101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Стиль вашего диска

  • Анастасия Куликова
  • 3 декабря 2002 г.
  • 6825
С развитием технологий появилась возможность украшать диски картинками, фотографиями, красивыми шрифтами и различными эффектами. Как нанести изображение на поверхность диска и сколько это стоит?

Рассмотрим технологии нанесения изображения на поверхность CD, отличающиеся по качеству, производительности и стоимости. Начнем с самой простой…

Для минималистов

Печать выполняется на наклейке, которая затем переносится на диск. Пресс для наклеек очень прост и стоит 220 руб. На бумагу изображение наносится любым способом. Если струйным, то чернила могут смазываться. Лучше использовать наклейки на пергаменте (Vellum) или печатать пигментные чернила (модели HP 900-й серии, EPSON Stylus C80, C70, Photo 2100). Еще вариант — напыление из баллончиков специального лака для покрытия наклеек CD «Comp Motip». Его поставляют фирмы, торгующие автомобильными лакокрасками «Motip». Качество наклейки зависит от способа печати, но все-таки не столь презентабельно, как печать на поверхности диска.

Струйная печать

Существует несколько технологий нанесения изображения на поверхность диска. При небольших тиражах оптимальны струйная и термотрансферная печать на принтерах. В связи с особенностью струйной печати необходимо использовать диски со специальным покрытием (inkjet printable) из одного слоя, впитывающим в себя чернила и надежно их удерживающим. У разных производителей характеристики и цвет специального слоя различны. У TDK он белый, а у Verbatim слегка блестящий. Основной недостаток — впитывание не только чернил, но и жира с пальцев. После печати нужно покрыть диск специальным бесцветным лаком.

Принтер и дубликатор составляют готовую мини-фабрику по производству CD.
Хотя струйных принтеров много, для печати на CD диск должен подаваться в зону печати и выходить оттуда без изгиба. Умельцы переделывают механизм подачи струйного принтера во фронтальный и, используя стандартные струйные чернила, печатают небольшие тиражи.

У компании EPSON есть две новые модели универсальных принтеров для фотоэнтузиастов — Stylus Photo 950 и Stylus Photo 2100, в которых помимо печати на бумаге уже реализована функция печати на CD. Stylus Photo 2100 — профессиональный семицветный принтер для фотопечати (формат А3+). Новые пигментные чернила EPSON Ultra Chrome обеспечивают высокую свето- и влагостойкость отпечатков. Вполне можно печатать тиражи для презентаций. Но для загрузки следующего диска нужен оператор, поэтому печать больших тиражей утомительна. В среднем цена EPSON Stylus Photo 950 составляет 450 долл., а EPSON Stylus Photo 2100 — около 700.

Принтер и дубликатор составляют готовую мини-фабрику по производству CD.
Две новых модели струйных принтеров для печати на поверхности дисков — Signature IV и Signature Pro. Это профессиональное оборудование компании Primera Technology со специальными чернилами, разработанными для невпитывающей поверхности компакт-дисков. Добавьте дубликаторы Composer, и готова мини-фабрика по производству CD и DVD-дисков прямо в офисе.

К любому принтеру можно подключить автоподатчик дисков (Conductor Printer Autoloader) с одновременной загрузкой до 50 дисков с управлением через драйвер принтера (оператор нужен только при запуске).

Цены на струйники Primera колеблются в районе 2000-2500 долл. Последняя инновация компании — оборудование Bravo, в котором совмещены дубликатор и струйный принтер. В Россию еще не поставлялось, но его уже можно заказать.

Термопечать

Технология термопечати — это комбинация высокой температуры и кратковременного нажатия (давления) на печатающую головку: краситель переносится с лавсановой ленты на диск, пока скользящий поднос перемещает его к печатающей головке. Преимущество термальных принтеров над струйными: для печати не требуется особого покрытия на дисках, а само изображение долговечно. Термальный переносной процесс не работает с дисками Printable из-за их пористой поверхности.

В термопринтерах краситель переносится с лавсановой ленты на диск.
Фирма Primera помимо струйных принтеров выпустила и термопринтер для печати CD — Inscripta (4000 долл.) — с монохромным и двухцветным картриджами. Себестоимость отпечатков очень низкая — около 0,06 долл. А встроенный механизм экономного расхода картриджа использует строго необходимое количество ленты.

Существуют и другие модели термопринтеров, например, Perfect Rimage Prism американской компании Rimage. Для автоматизации процесса печати на нем можно приобрести установку Rimage Prism Auto Printer, позволяющую загружать и выгружать автоматически диски из принтера (емкость шпинделя — 120 дисков).

Рисуем CD

Иногда удобнее разрабатывать дизайн диска с помощью специализированных программ.
Дизайн компакт-дисков создается в графических редакторах (CorelDraw; Adobe Photoshop и т. д.) и через драйвер выводится на печать. Компании-производители принтеров для печати на дисках разрабатывают собственные программы для создания дизайна: EPSON — EPSON Print CD, Primera — Sure Thing Edition для разработки дизайна и Prima Color для настройки цветопередачи изображения. В комплекте с принтером Perfect Rimage Prism также поставляется специальное ПО — CD Label Editor, обладающее спектром возможностей, ориентированных на задачу создания макета для CD: нанесение штрих-кода, вставка серийных номеров, работа с БД и т. д.

Шелкография

При больших тиражах выгоднее привлекать промышленное печатное оборудование. Основные технологии — шелкография и офсет. Первая реализуется, например, на 4-цветном аппарате Kammann 15-Q. При печати используются четыре взаимно ориентированных печатных формы. Можно печатать по «зеркалу» без белой подложки, применять еще один неориентированный цвет («подложка») или заказные цвета по шкале Pantone (золото, серебро, бронзу и т. п.). Основное поле для нанесения рисунков и надписей на поверхности компакт-диска находится между окружностями с диаметрами 36 и 115 мм. Максимальный диаметр наружного края для плашки — 116 мм, для выполнения надписей — 115 мм. Качество цветов может различаться на полях с алюминиевым покрытием или без него (зеркальная поверхность). Чтобы избежать этих различий, необходимо делать белую (или любую другую) подложку под основное изображение — печатное поле будет находиться в зоне окружностей с диаметрами 16 и 116 мм. Следует учесть, что в зоне окружностей с диаметрами 33 и 35 мм на компакт-диске изображение будет отсутствовать из-за конструктивной (технологической) канавки. Шелкография идеальна для простых картинок с количеством цветом не более пяти, для точной передачи текста и линейных элементов. А вот использовать градиентные растяжки не рекомендуется, т. к. образуется ступенчатая структура. Стоит подобное шелкографическое оборудование в среднем около 300 тыс. долл.

Офсет

Самое высокое качество полноцветных изображений обеспечивает офсетный способ печати по поверхности диска. Современная офсетная машина К15-40 германской фирмы Werner Kammann Maschinenfabrik GMBH состоит из шести секций: для нанесения подложки, четырех красочных (CMYK) и лаковой.

В принципе, подложку (первая белая краска) можно и не наносить, если бы не технологическая канавка; кроме того, цвета без подложки получаются ненасыщенными. Подложку можно сделать ориентированной (с помощью дополнительной печатной формы для белой краски) — незапечатанная поверхность диска останется зеркальной, что придаст дополнительный эффект изображению. В офсетной печати на дисках используются стандартные печатные офсетные краски. После каждой секции в машине стоит УФ-сушка. Каждый диск из подающего устройства попадает в открытую каретку (напоминающую ту, на которой находится диск в футляре), где закрепляется с помощью вакуума с непечатаемой стороны. Эти каретки движутся конвейером по специальным салазкам во фронтальном направлении, перемещая диск под валиком с краской каждой секции. Диск при печати не крутится, что позволяет достичь хорошего совмещения красок. Такой офсетный «принтер» стоит около 1 млн долл. Время на приладку машины — 10-12 мин, тысячный тираж печатается за 15 мин, цена за один диск — около 0,6 долл. Чем больше тираж, тем меньше цена. Кстати, можно сделать тираж «болванок» с нанесенным изображением вплоть до фотографического качества, а специалисты будут по мере необходимости и поступления записывать нужную информацию (это важно, когда информация постоянно обновляется, а дизайн диска неизменен).

Бонус: дополнительные эффекты

Для придания неповторимости диску используются различные эффекты. Об ориентированной подложке уже упоминалось. Существует спецмастеринг — нанесение графических изображений с помощью лазера на поверхность диска. Например, по кругу «гравируется» изображение логотипа фирмы. Можно сделать спецмастеринг и на рабочей поверхности диска там, где нет информационного слоя (сначала записывается информация, смотрится, сколько осталось места, и после этого разрабатывается дизайн спецмастеринга). Основой диска является пластмасса — оптический поликарбонат. Для придания своеобразного эффекта можно изменить его цвет. Черный придаст диску необычный вид: с одной стороны он будет черным, а с другой будет нанесено изображение. Или — можно изменить цвет отражающего слоя. Когда на диск электровакуумным напылением наносится тонкий слой особо чистого алюминия, цвет получается серебристым. А если применять специальный цветной сплав, диск приобретает «золотой» цвет.

Нужно сделать настоящий CD? Выбирайте способ и печатайте! А как болванку превратить в «конфетку» — это зависит от вашей фантазии и… материальных возможностей.

Об авторе: Анастасия Куликова (NastasyaK@inbox.ru) учится в Московском государственном университете печати на факультете полиграфической технологии.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Что вы чувствуете?

Обычно я всем рассказываю, что большая часть моей работы — это посещение различных предприятий полиграфической и смежных с нею отраслей.

Очень тонкая грань

Что такое печатное искусство, тиражная графика, printmaking?

Тренды брендинга 2024: что нового и почему?

Тренды — социально-психологическое явление в чистом виде. Они отражают происходящее и очень сильно зависят от контекста, который провоцирует то или иное поведение и потребности большинства людей. Грамотный менеджмент и маркетинг заключаются в правильном считывании этой ситуации и реагировании на неё — так мы получаем возможности.

Что делать, когда нечего делать?

Последние несколько лет меня удивляет нытьё некоторых коллег на недостаточную загрузку их типографий. У меня и в некоторых знакомых мне типографиях уже лет пять — ровно обратные проблемы: очередь из заказов на несколько месяцев вперёд. На моём рынке нет больших прибылей, но явно есть свободное место и неудовлетворённый спрос.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 108