101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

ТВОРЧЕСКИЙ ВЫ НАШ!

  • Сергей Юрлов
  • 5 февраля 2002 г.
  • 4082
Обзор рынка «допечатных» профессий

Наверстаем!

«Верста = 500 саженей = 1,0668 км».

Верстальщик — основа любого допечатного производства. Он же фундамент, он же рабочая лошадка, он же машинист паровоза. Второй по важности человек после главного редактора. Правда, не все об этом догадываются. Верстальщик получает тексты и картинки, иногда эскизы, выполненные дизайнером, а выдает макет газеты, журнала или буклета. Чаще всего финал его деятельности — готовые пленки для типографии. Схожие функции выполняют верстальщики интернет-агентств и web-студий, с той разницей, что их задача — подготовить макет для размещения в Интернете.

Основной инструмент хорошего верстальщика — Mac с классическим пакетом верстки QuarkXPress и не менее классическими Adobe Photoshop и Adobe Illustrator. Реже встречаются РС с Adobe PageMaker и CorelDraw, а иногда даже Corel Photo-Paint вместо Photoshop. Кстати, отличить верстальщика, работавшего исключительно на РС, несложно. Как показывает практика рекрутской работы, такой специалист в должной мере не владеет QuarkXPress. А причина популярности пакета Adobe PageMaker среди работающих на PC оказалась весьма простой: еще недавно пиратский QuarkXPress плохо ставился на РС. Вот вам и специфика отечественного рынка!

Полосную верстку принято считать базовым уровнем. Хороший верстальщик сканирует на планшетном, а иногда и на барабанном сканере картинки и слайды (функции оператора сканера), выводит пленки (функционал оператора фотонабора). В настоящее время спрос на таких специалистов в Москве превышает предложение.

Предлагаемые зарплаты:
Верстальщик на Мас — не менее 500 долл., могут доходить до 800-1000 долл.
Верстальщик на РС — не менее 300, могут доходить до 500-700 долл.

Дизайнер

«Лучший способ конкурировать с японцами — изучать дизайн японских товаров, пользующихся успехом».

Акио Морита, «Сделано в Японии»

Дизайнер — это художник, работающий на компьютере. Идеальный дизайнер имеет высшее художественное образование и умеет рисовать руками. Он разрабатывает стиль и воплощает в жизнь идеи. Как свои, так и клиента-заказчика. При этом заказчик может быть как «внешним» (например, клиент рекламного агентства), так и «внутренним» (собственное руководство). Классический представитель данной категории отличается от верстальщика и тем, что чаще использует в своей работе Photoshop и Illustrator, чем QuarkXPress. Из технического обеспечения у дизайнера еще может быть графический планшет или иные специальные приспособления для рисования с помощью компьютера. Часто функции дизайнера и верстальщика пересекаются. Тогда появляются дизайнеры-верстальщики. То есть художники, также занимающиеся версткой.

«Хороших дизайнеров всегда не хватает» — это общая установка рынка. Вопрос в том, что такое «хороший дизайнер». Каждый работодатель или разовый заказчик представляет это по-своему. Поэтому поиск дизайнеров — дело тонкое. Существует два ключевых момента в подборе кандидатов. Во-первых: у дизайнера должно быть хорошее портфолио — папка с образцами работ, созданных для демонстрации своих умений и свершений. Количество и качество работ — одно из лучших доказательств квалификации.

Во-вторых: навык к регулярной работе. Небезосновательно считается, что дизайнеры — крайне неорганизованные люди, способные из-за своей неаккуратности и творческой нестабильности «завалить» серьезный проект. Именно поэтому работодатели ищут в кандидате на вакантное место хотя бы зачатки организованности и ответственности.

«Держи дозу, дизайнер».

Катя Метелица, «Новый русский букварь»

К сожалению, именно среди дизайнеров высок процент людей, страдающих алкогольной и даже наркотической зависимостью. Весьма распространено мнение, что наркотики и прочие стимуляторы мозговой деятельности расширяют сознание и способствуют творческому самовыражению. Но на практике наркозависимость — серьезная болезнь специалиста, ставящая под угрозу любые процессы производства.

Есть еще одна деликатная тема, связанная с дизайнерским сообществом. Журнал «Карьера» в № 6, 2001 опубликовал табличку «Самые «голубые» и «розовые» профессии». Помимо всего прочего этот журнал утверждает, что геи составляют 40% дизайнерского сообщества. Оставим достоверность числа на совести редакции, но тема существует. И ее нельзя не учитывать при подборе персонала и, например, формировании заявки рекрутерам. Хотя, к слову сказать, большинство работодателей не интересует личная жизнь кандидата, если она не мешает работе.

Третья специфическая дизайнерская тема: работа «налево». Почти каждый уважающий себя дизайнер хотя бы один раз работал на стороннего заказчика без ведома руководства. Или, как выражается один финансовый директор, мимо кассы. Бывает, что выполнение сторонних заказов не связано напрямую с желанием дополнительного заработка. Необходимо учитывать творческую личность, ее нереализованный потенциал и, разумеется, творческие амбиции художника. Известны случаи, когда дизайнеры принимали участие в различных творческих конкурсах и даже получали там призы, не информируя об этом руководство. Почему? Да просто боялись навлечь на себя гнев начальства. Не все руководители приветствуют какую-либо стороннюю деятельность персонала, искренне полагая, что «работы и так хватает». Отсюда возможен способ нематериального стимулирования дизайнеров и людей других творческих профессий, если не препятствовать их творческой активности, а направлять ее в мирное русло. Например, те же дизайнеры вполне могут представлять на творческих конкурсах свои же компании. И призы зарабатывать не только для себя, но и для руководства.

Другая сложность работы «налево» — материально-этического плана. Дизайнер работает в штате компании давно, хорошо знаком с фирмами-заказчиками своего агентства, все довольны работой дизайнера, все его любят и ценят, но… Заказчику иногда бывает удобнее выйти с какой-нибудь мелочью напрямую к дизайнеру, сэкономить на оплате работы, заплатив дизайнеру лично. Рано или поздно такое «сотрудничество» вскрывается и создает сложности внутри коллектива, ставит руководство в крайне неловкую ситуацию, когда ценный сотрудник, работая «мимо кассы», создает неприятный прецедент внутри команды. Чаще все решается полюбовно, доверительным разговором всех заинтересованных сторон, но иногда проблема устраняется только «хирургическим путем» — заменой «заигравшегося» товарища.

Предлагаемые зарплаты:
Дизайнер — не менее 500 долл., могут доходить до 1000-1200 долл.
Дизайнер-верстальщик — не менее 600 долл., могут доходить до 800-1000 долл.

Арт-директор

«Если это покупают, значит, это искусство».

Франк Ллойд Райт

Арт-директор издательства разрабатывает макеты книг, журналов и газет, контролирует соблюдение фирменного стиля и вообще решает все вопросы, связанные с дизайном. Аналогичные функции выполняют арт-директоры web-студий, телевизионных компаний и рекламных агентств. Можно сказать, что арт-директор руководит художественным направлением компании. Иногда функционал бывает более управленческим (если угодно — менеджерским), и тогда арт-директор выполняет функцию начальника отдела дизайна.

Как ими становятся? Достаточно давно сложилось так: многие хорошие дизайнеры рекламных агентств становились арт-директорами, потому что клиентам нравилось работать с «директором», а не просто с «дизайнером». Зачастую фактор подстройки под заказчика становился решающим. Это необходимо учитывать.

Чаще всего арт-директор определяет основную концепцию и идею работы, создает эскиз, а все остальное довершают «просто» дизайнеры или дизайнеры-верстальщики.

Вакансия арт-директора очень желанна для дизайнеров в плане не только профессионального, но и административного роста, спрос на такие вакансии стабильно превышает предложения работодателей.

Предлагаемые зарплаты:
Арт-директор — не менее 800 долл., могут доходить до 1500-2000 долл.

Креативный директор

— Пойдешь ко мне в штат?
— Кем?
— Криэйтором.
— Это творцом? — переспросил Татарский. — Если перевести?

Виктор Пелевин, «Generation П»

Еще его называют творческим директором. Слово «create» переводится с английского как «создавать». В обязанности этого человека входит творческая деятельность компании, а не только вопросы дизайна. Иногда должности креативного директора и арт-директора могут совмещаться или взаимозаменяться, но первый чаще контактирует с клиентами. Как правило, именно он представляет компанию в тендерах. Его задача — максимально точно сформулировать пожелания заказчика, концепцию, создать ТЗ (техническое задание) и озадачить весь творческий коллектив.

Легенда рынка труда гласит, что креативный директор должен иметь высшее художественное образование. На самом деле оно может быть каким угодно. Показателем служат уважаемые в индустрии люди – креативные директора, входящие в жюри Московского международного фестиваля рекламы. А встретить там можно и дипломированных педагогов, и химиков, и фотографов, и, разумеется, художников. Собственно, существует три основных пути роста. Либо из дизайнеров, либо из копирайтеров, а иногда из менеджеров по работе с клиентами.

Креативный директор — всегда лицо компании, особенно если она — рекламное агентство. И смелость его творческих идей должна быть адекватна корпоративной смелости компании. Вот, например, что рассказала Даниэла Риккарди, вице-президент и генеральный директор восточноевропейского отделения Procter&Gamble, в своем недавнем интервью: «В P&G от тебя постоянно ждут свежих идей, это очень стимулирует. Мы, например, предложили писать на коробках с порошком «Плюс 20% бесплатно», это сильно подхлестнуло продажу».

Предлагаемые зарплаты:
Креативный директор — не менее 1200-1500 долл., могут доходить до 3000 долл.

Об авторах: Сергей Юрлов и Наталья Черкасова работают в специализированном кадровом агентстве Enter.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Простой запрос в непростое время, или Кому флаер по рупь сорок?

Печать флаеров 10x21 см (1/3 листа А4), 4+4, 130 г/м2, мелованная глянцевая, 5000 и 10 000 экз. Есть готовый макет. Просьба указать сроки.

Адаптация к новой реальности

Тяжёлая в этом году выдалась весна. Хотя ожидания в год drupa были совсем другие, оптимистичные. Но не задалось…

Canon imagePRESS C165

Заключение: «лёгкая» цветная ЦПМ с высоким качеством печати для средних и небольших цифровых типографий.

Прощание с «сольвентом»

Для очень многих компаний, занимающихся широкоформатной печатью, до сих пор основным рабочим инструментом остаются сольвентные принтеры шириной 1,6 метра — настоящие рабочие лошадки на этом рынке.


Новый номер

Тема номера – «Спецэффекты». Опрос про загрузку типографий. Например об опыте типографий «Бронепоезд» (Железнодорожный) и Printovo (Краснодар) с новыми ЦПМ. «Детали» про Mimaki UJV100-160, обзор Canon imagePRESS C165. Тайный Покупатель флайеров.


Голосование
Используете ли вы небольшие послепечатные устройства с несколькими функциями (биговка, перфорация, высечка и т.п.)?
Да, это хорошее решение для малой типографии и по качеству продукции, и по производительности
66%
66 %
Да, такое устройство особенно выгодно в период кризиса
10%
10 %
Нет, у нас производство гораздо большего масштаба
10%
10 %
Нет, универсальное устройство никогда не сравнится со специализированным по качеству продукции и производительности
15%
15 %
Проголосовало: 41