2001.10.24, Автор: Игорь Терентьев12269 прочтений

Синтетическая бумага: испытание на прочность

Теги: Бумага Publish

Относительно новый класс запечатываемых материалов, сочетающий свойства традиционной бумаги и синтетической пленки, постепенно завоевывает популярность у российских дизайнеров и печатников...

Относительно новый класс запечатываемых материалов, сочетающий свойства традиционной бумаги и синтетической пленки, постепенно завоевывает популярность у российских дизайнеров и печатников
Этот символ, отпечатанный на синтетической бумаге Polylith, практически невозможно смять, порвать или смыть — техника исполнения и материал подчеркивают глубокие исторические корни иероглифической типографики

Еще каких-то три года назад в России синтетической бумаги практически не было, хотя в мире она давно известна и активно применяется в полиграфии.

В 1955 году ученый из экспериментального центра компании DuPont Джим Уайт сделал важное открытие: он обратил внимание, что из трубы в лаборатории Поликем выходит белый полиэтиленовый пух. Случай был тщательно изучен, и через год компания DuPont подала патентное предложение на прочную нить из линейного полиэтилена. Но лишь в 1965 году разработка нового материала была зарегистрирована компанией DuPont под торговым наименованием Tyvek (Тайвек), а его промышленное производство развернули в апреле 1967 года. Так начиналась история синтетической бумаги.

Увы, Tyvek для использования в полиграфии в Россию пока не поставлялся. Как отметила Тамара Иванова из отдела нетканных материалов компании DuPont, сейчас идет поиск надежного партнера, который был бы заинтересован в поставках.

Круг производителей синтетической бумаги в мире не очень широк, но не ограничивается компанией DuPont. Уже сейчас в России можно приобрести синтетическую бумагу Polyart компании Arjobex, Polylith компании Granwell Products и Yupo компании OJI-YUKA Synthetic Paper.

Мы хотим рассказать не только о том, что такое синтетическая бумага, но и о практическом опыте ее использования российскими дизайнерами и полиграфистами. Не секрет, что поставщики бумаги располагают многочисленными образцами печати, предоставленными зарубежными производителями, в создании которых могут применяться не всегда экономически оправданные при промышленном производстве дизайнерские решения и технологии печати (послепечатной обработки). Это вызывает определенную настороженность у покупателей. Но появление продукции российских типографий косвенно доказывает жизнеспособность и практичность относительно нового класса материалов — синтетической бумаги. Разумеется, за все надо платить, поэтому такой материал обойдется дороже даже самой высококачественной мелованной бумаги. Но «синтетика» не должна заменять бумагу — она заполняет те ниши, где использование обычной бумаги нецелесообразно или даже невозможно.

Хотя производители заявляют о пригодности их продуктов для любых видов печати, следует помнить об одной из особенностей синтетической бумаги — ее не всегда можно использовать в устройствах электрографической печати или копирования, где для закрепления тонера применяется нагрев до высокой температуры. В подобных случаях нужно всегда консультироваться у продавцов.

По алфавиту

Первым по алфавиту в нашем списке стоит Polyart (Полиарт). Этот материал производства Arjobex (Франция) появился у нас совсем недавно и поставляется ГК «Регент».

Polyart производится из специальной полиэтиленовой пленки методом экструзии. После получения пленки выполняется ее двуосное ориентирование, затем на основу наносится двухстороннее двухслойное матовое мелованное покрытие. Последнее особенно важно, поскольку обеспечивает печать на Polyart обычными красками. Кроме того, мелованное покрытие придает материалу антистатичные свойства (в отличие от большинства других синтетических пленок). Polyart по своим запечатываемым свойствам аналогичен мелованной бумаге для высокохудожественных изданий и подходит для всех способов печати и послепечатной обработки, не требуя переналадки печатной машины.

Polyart обладает трехмерной стабильностью, у него нет показателя машинного направления; белизна (по ISO 2470) составляет 90%, а непрозрачность значительно превышает показатели бумаги.

Polyart поставляется в листах и ролях. Стандартный размер имеется на складах ГК «РЕГЕНТ», любой другой формат может быть специально произведен под заказ. В таблице приводятся некоторые технические показатели по ассортименту, доступному российским покупателям.

Arjobex рекомендует Polyart для случаев, когда нужны такие характеристики печатного материала как долговечность, стойкость к истиранию, водостойкость, повышенная чистота. Материал широко используется во всем мире для печати этикеток на продукты и одежду; рекламных плакатов и календарей; карт и путеводителей, обложек для книг; различных упаковок и инструкций для нужд медицины, электроники, космической индустрии. Материал имеет российский гигиенический сертификат, допускающий его прямой контакт с пищевыми продуктами. В общем: «Там, где нельзя использовать бумагу, на помощь приходит Polyart».

Поскольку первые поставки материала были не в московские типографии, к моменту сдачи этого номера нам смогли показать всего два готовых образца печати на Polyart в России. Это ярлычки на почтовые мешки компании EMS garantpost, которые вы видите на переднем плане. Исполнитель — типография «Кволитайп». Как рассказала работающая в ней Наталья Туренко, для ярлычков использовался Polyart с массой 1 м2 240 г. Печать выполнялась обычными офсетными красками; дву- и трехцветная, односторонняя. По словам Натальи, особое внимание следует уделять сушке готовой продукции (иначе происходит отмарывание) и резке, т. к. материал существенно прочнее и плотнее обычной бумаги. Выбор материала повышенной прочности для такой продукции сделан заказчиком и вполне оправдан — повреждение или потеря ярлычка могут привести к весьма неприятным последствиям, вплоть до судебных исков. На заднем плане изображения — образцы печати на Polyart, предоставленные производителем. Среди них можно увидеть «вечные» туристическую карту и буклеты, этикетки для замороженных продуктов, а также прочный ярлычок. Все образцы, за исключением этикеток, запечатаны с двух сторон.

* * *

Напечатано на Polyart

Синтетическая бумага Polylith (Полилит) компании Granwell Products появилась в России в 1998 году и поставляется фирмой «Берег». Материал изготавливается из полипропиленовой смолы, прошедшей минеральное упрочнение с помощью смеси нейтрального кальция и двуокиси титана для придания белизны и матовости. Отличительная особенность — невысокая стоимость (по сравнению с другими марками синтетической бумаги). Polylith обладает устойчивостью к воздействию воды, тепла, масла и химических реактивов. Печать на всех марках Polylith должна выполняться с использованием UV-красок или специальных красок для печати на синтетических материалах (рекомендации см. http://www.bereg.net/paper/polylith.html).

Образцы продукции, отпечатанной на Polylith в России. Здесь есть флажок для наружной рекламы (двусторонний), два вариант воблеров (один — с тиснением серебрянной фольгой), игральная карта (двусторонняя трафаретная печать), круговая этикетка (или нечто, очень на нее похожее).

Polylith изготавливается с помощью экструдера с Т-образной головкой. После этого осуществляется каландрирование и ориентирование в поперечном направлении на раме. Для каждого класса существует своя степень ориентирования, но за счет применения различных скоростей каландрирования и матричных каландров (обеспечивают микротиснение) все материалы Polilyth можно разбить на две основные категории: «каландрированный» и «ориентированный».

Каландрированные сорта (серии GB, GC и GH) отличаются сбалансированной ориентацией в машинном и поперечном направлениях. Все они проходят обработку «corona» с обеих сторон. Можно заказать материал и с глянцевой поверхностью (или с одной стороны — глянцевой, с другой — матовой).

Сорта «P», состоящие только из полипропиленовой смолы и двуокиси титана, обладают повышенной прочностью — порвать их (при обеспечении «чистого» реза) практически невозможно.

Все сорта являются полуглянцевыми, но лишь для каландрированных сортов имеется глянцевая отделка; для ориентированных полуглянцевая отделка выполняется до нанесения на поверхность покрытия.

На российский рынок Polylith поставляется в листах. Ниже в таблицах представлены технические характеристики некоторых марок и рекомендуемые сферы применения. Что касается цены, то например, один лист Polylith толщиной 100 мкм и форматом 70x100 см стоит не более 0,4 долл. Разумеется, обычное правило снижения цены при увеличении объема закупки работает и здесь.

Поскольку материал поставляется в Россию достаточно давно, опыт изготовления продукции на Polylith имеют многие компании.

Этот бланк для меню печатался на Polylith в «Полиграфическом центре Multiprint». Кстати, на любой синтетической бумаге можно писать ручкой, как на обычной.

Например, как рассказал Александр Центовский, в типографии Public Totem печатали флажки «Россия — щедрая душа». Материал использовался довольно плотный, около 340 г/м2; в процессе печати применялся крупнозернистый противоотмарывающий порошок. По требованию заказчика, чтобы придать блеск, после завершения печати флажки ламинировались. Обычная функция ламинирования — защита, но при печати на «синтетике» в этом нет необходимости, поскольку поставщики гарантируют стойкость материала к воздействию УФ-излучения и влаги.

Леонид Пак из типографии «Полиграфический центр Multiprint» (Санкт-Петербург) рассказал, что они тоже работают на Polylith. Один из таких заказов представлял собой бланк для меню и печатался на материале с массой 1 м2 107 г. Пример описания технологии печати и спецификация оборудования — во врезке «Специфика работы…». Поскольку подобный бланк должен служить долго, а использование в ресторане не исключает попадания на него воды, жиров и других агрессивных сред, выбор синтетики более чем оправдан.

Андрей Панасюк из компании «Мастер-Пак» рассказал, что здесь на Polylith печатали вклейку формата А5 в журнал. Печать офсетная, штриховая; использовалось три краски Pantone. Идея выбора материала проста: такую вклейку можно вырвать, но она останется целой.

В другой типографии автору рассказали о том, что на «синтетике» печатали даже этикетки для пива. Жаль, так и не удалось узнать, зачем…

Образцы печати на Polylith в компании LiniaGrafic

Алексей Реуцкий из компании «Линия График» (Москва) считает, что синтетическая бумага — отличный дизайнерский материал. В «Линия График» имеют огромный опыт работы с Polylith. На нем печатают как офсетным, так и трафаретным способом. В основном это продукция для наружной рекламы и оформления пунктов розничных продаж. Нередко из Polylith делают прочные и долговечные пакеты.

Часто «синтетика» используется для изготовления воблеров. Прочность Polylith позволяет избавиться от дополнительных операций, связанных с приклеиванием полоски астралона, хотя расход самого материала, по сравнению с традиционной технологией, когда часть с изображением запечатывается на картоне, а потом ламинируется, возрастает.

* * *

Еще одна марка синтетической бумаги, хорошо известная во всем мире — Yupo (Юпо) компании OJI-YUKA Synthetic Paper. В этом году прошли первые поставки этого материала в Россию. Продажей Yupo занимается компания «Комус», а поставками — Marubeni.

Yupo имеет многослойную структуру. Свойства пленки обеспечиваются средним (наиболее толстым) полипропиленовым слоем-основой, а сходство с бумагой — двумя внешними слоями покрытия. Материал, в отличие от обычной бумаги, характеризуется более равномерно упорядоченной зернистостью, поскольку растяжение полотна в процессе отлива производится как по длине, так и по ширине. Впрочем, одно из направлений растяжения (как и в обычной бумаге) является преимущественным, оно «объявляется» второй цифрой в формате листа. Микропустоты, образующиеся как в покровных слоях, так и внутри полимерного слоя-основы, придают Yupo исконно бумажные непрозрачность, белизну и обеспечивают лучшее закрепление краски. Материал отличается высокой влаго- и износостойкостью, обладает повышенной прочностью на изгиб, растяжение и разрыв. Производитель гарантирует одинаковый вид лицевой и оборотной стороны, что облегчает двустороннюю печать. Весь ассортимент Yupo имеет российские сертификаты качества.

Процесс изготовления Yupo

Основные сферы применения Yupo, рекомендуемые производителем: альбомы художественных репродукций; книги для детей младшего возраста; обложки; географические карты и схемы; избирательные бюллетени; библиотечные и другие учетные карточки; удостоверения и пропуска, визитные карточки, товарные и багажные ярлыки, инструкции; нагрудные номера участников спортивных соревнований; этикетки и обертки товаров, производимых и складируемых перед продажей в особых температурных и влажностных условиях.

Первые образцы продукции, отпечатанной на Yupo в России

Одними из первых на Yupo начали печатать в типографии Public Totem. Впечатления очень благоприятные. Разумеется, печать и послепечатная обработка продукции имеют свои особенности. Поэтому нужно тщательно соблюдать рекомендации производителя (см. врезку «Работаем с Yupo: памятка полиграфистам»). Особый интерес дизайнеров должно вызвать присутствие в ассортименте прозрачной бумаги TPGA толщиной 90 мкм. Главный козырь Yupo — безупречное качество материала.

«Модная» синтетика

Если мода на синтетические материалы в одежде давно прошла (по крайней мере, в массовом масштабе), то в российской полиграфии и дизайне она только наступает. Нынешний год ознаменовался существенным расширением ассортимента синтетической бумаги. Появляется все больше людей, имеющих опыт работы с этим материалом, и значит, есть все основания полагать, что в ближайшее время мы увидим много новых и интересных работ, раскрывающих его достоинства. Можно сказать, что синтетическая бумага уже выдержала испытание на прочность.

Автор благодарит за помощь в подготовке статьи работников представительств компаний DuPont и Marubeni, а также российских компаний «Линия График», Public Totem, «Берег», «Комус», «Кволитайп», «Мастер-Пак», «Полиграфический центр Multiprint» и «Регент».


СПЕЦИФИКА РАБОТЫ НА СИНТЕТИЧЕСКОЙ БУМАГЕ «Вариант» исполнения и советы от Multiprint
  • Машина: Heidelberg MOFP+L (5+лак), оснащенная инфракрасной сушкой IVT.
  • Формат: 48x65 см
  • Краски: триадные фолиевые фирмы Sicpa.
  • Увлажняющий раствор: с добавкой изопропилового спирта около 12%. Добавка в увлажнение Fuji Uni Fount 1303 с содержанием сиккатива.
  • При работе с Polylith необходимо отслеживать баланс вода/краска также, как при работе с металлизированной бумагой. Печать производится при минимуме подачи увлажняющего раствора на форму.
  • Противоотмарывающий порошок: Varn C-500 на основе крахмала – крупнодисперстный, со специальной обработкой для лучшего самопроизвольного скатывания с поверхности запечатываемого материала.
  • Запечатываемый материал невпитывающий, поэтому подача противоотмарывающего порошка при работе на нем выше, чем на простой бумаге. Наличие противоотмарывающего порошка после печати может являться дефектом продукции. Его устраняют с помощью повторного прогона оттисков под прессом печатной машины.
  • Послепечатная обработка: разрезка на одноножевой бумагорезальной машине.

РАБОТАЕМ С YUPO: ПАМЯТКА ПОЛИГРАФИСТАМ
  • Наиболее распространенные технологии печати на Yupo: листовая офсетная и ролевая глубокая, а также шелкотрафаретная и ролевая высокая печать.
  • После распаковки пачки нужно удалить верхний и нижний листы, которые вкладываются сверх указанного на упаковке количества и служат дополнительной защитой.
  • Распакованные стопки необходимо разместить в печатном цехе за день до печати, чтобы их температура сравнялась с температурой в печатном цехе.
  • Бумага укладывается на подающее устройство непосредственно перед печатью (не более 5000 листов одновременно).
  • Рекомендуемая температура в печатном цехе — 20–25°С, относительная влажность — 55%.
  • Для печати используются краски для невпитывающих поверхностей, содержащие менее 3% минерального масла, при минимальном использовании водного увлажняющего раствора.
  • Во избежание появления следов от присоса необходимо уменьшить до минимума давление всасывания и обернуть резиновую часть присоса тканевой лентой. Избавляя будущее издание от следов роликов и щеток, сместите их с запечатываемой области и оберните полипропиленовой или тканевой пленкой. В принципе, это правило нужно соблюдать и при печати на других видах «синтетики».
  • Скорость печати на Yupo может быть аналогичной скорости печати на мелованной бумаге. При настройке устройства выдачи давление воздуха и усилие боковой сталкивающей планки должны быть сведены к минимуму.
  • В качестве противоотмарывающего средства используется гидрофильный порошок с величиной зернистости не более 10-20 микрон.
  • Отпечатанный тираж рекомендуется укладывать в стопки не более 1000 листов.
  • По заверению производителя, длительность сушки после печати на Yupo значительно короче, чем на других аналогичных материалах: от 4–6 часов при однокрасочной печати до 6–10 часов при печати четырьмя красками.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Трёхсторонняя синергия: оборудование, бумага, сервисы

    27 июня, во время выставки Printech 2018, было объявлено, что «Konica Minolta Россия», Mondi и компания Europapier подписали договор о трёхстороннем сотрудничестве в сфере развития бизнеса на российском рынке. В рамках соглашения компании будут развивать рынок цифровой производительной печати, проводить совместные маркетинговые активности и мероприятия для российских заказчиков. После церемонии подписания мы задали несколько вопросов её участникам — главе Konica Minolta Business Solutions Russia Николаю Дмитриеву, генеральному директору Europapier Дмитрию Цветкову и генеральному директору «Монди Сейлз СНГ» Алексею Шамину.

     

  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     

  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • ТЕСТ: Насколько хорошо вы разбираетесь в бумаге?

    Редакция Publish совместно с партнёром — MONDI PRINT CLUB — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги и подготовиться к вступлению в закрытый Клуб полиграфистов.

  • ТЕСТ: Как выбрать бумагу для цифровой печати или Почему что-то пошло не так...

    Редакция Publish совместно с партнёром — Xerox — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги для цифровой печати и её воздействия на качество.

  • Бумага UPM DIGI: выразительность самого белого
     

    Цена бумаги — значительная часть стоимости заказа. Можно ли сэкономить, взяв для цифровой печати обычную бумагу, или стоит потратиться на цифровую? Ответ на этот вопрос получили участники встречи «Соцветие UPM DIGI: выразительность белого».

     


comments powered by Disqus