101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Точная наука

  • Игорь Терентьев
  • 10 декабря 2001 г.
  • 4382

Терентьев Игорь Они так молоды, программы для верстки. Сотни лет опыта, накопленные за всю эпоху книгоиздания, разработчики попытались вложить в продукты нового поколения, которые должны были совершить издательскую революцию, — и она случилась.

Даже самые первые версии верстальных пакетов — Aldus PageMaker и Xerox Ventura Publisher — были огромным шагом вперед. Резко сократилась длительность и трудоемкость допечатного цикла. Возможности издательских технологий неожиданно оказались доступными не только узкому кругу профессионалов, но и всем людям, располагающим настольным компьютером. Побочным следствием стало существенное ухудшение качества изданий при одновременном расширении их ассортимента. Одной из наиболее «пострадавших» стран была Россия, в которой период бурного внедрения настольных издательских систем (НИС) совпал с перестройкой, развалом Союза и много еще с чем.

Впрочем, ни в ухудшении общего уровня качества изданий, ни в бедах нашей экономики переходного периода (тем более) программы верстки не виноваты. Проблема в том, что в первую очередь осваивать новую для себя область деятельности начали специалисты других, не полиграфических, профилей — программисты, электронщики и все, кто был «на ты» с компьютером, но совершенно не имел понятия о законах макетирования печатных изданий. Постепенно ситуация исправлялась: профессиональные полиграфисты и дизайнеры привыкали к компьютерным инструментам. Верстальщики от программирования рано или поздно встречали на своем пути хорошего технического редактора и, по-настоящему увлекшись новой специальностью, перелопачивали с трудом найденные «Справочники редактора», учебники для студентов полиграфических вузов и другие полезные книги.

Но техника становится все доступнее, стоимость комплекта «сканер-компьютер-принтер» плюс почти бесплатный пиратский софт (технически это законченная НИС) может не превышать тысячи долларов, — и ряды издателей все быстрее пополняются «специалистами», а заказчики получают совсем недорого «качественно» подготовленные макеты. Загляните в любую рекламную газету — большинство образчиков народного творчества страдают не только от полного отсутствия какой-либо ключевой идеи, но и сделаны с нарушением самых простых правил типографики, композиции и законов сочетания цветов.

С идеями действительно бывает трудновато — не все гении и художники от бога — но грамотно подготовленный и скомпонованный текст, умело подобранный шрифт, стоящие в положенных местах и отсутствующие там, где не нужны, пробелы, использование тире и полиграфических кавычек, правильные сочетания заполненного и пустого пространства в макете, соблюдение общих пропорций — все эти мелочи сразу выделяют крепкие профессиональные работы на фоне остальных.

На самом деле профессионализм достигается по формуле «образование плюс опыт», а используемые инструменты здесь совсем не причем. То есть почти не причем. Хотя по своему функциональному багажу такие программы, как Microsoft Publisher, Corel Ventura, Adobe InDesign, во многом превосходят QuarkXPress, последний пакет является стандартом «де-факто» для профессиональной верстки цветных изданий. Поэтому при наличии выбора, какой из вышеназванных программ учиться, осваивайте лучше «Кварк» — будете больше зарабатывать. А если есть возможность сделать это на Macintosh — перспективы занятости станут еще более радужными.

С другой стороны, для множества специфических задач предпочтительнее другие инструменты. Собираетесь верстать объемные черно-белые книги с обилием сложных таблиц — присмотритесь к Adobe FrameMaker или Corel Ventura. Ну а старый добрый PageMaker, волевым решением Adobe переведенный в разряд бизнес-приложений, по-прежнему остается универсальным решением для большинства видов верстки.

В любом случае постарайтесь не забывать одну простую вещь: верстка — наука точная. Ее основополагающие законы обычно не допускают двойного толкования, и то, что нередко оправдывают гордой фразой «такой дизайн!», на практике оказывается сплошной нелепицей.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Это достоверно?

Мы всё чаще говорим о будущем индустрии, технологиях, автоматизации, нейросетях. Но чем больше вокруг «умных» инструментов, тем сильнее ощущается дефицит настоящего — живых знаний и реальной экспертизы.

Когда шарики не помогут

В индустрии появился новый тренд: компании всё чаще пробуют делать собственные мероприятия.

Когда идея — это вещь

Идея становится по-настоящему заметной, когда у неё появляется форма. Ещё недавно Publish был только про тексты и бумагу, но постепенно мы вышли за рамки привычного. Теперь наши проекты можно не только прочитать, но и увидеть, потрогать, даже надеть.

Катализатор перемен

Недавно меня пригласил в экскурсионную поездку на Светогорский ЦБК знакомый владелец полиграфического предприятия. Когда я спросил, почему именно туда, он ответил просто: «Я прочитал об этом в новостях Publish». Именно так: текст из нашего журнала (на самом деле — новостной рассылки) стал для него поводом к действию. И вот почему это важно.

Маркетинг сильнее технологии

История Landa Digital Printing в сфере полиграфии превратилась в легенду. Не в смысле успеха, а по масштабу амбиций, размаху ожиданий и длительности пребывания в центре внимания без реально работающего продукта. Теперь, когда проект переживает по сути предбанкротное (или предпродажное) состояние, самое время извлечь полезные уроки — особенно российским производителям полиграфического оборудования.



Новый номер

Шоурум Ricoh в Екатеринбурге. DTF-ураган. FAT-дизайн. Печать без промаха. Правильный гибрид. УФ-принтер с ИИ. Защитные технологии в полиграфии. Технология как магия. Выставка перемен. Ставка MEFU — на автоматизацию. Наношансы: выживет ли Landa?



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59