101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Широкое многообразие

  • Игорь Терентьев
  • 9 января 2002 г.
  • 4475
Бурное развитие струйной широкоформатной печати, уверенно отвоевывающей рынок «крупных форм» у офсета и шелкографии, способствует небывалому росту спроса на самые разнообразные запечатываемые материалы.

Прогрессирующая струйная широкоформатная печать, благодаря своему цифровому происхождению, имеет заметное ценовое преимущество при изготовлении единичной или малотиражной полиграфической продукции, особенно, когда нужно получить изображения, превышающие максимальные форматы традиционных печатных машин. Хиты продаж — реклама, оформление пунктов розничной торговли и интерьеров, а также новинка (для российского рынка) — создание художественных произведений. Многообразие областей применения приводит к тому, что поставщикам услуг печати и заказчикам требуется все более широкий (во всех смыслах) выбор материалов.

В этой статье пойдет речь о запечатываемых материалах для наиболее распространенной группы устройств: цветных струйных принтеров с шириной поля печати от 60 до 182 см (подробнее о выборе этих устройств в обзоре Игоря Кистенева «Масштабная печать» на стр. 54). Мы не будем касаться материалов для ламинирования и термопереноса, бумаги и кальки для инженерных систем (электростатических) и перьевых плоттеров, а также весьма многочисленных продуктов для сверхширокоформатных принтеров (2 м и более). В статье не будет и рекомендаций по использованию материалов — за ними следует обращаться к поставщикам. Наша цель — помочь новичкам сориентироваться во всем многообразии материалов, а профессионалам в области широкоформатной печати рассказать о некоторых новых и необычных продуктах.

Классификации

Существует много вариантов и признаков классификации материалов для «широкоформатки», но ни одна из них не является общепринятой. Ситуация усугубляется тем, что российских стандартов на подобные, все еще относительно новые материалы также нет. На практике их чаще всего делят по виду основы: бумага, пленка и специальные материалы. В специальных видах можно выделить баннеры (banners), ткани (textiles), винилы (vinyl), холсты (canvas), а также различную экзотику (specialities): металлизированную бумагу и пленку, голографические материалы, кожу и др.

Независимая исследовательская организация FLAAR придерживается следующего варианта классификации: стандартные запечатываемые материалы; пленка; винил; холст; специальные материалы; экзотика. К специальным материалам относится самозакрепляемые (repositionable), баннерные, текстиль, водостойкая бумага для струйной печати (waterproof inkjet paper). По разряду экзотики проходят такие необычные материалы, как электролюминисцентные (чаще всего, сочетание прозрачной пленки и тонкой панели с источником света), магнитные и др.

Нередко встречается классификация по назначению: для наружного использования (outdoor) и в помещениях (indoor). Материалы, предназначенные для наружного использования, обеспечивают большую устойчивость изображения к воздействию УФ-излучения. Специалисты-практики стараются учитывать также воздействие влаги, абразивное воздействие среды (ветер с песком), температурные деформации, влияющие на сцепление ламината с носителем. Длительный срок службы конечного продукта достигается только при определенном сочетании «носитель-чернила». Особый случай — витрины, формально относящиеся к помещениям. Но изображения в витринах подвергаются мощному температурному воздействию (нагрев на солнечной стороне летом — до 90°С). Материалы для помещений могут также использоваться в световых коробах, где освещаются лампами дневного света.

Оптимизация под определенный вид чернил тоже является классификационным признаком: различают материалы для чернил на основе красителя, пигментных, а также универсальные виды (обычно это определяется структурой покрытия и назначением материала).

Стоит вспомнить и о делении материалов по ориентированности на технологию печати: для термоструйной и для пьезоструйной. Обычно это говорит об особенностях структуры запечатываемой поверхности, поскольку термоструйным принтерам для получения изображения такой же насыщенности, как у пьезомоделей, свойственно наносить несколько больше чернил.

Чем выше заявленное для материала максимальное разрешение печати (этот признак часто применяют при классификации), тем больше значениe для максимального процента заполнения чернилами (ink coverage). Как вариант: материалы делят на подходящие для монохромной, цветной векторной и фотореалистичной печати.

По способам закрепления продукции на поверхностях можно выделить обычные материалы, самоклеящиеся (снабженные клеевым слоем) и закрепляемые за счет статики (обычно это тонкие пленки cling, которые запечатываются на более плотной основе, а потом отделяются от нее).

Признак сферы назначения довольно широк, хотя специфика некоторых материалов позволяет использовать их только для строго определенных целей. Например, холсты применяют исключительно для интерьерного оформления и создания репродукций картин. А о назначении цветопробных материалов говорит их название.

По физическим характеристикам материалы делят на матовые (matte, satin), полуглянцевые (semigloss) и глянцевые (gloss), белые (с разной степенью белизны) и цветные, гладкие и с фактурной поверхностью, прозрачные и непрозрачные (с разной степенью непрозрачности).

Как в жизни

В фирменных классификациях материалов применяются сочетания описанных выше признаков.

Agfa производит два больших класса носителей: для печати постеров и цветопробные.

Компания Cansone позиционирует для цветной струйной печати три отдельных материала (бумага PaperJet Color и DraftJet Color, пленка C.A.D. Polyester Drafting Film) и две серии: G.I.S. (специальные бумага и пленки) и Creation (бумага с покрытием, фактурой, кальки, холст, пленки, винилы).

По классификации Eastman Kodak таких групп пять: матовая бумага, бумага с фотопокрытием, полиэфирные пленки, виниловые пленки и баннерные материалы.

Компания Encad выделяет всего два класса: материалы для помещений и наружного использования.

Epson выделяет в своей продуктовой линии носители для фотопечати, наружного применения, художественного репродуцирования, матовые и недорогие.

У компании Folex три серии материалов: бумага Folex IP; пленки с микропорами Micropore; полиэфирные пленки FolaJet.

Компания Hewlett-Packard классифицирует свои материалы на шесть групп: бумага обычная и с покрытием (bond & and coated); фотобумага (photographic); техническая бумага и пленка (technical paper & film); стойкие материалы для печати (durable printing media); специальные материалы для печати (specialty printing material); листовые широкоформатные материалы 13Ё19 дюймов (wide-format printing material 13"Ё19").

Материалы MacDermid ColorSpan: бумага на фотооснове (Photobase Papers); прозрачные и непрозрачные полиэфирные пленки (Backlit Polyester Films, Opaque Polyester Films); художественные холсты (Artist Canvas); акварельная бумага (Watercolor Papers); винилы (Calendered Vinyl, WaterFast Calendered Vinyl, Cast Vinyl).

Хорошо известная российским пользователям широким ассортиментом самоклеющихся пленок компания Orafol в серии OraJet выделяет пленки для печати чернилам на основе растворителя и на водной основе (для наружного использования и помещений).

Материалы Roland делятся на три серии: Performance Guaranteed Media (PGM) предназначена для использования на улице и включает только пленки; в Proof Quality Media (PQM) входят различные материалы, обеспечивающие максимальное качество изображений; а Piezo Certified Media (PCM) — универсальная серия, сертифицированная для пьезоструйной печати.

Деление весьма широкого ассортимента компании Sihl можно назвать классическим: бумага для полиграфии (Graphic Arts Papers); пленки для полиграфии (Graphic Arts Films) и специальные материалы для полиграфии (Graphic Arts Specialities).

О покрытиях

Хотя никто не мешает вам печатать на обычной крафт-бумаге или даже газетной, результаты будут, скорее всего, разочаровывающими: жидкие чернила быстро впитываются и расплываются по волокнам бумаги. На обычной пленке чернила не высыхают, что тоже никого не устраивает, поэтому большая часть материалов для струйной печати имеет специальные покрытия.

Покрытие обеспечивает быстрое впитывание чернил, препятствует их проникновению в глубь бумаги и предотвращает растекание по поверхности. Для получения изображений более высокого качества разработана бумага на фотооснове. Ее структура показана на рисунке.

Бумага на фотооснове нередко изготавливается на том же оборудовании (и теми же производителями), которое применяется для выпуска традиционной фотобумаги, проявляемой во влажных растворах. Поэтому синтетические слои являются водонепроницаемыми, следовательно, если свойства водостойкости придать и слою для впитывания чернил, на выходе получается специальная водостойкая бумага для струйной печати.

Кроме того, бумага на фотооснове обычно обладает высоким глянцем (а более 70% фотографий в мире печатаются на глянцевой бумаге), белизной и гладкостью, что обеспечивает максимально высокое качество изображений. Чаще всего о наличии фотоосновы говорят сочетания Photobase, Photo Grade и просто Photo в названии материала.

О происхождении и патриотизме

Есть еще один признак, свидетельствующий о «происхождении» материала (его можно назвать «родной/неродной»). Дело в том, что существует два больших лагеря поставщиков: производители принтеров, продающие к ним «родные» материалы, и производители материалов, не выпускающие принтеров.

К первому лагерю можно причислить Eastman Kodak, Encad, Epson, Hewlett-Packard, MacDermid ColorSpan, Mutoh, Roland, Xerox и др. Второй намного обширнее, поскольку в него входят традиционные производители бумаги, пленки, самоклейки, фотоматериалов, а также компании, поставляющие материалы под своей торговой маркой: 3M, 3P, Agfa, Avery Dennison, Azon, Cansone, Coburn, Continental Milano, DuPont, Folex, LG Chem, Kimoto, KPMF, Mitsubishi, Neschen, Orafol, Sihl, Teneka, Tetenal, Grafityp, Regulus, Rexam Graphics, X-Film, Zenon — и это лишь те, кто более-менее «засветился» в России!

Производители широкоформатных принтеров призывают своих клиентов к «патриотизму», настоятельно рекомендуя им пользоваться исключительно материалами с той же торговой маркой. Насколько это обоснованно?

Аргументы в пользу «родных» материалов выглядят достаточно разумно. Во-первых, производители принтеров гарантируют получение качественных изображений только на протестированных ими же материалах. И с этим можно согласиться, т. к. именно разработчики, знающие все особенности своего продукта и чернил для него, могут лучше оптимизировать его для работы с определенным материалом. Тем более, если речь идет об относительно новом принтере.

Во-вторых, список фирменных материалов и профилей для сочетаний «принтер-материал-чернила» обязательно включается в микропрограммы (для работы функции автоопределения типа материала), драйвера принтера или RIP, поставляемого в комплекте. При выпуске новых материалов большинство производителей обеспечивают размещение профилей для них на своем сайте, откуда их можно легко скачать.

Важный аргумент — использование не сертифицированных материалов может привести к поломке принтера, особенно его печатающей головки — самого «нежного» и прецизионного (а часто и самого дорогого) элемента конструкции. По информации FLAAR, подобные случаи действительно бывают, причем материал из неизвестного источника может принести особенно крупные неприятности владельцам пьезоструйных устройств (а замена одной головки стоит более 500 долл.). Термоструйные головки более неприхотливы, да и не так дороги.

Тем не менее, многие из опрошенных нами компаний, оказывающих услуги в области широкоформатной печати, достаточно успешно пользуются не только фирменными материалами, но и продуктами с другими торговыми марками. Например, это справедливо для компании «Центр-Принт», где для принтеров HP DesignJet используют как «родные» материалы, так и бумагу Kodak, а также другие носители. Или в компании MagicPrint, где наряду с материалами от ColorSpan, широко применяют «самоклейку» Orafol. В компании Interunity, где установлен Xerox ColorgrafX X2-54, также работают как на носителях от Xerox (особенно популярна пленка для световых коробов, обеспечивающая гарантированно высокое качество изображений), так и на материалах других производителей, например, фактурной бумаге Cansone. Можно констатировать, что «космополитизм» в отношении запечатываемых материалов более популярен, чем «патриотизм».

На это есть свои причины. Если коротко, то их три: цена, доступность, ассортимент. Во-первых, довольно часто оказывается, что материал от третьего производителя оказывается существенно дешевле его близкого «фирменного» аналога, особенно если речь идет о носителе от неизвестного производителя (но в этом случае риск «прокола» особенно велик). Во-вторых, заказчики цифровой техники, к которой относятся и широкоформатные принтеры, нередко требуют оперативного выполнения работы на определенном типе материала и готовы за это платить. А если такого материала с фирменным «лейблом» нет на складе? Заказчик всегда прав — и печать происходит на аналоге от другой компании. (Однако специалисты-практики предпочитают повторные заказы печатать на одном и том же материале, и даже на одной и той же партии носителя.)

И, в-третьих, есть ряд материалов, которые являются по-своему уникальными и выпускаются всего одной-двумя компаниями. Например, отдельные баннерные носители Rexam или текстильные материалы 3P.

С заботой о цвете

Технологии управления цветом постоянно развиваются: добиться предсказуемой цветопередачи на отпечатке становится все проще и дешевле. Некоторые производители струйных широкоформатников предлагают решения, позволяющие получить если не контрактную, то оценочную цветопробу. Как правило, кроме принтера, RIP и измерительных приборов, в комплект входят и специальные цветопробные материалы. С их помощью опытному оператору не составляет особых сложностей настроить вывод цветопроб для широкоформатной продукции. Это особенно важно в упаковочной и рекламной отраслях. В качестве примеров подобных материалов можно назвать серии AgfaJet Proofing Media, Proofing (совместная разработка Epson/DuPont), HP Proofing, Roland Proof Quality Media, Folex FolaPROOF и др. В принципе, современные системы цветопробы позволяют добиться достаточно точной имитации результатов печати и на тиражных материалах.

Однако вопросы предсказуемости цвета беспокоят не только полиграфистов, выводящих цветопробы. Практически все целевые сферы широкоформатной печати весьма чувствительны к качеству репродуцирования цветов: это и реклама, и интерьерная графика, и художественная печать. С фирменными материалами дело обстоит проще — серийный ICC-профиль выбранного носителя обычно встроен в программное обеспечение. Для материалов от третьих фирм получить правильный профиль от поставщика удается не всегда. Возможный источник в подобных случаях — разработчики RIP.

Но те, для кого точность и предсказуемость репродуцирования цвета особенно важны, стараются создавать профили своими силами. Зато, наладив этот процесс, оказывается гораздо проще переходить на новый материал. Например, как рассказал директор компании MagicPrint Максим Гоголь, процесс ручной калибровки под новый материал на 12-красочном принтере ColorSpan DisplayMaker занимает около 15 мин.

Осваиваем материал

Хотя поставщикам услуг не просто осваивать новые материалы, к этому вынуждает меняющаяся ценовая ситуация на рынке и спрос на различные виды продукции. Как правило, у большинства поставщиков имеются образцы материалов либо в листах, либо на специальных коротких рулонах. Особенно дальновидные предоставляет тестовые образцы бесплатно.

В процессе тестирования материала на нем печатают стандартные изображения и объекты, а водостойкие носители даже стирают — практика показывает, что не все материалы, заявленные как водостойкие, оказываются таковыми. Как отметил начальник отдела широкоформатной печати «Издательско-полиграфического комплекса ИТАР-ТАСС» Александр Быков, поиском и тестированием новых материалов здесь занимаются постоянно: «Пока мы не будем уверены в том, что можем обеспечить адекватное качество печати на материале, заказчику его предлагать нельзя».

Весьма серьезно подходят к «вводу в строй» нового материала в компании «Витрина А». Заместитель генерального директора Олег Дадабаев рассказал, что сначала отпечатанное изображение вывешивается на солнечный свет, через три дня перемещается в холодильник, затем снова на свет. Цикл повторяется в течение 1,5-2 недель, и только если отпечаток не «вспучивается» и не «исчезает» как шпионское письмо, носитель получает одобрение для постоянного использования.

Выбираем материал

Важнейший критерий выбора материала — вид продукции. Весьма подробные рекомендации в этой области могут дать компании, поставляющие запечатываемые материалы. Например, Consistent Software и фирма «ЛИР Консалтинг» выпустили специальное руководство с подробным описанием основных сфер применения, наиболее подходящих материалов и практическими советами по печати.

Разумеется, при выборе материала следует руководствоваться таблицами совместимости. Производители принтеров помещают в эти таблицы лишь собственные материалы, зато поставщики носителей стараются охватить все ходовые модели. Тем не менее, новых устройств в таблицах может и не быть. Тогда нужно обратить внимание — для каких типов принтеров (термоструйных или пьезоструйных) и чернил (на основе красителя или пигментных, водных или на основе растворителя) предназначен материал. Для большинства носителей заявлен максимальный срок хранения на складе. Поэтому, покупая материал, не забывайте о дате производства. Впрочем, практика показывает, что производители указывают сроки хранения с большим запасом.

В любом случае, как отметил Борис Данилин из компании «Грас», даже у принтеров одной марки может быть «разный характер», поэтому самым надежным способом тестирования материала по-прежнему остается метод проб и ошибок.

Автор благодарит за помощь в подготовке статьи работников представительств и компаний Agfa, Consistent Software, Cosyma, Epson, EXPO Graphica, Hewlett-Packard, Interunity, MagicPrint, Zenon, «BeMaTэк», «Витрина А», «Грас», «Издательско-полиграфический комплекс ИТАР-ТАСС», «Ксерокс СНГ», «ЛИР Консалтинг», «Центр-Принт».


Новые носители

В сфере выпуска запечатываемых материалов изменения происходят существенно реже (материал может все еще считаться новым даже через год после начала его поставок), чем в производстве оборудования и разработке программного обеспечения. Однако они есть. Чаще всего новые материалы предлагаются одновременно с выпуском новых моделей принтеров или наборов чернил. Ассортимент предлагаемых материалов расширяется также за счет включения туда ранее поставлявшейся бумаги, но с новыми форматами.

Компания Avery Dennison объявила о выпуске трех новых винилов в серии IPM: 2030 — белый полимерный каландрированный с покрытием и перманентным клеем; 2150 — полупрозрачный полимерный каландрированный с покрытием для печати чернилами на водной основе и перманентным клеем; Scrim Banner — армированный винил с односторонним покрытием (без клея).

Eastman Kodak предлагает быстросохнущую фотобумагу Instant-Dry Photographic Paper, а также два баннерных материала: водостойкий армированный винил Water-Resistant Scrim Vinyl и синтетический тканный Synthetic Fabric Banner.

Компания Epson начала выпуск холстов, специально разработанных для печати пигментными чернилами.

Hewlett-Packard поставляет новую полиэфирную баннерную ткань Paper-Backed Fabric Viscose, а также три вида пленок: полупрозрачную полиэфирную матовую со слоем слабоприлипающего клея Two-View Cling (не оставляет следов от клея на поверхности) и две полипропиленовых Polypropylene (обычную и самоклеющуюся).

Новый материал Rexam — PRINTLAM-G — представляет собой прозрачную полиэфирную пленку для печати, одновременно являющуюся пленкой для ламинирования с клеевым слоем, активизируемым температурой. Монтирование производится за один проход: изображение печатается, а затем монтируется на жесткую основу. Таким образом, исключаются процессы нанесения монтажной и защитной ламинирующей пленки.

Roland поставляет серию Performance Guaranteed Media (в нее входят водостойкий матовый винил с полупостоянным клеем, полупрозрачная белая пленка и ряд ламинатов), два материала для пьезопечати (двухсторонняя матовая бумага PCM-DSMP-100 и глянцевая белая бумага PCM-GWP-100 с микропористым покрытием) и очень плотную (310 г/м2) бумагу из 100% хлопка с легкой текстурой для художественного репродуцирования PQM-PRSW-40.

Российская компания Zenon ввела под торговой маркой Zenoprint сразу целую серию материалов, включая влагоустойчивую полиэфирную ткань и бумагу (обычную с покрытием и самоклеящуюся), матовую и глянцевую фотобумагу, холст для художественных работ, а также необычную перламутровую ткань и синтетическую влагоустройчивую фотобумагу.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Оно само. Или нет?

В прошлом номере журнала часть полос должна была быть отпечатана на специализированной книжной бумаге KomiStory. Но что-то пошло не так…

Исторический номер

Логично было бы сделать номер с темой «Книжная печать» на подходящей бумаге — мы так и сделали.

Дорогой друг дизайнера

Области применения дизайнерской бумаги, тенденции, новинки и перспективы рынка.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 22