архангельска и почти случайно обнаружили т. н. кабельную бумагу. Жёсткая, гораздо прочнее крафта техническая бумага не рвалась и выдерживала давление, практически не продавливаясь.

А как делать обложку? Журнал формата А4 планировалось собирать методом шитья в тачку, а материалом для обложки стал плотный, рыхлый переплётный картон Балахнинского комбината. Кабельная бумага и переплётный картон идеально подошли для воспроизведения в одну краску штриховых иллюстраций с клише и текстового набора. Именно это нам и было нужно!

В оформлении задействовали элементы африканской тематики. Появилась суперобложка с рисунками в технике литографии, имитирующими наскальную живопись. Если присмотреться к рисункам на суперобложке, то становится понятно, что изображённые на них местные жители что-то считают, используя разные подручные средства, например, бусы.

Весь макет журнала разрабатывался специально под высокую печать. Заголовки, фотографии, таблицы, схемы, карта, элементы колонтитула — всё должно было печататься со специально изготовленных клише. Макет полосы предполагал вёрстку текста двумя колонками с колонтитулами сверху, содержащими номер выпуска, его название, колонцифру в виде треугольника (типичного элемента африканского орнамента) и название раздела. Часть заголовков в тексте и колонцифра были сделаны на выворотке, подчёркивая характерную структуру оттисков с клише при печати в одну краску.

Есть такая типография!

В принципе, мы были готовы к тому, что, затеяв абсолютно оригинальный проект, столкнёмся с трудностями. Путь от идеи до воплощения был любопытным, но хлопотным. Иногда казалось, что полиграфической базы мы так и не найдём. Прочесав столицу, мы стали удаляться от неё всё дальше. И единственным городом, в котором представилась возможность организовать полный цикл производства (изготовление клише, набор и печать), оказалась Тверь, где в областной типографии обнаружилось давно не используемое оборудование для высокой печати. Станками время от времени здесь пользуются (печатают афиши), а вот линотип был просто разобран на части.

Нам предстояло столкнуться со всеми процессами высокой печати именно в том виде, какими они были сто лет назад. И, странное дело, нас это даже обрадовало! Эффект достоверности не мог возникнуть без ощущения первопечатников, осваивающих новое оборудование.

Хождения по мукам забытых технологий

Технологическая цепочка процессов высокой печати начинается с изготовления форм. Печатающие элементы форм высокой печати расположены в одной плоскости, пробельные углублены, чтобы в них при печати не попадала краска. Сами формы зависят от способа изготовления (из металла или фотополимеров). Сейчас в высокой печати чаще применяют гибкие фотополимерные. Но в Твери их не было… Нужны были металлические текстоизобразительные формы, составленные из отливного набора и клише. Как их изготовить?

Линотип, на котором набирается текст издания, был опечатан, когда мы в первый раз приехали в тверскую типографию

Есть три основных типа наборных машин для высокой печати: строкоотливные, буквоотливные и крупнокегельные строкоотливные. Для набора текста издания мы использовали первые, т. е. линотипы. До повсеместного распространения фотонабора они были основным наборным оборудованием не только в высокой, но в офсетной и глубокой печати. На линотипах изготавливают монолитные металлические строки с рельефной печатающей поверхностью. Это сложное устройство из трёх главных элементов: наборного, отливного и разборочного аппаратов.

При нажатии наборщиком клавиши из магазина выбирается матрица нужной конфигурации и кегля, служащая литьевой формой соответствующей буквы. Матрицы попадают в верстатку, где из них формируются матрично-клиновые строки, которые затем переносятся в отливной аппарат. Перед отливанием выполняется выключка строк, т. е. приведение их к заданной длине при помощи пробельных пластин — шпаций. В отливном устройстве матрицы заливаются при 275-285 °С гартом — специальным типографским сплавом свинца, сурьмы и олова. Заполнив матрицы, он быстро охлаждается и образует шрифтовую строку, которая выталкивается из формы, выравнивается по росту (стандартный рост линотипной строки — 25,1 мм) и кеглю, проходя между ножами, и выводится на приёмный стол машины, где наборщик помещает гранки в зажимное устройство. После отливки разборочный механизм возвращает матрицы в соответствующие каналы магазина. Производительность линотипа зависит от нескольких факторов (в основном, от сложности текста) и достигает 12 000 знаков в час.

Клише, с которых печатались иллюстрации, готовились так: после травления они выcверливались и прибивались на деревянные бруски нужной высоты

Отдельно отливались буквицы в крупнокегельных машинах, где машинный набор сочетается с ручным. Собранные вручную из линотипных матриц, они затем вводились в отливной аппарат.

И тут у нас возникла проблема. Компьютерный набор полос, как оказалось, сильно расходится с линотипным, несмотря на одинаковые гарнитуру и кегль. Пришлось на месте корректировать общий формат издания и пропорции набора. В итоге формат журнала оказался не А4, как изначально предполагалось, а несколько больше — 223х340 мм. Но готовый продукт визуально от этого только выиграл.

Это был наш первый опыт высокой печати, поэтому приходилось на практике постигать и приспосабливаться к особенностям незнакомой технологии.

Фрагмент формы высокой печати, состоящей из набора, отлитого из типографского сплава гарта, и металлических клише. Так печатали и век, и два назад!

Следующим шагом стало изготовление клише для иллюстраций. Из трёх разновидностей (штриховые, растровые и комбинированные) нас интересовали только настоящие металлические штриховые. Это был принципиальный момент, поскольку именно металл соответствовал первоначальному дизайнерскому замыслу: создать эффект максимальной достоверности и соответствия продукта технологическим приёмам столетней давности.

Человек, без которого создать такое клише просто невозможно, — квалифицированный фотограф. Процесс изготовления клише включал две операции: получение кислотостойкой копии на формной пластине путём экспонирования в копировальной раме контактного копирования и химическое травление для углубления пробельных элементов. Перед экспонированием в центрифуге на микроцинковую пластину толщиной 1-3 мм наносился копировальный раствор, содержащий соли хромовой кислоты (светочувствительный слой). Далее цинковая пластина экспонировалась через негативы, в результате чего задубливался копировальный слой на печатающих элементах будущей формы. Незадубленный слой сохранял растворимость в воде и удалялся с пробельных элементов, оставляя чистую металлическую поверхность. После этого к процессу подключился цинкограф. Вся поверхность пластины подверглась воздействию эмульсии из водного раствора азотной кислоты. Травление происходило только на участках, незащищённых задубленным покрытием, в результате чего и возник искомый рельеф. Травление должно направляться вглубь и осуществляться на отдельных участках формы различное время в зависимости от глубины пробельных элементов: меньше глубина — короче время травления. Метод называется однопроцессным эмульсионным травлением на микроцинке и используется не только для изготовления штриховых, но и растровых клише. Глубина травления штриховых клише на цинковых пластинах зависит от расстояния между штрихами — чем оно больше, тем глубже пробельные элементы. Для оптимального печатного процесса требуется не только определённая глубина пробельных элементов, но и трапециевидный профиль печатающих.

Верстка полос осуществляется вручную в соответствии с оригинал-макетом

Качество травления клише проверялось так: на него вручную красочным валиком накатывалась типографская краска и на ручном же пробопечатном станке делался оттиск. Цинкограф проверял его на предмет чёткости изображения и отсутствия отмарывания, возникающего, если отдельные участки печатающих элементов плохо протравились. Некоторые клише приходилось переделывать заново, недостатки травления исправлялись высверливанием и выпиливанием вручную. Готовые клише подгоняли по высоте, прибивая или приклеивая их на деревянный брусок нужной высоты. Рост клише вместе с подставкой должен был равняться 25,1 мм.

После всех этих увлекательных, но трудоёмких процедур началась вёрстка. В соответствии с оригинал-макетом каждая полоса версталась вручную из отлитых на линотипе строк, буквиц, клише и пробельного материала, т. н. риглет.

На иллюстрации слева собранные вручную полосы заключаются в форму, а справа только что отпечатанный оттиск с этой же формы попадает на приемный стол

Полосы в соответствии со схемой спуска заключались в стальную раму, в которой удерживались в процессе печати. А она шла на машине формата А3, поэтому на форме были расположены две журнальные полосы, разделённые более крупным пробельным материалом.

Однокрасочная плоскопечатная машина ПС-А3 состоит из накладного стола, красочного аппарата, печатного цилиндра, талера и бумаговыводного устройства. Листы бумаги вручную позиционируются в передних упорах непрерывно вращающегося печатного цилиндра. В это время начинается рабочий ход талера, на котором закреплена печатная форма, из крайне левого в крайне правое положение. При этом на форму накатными валиками красочного аппарата наносится печатная краска. Цилиндр с захваченным листом бумаги опускается, и печатная форма контактирует с бумажным листом. Оттиск получается за первый оборот цилиндра. Затем он поднимается и начинает второй оборот, пока талер возвращается в исходное положение, не касаясь формой печатного цилиндра, а готовый оттиск транспортируется листовыводным устройством на приёмный стол. Производительность плоскопечатной машины невысока — около 4000 циклов в час.

Работали на ней печатник и приёмщик, следивший за качеством оттисков. Особенностью подготовки к печати была приправка — выравнивание или перераспределение давления на отдельных участках формы. Разное давление ухудшает качество оттиска и ведёт к отмарыванию. Естественно, полностью избежать погрешностей печати не удалось, да это и не требовалось по замыслу. После того, как тираж был отпечатан, производилась его сборка (помимо высокой печати в одну краску в журнале есть цветные вставки) и отделка методом шитья в тачку.

Кто это делал, зачем и почему мы об этом рассказали

Семинар студии «Агентство МАНУФАКТУРА» на выставке «Дизайн и реклама-2003» был целиком посвящён проекту высокой печати. В нём, помимо арт-директора Евгения Чарского, принимали участие технический директор Ингрид Струэнзе и наш консультант по печати Максим Кыласов.

Как только возникла идея воплотить проект таким необычным способом, этот небольшой коллектив заболел желанием его реализовать так же сильно, как бразильская торсида на мундиале. Готовы были практически на всё. Два месяца люди прожили в типографии. И не только потому, что очень хотелось довести дело до желаемого результата — сотни и сотни мелких и крупных проблем требовали немедленного решения. А оно всякий раз тянуло за собой очередную препону… Если бы часть забот они переложили на плечи исполнителей, проект просто не состоялся. Сколь ни гениален дизайнерский замысел, сам по себе он не живёт!

А вывод таков: поиск новых технологических решений, отход от традиционных способов исполнения сегодня становится главным.

Высокие технологии, в т. ч. и в полиграфии, развиваются быстро. Иногда — быстрее, чем поколение дизайнеров и полиграфистов успевает осмыслить, переварить, вычерпать всё, что они предлагают. Парадокс — мы проскакиваем мимо возможностей, не успев понять даже того, что они в принципе существуют, гонясь за всё более новыми и удобными технологиями. Разумеется, понять и успеть использовать всё самое новое невозможно. Зато можно попробовать мыслить нестандартно! Только так создаётся нечто, выбивающееся из ряда очень качественных, но абсолютно понятных с точки зрения современной дизайнерской мысли и технологических ресурсов продуктов.

Итог

Мы держим в руках то, чем вполне можно гордиться. Журнал из 78 полос, напечатанный на кабельной бумаге способом высокой печати (не считая нескольких цветных вкладок и суперобложки), выглядит как подшивка из старых, случайно сохранившихся газет.

Арт-директор «Агентства МАНУФАКТУРА» Е. Чарский обсуждают с техническим директором И. Струэнзе очередные нюансы исполнения проекта

Это даже похоже на гравюру. У книги есть рельеф, объём, она живая, и иногда возникает иллюзия, что это абсолютно национальный, африканский продукт. Он дышит правдой изображения, в нём — историческая правда. А когда разворачиваешь двухполосную экономическую карту юга Африки, сделанную с одного клише, возникает желание поискать на ней клад, спрятанный древними вождями враждующих племен.

Получив первые готовые экземпляры, мы воочию убедились, что никакой имитацией не добьёшься того, чтобы ни один из оттисков не походил на другой.

Главное, мы точно знали — так не делает никто. Это уникальный проект, который выглядел на выставке «Дизайн и реклама-2003» среди шикарной офсетной полиграфии живо и совершенно необычно.

Конечно, мы говорили о частном случае. Был выполнен конкретный заказ оригинальным способом — высокой печатью. Из этого не следует, что всем надо немедленно броситься к старым технологиям. Речь о другом.

Рассуждая о диверсификации, мы показали, что в стремлении достигнуть результата, нельзя игнорировать весь опыт, накопленный мировой полиграфией. Мы сделали только один шаг в сторону и наткнулись на уникальное дизайнерское и технологическое исполнение. Может быть, наш пример поможет коллегам расширить круг поиска новых решений для реализации своих задач. У нас получилось.

Несомненно, современные дизайн и полиграфия де факто становятся субъектами диверсификации, которая нашу компанию вывела на иной уровень осмысления собственных возможностей.

Об авторе: Наталия Журавская (sales@manufacktura.ru), директор дизайн-студии «Агентство МАНУФАКТУРА».


Высокий препресс

Иллюстрации под клише и текстовую вёрстку для линотипного набора пришлось готовить отдельно. Мы узнали, какие гарнитуры, какого кегля и интерлиньяжа имеются в тверском линотипе. Сделали пробный макет полосы и отдали его в типографию. Получили первый оттиск, посчитали количество букв в строке, строк в полосе набора и т. д.

Выяснили, что клише должны быть штриховые и максимально простые, без деталей и плавных переходов. Иллюстрации готовили так: фотографии обрабатывали в Photoshop (делали их контрастными, дорисовывали), затем переводили в векторный вид в Adobe Streamline, опять корректировали и помещали в макет. Когда всё было свёрстано и подписано заказчиком, иллюстрации под клише собрали на отдельных спусках для вывода плёнок. Изображение на форме высокой печати обратное (зеркальное), т. к. сама печать прямая, следовательно, выводились негативные плёнки.


Станки

Машины для высокой печати бывают трёх видов: тигельные, ротационные и плоскопечатные. В последних бумага прижимается печатным цилиндром, а печатная форма плоская и расположена на подвижном талере. За каждый цикл работы он совершает два хода — один рабочий, при котором получается оттиск, другой — холостой, а вращающийся печатный цилиндр совершает два оборота.

В тверской типографии есть раритет плоскопечатная машина Ausborg 1907 г. выпуска, на которой до сих пор печатают афиши!

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Текстильная печать: итоги, тренды, планы

В начале нового года принято подводить итоги прошедшего и строить планы на будущее. Publish решил узнать, как прошёл 2023 год и какие планы на 2024-й у руководителей компаний, занимающихся цифровой текстильной печатью, и задал им несколько вопросов.

Выставка UPAKEXPO

Международная специализированная выставка упаковочного оборудования и готовых упаковочных решений под этим названием проводится впервые, хотя это всё та же знакомая нам upakovka. Ключевая идея UPAKEXPO — обмен профессиональным опытом и информацией по основным темам упаковочной отрасли. Ниже вы найдёте список экспонентов, которых мы отобрали как наиболее интересных для наших читателей.

Как дела у РПК?

Рекламно-производственные компании в 2023 году и анализ результатов их деятельности.

Дизайнерская бумага: рыночные вызовы и тренды

Фактически два года российская экономика находится в условиях беспрецедентно жёстких экономических санкций, которые затронули каждую сферу производства, в том числе такую, казалось бы, малозначимую область, как печать рекламной продукции на дизайнерской бумаге. Для некоторого числа типографий сокращение объёмов импорта материалов вызвало определённые проблемы, но прошёл значительный отрезок времени, и ситуация стала проясняться.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 104