101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Каталоги возможностей

  • Игорь Терентьев
  • 3 февраля 2003 г.
  • 4605
Бумажные каталоги могут служить дизайнерам и печатникам не только в качестве справочников и рабочих инструментов, но и стать источниками новых творческих идей.
Всю работу по изготовлению внутреннего блока, включающего образцы бумаг и разделители — печать, ламинацию разделителей, высечку и сборку, — выполнила «Офсетная типография ? 21».

Знаменитая электронно-вычислительная машина System/360 компании IBM (прототип внедрявшейся в Советском Союзе и странах соцсодружества серии ЕС ЭВМ), скорее всего, получила название по номеру поколения компьютеров — третьего — и году начала разработки. Но есть и более интересная легенда: машина задумывалась как первая по-настоящему универсальная и покрывающая все сферы применения электронно-вычислительной техники, поэтому номер системы означает 360-градусный охват. Мы не претендуем на всеобъемлющее раскрытие темы бумажных каталогов (System/360 тоже оказалась не всемогущей, хотя стала невольной виновницей отмирания перспективной отечественной ветви вычислительной техники), но постараемся взглянуть на каталоги, содержащие образцы бумаги и информацию о них, с самых разных сторон.

Основное внимание будет уделено каталогам дизайнерских коллекций. Какие бывают каталоги, и что в них содержится? Каковы цели их создания и какими средствами они достигаются? Кто и как изготавливает бумажные каталоги? Для чего они нужны? Попробуем разобраться…

От простого к сложному

Конечно, пользоваться такими каталогами, как ArgoWiggins Impressions, намного удобнее, чем склеенными.

Начнем со списков цен, или прайс-листов. Обычно они содержат краткие описания ходовых наименований дизайнерской бумаги, включая цвет, фактуру, плотность и форматы. Образцов бумаги там вы не найдете. Иногда списки цен составляют в виде брошюр, дополненных некоторой полезной информацией об оптимальных условиях хранения, подходящих способах печати и послепечатной обработки бумаги. Прайс-листы полезны тем, что только из них можно быстро составить представление о ценах, текущем ассортименте и месте покупки выбранной коллекции.

Простейшие и самые популярные каталоги изготовлены в виде вееров, содержащих комплект материалов из одной или нескольких коллекций. По ним можно ознакомиться с цветом и фактурой бумаги, на каждом образце обязательно напечатано ее название и плотность. Иногда поставщики отходят от канонической прямоугольной формы. Ценность вееров минимальна, поскольку позволяют лишь оценить общий вид материала и прикинуть, как одна бумага сочетается с другой.

В каталоге финской компании Terreus традиционная книжечка с образцами бумаги в виде лесенки и запечатанными полосами в сопровождении с краткими описаниями всех коллекций дополнена папками с чистыми листами нескольких видов формата А4. Набор выдержан в едином стиле и помещен в изящную коробку.

Более сложные каталоги изготавливают в виде фирменных папок, куда лесенкой или не перекрывающимися прямоугольниками вклеиваются образцы одной коллекции. Папки сопровождаются текстовой информацией об имеющихся плотностях и форматах, полезными сведениями о печати и послепечатной обработке. Последняя мода — каталоги в папках-скоросшивателях, куда помещается несколько папок поменьше. Форматы — от стандартного А4 до мини, размером с чековую книжку. Фирменные папки интереснее, чем веера, т. к. включают весь ассортимент одной коллекции в систематизированном виде и некоторую дополнительную информацию. Но для оценки совместимости разных сортов бумаги веера удобнее.

Сейчас приобретают популярность комплексные каталоги, включающие в себя все коллекции одного производителя или предлагаемые одним поставщиком. Обычно они помещаются в большую папку-скоросшиватель с металлическими держателями, куда вкладываются несколько папок поменьше. Состав, исполнение и степень полезности самые разнообразные. Ниже мы подробнее остановимся на некоторых любопытных экземплярах.

Все дизайнеры, с которыми мы обсуждали тему бумажных каталогов, единодушны: наиболее интересны и полезны комплекты не только с образцами бумаги, но и примерами ее использования. Это могут быть подборки запечатанных образцов. Часто производители делают набор, где одно изображение отпечатано на различных видах бумаги, что позволяет наглядно сравнить результаты взаимодействия печатного процесса и определенной бумаги.

Встречаются подборки образцов с результатами различных технологий печати и послепечатной обработки. Поскольку производители бумаги подбирают только самые удачные варианты, их полезно иметь в качестве ориентиров для будущих дизайнов. Иногда это позволяет существенно сэкономить на экспериментах.

Количество плотностей бумаги Symbol Pearl невелико, что позволило разместить образцы «каскадом».

Встречаются и комбинированные сочетания, когда в книжечку-каталог с образцами бумаги вклеены запечатанные листы. Менеджер по маркетингу компании «Берег» Кирилл Усов отмечает: «Нужно различать каталоги бумаги и visual books — образцы печати на бумагах той или иной коллекции. Каталоги включают в себя все производимые бумаги, visual books демонстрируют печать на характерных видах из коллекции. Только сами фабрики в состоянии изготовить полноценные каталоги, а тем более visual books, т. к. заказывают продукцию большими тиражами — это существенно сокращает стоимость экземпляра. К тому же некоторые западные типографии оснащены спецоборудованием, позволяющим делать именно такой вид продукции, например, автоматически наклеивать квадратики бумаги в нужное место на основе. У нас подобная операция возможна только вручную, причем качество результата оставляет желать лучшего».

Папку такого формата пришлось заказывать в Германии, так как в России ряд операций нужно было выполнять вручную, из-за чего стоимость изготовления оказалась выше.

Технологам типографий будут полезны каталоги, содержащие подробную техническую информацию об особенностях печати и послепечатной обработки. Даже если поставщик снабжает вас только веерами, у него почти всегда имеется дополнительная информация в виде уже переведенных на русский язык брошюр либо оригинальных материалов от производителя.

Как правило, ведущие российские оптовики, наряду с подготовкой собственных каталогов, готовят и локализованные версии фирменных. Тогда переведенные на русский язык описания отправляют поставщику, который централизованно изготавливает тиражи в едином стиле для разных стран. Например, именно так поступают в ГК «Регент», заказывая русские версии каталогов у компании Gmund. В «Регенте» считают, что все каталоги обязательно должны быть переведены на русский язык, поскольку они служат еще и учебным пособием для клиента, а в таких случаях пользование иноязычными материалами затруднительно.

За кулисами

Внутри каждой коробочки от Curtis — набор мини-каталогов для одной коллекции с образцами в виде традиционной лесенки и общая табличка с полным ассортиментом марок, плотностей и форматов.

Создание хорошего каталога для дизайнерской коллекции — дело непростое и дорогостоящее. Мы задали несколько вопросов, касающихся бумажных каталогов, представителю Curtis Fine Paper (Шотландия). Рассказывает менеджер по маркетингу компании Джейн Милроу: «Когда мы собираемся изменить стратегию продвижения продуктов, объявляем тендер для компаний, желающих предложить нам свои творческие и стратегические решения. Сейчас мы работаем с очень успешной и креативной студией Elmwood, располагающей офисами в Эдинбурге, Лидсе и Лондоне.

В ближайшее время торговые марки Curtis будут обновлены, что потребовало создания новых каталогов и маркетинговых материалов. Как они будут выглядеть — пока секрет; в ближайшие пару месяцев наши представители раскроют его широкой публике. Совместная с Elm-wood работа над проектом заняла около года.

«Старые» каталоги Curtis выполнены в стиле «чековых книжек» в коробочках — мы хотели создать наиболее удобные инструменты для графических дизайнеров и печатников. Такие каталоги не займут много места на столе, их можно легко открыть и просмотреть. Мы были первой компанией Соединенного Королевства, взявшей на вооружение этот формат, теперь ставший визитной карточкой Curtis Fine Paper. Каталоги были созданы студией Tayburn McIlroy Coates из Эдинбурга, победившей в тендере 1993 г. Работа продолжалась около года и завершилась в 1994 г.».

Мэрлин Бауэр (Gmund): «На правой полосе разворота каталога Worldline можно наблюдать водопад цветов, олицетворяющих природные пояса при путешествии с севера на юг».

Не менее любопытен опыт компании Gmund (Германия). Его освещает Мэрлин Бауэр: «В создании наших каталогов участвуют несколько дизайн-студий в Лондоне, Нью-Йорке, городах Франции, Швейцарии и Германии. Gmund — по-настоящему интернациональная компания; мы поставляем свою продукцию более чем в 70 стран. Поэтому сотрудничество с международными агентствами для нас очень важно — оно позволяет создавать каталоги, учитывающие особенности национальных рынков.

Вначале всегда появляется бумага. Мы передаем ее дизайнеру, делающему каталог, и обрисовываем общую идею, как это должно выглядеть. Иногда идея рождается при обсуждении нового проекта с дизайнером.

Сам каталог Worldline был отпечатан офсетным способом, а подробное описание имеющихся в нем образцов печати расположено внутри. Здесь применялся более широкий спектр технологий.

Далее события развиваются по-разному. Например, дизайнер сразу предлагает отличный вариант, и мы даем добро на продолжение работы в том же духе. Бывает, что он делает совсем не то, что ожидалось. Но если результат интересен, мы можем согласиться. Когда же каталог близок к завершению, мы предлагаем дизайн-студии подготовить другие полезные для выбора бумаги инструменты: мини-каталоги, образцы для прямой рассылки или специфичные для каждой коллекции. Вся работа занимает довольно много времени — от двух месяцев до полугода, и даже больше.

Для примера — чуть подробнее о нашей новой коллекции Worldline, дизайн маркетинговых материалов для которой создавался студией Heinz Wild (Швейцария). Основная идея — коллекция охватывает мир, подобно меридианам. У бумаги тонкая тисненая линейчатая структура, поэтому мы решили, что линии очень похожи на меридианы. На общую идею должен был работать и выбор цветов.

Для севера и полярных широт были выбраны холодные и ледяные цвета. Более теплые — это Европа, Швеция, Норвегия… По мере продвижения на юг цвета все «горячее» — красный и желтый. Это Африка. Развитие и реализация идеи — плод совместной работы с Heinz Wild. Весь путь от первоначальной идеи до печати каталога занял у нас год».

Наше…

Располагающие не столь широкими финансовыми возможностями, как производители бумаги, российские оптовики все-таки находят средства на создание бумажных каталогов. «Веерами» уже никого не удивишь, поэтому некоторые поставщики задумались над более сложными и полезными для клиентов комплексными каталогами.

«Желтый ящик» — комплексный каталог MAP Paper, включающий большую часть ассортимента компании.

Одним из пионеров была компания MAP Paper (тогда еще MODO Paper), выпустившая «Черный ящик» с образцами всех предлагаемых видов бумаги. После того как ассортимент компании претерпел существенные изменения, в MAP Paper изготовили «Желтый ящик» — новое поколение каталогов. Ящик вмещает 6 томов: мелованная бумага — Silverblade, Sweprint и др.; немелованная — Data Copy, Scandia, Ivory Board и др.; цветная и фактурная — Data Colours, Marmor, Kaskad и др.; цветная и фактурная — Lustulux, Ingres и др.; специальные виды — Fasprint, FasCal, DataCopy Labels; полиграфический картон — Invercote. Каждый раздел каталога для удобства разделен «закладками»; бумага нарезана лесенкой, на кальке сверху указана масса 1 м2, каждая марка снабжена описанием с указанием сферы применения. Каталог продается, цена — 75 долл.

В группе компаний «Дубль В», по словам руководителя отдела маркетинга и рекламы Елены Афанасьевой, создать единый каталог дизайнерских бумаг задумали сразу, как только было принято решение о существенном расширении коллекции. Произошло это в прошлом году. Пополнение коллекции началось в апреле, а презентация каталога произошла 17 октября в клубе «Муха». Сейчас каталог включает 22 бренда дизайнерских бумаг.

Каталог должен был удовлетворять нескольким требованиям. Во-первых — удобство использования, поэтому остановились на формате образцов А5. Благодаря конструкции в виде папки-скоросшивателя, любой образец можно легко вынуть и даже попробовать выполнить на нем некоторые технологические процессы, например, биговку, конгрев или тиснение фольгой. Во-вторых — возможность пополнения или замены, что также обеспечивается выбранной конструкцией. Всем, кто приобрел каталог (они номерные), из «Дубль В» по мере расширения ассортимента будут высылаться дополнения, которые останется лишь вставить в папку. Кроме рассылки дополнений предполагается проведение среди владельцев каталога различных мероприятий, в частности, конкурсов и лотерей.

В-третьих, создатели хотели, чтобы каталог был полезен. Поэтому, кроме образцов бумаги и основных сведений о них, на его страницах содержится информация об особенностях печати и послепечатной обработки. Она была тщательно собрана от поставщиков и переведена на русский язык. И конечно, каталог должен радовать глаз. Дизайн оформления папки и страниц-разделителей делали Виталий Сенаторов и Александра Поликанина.

Каталог издан тиражом 1500 экз. и продается по цене 600 руб., что даже ниже его себестоимости. Примерно половина покупателей — типографии, треть — дизайн-студии и рекламные агентства. Весь цикл издания от идеи до конечного продукта занял около полугода, из которых на изготовление потребовалось 2 месяца.

Кроме комплексных каталогов, некоторые российские бумажные оптовики уже могут поделиться опытом выпуска продуктов, посвященных отдельным коллекциям. Вот как описывает один из таких проектов компании «Берег» Кирилл Усов: «Идея сделать новые, более представительные каталоги витала в воздухе, но в силу идейных, финансовых и технических факторов осуществлять ее мы начали только в 2002 г. Сказалось счастливое стечение обстоятельств: выбранная для этого проекта бумага Symbol Pearl необычна и не группируется ни с какой другой.

Каталог Symbol Pearl от «Берега» — результат компромисса между ценой производства, технологичностью и дизайнерскими изысками.

Реализовать идею предложили дизайн-студии «Пикселз» (Санкт-Петербург). Ставилась задача показать на обложке возможности бумаги. В ответ поступило несколько вариантов, а сошлись мы на компромиссе между ценой производства, технологичностью и дизайнерскими изысками. К сожалению, часть предложенных технологий и идей в Санкт-Петербурге реализовать было негде — предполагалось обложку делать из 2 склеенных слоев бумаги, на одном из которых было трехмерное тиснение (шарик для гольфа). Увы, за это никто не взялся…

Производство первой партии шло непросто — далеко не все типографии готовы печатать фолиевыми красками, а из берущихся не все могут гарантировать должное качество.

Еще одна проблема возникла на этапе сборки — оказалось непросто подобрать соответствующий бумаге клей. Но когда в итоге все встало на свои места, изготовление последующих партий пошло легче.

Кстати, в дизайне нам помог фабричный visual book, который я сначала изучил в деталях сам, а потом принес дизайнеру Сергею Огновенко. Увидев его, тот быстро подобрал сюжет, хорошо иллюстрирующий особенности перламутрового покрытия.

Кроме этого проекта в прошлом году мы также выпустили каталог Sirio Pearl и презентационный буклет Curtis. Последний не включает всех сортов, хотя дает представление о коллекции в целом».

Новый каталог коллекции Curious Collection от Arjo Wiggins невероятно красив и, кроме образцов бумаги, содержит немало любопытных дизайнерских идей. Сопровождается брошюрой на русском языке. Поставщик — компания Cosyma — уверяет, что получить этот чудо-каталог может бесплатно любой желающий.

В ГК «Регент» самостоятельно изготавливают образцы печати и вложения, а также каталоги для многих коллекций, например, для продуктов ArjoWiggins. Вот как это объясняет представитель ГК «Регент»: «Это связано с целым рядом причин. Бывает, что у поставщика общий каталог, а мы поставляем только часть коллекций или в наш ассортимент входят не все цвета или плотности из данной коллекции — тогда собственный каталог обязателен. Иногда каталог поставщика недостаточно «адаптирован». Например, когда эти каталоги делаются сразу для нескольких стран и в нем нет всей необходимой информации.

Существует также большие коллекции, состоящие из нескольких семейств, например, «Конкуэрор». Такие каталоги отличаются громоздкостью или ими неудобно пользоваться. В этом случае мы делаем несколько отдельных каталогов, на каждую из подколлекций.

Бывают и чисто практические причины. Например, предоставленное поставщиком количество каталогов для нас недостаточно, и мы допечатываем их сами. А иногда самостоятельно печатать каталоги экономически более выгодно, чем заказывать их у поставщика.

Мы никогда не продаем наши каталоги. Их можно получить бесплатно в отделах сбыта, на выставках, заказать по почте. Существует бесплатная доставка курьером, обычно — «мини-каталоги».

Красота и польза

Большинство фирменных каталогов дизайнерских коллекций очень красивы. Ими можно любоваться часами. На их создание потрачены немалые деньги, а из содержимого можно почерпнуть немало творческих идей. К тому же, изготавливавшие каталоги дизайнеры и печатники уже провели огромную работу, выбрав для вас выигрышные сочетания цветов и фактур материалов, технологий печати и послепечатной обработки. Не забывайте о несметных возможностях каталогов, используйте их… Не пожалеете!

Автор благодарит за помощь при подготовке статьи работников компаний Cosyma, Curtis, Gmund, MAP Paper, «Берег», ГК «Дубль В», ГК «Регент».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
Высокая стоимость печати и цифровой отделки
32%
32 %
Слишком дорогое оборудование
14%
14 %
Недостаточный формат ЦПМ
6%
6 %
Недостаточное качество цифровой печати на стандартных упаковочных и этикеточных материалах
4%
4 %
Не все упаковочные и этикеточные материалы хорошо обрабатываются на цифровом отделочном оборудовании
8%
8 %
Не хватает послепечатного оборудования, способного работать с короткими и сверхкороткими тиражами
6%
6 %
Не отработана система продаж цифровой печати упаковки и этикетки, трудно набрать достаточно заказов
15%
15 %
Заказов на цифровую печать упаковки и этикетки просто слишком мало
15%
15 %
Проголосовало: 79