101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Осенние всходы "ПОЛИГРАФИНТЕРА"

  • Игорь Кистенев
  • 10 декабря 2001 г.
  • 4837
Глубокой осенью, когда засыпающая природа уже готовится к наступлению зимы, на российском рынке полиграфической техники начинается своеобразная «посевная»: на выставке «ПолиграфИнтер» многочисленные поставщики печатного оборудования активно обрабатывают наиболее «плодородные» участки печатной индустрии.

От результатов «посевной» зависит многое: авторитет производителей оборудования, доля захваченного конкретным поставщиком рынка, качество выпускаемой типографиями-заказчиками продукции и, разумеется, их рентабельность. Оценить живучесть полученных «всходов», в отличие от творений живой природы, быстро не удается — необходимо время на переговоры, выполнение всех формальностей, доставку техники, ее монтаж, наладку и выпуск пробных тиражей. Довольно трудоемки процедуры освоения приобретенного оборудования, выявления на практике его потенциала, а также постепенного вывода машины на полную мощность и перехода на многосменную работу.

Фактически, время первоначальной оценки «всходов» — год после заключения контракта. Именно поэтому, редакция посчитала небезынтересным размещение в номере, выходящем к открытию «ПолиграфИнтер-2001», небольшого обзора, посвященного анализу результатов нескольких контрактов на поставку печатной техники, заключенных на выставке в прошлом году. С этой целью был задан ряд вопросов руководителям полиграфических фирм, сделавших крупные приобретения прошлой осенью и любезно согласившихся предоставить нам необходимую информацию.

Этикеточная флексография

Востребованность машин флексографской печати на российском рынке и динамизм развития рынка упаковочной продукции хорошо известны. Поэтому, вполне естественно начать обзор с рассмотрения поставок подобной техники. В частности, контракта фирмы «Пешта» (г. Ижевск) на покупку шестикрасочной узкорулонной машины высокой печати Labelmen PW-260R (поставщик — компания «Аквалон»). Как сообщил директор «Пешты» Олег Юрпалов, в комплект машины вошли две секции высечки, лакировальная секция, устройство для поперечной нарезки ленты на листы, два модуля для снятия статического электричества, видеосистема для контроля запечатываемого материала.

Покупка осуществлялась в рассрочку (с момента заказа до установки машины в типографии). По словам Юрпалова, сегодня об окупаемости машины говорить рано — первые полгода ушли на поиск подходящих заказов, поскольку высокая печать — новое направление в развитии фирмы. При закупке оборудования руководство «Пешты» посчитало, что наиболее реальный срок, в течение которого машина сможет себя окупить, — два года. Юрпалов полагает, что компании вполне по силам решить эту задачу — начав с нуля в новой области, всего за год набранный пакет заказов и обученный персонал уже позволяют перейти на трехсменную работу.

Labelmen PW-260R

В целях расширения производства, в ближайшем будущем планируется приобретение дополнительного оборудования для конгревного и блинтового тиснения этикеток в рулонах. Сейчас Labelmen PW-260R в основном используется для печати высококачественной самоклеющейся этикетки, хотя есть опыт печати на картоне толщиной 0,4 мм и на 35-мкм полипропиленовой пленке (Юрпалов отметил, что здесь по его расчетам интересны заказы небольших тиражей объемом до 300 кг).

Наиболее привлекательными особенностями Labelmen PW-260R для специалистов фирмы стали наличие центрального печатного цилиндра (что позволяет печатать с высокой точностью приводки) и схожесть конструкции красочного аппарата с аналогичными системами офсетных машин (в «Пешта» до сих пор имели дело только с офсетной печатью) — это значительно ускорило процесс освоения техники. Не менее важный момент, подчеркивает Юрпалов, — УФ-сушка на всех красочных секциях, дающая возможность печатать привлекающую заказчика своим качеством продукцию на широком спектре запечатываемых материалов.

Освоение машины, как отметил директор «Пешты», прошло за сравнительно короткие сроки. Единственное направление, в котором еще предполагается провести ряд экспериментов, — допечатная подготовка и подбор оптимальных печатных форм. Что касается недостатков, то пока выявилось лишь одно ограничение: для получения качественного результата поверхность материала должна быть ровной и гладкой. Запечатывание же макулатурного картона и немелованной бумаги — проблематичная задача.

Шесть цветов на картоне

Контракт на приобретение флексографской машины универсального назначения Propheeter 1800L (поставщик — компания «Анимар Графипресс») заключила прошлой осенью известная московская фирма «Технотроид». Машина — шестисекционная, ролевая, с шириной печати 432 мм, ракельными секциями, тремя секциями отделки, секцией рубки на листы, приемным столом и устройством коронного разряда (для обработки полипропиленовых пленок). Монтаж и запуск оборудования занял неделю, но оптимизация технологического процесса печати, подбор анилоксовых валов, скоростей и коэффициентов натяжения при печати на конкретных материалах потребовали еще около месяца. Как рассказал генеральный директор «Технотроид» Руслан Чуев, машина используется для печати тиражей объемом от 300 кг материала и пока загружена только на 40%. Работа идет на скоростях 100 м/мин (максимальная скорость по спецификации — 150 м/мин). Что касается окупаемости, то, по словам Чуева, это вопрос сложный, тем более в нынешней ситуации, когда в Москве установлено не менее 20 печатных машин, способных удовлетворить запросы клиентов на качественную упаковку. Есть такое оборудование в Краснодаре, Новосибирске и других городах. В результате, заказчикам из регионов уже нет необходимости размещать заказы на упаковку в Москве. Поэтому, один год — сегодня очень оптимистичный срок для возврата вложенных во флексографское оборудование денег, но два года — вполне реальный.

Propheeter 1800L

Говоря о привлекательных сторонах Propheeter 1800L, Чуев прежде всего назвал возможность печати на широком спектре запечатываемых материалов (и изготовления из них упаковки), начиная от полипропиленовой пленки толщиной 20-30 мкм и заканчивая картоном толщиной 0,6 мм.

Никаких претензий не вызвала у печатников «Технотроид» система сушки, эффективность которой снижается лишь при высокоскоростной печати на пленках толщиной менее 35 мкм, когда требуется плотный слой белой плашки. Качество печати, подчеркивает Чуев, очень высокое — удается печатать работы с плотностью растра до 2%. Не менее важно, что машина отлично «держит край», обеспечивает хорошую приводку на материалах большой плотности, а наличие закрытых ракельных секций предотвращает испарение растворителя в краске, что повышает стабильность цвета в тираже. Подводя итог, Руслан Чуев сказал, что после приобретения Propheeter 1800L фирме удалось получить большое количество новых заказов. В дальнейшем не исключено дооснащение машины для печати УФ-красками.

Автоматика для офсета

Один из покупателей офсетной техники на «Полиграфинтер 2000» — компания «Крокус» из Казани. Фирма привезла с прошлогодней выставки пятикрасочную листовую машину Ryobi 525 HX Type 5E формата А3+ (поставщик — компания PrintHouse), укомплектованную лаковой секцией, УФ-сушкой и валами, пригодными для работы с УФ-красками. Как сообщил главный технолог Андрей Куртыгин, основная причина приобретения Ryobi 525 HX — ее способность оперативной печати на проблемных, невпитывающих материалах (металлизированной бумаге), актуальная при использовании красок, фиксируемых методом УФ-полимеризации.

Специалисты фирмы выбирали эту машину, хорошо зная ее преимущества и недостатки — в типографии уже работают с двухкрасочной Ryobi 522 HX. Один из недостатков — непростая процедура освоения автоматической системы удержания толщины водяной пленки AAC (Aqua Automatic Control System). Хотя ААС отлично себя зарекомендовала на коротких тиражах, при выходе на большие объемы печати в «Крокусе» столкнулись с определенными проблемами контроля увлажнения.

Очень понравился специалистам из «Крокуса» пульт дистанционного управления Ryobi 525 НХ. Теперь все сведено в одно место, что позволяет оперативно реагировать на все изменения процесса печати. На общем пульте, подчеркивает Куртыгин, собраны органы управления красочным аппаратом, механизмом горизонтальных и вертикальных приводок, лаковой секцией и УФ-сушкой.

Ryobi 525HX

Выполняемые на Ryobi 525 НХ работы — это, говорит главный технолог «Крокус», прежде всего выпуск этикеточной продукции на бумаге плотностью 70–80 г/м2, а также тиражи на металлизированной бумаге с применением УФ-красок. Скорость печати, как правило, увязывается с процессом полимеризации красок в сушке. Реально она составляет от 8000 до 11 000 отт./ч. На максимальных же скоростях (13 000 отт./ч по спецификации) в типографии стараются не работать, поскольку на таких режимах при печати на этикеточной бумаге иногда возникают нарушения в проводке бумаги.

Безусловно, подчеркивает Куртыгин, приобретение Ryobi 525 HX вывело типографию на совершенно иной уровень технических возможностей и по качеству, и по объемам производства. При этом машина в полной мере оправдала ожидания, и каких-либо ее дооснащений типография не планирует. Главный технолог подчеркнул, что по стабильности удержания механических параметров (приводке и равнению) печатный пресс показывает себя с наилучшей стороны. Хотя некоторое время ушло на адаптацию к работе с УФ-красками — потребовалось более жесткое отношение к климатическим условиям в типографии, вода для изготовления увлажняющего раствора теперь берется только из одного источника.

Как отметил Андрей Куртыгин, к нынешнему качеству печати на Ryobi 525 HX в типографии пришли не сразу. Был ряд технических проблем, в том числе двоение точек по краям печатаемого изображения. Однако после налаживания тесного контакта с сервисной службой поставщика, проблема была снята полностью. В планах типографии — переход с триадной печати на печать красками Pantone.

Однокрасочный контракт

Другой наглядный пример — полиграфическая фирма «МИП 999» (г. Мурманск), заключившая контракт на поставку однокрасочной печатной офсетной машины ABDick 9980 C (поставщик — компания SupplyLand). Хотя, как и остальные участники нашего обзора, технический директор фирмы Александр Черствяков не стал разглашать финансовые детали сделки, он отметил, что контракт оказался очень интересным и по цене, и по системе оплаты. Благодаря квалифицированным кадрам, ввод машины в эксплуатацию был оперативным: поставка в конце декабря, запуск в январе, при этом текущая загрузка уже немаленькая — на станке печатают полноцветные работы (4+0, 4+4) с разрешением 2540 dpi и линиатурой 175 lpi. Тиражи — от 100 до 5000 тиражных листов формата А3+, работа одно- или двухсменная. Пресс работает, можно сказать, на износ: печатают в широком диапазоне плотностей: от 80 до 300 г/м2 для мелованной бумаги и на картоне с максимальной плотностью 250 г/м2. Интенсивность эксплуатации характеризуется следующим показателем: за восемь месяцев было сделано около 2 000 000 оттисков (точную цифру назвать трудно, поскольку на машине установлен всего один счетчик — оборотов ведущего вала). При этом, говорит Черствяков, было бы здорово, если бы пресс мог запечатывать более плотный картон. Предельная толщина запечатываемого материала по спецификации — 0,3 мм, но из-за разбухания материала этот показатель существенно снижается. При попытке осуществить подобное, печатники столкнулись с эффектом сцарапывания красочного слоя. Вместе с тем, по скорости ABDick 9980 C пока работает не в полную силу (используется диапазон 3500-6000 отт./час, максимальная скорость — 10 000 отт./час), что связано с некачественной нарезкой бумаги. По мнению Черствякова, степень «косины» даже импортной бумаги вызывает нарекания. Что же касается задействования собственной резальной техники, то в «МИП 999» просто не в состоянии выполнять переобрезку всего объема обрабатываемой бумаги (фирма собирается расширить парк оборудования).

ABDick 9980 C

Как и в «Пеште», срок ожидаемой окупаемости машины здесь определили в два года. После покупки руководство фирмы даже провело специальную маркетинговую программу, что позволило увеличить объем заказов в 1,5-2 раза. Хотя большинство возлагаемых на ABDick 9980 C надежд оправдалось, все-таки, говорит Черствяков, от нее ждали большего. Основные разочарования связаны с проблемой печати на толстых сортах бумаги, а также очень высокими требованиями к качеству ее нарезки. Разумеется, преимущества все-таки перевешивают. Среди них, подчеркивает Черствяков, хорошая приводка, удачная система увлажнения (используется система Crestline, допускающая применение бесспиртовых растворов).

Очень полезной оказалась дополнительно приобретенная система порошковой сушки компании AirTech Spray Systems, которую, по мнению Черствякова, было бы неплохо включить в стандартную комплектацию машины. К производительности и эффективности печати тоже никаких претензий — технический директор фирмы заявил, что даже готов конкурировать с продукцией, выпускаемой на Printmaster GTO 52 по соотношению «цена/качество» с заметным ценовым акцентом. Важно, что приобретение однокрасочного пресса дало первые результаты — активно развивающаяся компания нашла силы для заключения целого ряда других контрактов.

***

Подводя итог, можно сказать, что все рассмотренные контракты в целом оказались состоятельными и одинаково успешными и для поставщиков, и для заказчиков. Осветить негативный опыт нам не удалось — неудачники, хотя таковые есть, по вполне понятным причинам отказались отвечать на вопросы. Впрочем, даже из представленной информации ясно, что в основе любых удачных начинаний всегда, как это ни банально, лежит тщательный предварительный анализ рынка и возможностей приобретаемой техники.

Автор выражает глубокую признательность сотрудникам компаний-поставщиков «Аквалон», «Анимар Графипресс», PrintHouse и SupplyLand, а также типографий «Крокус» (г. Казань), «МИП 999» (г. Мурманск), «Пешта» (г. Ижевск) и «Технотроид» (г. Москва) за помощь оказанную при подготовке данной статьи.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Больше порядка

Ежедневники выпускают специализированные компании, книжные издательства, блогеры и даже музеи.

Что вы чувствуете?

Обычно я всем рассказываю, что большая часть моей работы — это посещение различных предприятий полиграфической и смежных с нею отраслей.

Очень тонкая грань

Что такое печатное искусство, тиражная графика, printmaking?

Тренды брендинга 2024: что нового и почему?

Тренды — социально-психологическое явление в чистом виде. Они отражают происходящее и очень сильно зависят от контекста, который провоцирует то или иное поведение и потребности большинства людей. Грамотный менеджмент и маркетинг заключаются в правильном считывании этой ситуации и реагировании на неё — так мы получаем возможности.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 28