101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

IFRAExpo-2002: как цифры проникают в буквы

  • Михаил Шубин
  • 12 ноября 2002 г.
  • 3821

Что такое IFRA?

Ведущая в мире Ассоциация газетных и медиа-технологий IFRA (www.ifra.ru, www.ifra.com) основана в 1961 г. Сфера внимания IFRA покрывает все издательские процессы — газетные, журнальные, а с недавнего времени и электронные. Сюда входят не только допечатные и печатные технологии, но и технологические составляющие работы всех издательских структур: редакций, рекламных отделов, телекоммуникационных служб, маркетинга и т. п.

Международная выставка IFRAExpo — одно из важнейших направлений деятельности Ассоциации. Первая IFRAExpo-1970 состоялась в Майнце. 14-17 октября этого года в выставке IfraExpo-2002, проходившей в Барселоне, приняли участие более 200 компаний из 27 стран мира.

Что было на выставке — общее впечатление

Выставка-ярмарка такого масштаба хорошо отражает состояние и наметившиеся тенденции рынка издательских технологий с точки зрения поставщиков и потребителей. Здесь будут высказаны субъективные впечатления и мнения автора, побывавшего на этой выставке, с акцентом на допечатные технологии.

Участников можно разбить на несколько категорий: допечатные технологии, электронное издательство, материалы, печать, распространение, управление производством. В основном это были европейские компании. Умеренное количество посетителей, по-видимому, является общеевропейской тенденцией замедления роста в этом сегменте рынка (чего нельзя сказать о ситуации в нашей стране).

IFRAExpo-2002, обладая высокой информативностью, оказалась достаточно компактной (по европейским меркам), практически все производители «тяжелого» печатного оборудования ограничились отдельными секциями машин.

Тенденции

Рядовой потребитель, сталкиваясь со стремительным увеличением объемов информации, выбирает источник с более понятной и удобной структурой, облегчающей поиск. Это заставляет издательства обращать больше внимания на структуризацию данных. Развитие электронных технологий и неослабевающая популярность печатных газет и журналов определяет стремление издательств иметь общее хранилище информации с унифицированными атрибутами, правилами, поиском, что приводит к росту популярности стандарта представления информации XML (eXtensible Markup Language, www.xml.org). XML не является конкурентом HTML и PDF, он их объединяет. Обилие и разнообразие на IFRAExpo-2002 программных продуктов, использующих в качестве стандарта представления данных XML, это подтвердило.

Существует общая модель эволюции конкуренции, определяемая четырьмя уровнями совершенства: сырья, оборудования, технологий, систем качества. Выставка определила современный издательский рынок на промежуточном этапе между третьим и четвертым уровнем, т. е. практически все поставщики конкурирующих продуктов имеют в своем распоряжении схожее сырье и оборудование. Разница в организации производства и технологиях отражается на конкурентоспособности — технические параметры для моделей одного класса сходны, а основные отличия в технологичности оборудования, широте спектра моделей, системах автоматизации и управления заданиями.

Наиболее ярко эти тенденции проявились в редакционно-издательских и системах Computer to Plate (CtP).

Редакционно-издательские системы (РИС)

Более 70 компаний на выставке предлагали программное обеспечение, в большей или меньшей степени покрывающее потребности современных редакций. Выделим следующие группы: управление бизнес-процессами, управление содержанием и медиаданными, редакционные системы, автоматизация приема и разверстывания рекламы, управление и автоматизация допечатной подготовки, телекоммуникационные системы. Отдельно — множество небольших программ-утилит и глобальные системы управления качеством всего производства. Большинство систем дополняют друг друга и в качестве основной связующей среды используют стандарт XML и его производные, например NML (News Markup Language — набор XML-меток разрабатывался для описания документа, теперь он включен в NITF: www.xmlnews.org).

Наиболее интересными для современных редакций мне представляются системы, связывающие чисто редакционную деятельность и допечатную подготовку, — именно здесь максимум временных затрат при подготовке изданий. Очевидно, что такие системы должны перекрывать программы макетирования и верстки. На выставке их было представлено три: K4 Publishing System (SoftCare), Quark Publishing Systems (Modulo Systems), Quark Digital Media System (Quark). Система К4 появилась достаточно недавно и ориентирована на пользователей Adobe InDesign, с какой программой верстки связаны две последних, понятно из названий. По функциональным возможностям QPS и новая К4 схожи и ориентированы на газетно-журнальные редакции. QuarkDMS — система с большими возможностями (и ценой), ориентированная на издания со сложной структурой (каталогов, справочников и др.).

Отмечу общую глобализацию систем приема и разверстывания рекламы. Раньше большая часть была представлена модулями автоматического размещения рекламы, связи с базой данных приема рекламы издательства (FrontEnd) и с программой верстки, например CLS — Classified Layout Systems (Managing Editor). Большинство представленных на выставке систем подобного рода теперь включают в себя и настраиваемую SQL-базу данных, и клиентские рабочие места для приема рекламы, систему автоматического размещения, интегрируются в редакционно-издательские системы, например, gADgets (Modulo Systems).

Интересной особенностью рынка издательских систем является постоянно растущее число небольших утилит и дополнений к существующим большим системам. Такая ситуация, по-видимому, обуславливается многообразием комбинаций сложившихся технологических решений в редакциях и появление «не перекрытых» системами автоматизации участков техпроцесса. Пример компании, специализирующейся на подобного рода программах, — CoDesCo.

Системы Computer to Plate

Стопа пластин за 3 минуты

Практически все поставщики газетных CtP, принимавшие участие в выставке, — Agfa и поглощенный ей Autologic Information International, basysPrint, Creo, Esko-Graphics, Krause-Biagosch, Kodak Polychrome Graphics, Western Lithotech — представили свои последние разработки. Интересно, что ни один производитель не показал на выставке фотонаборное оборудование, хотя оно есть у всех. Видимо, время пришло…

Компания Agfa на выставке отметила юбилей — 500-я инсталляция газетного CtP серии Polaris.

Газетная индустрия, как никакая другая полиграфическая отрасль, чувствительна к оперативности печати. Поэтому общая тенденция рынка газетных CtP — увеличение производительности. Причем важны пиковые возможности, т. к. высокая скорость подготовки печатных форм обеспечит более поздние сроки сдачи материалов из редакции в типографию (счет идет на минуты), а это определит конкурентоспособность редакций, выбирающих типографию с лучшими условиями сдачи материалов. Выставка отразила несколько основных направлений, которым следуют производители газетных CtP: увеличение скорости экспонирования (две-три сотни пластин в час — не новость), обширная автоматизация подачи и обработки пластин (загрузка нескольких форматов из разных лотков без участия оператора, автоматизированные линии проявки, сгиба, пробивки и доставки пластин до печатной секции). Все большей популярностью у производителей пользуется фиолетовый лазерный источник для экспонирования пластин.

500-я инсталляция Polaris предваряет еще одну тенденцию — переход нескольких заводов Agfa по изготовлению расходных материалов на соотношение объемов выпуска «классической» и «цифровой» продукции в пользу последней. Это свойственно и другим производителям расходных материалов. Неминуемое изменение баланса цен на аналоговые и цифровые расходные материалы вызовет еще больший спрос на оборудование CtP. А ставка некоторых производителей CtP на применение УФ-источника экспонирования и аналоговых расходных материалов выглядит не слишком дальновидной.

Эволюция

Прогнозировавшийся революционный захват власти электронным технологиям не удался. Хотя темпы их интеграции в газетную индустрию постоянно растут. Думаю, стоит ожидать симбиоза электронных и бумажных СМИ, конкретные тенденции которого явно обозначены уже сегодня.

Об авторе: Михаил Шубин (shubin@terem.ru) — менеджер по продуктам компании «Терем».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Скромно, с перспективой на будущее

С 23 по 26 января в московском «Экспоцентре» прошла очередная выставка UPAKEXPO. Не претендую на статистический анализ, но возникло впечатление, что на этот раз «полиграфическая» часть выставки получилась довольно скромной, не случайно стенды знакомых полиграфистам поставщиков располагались в малых залах выставочного центра.

Сто дней до drupa

Во время написания этой статьи до drupa 2024 оставалось чуть больше ста дней. Сразу после пандемии COVID-19 было много разговоров том, что традиционный формат выставок себя изживает и от него будут постепенно отказываться. Многие задавались вопросом, не ознаменует ли пандемия конец торговых ярмарок, на которых компаниям всё труднее оправдывать расходы, а посетителям — находить время для их посещения. Однако прошлогодний успех европейской Labelexpo, Printing United в США и специализированных выставок в Китае показал, что «пациент» скорее жив, чем мёртв.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 20