2001.12.04, Автор: Алексей Клецель3321 прочтений

АНАТОМИЯ для дизайнера

Теги: Publish

Анатомия Мне кажется, существует определенная путаница в терминологии. Очень часто под словом "дизайн" подразумеваются различные хитрости в работе с Photoshop, CorelDRAW, HTML и пр.

Анатомия

Мне кажется, существует определенная путаница в терминологии. Очень часто под словом «дизайн» подразумеваются различные хитрости в работе с Photoshop, CorelDRAW, HTML и пр. Я предлагаю четко отделять верстку и компьютерную графику как дизайн от технологического аспекта. Первое — искусство, а второе — средство его выражения. Это разные вещи и отличаются так же, как скрипка от издаваемого ею звука.

Окинув пристальным взглядом темы, на которые писал ранее, я вдруг понял, что речь шла лишь о программах, хитростях, приемах — о технологии. Но где же главное — то, ради чего технология существует? Я говорю о воздухе, а где человек, который им дышит? Нужно нарисовать скелет, обтянуть его мышцами, покрыть кожей. Тогда я стал собирать материал для этой статьи, где будет говориться о:

концепции — скелете работы;
впечатлении — ее внешнем виде;
композиции — мускулах, оживляющих работу.

The concept

Существует множество подходов к разработке концепции в дизайне. Я предлагаю разделить их на два направления: самовыражение и гуманистический подход.

Стремление к самовыражению лежит в основе изобразительного искусства, как и любой другой творческой способности человека, искусства вообще. Хотим мы того или нет, но в работе всегда показываем и свое отношение к ее предмету. Творение неизбежно приобретает оттенок личности автора. Отсюда часто возникающая схожесть лиц на портретах художников, некоторое повторение мотивов, цветовой гаммы и т. п.

Свободное творчество — всегда самовыражение, демонстрация своего видения идей, людей, предметов. Но насколько дизайнер имеет на это право? Дизайн — коммерческое искусство; давать собственную интерпретацию темы интересно, заманчиво и… легко — актеру всегда проще играть самого себя. Увлечение процессом раскрытия своей личности и своего взгляда на вещи может легко увести от цели, а цель дизайнера, в отличие от художника, не столько самовыражение, сколько подача оформляемого предмета.

Другими словами, когда общим подходом к генерации идей в дизайне становится, в первую очередь, самовыражение, раскрытие и подача своего «Я», может возникнуть оригинальная личная манера, но может получиться и так, что все работы станут похожими друг на друга. Хорошо, когда в них узнается рука, но плохо, когда портфолио дизайнера напоминает один большой проект.

О чем думал Сократ?

Дизайн выдвинулся вместе с развитием общества потребления как искусство оформления и рекламы товара, продвижения в массы неких идей. Из такой ориентации следует, что как прикладное искусство он тем более ценен и удачен, чем больше способствует продаже товара, а значит, чтобы выполнить свою функцию, он должен быть ориентирован, в первую очередь, на человека и его систему восприятия, быть гуманистическим.

Давайте обратимся к корням европейской культуры. Все западные философы делятся на досократиков и постсократиков. Заслуга Сократа в том, что он первый поставил в центр философских проблем человека и тем повернул ход западной мысли. Почти через две тысячи лет после его смерти художники Италии пришли к выводу, что только непосредственным изучением человека, его внутреннего строения и чувств можно прийти к точному его изображению. То время именуется Возрождением (возрождением античности), но правильнее, на мой взгляд, назвать его Переосмыслением — из античных истоков излилось новое, ориентированное на человека искусство, и именно оно, впервые после античности, стало массовым и понятным людям. Возрождение уничтожило теоцентричность средневековья. Именно к Возрождению восходит критический реализм XIX века, развивший его импрессионизм, а также боровшиеся с ними многочисленные течения авангарда. Авангард опрокинул ценности Возрождения, принес в жертву своему Эго (своему «Дайте сказать!») восприятие зрителя. И зрители отвернулись. Выставки современного искусства стали посещать по большей части эстеты, которым доставляет удовольствие придумывать смысл увиденному.

Гуманистичность дизайна, как я полагаю, выражается в его способности достигнуть необходимого автору восприятия зрителем оформляемой вещи — критерии успешности воплощения замысла. Умение дизайнера направлять внимание и реакции человека, смотрящего на оформленную им вещь, делать ее запоминающейся достигается постоянной постановкой вопроса: как я хочу, чтобы зритель отреагировал на то, что я сделал, и как он отреагирует на то, что уже готово. Подчеркиваю: вначале не то, что я хочу сказать, а то, как зритель это воспримет. Таким образом, работа должна базироваться на системе восприятия того типа людей, на которых она рассчитана.

Значительно легче (а как приятно) в случае неудачи провозгласить себя непонятым новатором, чем подумать о другом. Человеческая психология гораздо важнее в дизайне, чем шрифты и линии. Именно большим упором на психологический (читай человеческий) фактор отличается художественное оформление от многих других жанров искусства, таких как живопись или скульптура. Это не означает, что там не учитывается зрительское восприятие, об этом, конечно, думают, но именно в дизайне психология зрителя становится критически важной: если не понравилось, не понял — значит, не купил, не зашел, не щелкнул на баннер, переключил на другой канал, в конце концов, не запомнил, забыл.

Поиск концепции

Наверное, самый ответственный этап — это разработка стержневой идеи. Она определит характер и лицо оформляемой вещи, непосредственно повлияет на оставляемое работой впечатление, которое является, как я полагаю, главным критерием успешности оформления.

На мой взгляд, главная задача, которую должна решать концепция оформления работы, — это раскрытие сути оформляемого предмета и подача его с наиболее выгодной стороны. Приведу два примера из собственных работ, иллюстрирующих данный подход.

Сайт копании Gold Look (один из распространителей продукции компании «Гербалайф» в Соединенных Штатах).

Сайт компании Gold Look

Задача разработки этого сайта осложнялась не вполне респектабельным имиджем, который сложился у «Гербалайфа». Поэтому я посчитал необходимым сделать оформление достаточно привлекательным само по себе, чтобы человек, который не особенно в это верит (если бы он совсем не верил в эти препараты, он вообще бы не зашел на сайт), только из-за внешнего вида захотел бы на какое-то время остаться и походить по разделам, а там, он что-то прочитает, что-то увидит, чем-то, надеюсь, заинтересуется. Таким образом, Gold Look имеет дополнительный шанс получить клиента, который в других условиях сразу бы ушел.

Я выбрал зеленовато-бежевую цветовую палитру. Это не просто растительные цвета, поскольку препараты «Гербалайфа» вырабатываются из трав, но и наиболее естественная для человеческого восприятия цветовая гамма (цель — расположить его к сайту такой тематики, прежде всего, визуальными, а не информативными средствами). Женский мотив, должен гармонировать и подчеркивать растительную пластику, придавать оформлению больше нежности, создавать стимул к покупке гербалайфа как женщинами, так и мужчинами. Для женщин: тонкая талия — похудание и общее впечатление — такой я могла бы быть. Для мужчин: сам женский образ как цель. У всех свои стимулы. И если критично настроенная публика настороженно отнесется к прямому воздействию на инстинкты (но они, полагаю, гербалайф все равно не покупают по причине неверия в панацею), то для более доверчивых людей это сработает. Suum cique, говорили древние, — каждому свое.

Меня могут упрекнуть в использовании избитой и заранее выигрышной женской темы. Еще Бове и Аренс в 80-х годах в книге «Современная реклама» (русское издание: Довгань, 1995) писали, что красивые женщины, дети, домашние животные сами по себе привлекательны, создают положительные эмоции и, поэтому, являются приемами второго сорта. Они правы по сути, но давайте думать своей головой — важно не что изображается, а как подается. Если женский образ неоправданно является центром всей работы — это дешевый прием. На сайте Gold Look он мне понадобился для поддержки идеи лечения травами и привлечения к сайту сомневающихся. Той полминуты, когда внимание пользователя еще удерживается оформлением, может оказаться вполне достаточно, чтобы недоверчивый человек посетил пару страниц, прочел несколько заголовков и подписей, заинтересовался, нашел для себя что-то и заказал — это и есть цель сайта, то, за что заказчик платит разработчикам.

Чтобы выделить сайт, кроме прочего, и исполнением, его главная угловая иллюстрация создавалась пером Wacom в программе Adobe Illustrator. Полученный характер рисунка достичь другими средствами, обычно используемыми для Web-дизайна, заметно сложнее. Wacom дает живую линию, Illustrator позволяет до бесконечности уточнять формы без боязни «протереть дырку», не перерисовывая одно и то же по много раз в поисках конечного варианта.

Обращу внимание еще на один момент, который учитывался в процессе определения характера сайта. Дизайн должен «продавать» себя несколько раз:

  • он должен понравиться клиенту, для которого делался;
  • понравиться его клиентам;
  • понравиться вашим потенциальным заказчикам;
  • наконец, понравиться коллегам — их мнение самое ценное.

Понятно, что далеко не всегда все перечисленные условия могут быть выполнены, и тем не менее…

Сайт Arabian Terror

Входная страница сайта Arabian Terror

Необходимость в этом сайте возникла в октябре 2000 года, когда с началом интифады Эль-Акса Израиль столкнулся с грамотно построенной информационной войной, ведущейся палестинскими арабами и поддержанной многими западными СМИ, а также рядом правительств, партиями и общественными организациями (я рассказываю это все для передачи атмосферы, в которой работа создавалась). Нужно было открыть свои каналы информации, которые рассказали бы о тех, кто подставляет своих детей под пули, устраивает расправы над пленными, взрывает городские автобусы.

Для такого сайта очень важна запоминаемость, он должен впечатлять, заставлять задумываться и менять позицию любого человека без различий в возрасте, национальности и уровне образования. Исходя из темы, я решил надавить на самое глубокое из чувств всех живых организмов с нервной системой — страх. Я хотел, чтобы американцы, русские, европейцы, на которых рассчитан сайт, почувствовали, что если сегодня под ударом одна страна, то завтра исламский экстремизм поднимет голову и в благополучной Европе, и в далекой Америке. Беда может прийти в каждый дом.

Внутренняя страница сайта Arabian Terror

Для создания необходимого впечатления нужно было, прежде всего, избежать штампов, к которым все уже привыкли и не воспринимают: куфия (арафатка), автомат Калашникова, развороченный автобус, ребенок в перекрестье прицела. Нужен был простой по смыслу и форме, всем понятный символ насилия. Нож — решил я. Для усиления впечатления он должен быть нарисован достаточно реалистично. Нужно добавить крови, но не лужей — это слишком прямо.

Я нарисовал маленькую струйку, слегка заливающую буквы и протекающую ниже на внутренних страницах. Чтобы яснее ассоциировать нож с убийством, на лезвии я также обозначил в дополнение тонкую кровавую пленку, как будто нож только что вышел из тела.

Общая гамма взята из флага Палестинской автономии с уклоном на драматичные красно-черные оттенки. Достаточно контрастов: почти черный фон и оттененное стальное лезвие, огромный нож и маленькие буквы рядом с ним, массивный шрифт слова «TERROR» и вьющиеся выше арабески (более детально вопросы контраста и композиции будут обсуждаться ниже). Все тексты внутри сайта появляются на тревожном багровом фоне, что несколько затрудняет чтение, но поддерживает нужное ощущение.

Проблема нестандартного подхода

Приведенные примеры, как я надеюсь, позволят читателю понять направление мысли. Пример — не набор правил, и это его проблема с точки зрения обучения, он локален и не может служить прямым руководством. У многих существует склонность искать пошаговые объяснения, воспринимать правила как аксиомы. Но искусство не сводится к набору приемов, важно, как бы это банально ни звучало, все время думать, смотреть, сопоставлять, решать исходя из того, что существует сейчас; нет незыблемых правил. Подходы, которые я предлагаю в этом материале, хороши только сегодня, через десять лет, вполне вероятно, изменится окружающая среда, а вместе с ней люди и их представления.

Здесь мы подходим к проблеме открытого мышления. Сам этот вопрос возник из-за нехватки людей, мыслящих нестандартно. Для человека свойственно оперировать стереотипами и поступать по привычке, он не может задумываться над каждым своим действием и принимает решение только в ключевых ситуациях. Здесь есть ловушка: пробиваться через бурелом трудно, а скользить по лыжне легко — человек выбирает то, что легче, поэтому привыкает мыслить стереотипно.

С ускорением культурного и технического прогресса проявляется недостаток людей с нестандартным (то есть творческим) мышлением, и вместе с ним возникает новая, довольно интересная, разновидность мышления стереотипного — отрицание стереотипа. Проще говоря, если все бритые, то я отращу бороду, все отпустили бороды — я побреюсь и буду ощущать себя особенным, непохожим на всех, нестандартным. На самом деле такой подход — не более чем зеркальное (перевернутое) отражение стандарта. Помните, я говорил об отрицании авангардом «обычного» реализма. Наверное, это отрицание, как и сам авангард, не случайно пришло «с ускорением культурного прогресса».

В Тель-Авиве на улице Йуда Макаби есть четыре-пять кафе. В нескольких из них каждый вечер не продохнуть от народа, а в одном всегда пусто, хотя оно было не хуже других. Мне объяснили, что в тех собираются «анашим меюхадим» — люди, считающие себя особенными, а это такой репутации не заработало. Чувствуете парадокс: особенных людей битком набито, а в кафе «для обычных» — почти никого нет. Я иногда приходил в непрестижное кафе пообедать, пока его не закрыли. Там было меньше народа.

Так что есть нестандартное мышление? Это независимость механизма принятия решений от мнения других, от штампов поведения самого человека, сформированных в прошлом и на основе старого опыта, тогда как решение нужно найти сейчас, исходя из конкретной ситуации. Нестандартное мышление — это способность не переворачивать с ног на голову стандартный подход, а оторваться от него, взглянуть на проблему, требующую решения, свежим взглядом. Это трудно, поэтому таких людей мало.

Это модно, это пахнет елкой

Вы читали Майн Рида? Помните: темные, полные ила воды Миссури, впадая в прозрачную Миссисипи, еще долго не смешиваются с ней, переплетаясь, они текут вместе, как бы двумя потоками в одном русле, но в конце концов сливаются, и мутная в нижнем течении Миссисипи впадает в Мексиканский залив, вынося огромное количество отложений. Так и стремление следовать моде всегда переплетается со стремлением копировать модное. И сколько бы дизайнер, следующий моде, не рассуждал о креативе и творчестве (а именно такие люди больше других, как правило, о нем и говорят), он останется подражателем, лишь интерпретирующим чужие идеи.

Мода — все тот же стереотип — способ мышления человеческой массы (человеческая масса, кстати, это выражение Гитлера, который утверждал, что «масса — как женщина, а женщина любит, когда с ней обращаются с позиции силы»). Кто-то один смог взглянуть на вещи по-другому и сумел утвердить свой личный стиль как стандарт, то есть сделать его модным. И масса подхватывает новое веянье, начинает его развивать и культивировать. И так до появления новой темы.

Но все же модное не означает плохое. Мы говорим о дизайне, где работа происходит в неразрывной связи с клиентом и потребителем, а они мыслят, почти всегда, стереотипно. Бизнесмен, для которого вы делаете брошюру, может иметь новаторские бизнес-идеи и, при этом, желать «дизайн как у всех», который проверенно работает (точнее, работал в прошлом). Принять другой подход значит пойти на дополнительный риск. Заказчик не разбирается в нюансах и не может полагаться на малознакомого человека. Заказчика нужно понять — он хочет как у всех, то, что выглядит современно и модно, то, что сработает. Выберите для себя: следовать моде и делать работы наверняка, радуясь, что клиенты принимают их с первого раза, или пытаться разработать свой подход. Первое дает достаточно спокойную жизнь и приносит определенный доход. Второе значительно сложнее, скорее всего, может не получиться, и вы останетесь ни с чем, но, если хватит способностей и энергии, есть шанс не только стать маленькой (а может, большой) вехой в искусстве, но и состоятельным человеком: за краску платят маляру, а художнику — за имя. Недавно я держал в руках годовой отчет одной крупной компании. Дизайн сделал Невилл Броуди, говорят, он получил за него 70 тыс. долл. Можно спорить о стиле Броуди, но факт — он сумел его утвердить, я не думаю, что он делал это ради денег, но именно поэтому сегодня Броуди получает такие гонорары.

Как-то я разговаривал со знакомым дизайнером, и он высказал интересную мысль (не скажу, что я с ней полностью согласен, но она достойна упоминания). Сегодня, сказал он, уже нет креатива; если человеку стыдно прямо заниматься плагиатом, он компилирует подсмотренные где-то приемы, не копирует одну работу, а берет из многих. Элемент творчества проявляется здесь в способе собирания и подбора кусочков. Обратите внимание, этот человек не противопоставляет креатив и плагиат, он находит среднее — компиляцию (на ней и основан главенствующий ныне постмодернизм). Не быть творческим человеком не стыдно, не может каждый стать Леонардо, но кушать хочет каждый. И делая проходные дизайны, понимая, что создано уже все и ты, хочешь того или нет, кого-то повторяешь, стоит, по крайней мере, стремиться искать новое, не подражать.

Методы Леонардо

«Никому никогда не подражай, — говорил ученикам Леонардо да Винчи, — …живопись из века в век склоняется к упадку и теряется, когда у живописцев нет иного вдохновителя, кроме живописи уже сделанной»*.

Леонардо искал и находил новое в мире, где считалось, что все, что можно было сказать в науке и искусстве, уже сказали древние, и современнику Леонардо остается лишь изучать их наследие. Не кажутся ли вам эти настроения в какой-то мере перекликающимися с современными?

Многие из идей Леонардо актуальны и сегодня. Приведу пару приемов, использовавшихся им при разработке концепции.

«Рассматривай стены, запачканные разными пятнами, или камни из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подобие различных пейзажей <…> ты можешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к целой и хорошей форме…».

Леонардо разработал принцип аналогий. Аналогии не точны по своей сути и, поэтому, подобно мутации в природе, могут вызывать непредвиденные повороты мысли, взгляд на обыденные вещи под новым углом.

Леонардо часто описывал словами на бумаге смысл идеи и даже композиционное решение будущих картин и машин, тут же делая зарисовки. По разным причинам человек может испытывать затруднения в разработке концепции: что, для кого и как нужно делать. Это бывает из-за чрезмерной абстрактности темы, внешнего давления, чего-то другого. Известную фразу «Кто ясно мыслит — ясно излагает» можно и перевернуть: в процессе изложения мысль проясняется.

Изучение природы Леонардо считал исключительно важным в передаче ее многообразия. «Прежде, чем рисовать предмет, изучи его!». Путь великого ученого указывает на необходимость образования. Для реализации своих идей дизайнер должен обладать широким арсеналом средств: умением рисовать (в смысле Леонардо, а не Миро), владением насколько возможно большим количеством изобразительных техник, знанием технологий компьютерной графики и компьютеров. Прежде чем приступать к реализации идей, их нужно как-то рождать, и, если человек не знаком с литературой, психологией, философией, историей, у него нет «пищи для души», и тогда он принужден заимствовать чужие идеи.

О развитии воображения и образного мышления

Книги дают не только знания. Читая художественную, историческую и другую литературу описательного плана, человек представляет себе излагаемые события, строит в воображении сцены, становящиеся во времени и пространстве. Подробный способ развития воображения рекомендуется для детей, но применим в любом возрасте. Зрелым людям он приносит даже больше пользы. Ребенок, читая, предположим, о парусном корабле, без картинки не всегда может его представить, в то время как у взрослого человека гораздо больше опыта — он не только точнее построит образ, но и детализирует его, исходя из описания.

Еще лучше, если вы зарисовываете по представлению. Это помогает развитию не только воображения, но и образного мышления, чему, кстати, компьютерные методы не способствуют. Графические редакторы устроены так, что практически на любом этапе вы получаете законченные формы: эллипс, нарисованный одним взмахом в CorelDRAW, уже имеет гладкую, правильную форму, абсолютно ровную заливку и одинаковой толщины контур. Вы в любой момент можете изменить его характеристики. Делая то же самое руками, вы должны до начала рисования найти точное расположение, композицию, цвет и прочее — потом внести поправки будет не всегда просто.

Человек, несмотря на то, что произошел от обезьяны, работать не любит. Если не удалось правильно представить композицию, придется раз за разом перерисовывать работу снова и снова из-за того, что какому-то элементу было неверно выбрано место, форма и т. п. Логично, что человек захочет облегчить себе жизнь, это заставит его лучше вообразить композицию, прежде чем фиксировать ее на бумаге. Так разработка композиций любых типов (шрифтовых, человеческих фигур, интерьеров и пр.) вручную и их детальная проработка способствуют развитию мышления образами.

Впечатление

Концепция — это скелет работы, но, встречая человека, вы же не видите его скелет, а только внешность. Так и с работой. Зритель, как правило, не выделяет композиционного или цветового решения, даже восклицая «Какая интересная идея!», он имеет в виду не только саму идею, но и ее реализацию — все вместе. Он обращает внимание в целом на все, оценивает общее впечатление.

Таким образом, главным критерием удачности работы является не что иное, как впечатление. Значит, начинать новый проект стоит даже не с разработки главной мысли, а с определения впечатления, которое нужно создать у зрителя.

Впечатление настолько субъективная вещь, что адекватно описать его трудно. Если идея действует на уровне сознания, то, видимо, впечатление проникает гораздо глубже. В его подсознательной природе кроется загадка, но, в то же время, и высокая эффективность воздействия.

В оформлении сайта Arabian Terror главной задачей, как я уже говорил, была необходимость вызвать страх у посетителя. Для создания ощущения опасности требовался простой и понятный, но не стандартный символ насилия, в то же время он позволил уйти от стереотипа с автоматом и замотанной в куфию головой, которые вызывают неприятные ощущения только у израильтян, да и те привыкли. Привычка — враг впечатления, стереотипные элементы не привлекают внимания, но, в то же время, по-новому поданные знакомые человеку вещи могут вызвать эффект узнаваемости. Это импрессионистический метод: новый ракурс, акцент на игре света и тени, а не на деталях многочисленных элементов позволяют получить ощущение первого момента выхода на балкон, когда вас охватывает волна звуков и динамика движения бульвара Капуцинов.

Старая вещь близка человеку, он ее знает и не обращает на нее внимания, но, поданная по-новому, она вызывает странное, но теплое и глубоко положительное ощущение нового, которое уже знакомо. Человек оказывается одновременно как бы в двух точках времени, что само по себе необычно. Необычное запоминается.

Кроме эффекта узнаваемости обращу внимание еще на два приема, характерных для импрессионизма: стремление передать движение и передача ощущения именно первого момента наблюдения.

Первое впечатление, как известно, самое сильное, поскольку во внешности, в той или иной мере, проявляется сущность вещей. Впоследствии происходит лишь уточнение полученного образа. Конечно, человек может ошибаться в интерпретации первого впечатления (внешний вид подчас обманчив), но дизайнер, делая на него ставку, может сознательно расставить акценты с учетом человеческого восприятия так, чтобы избежать неверного понимания.

Движение, контраст и плановость в композиции

Передача движения вещи — способ привлечь к ней внимание. Не обязательно буквально в виде анимационного или видеофрагмента — это может быть динамика формы или образов на листе, как это сделано на обложке альбома «Битлз» A Hard Day's Night. Движение — развитие чего-либо во времени или имитация этого развития. В движении кроется феноменальный успех кинематографа. Движение — в человеческом подсознании это жизнь, статичное мертво. Отсюда стремление многих художников придать композициям больше динамики.

Еще один способ привлечь внимание и создать необходимое настроение — это контраст. Контраст можно определить как столкновение противоположностей: цвета (желтый/фиолетовый, красный/зеленый), тона (темный/светлый), смысла (дворцы и трущобы), движения и статики и т. д. Важно понимать, что, как любое сильнодействующее средство, контраст должен применяться дозированно, он средство выделения главного.

С помощью различных типов контраста можно достичь плановости в композиции, для придания ей большей естественности. Посмотрите в окно: очертания того, что далеко, неконкретны, а цвета склоняются к серо-голубым оттенкам. На втором плане вещи видны отчетливо, первый ускользает от внимания, т. к. слишком близко. Аналогичным образом разделяется главное, второстепенное и фон в работе. Так имитируется фокусировка человеческого глаза. Чем более естественна подача идеи, ее форма, тем меньше шансов, что она вызовет отторжение.

Композиция китайского сада

В композиции реализуются все подходы и идеи. Уподобим ее пиале с хорошим чаем. Пиала (оформление, исполнение, подача) минималистична, она не обращает на себя внимание, она продает предмет (чай). Чай (содержание, мысль, заложенная в работу) должен быть такого качества, чтобы пьющий его уже не отвлекался ни на что другое.

Я не буду описывать симметричные и ассимметричные композиции, способы их построения и пр. О них достаточно сказано. Обращу внимание на третий тип: композицию композиций.

Этот прием заимствован из принципа планировки традиционного китайского сада. Сад разбивается на множество меньших, относительно замкнутых пространств. Каждый дворик имеет собственную композицию, несет определенное настроение: ручей, мостик, беседка, деревья создают определенную атмосферу; белая стена или густой кустарник обрамляют композицию, отделяют ее от другой. Через галерею или замаскированную тропинку можно перейти в следующий дворик, создающий иное ощущение. За ним есть еще один, тоже со своим характером. Большое внимание уделяется виду из беседки, а также виду, открывающемуся на входе.

Китайский сад представляет модульную систему, где законченные композиции двориков, имея различный характер, поддерживают друг друга. Важнейшее отличие применения этого приема в графическом дизайне заключается в том, что модульная композиция на листе (экране) видна сразу вся. Тем не менее взгляд зрителя точно так же переходит от сцены к сцене и сравнивает их все вместе, как они смотрятся. Это тоже своеобразное движение. Композиции так или иначе связаны между собой, линейно или нелинейно они развивают определенную мысль.

Наглядный пример композиции композиций на бумаге — это комикс. Он создан, чтобы его рассматривали. Модульное построение, где каждый кадр сам является цельной композицией, создает желание пристально ее разглядеть. На это нужно время. Чем больше времени зритель затрачивает на созерцание вашей работы, тем больше он ее запоминает.

Заключительный тост

«Для изготовления профессиональных страничек вам придется профессионально изучить несколько профессиональных программ».

Михаил Мельников

Помните, как-то в передаче «Что? Где? Когда?» задали вопрос о том, какой фразы никогда не говорит настоящий джентльмен? Он никогда не скажет: «Я — джентльмен». К вопросу о профессионализме. Не возьмусь перечислять, какими качествами должен обладать подлинный профессионал в своем деле, но могу точно сказать, чего быть не должно.

Для человека свойственно нехватку чего-либо восполнять разговорами о нем. И если голодный говорит о хлебе, то о своей квалификации рассуждает тот, кто, очевидно, испытывает с этим проблемы. Профессионализм в любой деятельности проявляется, прежде всего, в качестве работы, но никак не в разговорах о собственной величине.

В свое время я работал с одним человеком, который выдвинул оригинальную мысль: возможность украсть какое-либо решение или идею из работы как критерий ее качества. «Я открыл свои проекты и понял, что у меня нечего красть», — констатировал он.

Это похоже на тост, но я хотел бы пожелать, чтобы из наших с вами работ была возможность что-нибудь похитить.

Об авторе: Алексей Клецель (alexey@kletsel.net) — дизайнер. Работает в TriArt Graphics Studio, Тель-Авив.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Расширяющаяся вселенная «латексной» печати

    За 10 лет существования латексной печати вокруг этой технологии сформировалась устойчивая и постоянно расширяющаяся экосистема из собственных решений HP и предложений партнёров, а пользователи постоянно придумывают новые применения принтеров HP Latex.

     

  • Oce Colorado 1640

    Заключение: самый высокопроизводительный в классе рулонный УФ-принтер для работы с разнообразными материалами. Имеет высокий уровень автоматизации, что обеспечивает длительное время работы без вмешательства оператора. Пригоден как для наружной рекламы, так и для интерьерной печати.

     

  • Простые секреты «Артес»: машины, люди и диверсификация

    11 апреля 2018 г. мне по приглашению директора «Терра Системы» Стефана Валуйского удалось побывать на дне открытых дверей в екатеринбургской типографии «Артес», которую знаю уже почти два десятилетия.

     

  • Что в имени тебе моём?

    В этот раз считаем распространённый заказ — буклеты А4 формата в готовом формате, 6 полос. Запрос такой: Буклет 21x30 см в готовом виде, 63x30 см в развороте, 4+4, бумага — мелованная, 200 г/м2, 2 параллельных сгиба до формата 21x30 см. Тираж — 200 и 500 экз. Просьба указать сроки и способ печати.

     

  • Варианты будущего для типографий

    Передовые полиграфические технологии Komori и Brausse — теория и практика для представителей российских типографий. Без секретов.

     


comments powered by Disqus