2002.02.05, Автор: Игорь Терентьев4968 прочтений

НE режется? НE фальцуется? НE лакируется?

Теги: Бумага Publish

Послепечатная обработка - последний по порядку, но не по важности, этап выпуска полиграфической продукции.

Послепечатная обработка — последний по порядку, но не по важности, этап выпуска полиграфической продукции. Более того, ошибки «послепечатки» нередко обходятся дороже, чем проблемы на предыдущих этапах технологического процесса — ведь к этому моменту большая часть материалов и рабочего времени, отведенных на изготовление конечного продукта, оказываются уже истраченными.

Один из источников проблем в послепечатной обработке — особенности запечатываемых материалов. К сожалению, полиграфисты испытывают здесь настоящий информационный голод. Как следствие — учатся на собственном опыте, читай — за свои деньги, которые приходится тратить на перепечатку тиражей или терять вместе с заказчиком, ушедшим в другую типографию. Не менее важны подобные знания и для дизайнеров, поскольку выбор материалов без учета всех особенностей технологического процесса — источник головной боли для печатников. А зарплата типографских менеджеров, отвечающих за прием полиграфических заказов, напрямую зависит от способности предвидеть, насколько беспроблемным окажется предложенный клиентом вариант сочетания дизайна, материалов, печатных и финишных операций.

Первой публикацией нашего журнала, полностью посвященной этой теме, была статья Михаила Острерова «Свойства бумаги и послепечатные процессы» (Publish ? 8, 2001, стр. 52). Автор рассмотрел все основные финишные операции и влияние на их результаты различных свойств запечатываемых материалов. Но особенностей и тонкостей в послепечатке так много, что одной статьи (учитывая ее теоретическую направленность) явно недостаточно.

Обращаем внимание читателей, что упомянутые ниже марки бумаги приводятся исключительно в качестве примеров поведения материалов при выполнении тех или иных операций. Иногда негативный опыт работы с определенным материалом может быть связан с субъективными факторами, а не с его особенностями.

Бумага и послепечатная обработка: проблемы и решения

Так назывался круглый стол, проведенный нашим журналом 3 октября во время выставки «Полиграфинтер-2001». Целью мероприятия был обмен практическим опытом. В первую очередь мы пригласили технологов типографий, обладающих большим опытом послепечатной обработки, а также представителей производителей и оптовых продавцов бумаги, всегда готовых помочь полиграфистам в решении проблем с используемыми запечатываемыми материалами. Возможно, некоторые советы покажутся простыми и общеизвестными, но на практике нарушения самых очевидных правил встречаются намного чаще и имеют самые неприятные последствия.

Первыми на круглом столе выступали представители «Бумажной фабрики ”Берег”» — ее директор Александр Фефелов и зам. директора по маркетингу Святослав Иванов. Святослав напомнил о золотом правиле фальцовки — сгибы вдоль волокон бумаги получаются чище и лучше. Дело в том, что в направлении волокон бумага более прочна и жестка, а в поперечном растягивается и набухает сильнее. Способов определения направления волокон много. Один из самых простых: положить два листа бумаги на край стола перпендикулярно друг другу. В листе, который изгибается быстрее и больше, волокна располагаются параллельно краю стола. Часто встречаются заломы бумаги при фальцовке по сплошным запечаткам. Одно из решений — ослабить давление между валами фальцевального оборудования. Еще одна причина разрывов при фальцовке — пересушенная мелованная бумага с влажностью менее 5%. Бумагу плотнее 170 г/м2 следует биговать, настраивая биговочные каналы так, чтобы материал не рвался.

Как показывает опыт, при резке проблемы намного чаще возникают не из-за плохого качества бумаги, а из-за недостаточной или неправильной заточки ножей. Еще одна сложность в процессе резки — отмарывание, когда перед резкой не удается до конца высушить отпечатанные листы. При небольшом тираже отмарывание в процессе резки можно устранить, прокладывая между запечатанными чистые листы дешевой бумаги. Нельзя забывать, что чистоцеллюлозный картон всегда режется хуже, чем макулатурный или с содержанием древмассы.

При вырубке, напомнил Святослав, также важна заточка ножей, но не их острота, а профиль. Общее правило таково: для вырубки сложных по форме изделий предпочтительнее нож с одним скосом (в отличие от двухстороннего), что позволяет избежать сколов в месте вырубки мелких деталей. При этом на внутренней части резина должна быть жесткая, а на наружной — мягкая. Нельзя забывать и о равномерности установки давления на штампах, дабы избежать непрорубов. При планировании операций для тиражей, которые должны печататься на невпитывающих материалах (металлизированная бумага, синтетика) с последующей вырубкой, нельзя применять крупнодисперсный противоотмарывающий порошок — в процессе вырубки листы начинают скользить относительно друг друга.

Проблемы с вырубкой (нарушение рисунка) могут возникать и из-за слишком высокого показателя линейной деформации этикеточной бумаги, которая после печати не должна изменять своих геометрических размеров более чем на 2%. Напечатанный тираж рекомендуется заворачивать в стретч-пленку, защищая его от влаги. А закупая этикеточную бумагу, постарайтесь проверить, как она ведет себя в процессе приклеивания.

Обычные рекомендации для нормального тиснения — тщательный подбор температуры, давления и типа фольги. Не рекомендуется тиснение бумаги с массой 1 м2 менее 80 г — слишком высока вероятность обрывов.

При сшивке на скрепку отрицательное влияние оказывает статическое электричество, накапливаемое бумагой. В некоторых типографиях применяют очень простой метод снятия статики: рядом с запечатанной стопой ставят ведро воды.

Лакирование. Иногда делаются попытки лакировать чистоцеллюлозную бумагу без покрытия — это лишено смысла, поскольку бумага без покрытия хорошо впитывает лак, и никакого эффекта не достигается.

При лакировании могут возникать и сложности иного рода. Как рассказала начальник технологической лаборатории типографии «Новости» Нина Цимбал, у них при работе на новой пятисекционной высокопроизводительной (до 15 000 отт. в час) печатной машине с лакировальной секцией и длинной сушкой, при переходе на новую бумагу на оттисках стал наблюдаться эффект апельсиновой корки, оттиски слипались в стопе. Найти причину оказалось непросто.

Вначале попробовали поменять лак, одновременно снизив скорость печати и количество оттисков в приемной стопе. Но это не привело к полному устранению неприятного эффекта, к тому же снизилась общая производительность.

После нескольких консультаций с поставщиками машины и расходных материалов решение было найдено. Оказалось, что в процессе сушки на оттиски воздействует два основных фактора. Первый — испарение и удаление элементов растворителя, второй — химическая реакция окисления (полимеризация). Выбор оптимального способа сушки зависит от состава красок и лаков. Водно-дисперсионный лак содержит до 60% воды, поэтому решили почти полностью отключить ИК-сушку, оставив только воздушную. Одновременно старались поддерживать постоянную вязкость лака по воронке Бехера 4 мм в диапазоне 28-30 мм. Процесс высыхания лака и удаления насыщенного водяными парами воздуха ускорился, а температура в стопе установилась около 30°C. Но главное, оттиски перестали слипаться, и эффект апельсиновой корки исчез.

При печати же без лакирования в типографии «Новости» используется ИК-сушка, а температура в стопе удерживается в пределах от 36 до 38 °С.

Пример, приведенный Ниной Цимбал, говорит о том, что рецептов на все случаи жизни не существует, поэтому иногда могут пригодиться даже знания основ химических процессов, происходящих в процессе отделочных операций.

В своем выступлении Александр Капридов, начальник цеха послепечатной обработки типографии «Смит и Хартман», рассказал о выявленных опытным путем особенностях некоторых видов бумаги.

При тиснении и конгреве внешне очень похожие виды могут вести себя совершенно по-разному. Например, бумага и картон «Дали» и «Неттуно». «Дали» более эластична, и на ней получается существенно более глубокое тиснение. Однако палитра цветов богаче у «Неттуно».

Очень похожи картоны «Хромолюкс», «Спледролюкс» и «Веницелюкс». Но опыт показывает, что для тиснения (особенно больших площадей) лучше подходит «Сплендролюкс» или «Веницилюкс», а более качественного конгрева удается добиться на «Хромолюксе» — возникает меньше заломов и трещин.

Одна из лучших марок бумаги для конгрева с высоким подъемом — «Кашемир». Она отличается высоким содержанием натуральных волокон, поэтому очень мягка и эластична. Характеристики материалов важно учитывать при выборе толщины клише. Противоположный пример: «Пергамента» и синтетическая бумага «Полилит», тиснение по которым выполнять сложно.

По опыту такие марки, как бумага «Стардрим» и картон «Кейколор», хорошо ведут себя не только при тиснении, но и в большинстве других послепечатных процессов.

Как отметил Александр, качество ламинирования и припрессовки напрямую зависит от структуры поверхности бумаги или картона. Максимальное качество достигается на материалах высокой гладкости. Бумагу же с неровной поверхностью (например, «Неттуно», «Ривз», «Эфалин») ламинировать крайне сложно.

Качество ламинирования и припрессовки на запечатанной офсетной металлической краской поверхности зависит от того, насколько хорошо краска высохла. Серебро сохнет от трех дней до двух недель. Достаточно долго (до одной недели) сохнет краска на матовой бумаге. Поэтому при использовании «долгосохнущих» материалов следует отводить на выполнение заказа больше времени.

Само ламинирование следует делать только после полного высыхания краски. В противном случае сцепление пленки с бумагой окажется недостаточным, и при дальнейших операциях по конгреву, вырубке или биговке может произойти отслаивание пленки. Были случаи, когда оно возникало через двое суток.

Отпечатки, предназначенные для ламинирования, не нужно покрывать офсетным лаком — на поверхности остаются следы мелких чешуек. Дело в том, что лак является своего рода прослойкой между бумагой и пленкой, а достаточного сцепления между ними нет. Желательно свести к минимуму использование противоотмарывающего порошка, поскольку любая мелкодисперсная смесь оставляет под пленкой пузырьки воздуха, которые портят внешний вид продукции. В «Смит и Хартман» в подобных ситуациях пыль перед ламинированием стирают вручную.

Относительно простая, на первый взгляд, операция биговки также требует творческого подхода. Раньше, как рассказал Александр, она делалась на стационарном станке с биговальными каналами двух видов — 1 и 2 мм шириной. Но сейчас эти работы выполняются на тигельном прессе, причем для каждой марки бумаги подбираются индивидуальные и различные по ширине контрбиговки (от 0,8 до 6 мм) — чем толще материал, тем больше расстояние между контрбиговками. Биг может наноситься как с лицевой, так и с оборотной стороны.

Организация и индивидуальный подход

Уже после завершения круглого стола мы встретились еще с несколькими профессионалами в области послепечати и попросили их поделиться своими секретами.

Рис. 1. Лицо этой открытки было запечатано серебряной краской, поэтому для качественной фальцовки биговка по вертикали выполнялась с оборотной стороны (на рисунке — оборот).

Почти у каждой типографии есть свой конек — продукция, которую здесь выпускают особенно много, накапливая при этом большой практический опыт. В предновогодние месяцы в компании «Типография Арес» это квартальные календари, хотя здесь выполняют и множество других работ. Прежде всего ее директор Александр Шнайдер отметил, что в средних и небольших типографиях послепечатные процессы включают большой процент ручных операций. Поэтому он считает самым важным не решение частных проблем, а оптимальное распределение нагрузки на различных производственных участках.

Однако правильная организация одновременно предполагает и наличие квалифицированных специалистов на ключевых позициях. Начальник цеха послепечатной обработки «Типографии Арес» Леонид Постышев рассказал о некоторых технологических особенностях изготовления продукции из картона. Прежде всего — квартальные календари. Есть очень простая вещь, о которой часто забывают либо не знают вовсе: правильная ориентация волокон. В «квартальнике» они должны быть параллельны полу, иначе через некоторое время после изготовления календарь начнет самопроизвольно сворачиваться.

Сложности с фальцовкой очень часто возникают при выборе дешевых материалов — они начинают лопаться на сгибах. Зная эту особенность определенной марки картона или бумаги, грамотный менеджер, принимающий заказ, должен заложить в стоимость работы затраты на биговку. Точно так же следует поступать и в случаях сплошных запечаток, когда перед фальцовкой приходится биговать даже тонкую бумагу. Это особенно характерно для запечаток серебряными красками. Иногда биг лучше наносить на сторону, противоположную той, куда должна выполняться фальцовка.

Сложности могут возникать и при попытке повторить удачный продукт с использованием других материалов. Пример — конверт из картона в два сгиба для авиабилетов, который по конструкции повторял ранее выполненную работу. После первого сгиба внутри наносятся два поперечных бига, а края подклеиваются. Для нового заказа был выбран достаточно дорогой, но слишком плотный (255 г/м2) картон двухстороннего мелования GraphiArt Duo. В результате оказалось, что он для подобного варианта не годится: конверт не складывался и практически не склеивался.

Удобство приклеивания следует учитывать и при дизайне папок и коробок, особенно если предусматривается лакирование. Лакированные поверхности склеиваются плохо, поэтому лучше применять выборочное лакирование, оставляя чистыми клапаны. В особо «тяжелых» случаях приходится смывать лак с клапанов ацетоном.

Опыт показывает, что даже изготовление типовых заказов, таких как квартальные календари, требует тщательного планирования и учета особенностей материалов. Но если речь идет о более сложных задачах, трудностей возникает существенно больше. Именно на выполнении таких работ специализируется типография «ГТ-Принт». Своим опытом делится ее технический директор Виктор Гладышев и ведущий специалист тигельного участка Виталий Сячнев. Говоря о специфике своего предприятия, Виктор отмечает: «Мы с удовольствием беремся за изготовление нестандартной малотиражной продукции, которая невыгодна, а порой даже оказывается не по плечу крупным типографиям, и накопили большой опыт в этой области».

Интересны некоторые решения, применяемые в «ГТ-Принт» при послепечатной обработке. Например, бумага «Скотия Форест Грин» (280 г/м2) и другие подобные марки обычным способом бигуются плохо, с заломами. Но если делать биги через мокрую бумагу, получается лучше. Иногда, чтобы добиться нужного результата, приходится делать два или даже четыре бига, либо биги со сдвигом. Возможно, не все знают, что складывать мелованную бумагу лучше в сторону бига, а дизайнерские материалы без покрытия — в противоположную.

Подчас расположение большинства линий фальцовки изделия противоречит экономному спуску полос для заказа. Можно сэкономить на операциях (например, избежать лишнего бига, необходимого при фальцовке поперек волокон бумаги), а можно — на расходуемом материале. Эта непростая задача ложится на плечи менеджера по приему заказа, и от того, как он ее решит, зависит себестоимость и срок выполнения.

Рис. 2. Для горячего тиснения по лакированным плашкам на мелованной бумаге подходит далеко не всякая фольга

Много сложностей возникает и в процессе тиснения. Например, при печати поздравительной открытки на хорошо известной всем полиграфистам бумаге «Гэлери Арт» было предусмотрено тиснение голографической серебряной фольгой. Однако оно накладывалось на зеленую плашку, к тому же покрытую водным лаком, а в процессе тиснения фольга местами просто вырывала краску с поверхности бумаги. Добиться стабильного результата удалось, только заменив голографическую фольгу на обычную серебряную. В любом случае, даже если используется специальная марка фольги, предназначенная для тиснения по лаку, необходима проба выбранного сочетания материалов и видов печати.

При тиснении по относительно жестким материалам, когда в изображении присутствуют и плашки, и тонкие элементы, лучше изготавливать два клише: одно для плашек, другое для мелкого рисунка. И тиснение, соответственно, выполнять в два прогона.

Сложно тиснить фольгой ворсистые марки бумаги (например, «Кашемир»). На бумаге «Малмеро» хорошо получается конгрев, а горячее тиснение требует тщательного подбора фольги, поскольку обычный способ повышения температуры приводит к потере блеска на плашках.

Опыт «ГТ-Принт» тиснения по бумаге «Сплендролюкс» показывает, что глянцевая фольга плохо закрепляется на больших плашках. Вызывает сложности и горячее тиснение по калькам. А бумага «Конкуэрор» трескается при конгреве вдоль линий — высота конгрева и острота ребер для этого материала очень невелики. Большие трудности возникают при тиснении фольгой по некоторым металлизированным материалам.

Проблемы воспроизведения плашек при тиснении должны решаться точной настройкой режимов и давления на разных участках, а также подбором подложек. Это следует делать с учетом особенностей выбранной бумаги. Для воспроизведения мелких элементов нужны твердые подложки, но время и возможность точного подбора подложек для определенного сочетания бумаги и рисунка клише бывают не всегда.

Вместо послесловия

Работники типографий могут поэкспериментировать с материалами и способами их послепечатной обработки, а что остается дизайнерам? Уповать на удачу? В этой ситуации есть несколько достаточно простых рекомендаций: внимательно изучать каталоги образцов работ, поставляемые производителями бумаги; всегда согласовывать выбор материалов с типографией, где будет печататься тираж (а не ставить ее перед фактом); для ответственных и дорогих заказов включать в бюджет печатную пробу.

Автор благодарит за помощь в подготовке публикации работников компаний «Типография Арес», «Бумажная фабрика ”Берег”», типографий «ГТ-Принт», «Новости», «Смит энд Хартман».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     

  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • ТЕСТ: Насколько хорошо вы разбираетесь в бумаге?

    Редакция Publish совместно с партнёром — MONDI PRINT CLUB — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги и подготовиться к вступлению в закрытый Клуб полиграфистов.

  • ТЕСТ: Как выбрать бумагу для цифровой печати или Почему что-то пошло не так...

    Редакция Publish совместно с партнёром — Xerox — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги для цифровой печати и её воздействия на качество.

  • Бумага UPM DIGI: выразительность самого белого
     

    Цена бумаги — значительная часть стоимости заказа. Можно ли сэкономить, взяв для цифровой печати обычную бумагу, или стоит потратиться на цифровую? Ответ на этот вопрос получили участники встречи «Соцветие UPM DIGI: выразительность белого».

     

  • Многомерность бумаги
     

    При всей кажущейся простоте и «плоскости» бумага на самом деле — сложная, многомерная вещь, способная вызывать у людей сильные эмоции.  И на организованной 5 апреля компанией «Берег» в Москве презентации «Бумага и чувства» владелец фабрики Gmund — харизматичный Флориан Колер — это убедительно доказал.

     


comments powered by Disqus