101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Дизайн, верстка... бумага

  • Игорь Терентьев
  • 13 ноября 2001 г.
  • 5498
В эпоху Интернета интерес к бумаге как инструменту дизайна постепенно снижается? Не совсем так, а точнее — совсем даже наоборот. Особенно когда речь идет о бумаге из дизайнерских коллекций.

Интернет дает многое: пользователям — оперативность и удобство получения информации, производителям и продавцам — возможность показать товар самыми различными и современными способами, обеспечить интерактивность взаимодействия с заказчиками. В общем, возможно почти все, кроме одного — человеку пока не дано взять в руки то, что он видит на экране. Виртуальная реальность, даже самая изощренная, остается лишь картинкой, не дающей полного впечатления о продукте. Я думаю, в этом одна из основных причин того, что даже в такой развитой стране, как Америка, где Интернет вездесущ и общедоступен, традиционные магазины продолжают успешно конкурировать с торговлей в Сети.

Красивую вещь хочется посмотреть поближе, со всех сторон, подержать в руках, почувствовать фактуру поверхности — в каждом из нас живет ребенок, которого трудно оторвать от новой, интересной игрушки. Вот только в «игрушках» для взрослых функциональность и другие качества чаще всего оказываются важнее, чем красота, поэтому необычный предмет, создателям которого удалось добиться удачного сочетания эстетики и практичности, заслуживает самого пристального внимания.

К счастью, российские дизайнеры и печатники умеют делать настоящие произведения полиграфического искусства. Что лежит в основе этих продуктов? Талант дизайнера — несомненно, мастерство печатника — безусловно, высококачественные печатные краски и лаки — верно, но важнейшей составляющей самых запоминающихся работ является бумага из дизайнерских коллекций.

Белая и гладкая…

Если окинуть взглядом все разнообразие выпускаемой печатной продукции, то большая ее часть, оказывается, сделана из обычной бумаги — белой и гладкой. В этом случае бумага — tabula rasa (чистый лист), на котором стараниями дизайнера и печатника реализуется первоначальный замысел. А что если изменить цвет, фактуру поверхности, прозрачность бумаги? Ситуация кардинально меняется. С одной стороны, существенно сужается пространство для маневра, поскольку выигрышных вариантов дизайна и техники печати на такой бумаге оказывается совсем немного, но, с другой стороны, результат правильного сочетания необычной поверхности и цвета бумаги с нанесенным на нее изображением сразит заказчика наповал. Впрочем, как справедливо отметил дизайнер Алексей Реуцкий («Линия Графика»), «неправильно подобранная бумага может «убить» даже самый роскошный дизайн».

Использование дизайнерской бумаги требует высокого профессионализма и опыта. Есть чисто технологические трудности. Например, как правило, вы не можете показать заказчику полноцветный макет работы, который будет давать точное представление о конечном продукте. Да и сам дизайнер чаще всего представляет себе результат только умозрительно. Большинство печатников советуют при использовании дизайнерской бумаги заказывать пробные тиражи, особенно если речь идет о полноцветной печати. При пробной печати можно на одном листе оценить различные варианты цветоделения, подобрать бумагу с более подходящим оттенком, а также понять, не будет ли проблем с послепечатной обработкой. Конечно, это дорого, но многие подобные заказы подразумевают достаточно большой бюджет, поэтому вложение в пробопечать надо рассматривать как своеобразную страховку от риска получить брак в конечном тираже.

Выбрать дизайнерскую бумагу можно только при наличии каталогов образцов или примеров работ. Оптовые продавцы бумаги с удовольствием раздают такие каталоги потенциальным заказчикам бесплатно. Ольга Варнавская («Альфа-Дизайн») советует уделять внимание не только каталогам бумаги, но и образцам печати от производителей дизайнерских коллекций. Ведь именно производители лучше всего знают возможности своих продуктов и предлагают наиболее выигрышные сочетания бумаги, техник печати и послепечатной обработки.

В этом году очень полезное начинание предприняла ТС «Регент-Арт», организовавшая «Клуб любителей бумаги 2D». Как рассказала председатель клуба Ольга Голяшкина, аналогов этой некоммерческой организации в России пока не существует. На заседаниях, куда приглашаются специалисты, работающие с дизайнерской бумагой, проходят презентации новых коллекций с участием представителей бумажных фабрик. Члены клуба обмениваются опытом и общаются, планируется проведение конкурсов и тендеров. «Клуб 2D» уже провел первый конкурс дизайна на бумаге производства фабрики Rives (компания Arjo Wiggins). Подробности о результатах конкурса см. в рубрике «Бумажные новости».

Мода на бумагу

История дизайнерских коллекций в России насчитывает всего несколько лет. Бумага эта дорогая, обычно продается полистно, поэтому начиналось все с «малых форм» — визиток. Достаточно быстро распространились и другие виды представительской продукции из тонированной в массе и фактурной бумаги: папки, бланки, годовые отчеты, обложки для рекламных брошюр, меню, календари, открытки и приглашения. Солидные компании уже не мыслят себя без представительских наборов из дизайнерской бумаги, куда обычно входят визитка, бланк, папка и конверт. Со временем появляются и более экзотические вещи: подарочные комплекты, наборы из пакетов и коробочек, упаковка для элитной парфюмерии и косметики.

Постепенно предпочтения дизайнеров и заказчиков меняются. Например, директор по экспорту компании Arjo Wiggins Кристиан Эрбан рассказал о результатах исследования тенденций в области использования дизайнерских коллекций в странах Западной Европы. Прежде всего, дизайнеры хотят, чтобы производители больше прислушивались к пожеланиям потребителей. А пожелания таковы: обеспечить возможность электрографической печати на всех видах дизайнерских коллекций; расширить ассортимент картонов с большими плотностями; необходимости в выпуске новых текстур уже нет.

К сожалению, у нас подобные исследования не проводились, однако оптовики, занимающиеся поставками дизайнерской бумаги, стараются следить за спросом. Например, Татьяна Генерозова (ТС «Регент-Арт») рассказала о том, что неизменной популярностью пользуются виды бумаги с эффектом металлика и металлизированные (особенно ярко эта тенденция проявляется в предновогодние месяцы). Это подтверждают большинство продавцов коллекционной бумаги. Большой интерес вызывает и недавно появившаяся в ассортименте «играющая» бумага «Реакшн» (Gmund), которая меняет свой цвет в зависимости от угла зрения и освещения. Впрочем, есть категория заказчиков достаточно консервативных, всегда предпочитающих тонированную в массе бумагу нежных, пастельных оттенков. С началом поставок нескольких видов кальки наблюдается устойчивый рост интереса и к этому виду бумаги.

По словам Татьяны Горбашевой («Александр Браун»), большим спросом стала пользоваться бумага повышенной гладкости различных светлых тонов. Это связано с тем, что часть продукции (представительские буклеты, годовые отчеты, материалы для презентаций и т. д.), которая обычно печатается на мелованной бумаге, начала печататься на элитных сортах. Также вырос спрос на конверты из дизайнерской бумаги.

Практически вышли из моды очень яркие и флуоресцентные цвета, а также старые коллекции, давно присутствующие на рынке (например, бумага с рисунком «мрамор»). Сейчас любимые цвета — светлые пастельные оттенки и несколько темных (темно-синий, темно-зеленый, черный). Эта тенденция практически не меняется. Цвета средней насыщенности не так популярны, но и на них есть устойчивый спрос.

Дизайнер Ирина Шапиро («Линия График»), также признает высокую популярность бумаги с эффектом металлизации, особенно со стороны заказчиков, у которых в логотипах присутствует «серебро» и «золото». Ирина предвидит рост спроса на прозрачные и полупрозрачные материалы (пластики и кальку) без фактур. По ее мнению, в существующих сейчас на рынке коллекциях очень много различных оттенков синего цвета, но совершенно недостаточно зеленых и красных.

Ставка на бумагу

Рассуждать о роли бумаги в дизайне можно бесконечно, но гораздо лучше делать это не на пальцах, а на примере работ, авторы которых любят и умеют использовать достоинства дизайнерских коллекций (и не только), сочетая их с возможностями печатных и послепечатных технологий. Увы, полноцветный офсет не позволяет передать всю прелесть описанных ниже работ — таковы особенности дизайнерской бумаги.

Косметология по науке

Буклет «Лаборатории новой косметологии» производит именно то впечатление, которое было нужно заказчику: дорогое издание, иллюстрирующее элитный комплекс косметологических услуг для женщин.

Как рассказал руководитель производственного отдела рекламного агентства «Принт-Дизайн» Андрей Казарин, заказ на буклет «Лаборатория новой косметологии» был сформулирован примерно так: «Нужно сделать рекламный буклет для элитного косметологического комплекса с весьма высоким уровнем цен. Буклет должен выглядеть дорого и необычно, чтобы убедить не только непосредственных клиентов — женщин, но и мужей, оплачивающих своим половинам услуги комплекса». Заказчик сразу заявил о своем предпочтении бумаги, тонированной в массе. В качестве исходных материалов был представлен текст, а также несколько цветных фотографий.

Бумагу выбирали вместе по каталогам, однако если с обложкой все получилось сразу (остановились на Kaschmir от Gmund с легким линейным тиснением и фетровыми включениями), то по поводу материала для внутреннего блока были сомнения — полноцветная печать на слишком темной бумаге даже по белилам могла не дать желаемого эффекта. После нескольких согласований остановились на более светлом варианте бумаги Diabolo (KNP Meersen) с тиснением «призма». Но даже после этого, чтобы подобрать сочетание белил с цветом бумаги и изображений, пришлось делать несколько пробных микротиражей.

Хотя внутренний блок собран на пружине, он крепится к корешку, который приклеен между задней стороной обложки и клапаном. Поэтому пружина оказывается спрятанной внутри буклета.

Кроме бумаги, эта работа интересна применением сразу нескольких технологий послепечатной обработки, усиливающих эффект воздействия буклета. Надпись на обложке нанесена конгревом пурпурной фольгой, довольно неплохо сочетающейся по цвету с бумагой. На оборот обложки нанесено изображение, с которым совмещается полученный слепым тиснением объемный завиток. Рядом с ним — еще два, но уже высеченных. Они слегка приоткрывают изображение, напечатанное на первом листке внутреннего блока.

Интересен и сам внутренний блок: все листы неправильной формы со скругленными углами, усиливающими общий мотив плавных линий (простая, но безотказная ассоциация: плавные линии, мягкость, деликатность, изысканность). Края листков выступают как закладки, что позволяет более удобно перелистывать буклет, а разворот приобретает необычный, несимметричный вид.

Пушкин

Набор пакетов и коробочек кафе «Пушкин» передает дух этого заведения: респектабельность и богатые исторические традиции.

Кафе «Пушкин» — респектабельное заведение с выдержанным стилем, воплощенное на основе легенды, — было открыто в июне 1999 года. Один из приятных штрихов сервиса — возможность взять блюда на вынос. Их упакуют в коробочку и уложат в пакетик. Фирменные пакеты трех размеров от кафе «Пушкин» на первый взгляд кажутся очень простыми, сделанными из упаковочной бумаги, однако, как рассказал Денис Пузаков, директор рекламного агентства «РоДен», выполнявшего заказ на разработку и изготовление аксессуаров, за внешней простотой скрывается кропотливый труд и тщательный выбор дизайнерской бумаги.

Первоначально планировалось, что у входа в заведение будет установлена потрескавшаяся от времени гранитная доска, покрытая патиной, с бронзовыми буквами, слегка осыпавшимися от старости. Именно эту идею и должен был реализовать дизайнер, создававший стиль пакетов и коробочек. На выбор подходящей бумаги ушло два месяца. В итоге остановились на Cohiba из коллекции Gavanna (Gmund). Цвет этой бумаги очень близок к цвету самых обычных упаковочных материалов, однако она имеет очень легкое нерегулярное тиснение. Как отметил Денис, раньше из этой бумаги пакеты никем не изготавливались. Хотя используется бумага плотностью 100 г/м2, пакеты усилены и обладают достаточной прочностью.

Самым важным моментом было передать техникой печати ощущение и стиль старой гранитной доски, покрытой патиной, и с осыпавшейся бронзовой надписью. Что и достигнуто благодаря специально подобранному сочетанию трех цветов Pantone с бронзовой краской.

Коробки для спичек делаются полностью вручную: даже внутренний коробок не складывается, как обычно, а склеивается; сера для зажигания накатывается вручную специальным валиком.

Последний штрих, придающий пакетам ощущение подлинной старины, — ручки из толстой и грубой пеньки (в «РоДене» гордятся этим ноу-хау). Увы, выбор пеньки имеет и оборотную сторону — привязывать ручки к пакетам очень трудно.

Свою историю имеют и коробочки. Вместо бумаги для их изготовления используется настоящий упаковочный картон CKB (StoraEnso). Интересно, что картон этот беленый, но в коробочке вывернут наружу оборотом, отлично гармонирующим с запечатанным изображением. К сожалению, никакого стандарта на цвет оборота упаковочного картона нет — он слегка «гуляет» от поставки к поставке, поэтому для каждой новой партии материала обычно приходится заново подбирать цвет запечатки. Коробочки собираются вручную без клея. Благодаря тому, что поверхность картона гладкая и ровная, «доска» с бронзой на коробочке «играет» практически при любом угле зрения.

Сочетание красного с золотым — стиль пышного бала для элиты

Когда заказчик предложил агентству «РоДен» разработать фирменные спички, было высказано пожелание, чтобы коробок выглядел старым и потертым (как бы из бабушкиного сундука), со стилизованным изображением уже знакомой гранитной доски. Первый вариант оказался неудачным — внутренний коробок из обычного картона был белым и выпадал из общего стиля. В итоге для внутреннего коробочка выбрали серый картон Nettuno (Fedrigoni).

Приглашение на бал

Приглашение на благотворительный сезонный бал в «Гранд-Опера» должно было выглядеть солидно и весомо — ведь это бал для элитной публики, а его спонсорами выступали известные компании, в том числе ювелирные. Это будет классический королевский бал на пороге смены веков под девизом: «Новый век — новый стиль». Приглашенные придут во фраках и бальных платьях. Примерно так заказчик описал задачу дизайнера Ирины Шапиро («Линия График»).

Подарочный набор к 23 февраля: военные песни в достойном обрамлении.

Первый цвет Ирина выбрала, представив себе традиционные на европейских балах стулья в бархатных красных чехлах с бантами. Со вторым было проще — золото всегда являлось символом богатства и роскоши.

Выбор вишневой кальки Canson для обложки объяснялся тем, что у Ирины уже был опыт печати лаком по этому материалу, и она очень хорошо представляла конечный результат, который как нельзя больше подходил к торжеству. Надпись золотом с бронзовым оттенком подчеркивала общий эффект богатства и роскоши приглашения. И лак, и золото наносились трафаретной печатью, чтобы обеспечить максимальную непрозрачность надписей.

«Золотые» мотивы были продолжены и внутри приглашения на листах с программой бала: зеленая бумага Keykolour Metallic Rusted обладает ярко выраженным эффектом золотистых вкраплений. В комплект входила и схема расположения столов, где нужно было вписывать стол, отведенный владельцу приглашения, — ее отпечатали на белой бумаге Corolla с односторонним тиснением «верже».

С Днем защитника отечества

Несмотря на то, что фотографии для песенника делались уже в наши дни и обработаны очень качественно, благодаря офсетной печати поверх бумаги песчаного цвета удалось добиться визуального эффекта «старости».

Об истории создания этого подарочного набора рассказал арт-директор рекламного агентства «Агей Томеш» Арсений Мещеряков. Заказчик — компания «Интеррос» — любит необычные материалы. На этот раз нужно было создать оригинальный подарок ко Дню защитника отечества. Было решено, что хорошо оформленный сборник военных песен подойдет лучше всего. С одной стороны, это должен быть вполне современный и функциональный продукт, с другой — его следовало выполнить в стиле 30-40-х годов.

Коробочка сделана из двухслойного микрогофрокартона без верхнего слоя и содержит два отделения: одно для компакт-диска с песнями, другое — для книжки-песенника на пружине. Одна из ассоциаций, которую у меня вызвал вид гофрированной поверхности коробочки, — такими были корпуса самолетов 30-х годов. На передней стороне вытеснен прямоугольник, куда вклеено подчеркнуто простое красно-сине-зеленое изображение с высеченной звездой — символом Красной Армии. Эти же цвета и символика, дополненные военными сюжетами, повторяются на остальных предметах набора.

Песенник, вложенный в коробочку, напечатан на бумаге Tintoretto песчаного цвета с легким двухсторонним тиснением. Пожелтевшая от старости бумаги и выцветшие рисунки — такое впечатление достигнуто благодаря полноцветной офсетной печати на желтой бумаге. Тем не менее, сами изображения очень качественные — специально для песенника выполнялась студийная съемка людей в военных мундирах времен Великой Отечественной войны. Даже песни, записанные на диске, были предварительно отреставрированы.

Идеи и бумага

Внимательный читатель заметил, что в описанных работах наряду с дизайнерскими коллекциями используются и самые обычные материалы: упаковочный, спичечный и макулатурный картон. Жизнь доказывает, что с хорошей идеей «играет» все, — нужно лишь добиться гармонии всех компонентов дизайна. Но дизайнерские коллекции хороши тем, что они сами являются своеобразным катализатором идей.

Автор благодарит за помощь в подготовке публикации работников компаний «Агей Томеш», «Александр Браун», ГК «Регент», «Линия График», «Принт-Дизайн», «РоДен».


«ЛАБОРАТОРИЯ НОВОЙ КОСМЕТОЛОГИИ»
  • Дизайн: Эльвира Августополо, Юрий Леонов, РА «Принт-Дизайн».
  • Полиграфическое исполнение: РА «Принт-Дизайн».
  • Заказчик: частное лицо.
  • Бумага: обложка — Kasсhmir, 250 г/м2 (Gmund); Diabolo, 120 г/м2 (KNP Meersen).
  • Тираж: 2000 экз.
НАБОР АКСЕССУАРОВ ДЛЯ КАФЕ «ПУШКИН»
  • Дизайн: Денис Пузаков, Лариса Топчилова, РА «РоДен».
  • Изготовления: РА «РоДен».
  • Заказчик: кафе «Пушкин».
  • Бумага: пакеты — Cohiba из коллекции Gavanna, 100 г/м2 (Gmund); коробки — упаковочный картон CBK, 250 г/м2 (StoraEnso); спички — спичечный картон, Nettuno, 280 г/м2 (Fedrigoni)
ПРИГЛАШЕНИЕ НА БАЛ В «ГРАНД ОПЕРА»
  • Дизайн: Ирина Шапиро, «Линия График».
  • Полиграфическое исполнение: «Линия График».
  • Заказчик: холдинг «Има-Медия».
  • Бумага: обложка — вишневая калька, 100 г/м2 (Canson); внутренние листы — Keaykolour Metallic, 285 г/м2 (Arjo Wiggins); Corolla, 90 г/м2 (Fedrigoni).
  • Тираж: 300 экз.
ПОДАРОЧНЫЙ НАБОР КО ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
  • Дизайн: «Агей Томеш».
  • Полиграфическое исполнение: «Агей Томеш» совместно с «Линия График».
  • Заказчик: компания «Интеррос».
  • Бумага: упаковка, обложка песенника — двухслойный микрогофрокартон без верхнего слоя; внутренний блок песенника — Tintoretto, 140 г/м2 (Fedrigoni).
  • Тираж: 300 экз.
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Оно само. Или нет?

В прошлом номере журнала часть полос должна была быть отпечатана на специализированной книжной бумаге KomiStory. Но что-то пошло не так…

Исторический номер

Логично было бы сделать номер с темой «Книжная печать» на подходящей бумаге — мы так и сделали.

Дорогой друг дизайнера

Области применения дизайнерской бумаги, тенденции, новинки и перспективы рынка.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 110