2002.10.11, Автор: Игорь Терентьев8569 прочтений

Искусство бумаги

Теги: Бумага Бумага, картон Publish

Классическая формула спиралевидного развития находит подтверждение в самых неожиданных областях. Например, в стремительном росте интереса к бумаге, изготовленной ручным способом - так, как это делали наши далекие предки.

Классическая формула спиралевидного развития находит подтверждение в самых неожиданных областях. Например, в стремительном росте интереса к бумаге, изготовленной ручным способом — так, как это делали наши далекие предки.

В век конвейеров и массового производства мы все больше ценим индивидуальность во всем: от манеры одеваться до авторских работ, хранящих тепло человеческих рук. Неудивительно, что с начала 80-х годов прошлого века на Западе интенсивно возрождается древнее искусство изготовления бумаги. Были созданы организации, объединяющие ценителей, например, Международная ассоциация изготовителей бумаги ручной выделки и «бумажных» художников (International Association of Hand Papermakers and Paper Artists, IAPMA), в которую сейчас входит более 400 членов из 40 стран мира. Организация «Друзья Дарда Хантера»* (Friends of Dard Hunter) создана при поддержке Американского музея бумаги (American Museum of Papermaking). Начали выпускаться специализированные журналы, самый известный из них — Hand Papermaking (США).

Бумага ручной выделки в первую очередь интересует художников, многие предпочитают ее другим средствам самовыражения. Кто-то считает свои долгом максимально точно воспроизвести технологию времен изобретения бумаги — начиная от сырья и заканчивая сушкой; кто-то экспериментирует с необычными исходными материалами, модифицируя технику их превращения в плоские листы бумаги. Или даже совсем не плоские, или даже почти не бумаги…

Книга Дарда Хантера — настоящая библия для всех любителей бумаги ручной выделки. Справа — номер журнала Hand Papermaking.

И действительно, далеко не все, что появляется на свет в результате творческих экспериментов художников, соответствует классическому образу бумаги. Но вот что по этому поводу писал Дард Хантер: «Чтобы их можно было назвать бумагой, тонкие листы должны быть сделаны из тщательно вымоченных волокон до состояния, когда каждое отделено от другого. Полученная масса размешивается в воде, вычерпываемой с помощью сита, и извлекается в форме тонкой пластины. Вода при этом должна вытекать через отверстия сетки, а лист из переплетенных волокон оставаться на ее поверхности. Этот тонкий слой переплетенных волокон и есть бумага».

Технология искусства

Приведенная цитата — своеобразная квинтэссенция, сердце технологии изготовления бумаги ручной выделки. Однако, как и в любом деле, здесь существует масса тонкостей и секретов.

Начинают обычно с приготовления сырья. На Западе спираль развития совершила еще один виток, что привело к появлению целой индустрии, ориентированной на изготовителей бумаги ручной выделки, — в специализированных компаниях или отделах при бумажных фабриках можно купить готовые компоненты.

Московский художник Игорь Задера делает бумагу из специальных полуфабрикатов — листов отбеленной и спрессованной целлюлозы без проклейки. Сверху на снимке — рамки и сетка.

Самый главный — целлюлозные волокна. На практике чаще применяются целлюлозные полуфабрикаты различной степени готовности или тряпье. Натуральные ткани (хлопок, лен, китайская крапива рами) — традиционный материал на Западе для получения волокон бумаги ручной выделки. Однако в тканях волокна связаны между собой, поэтому их нужно разделять с помощью ролла «холландера», который довольно дорог, поэтому доступен не всем.

Кроме тряпья, существуют еще три основных группы источников натуральных волокон: лыковые (т. е. внутренняя кора, а на Востоке чаще всего козо — луб тутового дерева с волокнами длиной от 6 до 25 мм), лиственные (абака или сизаль) и травяные (конопля, овес, бамбук, рис или рами, имеющая необычно длинные волокна — до 60 мм).

Один из перспективных видов сырья, которое некоторые производители даже рассматривают в качестве альтернативы древесине — африканский кенаф. Он растет намного быстрее, чем деревья, а длина волокон в его коре достигает 2,6 мм, что сравнимо с древесиной мягких пород, применяемой для промышленного изготовления лучших марок бумаги. Абака употребляется для изготовления чайных пакетиков, т. к. имеет свойство не разбухать и не распадаться в горячей воде. Натуральные волокна обычно требуют значительной подготовки: варка, вымачивание, ферментирование, обработка холландером.

Проще всего иметь дело с готовыми полуфабрикатами в виде спрессованных листов отбеленной целлюлозы без проклейки. Листы замачиваются и тщательно размешиваются в большом чане. Например, с помощью обычной электродрели с насадкой, выполняющей роль миксера. Однако у такой технологии, в сравнении с традиционной, основанной на измельчении волокнистого сырья холландером, есть существенный недостаток — заметно уменьшается длина волокон.

Добавим по вкусу…

Хотя многие предпочитают делать бумагу только из волокон и воды, существует ряд химических добавок, применяемых как на этапе замешивания исходного сырья, так и непосредственно перед формированием листа.

Игорь Задера нередко добавляет в свою бумагу молотый кофе: это придает ей не только цвет, но и настоящий кофейный аромат.

Например, для японской техники нагашизуки обязательна добавка нери (желатина), замедляющая прохождение воды через сетку. Желатин также применяются для проклейки бумажной массы, придающей ей лучшие печатные свойства. Проклейка бывает внешней (после высыхания листы можно погружать в раствор желатина или пшеничного крахмала) или внутренней (проклеивающее вещество добавляют в исходную смесь). Если бумага не предназначена для печати, ее часто совсем не проклеивают. Кстати, выбор проклеивающих веществ оказывает влияние на кислотность (для той же цели могут служить и некоторые наполнители) — pH-нейтральная бумага намного долговечнее, а изданные на «кислотной» бумаге в XIX и даже XX веках книги уже рассыпаются. Впрочем, проклейка, почти обязательная в восточной школе изготовления бумаги, на Западе используется нечасто, и только поверхностная.

Хотя при промышленном производстве широко применяются отбеливатели (например, повышающий белизну оксид титана) и наполнители (повышающие плотность и непрозрачность, такие как карбонат кальция и карбонат магния), для бумаги ручной выделки они употребляются редко.

Образцы бумаги ручной выделки одной из многочисленных индийских компаний (чаще всего это небольшие семейные мастерские) демонстрируют разнообразие и насыщенность цветовой гаммы, полученной с помощью натуральных красителей.

Цветная бумага получается двумя способами: за счет сохранения цвета исходного сырья (например, бумага из джинсовой ткани синяя) или при добавлении соответствующих пигментов. Для этого задействуют природные красители.

Но есть добавки, которые любят все: это разнообразные крупные растительные волокна, листья, целые растения, веточки, цветы, лепестки, семена, кусочки ткани и т. д. Список можно продолжать очень долго, но обязательно найдется человек, который придумает что-то новое. Именно такие добавки придают особую красоту «ручной» бумаге, превращая ее в самостоятельное произведение искусства.

Сетки, рамки и сушка

Самый важный инструмент для изготовления бумаги — сетка, на поверхности которой формируется бумажный слой. Когда-то сетки были бронзовые (сейчас их делают в основном из синтетики, хотя для особенно тонкой бумаги японцы пользуются тканью) и представляли собой частую решетку, нити которой удерживались редкими поперечными проволочками. Именно этот узор, отлично видимый на просвет, называется «верже». Его до сих пор воспроизводят на тисненой бумаге из дизайнерских коллекций.

Набор сеток энтузиаста «ручной» бумаги Эрика Джонсона из США. Обратите внимание на дополнительную, более крупную сетку снизу (сетка справа перевернута) и поперечные деревянные перегородки, способствующие равномерному сливу воды.

Сетка крепится к деревянной рамке. Смесь из волокон и наполнителей выливается на поверхность сетки и равномерно разравнивается по поверхности. Чаще это делается покачиванием рамки. Вода постепенно вытекает через отверстия в сетке, оставляя на ее поверхности бумажный пласт, который затем укладывают на плотную ткань (лучше всего войлок — он хорошо вбирает влагу и относительно гладок) для сушки. Здесь из листа с помощью губки выгоняют влагу. После этого бумагу могут прогонять через пресс, а также досушивать различными способами. Японцы окончательную сушку выполняют, приклеивая еще влажные листы на деревянные стены или на подогретые металлические листы, поэтому одна из сторон листа получается гладкой, а на другой отпечатывается узор ткани. На Востоке (в Корее, Японии и Китае) нередко используют гибкую, отделяемую от рамки сетку, которую можно снять, изогнуть и перенести отлитый лист бумаги на поверхность для сушки. После этого сетку можно снова устанавливать на рамку. В Непале бумагу сушат прямо на сетках, выставляя их на воздух и под солнечный свет.

Важное отличие восточной школы от западной: в процессе формирования листа сетка может погружаться в бумажную массу не один, а несколько раз.

Чтобы обеспечить равномерность толщины слоя, придумано множество ухищрений как по технике выравнивания (не только покачиванием, но и с помощью одного или нескольких декелей), так и для равномерного вытекания воды из поверхностного слоя.

Скрытая красота

Некоторые образцы водяных знаков для бумаги ручной выделки (из портфолио на сайте журнала Hand Papermaking).

Многие ценители изготавливают бумагу с водяными знаками. Узоры, видимые на просвет, образуются за счет меньшей плотности расположения волокон в определенных местах бумажного листа.

Первоначально водяные знаки делали, прикрепляя к поверхности сетки плоские узоры из проволоки. Во время заливки бумажной массы она оказывалась тоньше в местах расположения проволочного узора. Позже научились делать водяные знаки с плавными градациями, для чего на сетку помещали более тонкие проволочные узоры, изготавливаемые с помощью объемных восковых матриц. Существуют и другие техники создания водяных знаков.

Эти листы, отлитые Игорем Задером, содержат разнообразные растительные включения. Каждый лист уникален! Хотя многие листы на этом снимке разных цветов, Эрик не использовал красителей — сохранены естественные окраски исходных волокон.

Художники бумаги

Листы на переднем плане — часть из «календарной» серии. Бумага ручной выделки снабжена символикой, обозначающей месяцы года. На заднем плане — литографии, которые Игорь также нередко печатает на собственноручно изготовленной бумаге.

В России людей, занимающихся изготовлением бумаги ручной выделки, пока совсем немного. Московский художник Игорь Задера видит в этом ремесле, прежде всего, средство самовыражения: большая часть сделанного им — настоящие произведения искусства. Некоторые его работы представлены на фотографиях.

Атташе по библиотечным вопросам посольства США Эрик Джонсон всегда хотел быть писателем. Он написал несколько детских сказок. Как-то одна из его 6-летних читательниц спросила: «А вы сами умеете делать книги?».

Главный герой книг Эрика — бумага

С тех пор Эрик делает бумагу, сам набирает формы и печатает. Он много экспериментирует с сырьем, используя джинсовую ткань, хлопок различных цветов (хлопок бывает не только белый), абаку, кенаф, бересту, лен и другие материалы.

Одно из интересных применений бумаги ручной выделки — издание эксклюзивных номерных книг. «Житейские воззрения кота Мура» Гоффмана готовятся к выпуску в издательстве «Рипол Классик». Как рассказала помощник директора по эксклюзивным проектам Анна Лапкина, книга будет выпущена тиражом 20 экземпляров в переплете из натуральной кожи. Иллюстрации сделаны художником Максимом Никитенко, и каждая отпечатана в две краски трафаретным способом на бумаге ручного литья с вкраплениями лыка.

Бумагу с вкраплениями лыка для иллюстраций, которые будут вклеиваться в эксклюзивное издание Гоффмана, отливал Сергей Воробьев.

Купить в России готовую бумагу ручной выделки пока особенно негде. В магазинах для художников обычно предлагается только белая бумага. Один из первых опытов поставки более разнообразного ассортимента на свой страх и риск предприняла компания MAP Paper. Заместитель генерального директора Олег Докин считает, что «такая бумага уже давно вошла в моду на Западе и начинает прокладывать путь к сердцам дизайнеров и у нас в России. Мы провели круглый стол для дизайнеров на тему «Сфера использования бумаги ручной выделки», показывали образцы. Это вызвало огромный интерес».

Бумага непальской компании Nepal Paper Crafts, о которой идет речь, изготавливается сезонно, только в жаркую погоду, когда листы могут быстро сохнуть и специальным образом «выцветать» на солнце: те виды, которые имеют «мятую» и «полосатую» фактуры, специальным образом сгибают, подставляя под солнечные лучи стороны, требующие более светлого оттенка. Для окраски используются пищевые (растительные) или химические красители. Первые придают бумаге натуральные пастельные оттенки. Сырье самое разнообразное: кукурузные рыльца, мякоть банана, бумага с вкраплениями шерсти, риса, семян болгарского перца, тростника и др.

Конверт из бумаги ручной выделки — отличный способ пригласить друзей на торжество (автор — Эрик Джонсон).
Монументально, не правда ли? Внутри рамки натянута ткань, на которую наклеены отдельные листы. Несмотря на это композиция не создает впечатления эклектики. Автор — Игорь Задера.  

Подчеркивая индивидуальность

Бумага ручной выделки — необычайно интересный и перспективный материал. Его сильная сторона — индивидуальность: вы не найдете двух одинаковых листов. Поэтому его можно смело порекомендовать тем, кто работает над эксклюзивными проектами, где исключительно важен персональный подход. И здесь вам помогут творческий заряд и тепло человеческих рук, вложенные в эту удивительную бумагу ее создателями.

Автор благодарит за помощь в подготовке статьи Андрея Антонова («Парагон»), Анну Балицкую (MAP Paper), Эрика Джонсона, Игоря Задеру, Анну Лапкину («Рипол Классик»), Елену Рудзик (Cosyma) и Александра Шварца (издательство «Ц.Б.К.»).


* Уильям Джозеф «Дард» Хантер (1883—1966 гг.) — американский художник и историк ремесел, написал ряд книг и статей об истории развития бумаги. Восемь из них он напечатал сам на ручном прессе, собственноручно вырезанным шрифтом, на бумаге собственного изготовления. — Прим. автора.


Ручной выделки? Ручного крашения!

Двухтомник «Невский проспект» одет во французский переплет мастерами «Парагона». Коробка для книг и переплет, как и требуют законы жанра, обклеены бумагой ручного крашения. Предмет особой гордости Андрея Антонова — узор с золотыми прожилками.

В те времена, когда книги делали только руками — от бумаги до переплета, — существовало еще одно, почти забытое теперь искусство: ручное крашение бумаги. Ныне оно постепенно возрождается энтузиастами, реставраторами и немногочисленными профессионалами, занимающимися ручными переплетами. Как рассказал Андрей Антонов из компании «Парагон», ручное крашение придает законченный вид изысканному французскому переплету из натуральной кожи.

Чтобы получить настоящий, а не отпечатанный офсетом, узор «под мрамор», в ванночке делают раствор, на который затем различными способами наносят одну или несколько красок. Например, можно сбрызгивать краску с кисточки или просто последовательно капать в одно место разные краски. Существует ряд способов придания узорам различных стилей: от простого покачивания ванночки до «причесывания» специальными гребешками. Как только получившийся в ванночке рисунок удовлетворяет художника, он осторожно опускает в раствор бумагу. Затем ее вынимают и сушат, а для получения следующего листа все повторяют.

Конечно, в этом искусстве немало секретов, которые связаны, например, с рецептами красок. Настоящий мастер всегда может повторить и стиль узора.

Получающиеся листы ручного крашения используются не только для реставрации и стилизации переплетов под старину, но и для оформления паспарту, а также как предметы интерьера.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     

  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • ТЕСТ: Насколько хорошо вы разбираетесь в бумаге?

    Редакция Publish совместно с партнёром — MONDI PRINT CLUB — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги и подготовиться к вступлению в закрытый Клуб полиграфистов.

  • ТЕСТ: Как выбрать бумагу для цифровой печати или Почему что-то пошло не так...

    Редакция Publish совместно с партнёром — Xerox — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги для цифровой печати и её воздействия на качество.

  • Бумага UPM DIGI: выразительность самого белого
     

    Цена бумаги — значительная часть стоимости заказа. Можно ли сэкономить, взяв для цифровой печати обычную бумагу, или стоит потратиться на цифровую? Ответ на этот вопрос получили участники встречи «Соцветие UPM DIGI: выразительность белого».

     

  • Многомерность бумаги
     

    При всей кажущейся простоте и «плоскости» бумага на самом деле — сложная, многомерная вещь, способная вызывать у людей сильные эмоции.  И на организованной 5 апреля компанией «Берег» в Москве презентации «Бумага и чувства» владелец фабрики Gmund — харизматичный Флориан Колер — это убедительно доказал.

     


comments powered by Disqus