101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Бумага с секретом

  • Игорь Терентьев
  • 13 сентября 2002 г.
  • 16537
Уникальные свойства самокопирующей бумаги сделали ее незаменимым материалом для изготовления многостраничных бланков.

Примеры продукции, изготовленной из самокопирующей бумаги в типографии «Альфа-Дизайн». Среди них и собственный бланк типографии, заполнявшийся при приеме заказов. Внутренний блок книжки для вкладывания в коробку c CD также напечатан на «самокопирке», хотя здесь самокопирующие свойства остались не задействованы – просто нужна была тонкая бумага хорошего качества.
Первая ассоциация, возникающая при знакомстве с самокопирующей бумагой (carbonless paper), — это полноценный атрибут шпионского снаряжения. И в самом деле: если по стопке из внешне ничем не отличающихся от обычной бумаги страниц провести линию, то она появится и на всех остальных листах (как при использовании копирки).

Чтобы понять, как это происходит, вернемся в прошлое. Первые многостраничные бланки появились в 1803 г., когда была изобретена копировальная бумага — ее вставляли между двумя листами обычной. Значительно позже, в 1882 г., английский бизнесмен наладил выпуск бланков с готовыми слоями для копирования. С этого времени и начался устойчивый рост их потребления.

В 1950 г. американский ученый-исследователь из National Cash Register Company (ныне — NCR Corporation) Барри Грин открыл процесс микрокапсуляции, принципиально изменивший положение в области многостраничных бланков. 30 июля 1953 г. он вместе с другим исследователем из той же компании, Лоуэллом Шлейчером, подал заявку на патент, в котором описывался принцип микрокапсуляции, применяемый при изготовлении самокопирующей бумаги. С 1951 по 1954 гг. NCR пыталась найти партнера, способного наладить промышленную технологию нанесения чувствительного к давлению микрокапсульного покрытия на бумагу.

В итоге им стала Appleton Coated Paper Company (ныне — Appleton Papers). После выпуска нескольких опытных партий 26 марта 1954 г. состоялась первая продажа серийной самокопирующей бумаги NCR Paper. За один год было продано 438 тонн. С тех пор появилось еще несколько производителей такой бумаги, в начале 70-х начались ее масштабные продажи в Европе, а мировое потребление достигло уровня 2,5 млн тонн в год.

Типичный трехстраничный деловой бланк включает три основных вида самокопирующей бумаги, взаимодействующих друг с другом. Вместе листы образуют систему, обеспечивающую копирование изображения (а точнее — рисунка давления) на лицевых поверхностях второго и третьего листов. Верхний лист имеет снизу покрытие из миллионов микрокапсул с бесцветным красителем и называется CB (coated back). На нижний (CF, coated front) покрытие наносится сверху — это взаимодействующий с красителем реагент. Средний лист (CFB, coated front and back) имеет два покрытия: сверху — реагент, снизу — микрокапсульное. Когда по верхнему листу пишут ручкой или любым другим предметом, давление передается на оборотную сторону, что приводит к вскрытию капсул с красителем и его взаимодействию с реагентом приемного покрытия — на нем возникает черное или синее изображение.

Для некоторых сфер, например, при изготовлении слипов, требуется чувствительная к давлению бумага, на которой изображение появляется без взаимодействия с вышележащим слоем. В этом случае в лицевом содержатся микрокапсулы и реагент. Такая бумага обычно имеет в своем названии индекс SC (self-contained). На оборот может наноситься еще один микрокапсульный слой, такой вариант называют SC/CB. Бумага SC требует особенно бережного обращения как в процессе печати, так и в послепечатной обработке. Частое применение SC — бланки с первым слоем из обычной бумаги (например, фирменные).

Бумага, цвет и форматы

Бумага-основа для «самокопирки» — обычная, из целлюлозы. Для удобства работы с многостраничными бланками их слои часто делают разноцветными, чтобы было сразу ясно, для какого отдела или операции предназначен каждый бланк. Поэтому все производители предлагают как белую самокопирующую бумагу, так и цветную, окрашенную в массе (как правило). Чтобы обеспечить гарантированное воспроизведение изображений на каждом листе многостраничного бланка, используется тонкая бумага с массой 1 м2 50–60 г. Более плотная обычно применяется в качестве последнего листа. Минимальная плотность предлагаемой на рынке бумаги — 43 г/м2, максимальная — 170 г/м2.

Принцип работы трехстраничного бланка из самокопирующей бумаги

Приведенный при объяснении принципа работы «самокопирки» пример основан на трехслойном бланке (с одним внутренним слоем CFB). Но внутренних слоев CFB может быть меньше или больше — столько, сколько это необходимо в конкретном случае (или не быть вовсе – в комбинации CB+CF). При этом следует учитывать плотность бумаги и то, каким способом будет наноситься изображение, которое должно копироваться. В качестве ориентира можно использовать либо таблицу 1, либо, для верности, подобрать вручную бланк с требуемым количеством слоев из образцов, а потом проверить его в деле.

Как и другие виды запечатываемых материалов, самокопирующая бумага предлагается в ролях и листах. Ролевая поставляется в соответствии со спецификацией заказчиков и применяется для изготовления бесконечных бланков, особенно популярных в банках. Длина ролей составляет от 3500 до 14 400 м, ширина — от 240 до 1000 мм. Наиболее популярные форматы листовой «самокопирки» — А4, 43x61 см и 43x30,5 см. Форматная бумага А4 чаще всего предлагается в уже подобранном виде: цветными наборами по 2, 3 и 4 листа.

Заказчики бланков из самокопирующей бумаги (по данным типографии «Издательской группы “Синий апельсин”») – в процентах

Печать и послепечатная обработка

Наличие самокопирующего слоя и малая толщина самокопирующей бумаги налагают определенные ограничения на технологии печати, которые могут применяться при изготовлении бланков. Чаще всего это офсетная печать с увлажнением и без него, реже — флексографская и высокая. Для изготовления бесконечных бланков обычно используются специализированные ролевые офсетные машины. Количество таких типографий в России невелико, их основные клиенты — крупные финансовые организации, в т. ч. государственные, что обуславливает определенную закрытость изготовителей непрерывных бланков. Все большую популярность приобретает изготовление листовых бланков непосредственно в офисах на лазерных принтерах. Основные преимущества: оперативность и удобство. Для таких бланков необходима специальная бумага, устойчивая к воздействию повышенной температуры. Как правило, в ее обозначении присутствует слово Laser или Xeroform. Большинство изготавливаемых бланков одноцветные, хотя есть примеры полноцветной печати.

После запечатывания листовые бланки подбираются (при больших тиражах здесь не обойтись без листоподборщика), а затем склеиваются. Это очень ответственная операция, выполняемая вручную сразу после подрезки подобранных стоп. Для склеивания можно использовать только специальный клей, рекомендованный производителем бумаги: дело в том, что клей вступает во взаимодействие с различными покрытиями «самокопирки», обеспечивая скрепление листов внутри комплектов бланков. При этом склеивания комплектов между собой не происходит.

Каталоги самокопирующей бумаги Reacto компании August Koehler
Как рассказал директор типографии «Альфа-Дизайн» Дмитрий Лаврик, где первые бланки на бумаге Zanders Autocopy (Германия) начали печатать еще в 1991 г., тогда все тонкости печати и послепечатной обработки приходилось осваивать на собственном опыте — подробных рекомендаций, доступных сегодня на сайтах и в каталогах производителей и поставщиков, просто не было. Много сложностей возникало в процессе склеивания. «Не покупайте клей зимой — после переохлаждения он не восстанавливает своих свойств», — советует Дмитрий. Сейчас в «Альфа-Дизайне» печатают бланки на бумаге Reacto компании August Koehler (Германия).

Говоря о сложностях работы с самокопирующей бумагой, коммерческий директор «Альфа-Дизайн» Алексей Кругляков отметил, что есть специфические проблемы, связанные не с особенностями печати, а с большим количеством сочетаний «цвет бумаги/тип покрытия/плотность». «Клиенты приносят образцы бланков, используемых в филиалах их компании в других странах и просят повторить именно этот вариант исполнения как по цветовой гамме, так и по другим параметрам. Спрогнозировать складские запасы бумаги для подобных заказов очень трудно», — объясняет Алексей Кругляков.

Кроме клея, для работы с самокопирующей бумагой могут понадобиться и другие вспомогательные материалы. Во-первых, нейтрализующая краска. Она нужна для устранения эффекта окрашивания в отдельных областях бланка. Во-вторых, для контроля площади покрытия нейтрализующей краской применяется специальный аэрозоль или тест-карандаш. Они также позволяют определить тип покрытия – CB или CF. Однако эти средства позволяют проверить лишь площадь, но не эффективность нейтрализации самокопирующего слоя.

О сохранности записей и… здоровья

Важное требование к бланкам, особенно финансовых документов — гарантированная длительность хранения информации. Для большинства марок самокопирующей бумаги заявлен срок сохранения скопированных изображений не менее 25 лет. При этом срок хранения самой бумаги до ее использования (в течение которого она не теряет своих свойств) — от 3 до 5 лет. Обратите внимание, что документы из «самокопирки» не следует хранить в папках из ПВХ, содержащих пластификаторы (изображение может исчезнуть), а также подвергать их длительному воздействию света и паров химических веществ (ацетона, спирта, эфира).

Новая мощная машина для нанесения самокопирующего покрытия в прошлом году установлена на фабрике Mitsubishi HiTec Paper. При ширине роля 290 см рабочая скорость составляет 1500 м/мин.
С момента изобретения самокопирующей бумаги на Западе продолжается вялотекущая дискуссия о возможном вреде здоровью тех людей, которые постоянно соприкасаются с покрытиями на поверхности этого материала. Пока ни одно из исследований, проведенных независимыми токсикологическими организациями, не выявило каких-либо доказательств этого тезиса. Посему ее можно считать совершенно безопасной.

Сферы применения и структура спроса

Основные сферы применения самокопирующей бумаги: бланки счетов, счетов-фактур, типовых договоров, страховые полисы, товарно-транспортные и простые накладные, путевые листы, платежные поручения, таможенные декларации, товарные чеки, туристические ваучеры и др. Во всем мире такие бланки уже давно превратились в стандартный элемент делопроизводства.

В качестве примера структуры спроса — информация от Mitsubishi HiTec Paper. Ее менеджер по маркетингу Хорст Грегровиц сообщил: «Больше всего мы продаем белой бумаги — CB 54 г/м2, CFB 63 г/м2 и CF 55 г/м2. Из цветных наиболее популярны желтая, розовая и голубая. Поскольку мы поставляем примерно одинаковое количество бумаги всех трех слоев, можно сделать вывод, что наиболее востребованы трехслойные бланки. Структура спроса в Европе и России одинакова. Единственная разница в плотности: в России используют только стандартную бумагу 54, 53 и 55 г/м2 (соответственно по типам), в то время как у европейских типографий, имеющих листовое оборудование, набирает популярность бумага 60 г/м2».

Ассортимент

Бумага Xerox Carbonless продается как отдельными листами, так и наборами по 2, 3 и 4 листа в различных сочетаниях цветов, для прямой и реверсивной подачи.
Крупнейшим мировым производителем является уже упомянутая выше компания Appleton Papers (США; до 2001 г. входила в Arjo Wiggins Appleton Group, но была выкуплена сотрудниками компании), выпускающая около 500 тыс. тонн самокопирующей бумаги в год. Однако в России ее бумага NCR Paper не продается.

Сейчас в нашу страну официально поставляется (по информации автора) бумага Autocopy (Zanders Feinepapiere, Германия; входит в концерн M-REAL), Giroform (Mitsubishi HiTec Paper, Германия), Idem (Arjo Wiggins Carbonless Papers; входит в Arjo Wiggins Appleton Group), Reacto (August Koehler) и Xerox Carbonless. Среди других марок, в разное время «засветившихся» в России, — Eurocalco (Torraspapel, Испания) и Nirotek Carbonless Copy Paper (Израиль).

Бумага Autocopy производится компанией Zanders (Германия). Поставляется белого, розового, голубого, желтого и зеленого цветов. Тип CB — 54–95 г/м2; CFB — 45, 50 и 60 г/м2; CF — 51–170 г/м2; SC (только белая) — 53 и 80 г/м2; SC-CB (только белая) — 58 г/м2.

Бумага Giroform производится в Германии на фабрике, принадлежащей компании Mitsubishi HiTec Paper.

Диапазон плотностей для стандартной бумаги Giroform типа CB — 54 г/м2 (белая, голубая, желтая, зеленая, розовая), 115 г/м2 (белая); типа CFB — 45, 86, 122 г/м2 (белая; 122 — только ролевая); 53 г/м2 (только в листах; белая, голубая, желтая, зеленая, розовая, кофейная), 60 г/м2 (белая, голубая, желтая, зеленая, розовая); CF — 55 г/м2 (белая, голубая, желтая, зеленая, розовая, кофейная), 80 г/м2 (белая), 130 и 170 г/м2 (белая и кофейная). Cпециальный клей — Giroform Fan-Apart.

Giroform TCF не содержит хлора и оптических отбеливателей. На оборотной стороне Giroform Script можно писать шариковой ручкой (CB: 64, 80 г/м2; CFB: 53 г/м2). Giroform Security — защищенная бумага: написанное на ней уже нельзя изменить (92 г/м2). Giroform Ultra — высокой белизны (60, 70, 80 г/м2). Giroform OCR предназначена для использования с системами оптического распознавания символов (90 г/м2). Giroform Laser ориентирована на лазерную печать и копирование (CF, CB, SC: 80 г/м2; CFB — 86 г/м2). Giroform Deka — бумага типа SC (белая — 48 г/м2; белая, голубая, желтая, зеленая, розовая — 55 г/м2). Белая DEKA CB (60 г/м2) с покрытием на оборотной стороне.

IDEM производится компанией Arjo Wiggins Carbonless Papers на фабрике в Шотландии. Под этой маркой выпускается четыре группы продуктов.

IDEM Superior — стандартная самокопирующая бумага с черным следом, белого, голубого, розового, зеленого и желтого цветов. Плотность — 43, 53, 60 г/м2. IDEM в ролях поставляется: CB — 56 г/м2, CFB — 53 и 60 г/м2, CF — 57 г/м2. Вариант IDEM Superior Laser ориентирован на стандартную лазерную печать.

IDEM Self Contained — бумага типа SC. IDEM Natura — экологически чистый вариант, изготовленный из вторичного сырья. Бумага IDEM Xero/Form предназначена для высокопроизводительных ксерографических систем печати. Специальный клей — IDEM Fanapart.

Бумага Reacto производится в Германии компанией August Koehler. Тип CB (белого, розового, голубого, желтого и зеленого цветов) – 56 г/м2; Super CB (только белая, повышенной белизны) – 60, 70, 80, 95 г/м2; CFB (белая, розовая, голубая, желтая и зеленая; в ролях и листах) – 53 г/м2; Super CFB (белая, розовая, голубая, желтая и зеленая, только в листах — 60 г/м2; CF – 57—173 г/м2 (57 г/м2 – пяти цветов; 130 и 170 г/м2 – белая и кремовая; остальные только белые; 65 г/м2 – только в ролях). Только в ролях поставляется белая бумага SC (48, 55 г/м2; белая и желтая) и SC/CB (60 г/м2) (в ролях и листах). Reacto Security – защищенная бумага (CB, CFB, CF), Reacto OCR – для использования с системами распознавания символов ( CB 90, CF90). Саморазделяющий клей – Reacto.

Белая, голубая, желтая, розовая и зеленая бумага Xerox Carbonless поставляется в Россию только формата А4, плотность — 84 г/м2. Представлена стандартными типами — CB, CFB, CF. Она предназначена для изготовления бланков в условиях офисов на лазерных принтерах и копирах.

Тенденции и перспективы

Примерно с середины 90-х гг. стабильно высокие темпы роста потребления самокопирующей бумаги в мире начали падать. Некоторые производители даже приняли решение об уходе с этого рынка. Например, Stora Enso продала свою фабрику компании Mitsubishi HiTec Paper. В марте текущего года Sappi объявила о закрытии фабрики Transcript в Шотландии и уходе с рынка самокопирующей бумаги. В июле Arjo Wiggins Carbonless Papers сообщила о своих планах по переориентации производства в Шотландии на выпуск бумаги без самокопирующего покрытия. Комментируя это решение, исполнительный директор подразделения Жерар Буниар (Gerard Bougniart) отметил, что сокращение рынка самокопирующей бумаги в Европе — это «реальность, с которой приходится считаться». Тем не менее менеджер по маркетингу компании Mitsubishi HiTec Paper Хорст Грегровиц заявил: «Спрос на самокопирующую бумагу в Европе снижается, но в мировом масштабе он стабилен. Хотя в Европе и наблюдается некоторое снижение спроса, уровень потребления, по сравнению с другими частями света, все еще остается высоким. К моменту начала снижения спроса он составлял 1,5-2 кг на душу населения. А в этом году наблюдается даже 7% рост поставок в Европу».

Но в отношении восточноевропейского рынка, особенно России, прогнозы совсем иные — здесь до насыщения и снижения темпов роста пока еще далеко. Павел Левит (компания «Берег») считает, что резервы роста огромны, поскольку у нас уровень потребления самокопирующей бумаги на душу населения как минимум в сто раз меньше, чем в Западной Европе. Менеджер по продаже самокопирующей бумаги «Издательской группы “Синий Апельсин”» Юлия Макарцева подтверждает это мнение цифрами: «Начиная с 2000 г. продажа нами листовой бумаги увеличилась почти в 2 раза, а прогноз на конец года — увеличение в 2,3 раза. По ролевой бумаге рост еще значительнее — более чем в 3 раза».

В пользу тезиса о благоприятном прогнозе для российского рынка «самокопирки» говорит и тот факт, что самокопирующие бланки постепенно вводятся в обращение и для государственных ведомств: Государственного таможенного комитета, Министерства путей сообщения, ГИБДД и др. А для таких больших организаций бланков понадобится много. Даже очень много…

Автор благодарит за помощь в подготовке публикации сотрудников компаний Mitsubishi HiTec Paper, «Александр Браун», «Альфа-Дизайн», «Берег», «Дубль В», «Издательская группа “Синий Апельсин”», «Комус», «Ксерокс СНГ»», «Регент». Отдельное спасибо: Сергею Гусеву (Stora Enso), Дмитрию Лаврику и Алексею Круглякову («Альфа-Дизайн»), Павлу Левиту («Берег»), Татьяне Прониной («Издательская группа “Синий Апельсин”»).


Полезные ссылки

http://www.giroform.de
http://www.idempaper.com
http://www.koehler.com
http://www.xerox.ru/themes/basic/product-consumables-document.asp?folder=841&matId=790
http://www.zanders.de/de/marken/zanders_autocopy (на нем. языке)

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Расходная часть упаковки

Прошедшие два года стали непростым испытанием для различных сегментов полиграфической отрасли. Не является исключением сфера упаковки и поставок расходных материалов для этого рыночного сегмента. Какие изменения произошли в этой области и насколько всё сейчас вернулось в стабильное положение — Publish спросил у экспертов.

Дружелюбный «Помидор»

Санкт-петербургская цифровая типография «Помидор» отличается от сотни подобных полиграфических компаний своей максимальной открытостью. У них, без шуток, молодой коллектив, и они знают толк в хорошем SMM. Я давно слежу за их соцсетями и восхищаюсь этой стороной работы «Помидора»: стильные фотографии, юмор, много полиграфической красоты, интересные и регулярные посты — всё это создаёт впечатление, что здесь работают доброжелательные ребята, которые без выноса мозга и нервов сделают то, что тебе нужно.

Энергично и молодёжно

9 ноября 2023 года в петербургской гостинице «Россия» состоялся семинар для полиграфистов, организованный компаниями «ОктоПринт Сервис», «Европапир» и Koenig & Bauer, которые в этом году отмечают своё 20-летие на российском рынке, и производителями картона и бумаги с ещё более богатой историей — компанией «КАМА» и Сыктывкарским ЛПК.

Оно само. Или нет?

В прошлом номере журнала часть полос должна была быть отпечатана на специализированной книжной бумаге KomiStory. Но что-то пошло не так…



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 22