2003.03.06, Автор: Игорь Терентьев2608 прочтений

1SC

Теги: Бумага Publish

За этой слегка "неправильной" аббревиатурой скрывается весьма объемистый класс этикеточной бумаги - классического продукта, во все времена пользующегося стабильным и устойчивым спросом.

За этой слегка «неправильной» аббревиатурой (от англ. one side coated — с односторонним покрытием) скрывается весьма объемистый класс этикеточной бумаги — классического продукта, во все времена пользующегося стабильным и устойчивым спросом.

С тех пор, как этикетка утратила свою сугубо информативную роль и стала ключевым инструментом продвижения товара на рынок, появилось и понимание важности правильного выбора этикеточной бумаги.

Вопреки видимой простоте, это один из самых сложных среди всех выпускаемых видов бумаги. Технологически этикеточная бумага состоит из трех компонентов: среднего слоя-основы, мелованного покрытия лицевой и обработанной оборотной сторон (чаще — покрытие со специальными свойствами). В качестве основы применяется чистоцеллюлозная бумага или с примесями древесной массы.

Поскольку в процессе этикетирования (нанесения этикетки на товар) бумага подвергается значительным нагрузкам, основа должна обладать высокой прочностью и быть хорошо проклеена. А для обеспечения заданной степени влагоустойчивости, влаго- и оптической непрозрачности в бумагу-основу вводят различные добавки.

Слой (или слои) мелования состоит из пигментов (каолина, карбоната кальция) и связующих компонентов, обеспечивающих хорошие печатные свойства. Существует этикеточная бумага одно-, двух- и даже трехслойного мелования. Отдельный класс — бумага литого мелования. Для придания определенной степени белизны, щелоче/влагостойкости и других свойств используются различные добавки.

Главное назначение обработки (или покрытия) оборотной сторо-ны — предотвратить скручивание бумаги, вызываемое односторонним мелованием: волокна лицевой стороны бумаги-основы высыхают и сжимаются больше, чем оборотной. Другие цели — придать бумаге определенную влажность и степень впитываемости клея при этикетировании, а также улучшить ее поведение в процессе вырубки. В результате обработки оборотная сторона бумаги часто приобретает некоторую, хорошо заметную даже на глаз, шероховатость. (Подробнее см. статью «Спрос рождает предложение: этикеточная бумага» в Publish ? 4, 1999. Классификация и характеристики классической этикеточной бумаги не претерпели существенных изменений.)

Давайте поговорим о некоторых любопытных тенденциях, структуре спроса на различные виды этикеточной бумаги и о текущем ассортименте — мини-справочник с основными техническими данными для большинства представленных на российском рынке марок этикеточной бумаги можно найти в таблице (в нее не включена металлизированная этикеточная бумага).

Увы, в таблицу попали только импортные марки — ситуация с этикеточной бумагой отечественного производства по-прежнему не внушает оптимизма: объемы невелики и улучшения не предвидится. Тем, кто все же хотел бы ознакомиться с ассортиментом российских производителей бумаги, советую обратиться к Publish ? 9, 2001.

Стабильный рост

Именно так можно охарактеризовать ситуацию на российском рынке этикеточной бумаги. По оценкам большинства поставщиков, его емкость составляет 35-40 тыс. т в год. По данным таможенного комитета готовой этикетки (включая мягкие сигаретные пачки), ввезено чуть более 6000 т (с учетом подрезки и прочего на их изготовление ушло около 10 тыс. т бумаги). Хотя последний факт не радует, он все же может внушать определенный оптимизм (особенно нашим типографиям), ведь в случае изменений налоговой и таможенной политики по отношению к готовой полиграфической продукции и расходным материалам печатники получат хорошие шансы по привлечению новых заказов. Только когда это произойдет? Пока же за ввезенный из-за границы тираж заказчик платит 5% пошлины (при ввозе с Украины — вообще не платит), а печатник — 15% за сырье (качественная российская этикеточная бумага, где ты?).

Поставки этикеточной бумаги в Россию организованы через представительства производителей (крупным потребителям) и с помощью бумажных оптовиков.

Как отметил директор по маркетингу и развитию бизнеса российского представительства Ahlstrom Юхани Йоронен, главная особенность нашего рынка — очень быстрый рост: «Нынешние 5-10% роста продаж этикеточной бумаги в год уже давно являются предметом зависти в Западной Европе, где рынок практически стабилизировался. Для нас, ведущего мирового производителя этикеточной бумаги, располагающего производственными мощностями в Финляндии, Германии и других странах, российский рынок является одним из ключевых». Директор по продажам российского представительства Ahlstrom Александр Торопкин оценивает занимаемую его компанией долю рынка в 35-40%: «Бумага от Ahlstrom исторически одна из самых дорогих, но благодаря стабильности качества пользуется устойчивым спросом у российских печатников». Кроме поставок продукции фабрик Кауттуа (Финляндия) и Шантрен (Франция), Ahlstrom осуществляет продажу бумаги фабрики Салах (Германия). Среди основных партнеров Ahlstrom — компании «Регент-Арт», «Комус», «Александр Браун», «Бумага и картон» (Санкт-Петербург) и др.

Примерно в 6% оценивает долю своей компании в России представитель M-real Александр Колков:

«В прошлом году мы поставили этикеточной бумаги на 20% (!) больше, чем в предыдущем. Это больше общих показателей роста рынка, которые, по нашим оценкам, составили 15%». Александр отметил, что для M-real этикеточная бумага не является основным продуктом. Общая мощность производства составляет всего 40-50 тыс. т в год, а текущий ассортимент включает два наименования — SimcastorPlus и SimcastorPlus HS. Прекращен ввоз не пользовавшейся особой популярностью бумаги Simcastor High Gloss, зато с января 2003 г. начаты поставки еще одного известного бренда — Zanders, что стало завершением длительного процесса поглощения этой компании. Соответственно, доля M-real в России должна увеличиться. Компания тесно сотрудничает с оптовиками: «Регент-Арт», «Комус», «Риком» (Нижний Новгород), «Сибирская бумага», «Уральская бумага» и др.

По информации директора по маркетингу компании «Берег» Кирилла Усова, в 2002 г. объем продаж этикеточной бумаги составил чуть более 9 тыс. т (22-26% рынка):

«Основная марка в нашем ассортименте — Interflash производства бельгийской фабрики Intermills, входящей в итальянский концерн Gruppo Cordenons. Мы продаем ее уже шестой год, в 2002 г. — чуть более 4000 т (10-12% всего российского рынка), причем рост объема продаж составил 27%. Мы довольно успешно продаем этикеточную бумагу производства Torraspapel (Испания), StoraEnso и Sappi».

Хотя многие участники рынка традиционно неохотно делятся информацией об оценках распределения российского «этикеточного» пирога, большинство поставщиков также настроены оптимистично. Например, представитель по продажам этикеточной бумаги UPM-Kymmene Маргарита Познахирко, говоря об относительно небольшом 3% росте за прошлый год, объяснила его исключительно ограниченными возможностями производства на фабрике Ямсанкоски (110 тыс. т в год), где выпускают бумагу UPM Jamsacoat и UPM Unique: «Мы выбрали всю квоту для СНГ по поставкам этикеточной бумаги». Бумага от UPM продается также через «Дубль В», «Александр Браун», «Арт Папир».

Представительство StoraEnso в России сообщает об увеличении объема продаж на 10%. Основными причинами роста являются развитие отечественной пищевой промышленности и приход в нашу страну крупных западных фирм. В компании считают, что успех на рынке обеспечивают стабильность качества бумаги и ритмичность поставок при разумном ценообразовании. Важный аспект — сосредоточение усилий на тех секторах рынка этикеточной бумаги, где продукция компании наиболее востребована. Основные партнеры StoraEnso среди оптовых продавцов бумаги — «Берег» и «Регент-Арт».

Что покупается?

Среди бесспорных тенденций последних лет — увеличение доли самоклеящейся этикетки. Казалось бы, это должно оказывать отрицательное влияние на объемы производства классической этикеточной бумаги. Но большинство производителей поставляют свою продукцию в качестве бумаги-основы для изготовления самоклеящихся и металлизированных материалов. Поэтому даже синусоидальные изменения спроса на металлизированную бумагу, связанные с модой на нее, не приводят к снижению объемов производства традиционной 1SC.

Зато в соотношении продаж влагостойкой и невлагостойкой бумаги на фоне обычных сезонных изменений все же наблюдается постепенный перевес влагостойкой. Эта тенденция обратная происходившему на рынке в 1998-99 гг., когда стремление сэкономить на всем привело к тому, что на возвратной таре широко применяли дешевую этикетку из невлагостойкой бумаги.

Сейчас же, с приходом в Россию крупных транснациональных корпораций с их жесткими требованиями к организации производства, влагостойкая бумага для пивных и водочных этикеток — скорее правило, чем исключение. По словам Кирилла Усова, готовые этикетки из влагостойкой бумаги лучше выдерживают транспортировку, на них легче печатать. Впрочем, это мнение разделяют не все. Маргарита Познахирко (UPM Kymmene): «Влагостойкая бумага дороже, и употреблять ее для этикетирования невозвратной тары неэкономично».

Несколько хуже с форматами. Большая часть сухой этикетки печатается на листовых офсетных машинах, а доля продаж рулонной бумаги относительно общего объема этикеточной у поставщиков колеблется от 50% до 30% (в лучшем случае). Справедливо замечает по этому поводу Кирилл Усов («Берег»): «Некоторые типографии, вооруженные размотками, не прочь «сэкономить». Выгода весьма сомнительная, т. к. брак в печати прямо пропорционален кривизне нарезки». Старший менеджер отдела картона и этикеточных бумаг ГК «Дубль В» Игорь Власкин отмечает, что стремление выгадать на формате за счет покупки рулонных материалов более присуще региональным типографиям, а также универсальным, не специализирующимся на производстве этикетки, выполняющим подобные заказы время от времени.

Но все участники рынка говорят о росте интереса к самой дорогой бумаге — литого мелования: Chromolux (Zanders), Eurokote (Torraspapel), Sinarlux Arcadia (APP), Sunikote (Guyenne papier), SuperCote (StoraEnso) и др. Эта бумага для заказчиков (например, поставщиков элитных вин), рассчитывающих на этикетку самого высокого класса.

Инновации

На фоне таких бурно развивающихся индустрий, как информационные технологии, бумажная отрасль выглядит консервативной — некоторые марки бумаги выпускаются десятками лет. Но ведущие производители постоянно повышают качество продуктов.

Александр Торопкин (Ahlstrom) рассказал, что в 2001 г. на фабрике Кауттуа произошла большая модернизация «мокрой» части машины (в частности, заменен напорный ящик), а в 2002 г. — модернизированы некоторые узлы, добавлены системы современного контроля качества и новые меловальные установки (можно класть 2 слоя мелования он-лайн). Теперь вся бумага имеет более высокую белизну и глянец (т. е. улучшенные печатные свойства).

Среди ближайших планов компании — ввод машины для тиснения на фабрике Кауттуа, что позволит осуществлять поставку этикеточной бумаги с тиснением (сейчас это возможно только для бумаги Chantelor 300 EM).

На фабрике Ямсанкоски (UPM-Kymmene) проходит уже вторая за последние четыре года модернизация. В 1998 г. была усовершенствована «мокрая» часть машины, в результате чего выпуск увеличился до 110 тыс. т в год, повысилась белизна бумаги. После второй модернизации, которая должна завершиться весной этого года, мощность достигнет 140 тыс. т в год. Планируется начать выпуск нового вида бумаги с улучшенными характеристиками.

На фабрике Иматра (StoraEnso) в конце 2002 г. было установлено дополнительное оборудование, позволяющее еще точнее контролировать качество бумажного полотна непосредственно в момент его изготовления.

На фабрике Симпеле (M-real) в апреле 2002 г. за счет изменения химического состава бумаги Simcastro Plus HS была на 3% повышена белизна и улучшена непрозрачность.

Что впереди?

У российского рынка классической этикеточной бумаги неплохие перспективы. Особенно радует рост интереса к дорогим сортам — влагостойким и литого мелования. А в условиях отсутствия серьезных инвестиций в отечественную бумажную отрасль можно смело прогнозировать рост поставок импортной продукции. Но самым дорогим подарком бумажникам и печатникам было бы изменение налоговой политики государства, вынуждающей российских производителей искать типографии за рубежом.

Автор благодарит за помощь в подготовке публикации руководителей и работников компаний Ahlstrom, M-real, StoraEnso, UPM-Kymmene, «Берег», «Д-Графикс», ГК «Дубль В», «ОСТ-Принт», ГК «Регент».

Таблица. Импортная этикеточная бумага

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     

  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • ТЕСТ: Насколько хорошо вы разбираетесь в бумаге?

    Редакция Publish совместно с партнёром — MONDI PRINT CLUB — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги и подготовиться к вступлению в закрытый Клуб полиграфистов.

  • ТЕСТ: Как выбрать бумагу для цифровой печати или Почему что-то пошло не так...

    Редакция Publish совместно с партнёром — Xerox — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги для цифровой печати и её воздействия на качество.

  • Бумага UPM DIGI: выразительность самого белого
     

    Цена бумаги — значительная часть стоимости заказа. Можно ли сэкономить, взяв для цифровой печати обычную бумагу, или стоит потратиться на цифровую? Ответ на этот вопрос получили участники встречи «Соцветие UPM DIGI: выразительность белого».

     

  • Многомерность бумаги
     

    При всей кажущейся простоте и «плоскости» бумага на самом деле — сложная, многомерная вещь, способная вызывать у людей сильные эмоции.  И на организованной 5 апреля компанией «Берег» в Москве презентации «Бумага и чувства» владелец фабрики Gmund — харизматичный Флориан Колер — это убедительно доказал.

     


comments powered by Disqus