2002.06.10, Автор: Наталья ЧеркасоваСергей Юрлов2505 прочтений

СПЕЦИАЛИЗИРУЕМСЯ!

Теги: Карьера Карьера Publish

"Специализация - направление эволюционного процесса, приводящее к выработке у организмов максимальных приспособлений для жизни в менее разнообразных, по сравнению с предками, условиях окружающей среды".

«Специализация — направление эволюционного процесса, приводящее к выработке у организмов максимальных приспособлений для жизни в менее разнообразных, по сравнению с предками, условиях окружающей среды».

Большая советская энциклопедия

Специализация — верный признак созревания рынка. В 1996-98 гг. это было очень заметно — верстальщик не занимался дизайном, а дизайнер не выводил пленок и т. д. Каждый четко делал свое дело, не отвлекаясь, и за это получал хорошие деньги. Объемы заказов часто позволяли нанимать узкоспециализированных, а потому профессиональных работников. Кризис августа 1998 г. откинул рынок на уровень 1994-95 гг. Меньшие объемы и редкость заказов сделали нерентабельными команду узких специлистов, шли сокращения в пользу «многостаночников».

Вновь появились «универсальные солдаты»: фотограф-дизайнер-сканировщик-верстальщик-фотонаборщик, а еще и оператор плоттера. И всего за 400-500 долл. в месяц! Но жизнь понемногу стабилизировалась, зарплата росла, снимались обязанности. Не у всех равномерно, не все работодатели «чувствовали» динамику изменения рынка. Поэтому непластичные, а порой просто жадные руководители теряли хороших работников.

На место одного ушедшего порой, после бесплодных попыток пригласить одного специалиста на старых условиях, приходилось нанимать двух новеньких разнонаправленных, которых надо было еще и обучать специфике работы компании. Вот оно «искусство управления»: умение оперативно решать, учитывая такую переменную, как состояние рынка труда в условиях реанимации, становления и подъема. А до стагнации рынку в 2000-2001 гг. было далеко — шло «послевоенное восстановление хозяйства», бурно и необратимо. Нынешнее состояние можно назвать предстабилизационным. До некоего застоя в уровне зарплат, до баланса между предложением и спросом еще каких-то пару лет. Возможно, стабилизация наступит и быстрее.

Выравнивание зарплат уже происходит. Сейчас в Москве сложно найти профессионального верстальщика за 500 долл. в месяц. Разве что попадется гастарбайтер, вчера приехавший из Саратова и сегодня оформивший временную регистрацию в столице. И то, завтра он уйдет от доброго работодателя, приютившего его на первое время, и примется за работу с окладом 600-700 долл. Просто потому, что работа профессионального верстальщика на Масintosh уже столько стоит.

Комбинирование

Сегодня можно встретить несколько разновидностей «комбинированных» специальностей — как правило, они близки по вектору. Например, дизайнеры часто выступают еще и художниками или фотографами (творческий вектор). А верстальщики могут профессионально сканировать и/или выводить пленки (технический вектор).

А вот времена «универсальных солдат» уже проходят. И это хорошо! Потому что «я и лошадь, я и бык...» всегда хромает на одну из ног. Как в технике. Сколько бы не убеждали нас в обратном производители универсальных офисных центров «всё в одном» типа принто-сканера-копира.

Универсальность частенько несла еще и ненормированность рабочего дня — один из признаков неотлаженности процесса. В таких условиях специалист не способен долго находиться в рабочем режиме — страдает здоровье, личная жизнь, психологическое состояние, а значит, в конечном итоге, и качество работы.

Смена деятельности

Изменить свою специализацию может почти любой профессионал допечатного рынка. Вот только делать это стоит аккуратно. Рассмотрим несколько типовых ошибок.

Во-первых, работодатель — существо разборчивое. Из нескольких кандидатов он, скорее всего, предпочтет, как ни странно, опытного работника. Поэтому, прежде чем искать должность по новой для себя специальности — освойте ее самостоятельно. Хотя бы немного. И будьте готовы к понижению заработка. Попробуйте искать работу, где требуется ученик с перспективой роста профессионализма и оклада.

Множество хороших «полосных» верстальщиков хотят стать дизайнерами. Замечательно. Но большинство из них не имеет ни опыта работы (строчка в резюме), ни серьезных навыков (образцы работ, портфолио). Поэтому их шансы сменить работу минимальны. Не стоит забывать, что начинается конкуренция с другими хорошими людьми этого сектора рынка. Например, с другими дизайнерами. Единственный выход — немного потрудиться «бесплатно» на себя или за символические деньги выполнить заказ. Создать работы, которые вы предъявите нанимателю или рекрутеру. Из статьи в статью мы будем утверждать собственным опытом, что без портфолио ни один дизайнер не получит интересного предложения.

Во-вторых, учитывайте особенности восприятия резюме нанимателей и рекрутеров. В верхних строчках крупно сообщайте, какие специальности вам были бы интересны. Не всякий кадровик догадается, если об этом не сообщить специально. Правда, не всякий знает, что такое плоттер… Но это уже из другой специализации.

Об авторах: Сергей Юрлов (jourlov@osp.ru) и Наталья Черкасова (cher@osp.ru) работают в специализированном кадровом агентстве Enter.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Слушать и смотреть
     

    Как становятся продавцами в типографии? Самый прямой путь у выпускников профильных полиграфических учебных заведений: за годы учебы они старались (я надеюсь) постичь суть работы типографии, её специфику. Полюбить свою профессию, как часто бывает, получается не у всех, поэтому какая-то заметная часть выпускников и не собирается работать в полиграфии. А те, кто идут, имеют хорошие шансы очень быстро сделать карьеру или, как минимум, заслужить благодарность начальства. Ведь этим специалистам не нужно тратить время на освоение специфических знаний, можно сразу влиться в процесс. Если с вами одновременно в типографию устроился на работу такой, учтите, соревноваться с ним бесполезно, лучше — дружить.

     

  • Первый день в типографии
     

    Моя работа в полиграфии началась тогда, когда большинство художников думали, что Photoshop — это фотомагазин в переводе с английского. А я, в то время студент исторического факультета, уже был в курсе, что это программа для обработки картинок, и, не имея никаких талантов и навыков, смог получить разовую работу: меня попросили сверстать и сдать в типографию листовку на формате А2.

     

  • You're in the army now
    "Чем лучше работники, тем меньше приходится ими управлять", - сказал в разговоре с автором журнала Quick Printing Джоном Стюартом один его знакомый, владелец типографии с годовым оборотом более 6 млн долл. Простая до банальности вечная истина.
  • Как правильно мотивировать сотрудников? Зажги их!
    Человеческим существам нравится, когда им говорят, что следует делать, однако ещё больше им нравится сопротивляться и не делать того, о чём им говорят.
  • 10 "кадровых" правил
    Рекомендации по взаимодействию типографии с кадровым агентством.
  • 10 "кадровых" правил
    Рекомендации по взаимодействию типографии с кадровым агентством.

comments powered by Disqus