101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Точная наука

  • Игорь Терентьев
  • 10 декабря 2001 г.
  • 3905

Терентьев Игорь Они так молоды, программы для верстки. Сотни лет опыта, накопленные за всю эпоху книгоиздания, разработчики попытались вложить в продукты нового поколения, которые должны были совершить издательскую революцию, — и она случилась.

Даже самые первые версии верстальных пакетов — Aldus PageMaker и Xerox Ventura Publisher — были огромным шагом вперед. Резко сократилась длительность и трудоемкость допечатного цикла. Возможности издательских технологий неожиданно оказались доступными не только узкому кругу профессионалов, но и всем людям, располагающим настольным компьютером. Побочным следствием стало существенное ухудшение качества изданий при одновременном расширении их ассортимента. Одной из наиболее «пострадавших» стран была Россия, в которой период бурного внедрения настольных издательских систем (НИС) совпал с перестройкой, развалом Союза и много еще с чем.

Впрочем, ни в ухудшении общего уровня качества изданий, ни в бедах нашей экономики переходного периода (тем более) программы верстки не виноваты. Проблема в том, что в первую очередь осваивать новую для себя область деятельности начали специалисты других, не полиграфических, профилей — программисты, электронщики и все, кто был «на ты» с компьютером, но совершенно не имел понятия о законах макетирования печатных изданий. Постепенно ситуация исправлялась: профессиональные полиграфисты и дизайнеры привыкали к компьютерным инструментам. Верстальщики от программирования рано или поздно встречали на своем пути хорошего технического редактора и, по-настоящему увлекшись новой специальностью, перелопачивали с трудом найденные «Справочники редактора», учебники для студентов полиграфических вузов и другие полезные книги.

Но техника становится все доступнее, стоимость комплекта «сканер-компьютер-принтер» плюс почти бесплатный пиратский софт (технически это законченная НИС) может не превышать тысячи долларов, — и ряды издателей все быстрее пополняются «специалистами», а заказчики получают совсем недорого «качественно» подготовленные макеты. Загляните в любую рекламную газету — большинство образчиков народного творчества страдают не только от полного отсутствия какой-либо ключевой идеи, но и сделаны с нарушением самых простых правил типографики, композиции и законов сочетания цветов.

С идеями действительно бывает трудновато — не все гении и художники от бога — но грамотно подготовленный и скомпонованный текст, умело подобранный шрифт, стоящие в положенных местах и отсутствующие там, где не нужны, пробелы, использование тире и полиграфических кавычек, правильные сочетания заполненного и пустого пространства в макете, соблюдение общих пропорций — все эти мелочи сразу выделяют крепкие профессиональные работы на фоне остальных.

На самом деле профессионализм достигается по формуле «образование плюс опыт», а используемые инструменты здесь совсем не причем. То есть почти не причем. Хотя по своему функциональному багажу такие программы, как Microsoft Publisher, Corel Ventura, Adobe InDesign, во многом превосходят QuarkXPress, последний пакет является стандартом «де-факто» для профессиональной верстки цветных изданий. Поэтому при наличии выбора, какой из вышеназванных программ учиться, осваивайте лучше «Кварк» — будете больше зарабатывать. А если есть возможность сделать это на Macintosh — перспективы занятости станут еще более радужными.

С другой стороны, для множества специфических задач предпочтительнее другие инструменты. Собираетесь верстать объемные черно-белые книги с обилием сложных таблиц — присмотритесь к Adobe FrameMaker или Corel Ventura. Ну а старый добрый PageMaker, волевым решением Adobe переведенный в разряд бизнес-приложений, по-прежнему остается универсальным решением для большинства видов верстки.

В любом случае постарайтесь не забывать одну простую вещь: верстка — наука точная. Ее основополагающие законы обычно не допускают двойного толкования, и то, что нередко оправдывают гордой фразой «такой дизайн!», на практике оказывается сплошной нелепицей.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Что не так с кадрами?

Сетования и даже больше — жалобы на кадровый дефицит в полиграфии — стали уже общим местом.

Что вы чувствуете?

Обычно я всем рассказываю, что большая часть моей работы — это посещение различных предприятий полиграфической и смежных с нею отраслей.

Не только «плюсы»

Мы привыкли вести отсчёт с Нового года. Смысла, надо признаться, в этом мало, но человеческая психология заставляет верить в магию «понедельников»: с них как-то привычнее начинать новую жизнь.

Настало время новогодних историй

Под Новый год нужно рассказывать новогодние истории, разумеется — полиграфические. И у меня есть такие: про календарную кампанию в типографии, в которой я когда-то работал. И это история даже не про саму компанию, а про мотивацию.

Оно само. Или нет?

В прошлом номере журнала часть полос должна была быть отпечатана на специализированной книжной бумаге KomiStory. Но что-то пошло не так…



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 28