101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

ФЛЕКСОГРАФИЯкентавр полиграфии

  • Стефан Стефанов
  • 19 января 2001 г.
  • 13895

Флексография соединяет в себе преимущества высокой и офсетной печати и, вместе с тем, лишена недостатков этих способов.

По определению «Флексографская печать — это способ высокой прямой ротационной печати с эластичных (гибких резиновых, фотополимерных) рельефных печатных форм, которые могут крепиться на формных цилиндрах различных размеров. С помощью валика или растрированного цилиндра, взаимодействующего с ракелем, они покрываются жидкой или пастообразной быстровысыхающей (водорастворимой, на летучих растворителях) печатной краской и переносят ее на запечатываемый материал любого вида, включая и невпитывающие материалы. Изображение на печатной форме — зеркальное».

Флексографские печатные машины — это печатные машины, в составе которых преобладающее количество печатных секций работает на базе способа флексографской печати.

Так как первоначально (в начале уже минувшего столетия) в этом способе печати использовались анилиновые синтетические красители, то его называли «анилиновая печать» или «анилиновая резиновая печать».

История состоит из историй Общепринятый сегодня термин «флексография» был впервые предложен 21 октября 1952 г. в США на 14-й Национальной конференции по упаковочным материалам. В основу термина были положены латинское слово flexibillis, что значит «гибкий», и греческое слово graphlem — «писать», «рисовать».

Известно, что еще в середине XIX столетия анилиновые красители использовались при печатании обоев.

Анилин — ядовитая бесцветная маслянистая жидкость. — Прим. авт.

Другой технической предпосылкой для появления флексографии явилось изобретение эластичных резиновых печатных форм. Основным материалом служил естественный каучук — эластичный материал растительного происхождения. В настоящее время основой для изготовления резиновых печатных форм служит синтетический каучук.

Новый этап в развитии флексографии наступил около 1912 г., когда начали изготовлять целлофановые мешки с надписями и изображениями на них, отпечатанными анилиновыми красками.

Расширению области применения флексографии способствовали определенные преимущества этой разновидности способа высокой печати перед классическими способами. Формы высокой печати изготовлялись раньше только из дерева или металла (типографского сплава — гарта, цинка, меди), но с появлением эластичных печатных форм в флексографии, в высокой печати стали изготовлять печатные формы и из фотополимеров.

Флексография как разновидность способа высокой печати Различие между печатными формами высокой классической печати и флексографии только в твердости печатающих элементов. Даже такое небольшое различие в физических свойствах как «твердое—эластичное» привело к существенному расширению области применения флексографии по сравнению с высокой печатью, хотя принципиально оба способа печати одинаковы.

Для того чтобы получить высококачественные оттиски в высокой печати, нужно обеспечить плотный контакт между печатающими элементами формы и воспринимающей поверхностью запечатываемого материала. Это может быть достигнуто за счет упругих деформаций элементов формы или давящей поверхности. Для твердых печатных форм классического способа высокой печати упругое сжатие практически отсутствует даже при повышенном давлении. А упругое сжатие необходимо, чтобы компенсировать недостатки печатной формы, поверхности запечатываемого материала и давящей поверхности. Основной недостаток — это неровности касающихся поверхностей, между которыми создается давление, необходимое для переноса краски с печатающих элементов формы на запечатываемую поверхность.

Поэтому для получения качественного оттиска между давящей и воспринимающей поверхностью помещают упругую прокладку — декель. Этими же соображениями вызвана и необходимость в использовании приправки.

Приправка — усиление давления на отдельные участки печатной формы при высокой печати путем подкладывания слоев бумаги под декель печатного цилиндра, осуществляемое для достижения лучшего контакта между поверхностями печатающих элементов и запечатываемого материала. — Прим. авт.

Однако применение сравнительно больших удельных давлений при печатании (порядка 30—50 кг/см2) приводит к повышенному износу печатных форм. При печати больших тиражей вместо одного комплекта печатных форм приходится изготавливать несколько одинаковых. Изнашивание печатной формы (в высокой печати выступающие печатающие элементы стираются и меняют свой размер как по площади, так и по высоте) сказывается и на качестве печати.

Офсетная печать с передачей красочного изображения через эластичное промежуточное звено (офсетное полотно на поверхности офсетного цилиндра) позволила в значительной степени устранить указанные недостатки. Таким образом, пропала необходимость в декеле и приправке. Но офсетный способ усложняет технологический процесс получения красочного оттиска. Вводится дополнительный перенос красочного слоя, отсутствующий в способах с непосредственной передачей краски с поверхности печатной формы на воспринимающую поверхность запечатываемого материала. Дополнительное звено в передаче краски уменьшает ее количество на оттиске, усложняет печатный аппарат, приводит к накоплению и засыханию краски на передаточной поверхности.

При офсетной печати можно использовать в качестве запечатываемого материала грубые типы бумаги без увеличения давления печати. На подобной бумаге можно печатать и способом высокой печати, но при этом необходимо увеличение давления печати, что может привести к возникновению рельефа на оттиске. И чем бумага (картон) тоньше, тем заметнее становится рельеф.

Сравнение с кентавром — не художественный прием. Флексография как бы соединяет в себе преимущества высокой и офсетной печати и, вместе с тем, она лишена рассмотренных выше недостатков этих способов, что и способствует расширению сфер ее использования.

Процессы + материалы + оборудование = технология На протяжении почти всего XX столетия продолжалось совершенствование как процессов печатания и материалов, применяемых для изготовления эластичных печатных форм, так и конструкции машин для флексографской печати.

Печатные формы Первоначально печатные формы изготовляли матрицированием из каучука, а после создания фотополимеров — экспонированием и вымыванием или гравированием (ручным или лазером).

Изготовление печатных форм в линогравюре можно считать исторически одним из первых методов изготовления флексографских печатных форм. Он и до сих пор находит применение для изготовления авторских форм. На линолеуме либо на сходном с ним полимерном материале автор гравирует (вырезает специальными резцами различного профиля) изображение из различных по величине линий и поверхностей, убирая материал и углубляя фон. Изображение получается выпуклое, и все возвышающиеся над фоном элементы лежат в одной плоскости. А что это такое, как не печатная форма высокой печати? И так как печатающие элементы эластичные, то это и есть печатная форма для флексографского способа печати.

Для промышленных целей печатные формы делают не из линолеума, а, как правило, из офсетного резинотканевого полотна.

Полученные гравированием печатные формы используют, и это широко распространено в последнее время, при изготовлении печатных форм для выборочного лакирования. Однако если фрагменты лакирования имеют сложную конфигурацию, то целесообразнее использовать для изготовления печатных форм фотополимеры.

Лакирование как технология — тот же флексографский способ печати с применением эластичных фотополимерных печатных форм, но вместо печатной краски используют лак, который наносят на оттиск.

Используя различные формные пластины во флексографии, можно добиться повышения качества печати.

Печатные формы на основе фотополимерных формных пластин должны обладать стойкостью к набуханию и быть совместимыми со всеми типами красок — не только с водноразбавляемыми или с красками на основе различных растворителей, но и с красками ультрафиолетового отвердения.

Развитие технологии печатных форм идет в трех главных направлениях: печать на гибкой упаковке, печать на этикетках и прямая печать на готовом гофрированном картоне.

В этих трех областях применяют различные формные пластины в зависимости от используемых подложек, компрессионных прокладок или лент, формного материала, его толщины и твердости, устойчивости пластины к набуханию в растворителе краски, требований к качеству, совместимости материалов, а также от конструкции печатной машины.

Для прямой печати на готовом гофрокартоне применяют пластины толщиной не менее 3 мм, причем они считаются тонкими печатными формами. При печати этикеток и на гибкой упаковке ультратонкими считаются пластины толщиной меньше 1 мм.

Технология тонких пластин подразумевает наличие «гибкой подложки», которая служит для крепления печатной формы. Эта компрессионная подложка, как правило, состоит из комбинации текстильных волокон и резины. Некоторые слои материала специально подобраны для оптимизации всей системы «печатная форма — подложка — запечатываемая поверхность — зазор между формным и печатным цилиндрами».

Другая разновидность применения тонких печатных форм — гильзовая технология. Ее преимущество по сравнению с традиционной —возможность многократного использования. При установке гильзы на формный цилиндр применяется принцип воздушной подушки.

Для печати на гибкой упаковке в качестве альтернативы тонким печатным формам можно выбрать многослойные пластины, поскольку они имеют сходную структуру: включают в себя тонкую форму и сжимаемую подложку. Они состоят из нижней защитной пленки, несущего эластичного слоя, стабилизирующей пленки, светочувствительного рельефообразующего слоя и верхней защитной пленки. Для высококачественной флексографской печати такая многослойная структура печатной формы имеет ряд преимуществ.

Как мы уже выяснили, одна из особенностей флексографии состоит в том, что для выравнивания неровностей соприкасающихся поверхностей в процессе печатания необходимо давление. Высокое давление приводит к искажению геометрии печатающих элементов, а, следовательно, к снижению качества оттиска — высокому растискиванию, смазыванию, неравномерному распределению краски на плашках. Высокое давление влияет также на тиражестойкость печатной формы и может привести к ее расслаиваю. Понятно, что здесь необходим компромисс или новая идея.

Для печати на этикетках и упаковке используют тонкие печатные формы. В этом случае большая часть избыточного давления поглощается сжимаемой подложкой, и, таким образом, степень деформации печатающих элементов в зоне печатного контакта снижается, благодаря способности подложки к сжатию, что значительно улучшает качество печати.

Термин «сжимаемость» («компрессионность») означает компенсацию давления за счет уменьшения в объеме. Точное восстановление подложкой первоначальных размеров оказывает эффект выравнивания нагрузки. Иными словами, применяемый при изготовлении печатных форм для флексографии материал должен обладать способностью к высокоэластичным деформациям.

Поверхность сжимаемых гильз, которые применяют в печати на упаковке, содержит компрессионный слой, а потому не теряет своих свойств даже после нескольких лет использования. Эффект вспененной структуры состоит в том, что значительная часть давления, действующего на форму, поглощается подложкой. Поэтому рельеф печатной формы сохраняется более стабильным, в то время как сжатый пеноматериал распрямляется до первоначальной высоты после прохождения зоны печатного контакта. Это позволяет выполнять растровые, штриховые и плашечные работы с одной формы.

Общий вид линейной секционной шестикрасочной печатной машины (с вставленными печатными секциями и с вертикальным расположением гнезд для установки печатных аппаратов)
Общий вид линейной секционной четырехкрасочной печатной машины с горизонтальным расположением печатных секций. Хорошо видны сушильные устройства, которые сильно подняты вверх для удлинения пути ленты запечатываемого материала, что улучшает сушку оттисков.

Детальное обсуждение печатной формы для флексографской печати продиктовано тем, что именно в ней заложены сильные стороны этого способа печати.

Суть флексографии — гибкость печатной формы, все остальное работает на нее и лишь усиливает положительные факторы.

Флексографские машины Как правило, почти все флексографские печатные машины — это большие агрегаты, где печатная машина работает как единое целое с машинами для изготовления упаковочных материалов, бумажной и пленочной тары и даже с машинами для упаковки самих продуктов, материалов и изделий.

Первая машина анилиновой печати, работающая с рулона на рулон, была пущена в эксплуатацию в 1914 г.

Все выпускаемые на сегодняшний день флексографские печатные машины (линии, агрегаты) можно классифицировать так:

по конструкции — на машины секционного и планетарного построения, а также на машины со встраиваемыми печатными секциями;

по форме запечатываемого материала — на листовые и на рулонные машины;

по ширине рулона запечатываемого материала — на широко- и узкорулонные (узкоформатные), хотя деление по этому признаку представляется достаточно условным. Граница между ними — примерно 500—600 мм;

по виду запечатываемого материала — на машины для печати на гофрокартоне, газетные и универсальные.

В свою очередь, машины секционного построения по расположению печатных секций можно разделить на горизонтальные линейные и вертикальные линейные (ярусные) машины.

Общий вид флексографской печатной машины ярусного построения

Кроме того, машины могут включать только флексографские печатные аппараты, но могут быть и комбинированными — с аппаратами флексографской, трафаретной, офсетной и высокой печати. Обычно комбинированными являются узкорулонные печатные машины.

В самом начале конструирования флексографских печатных машин с целью совершенствования способов печати на синтетических пленках были разработаны первые машины планетарного типа. В последующие годы появились машины, построенные по линейному принципу.

В 1980 г. в газетных типографиях США были впервые установлены и опробованы флексографские печатные секции, а в последующие годы появились первые флексографские газетные печатные машины.

Приблизительно в то же время некоторые машиностроители этой отрасли разработали рулонные машины для печатания на гофрокартоне шириной от 2200 до 2500 мм, и им удалось выпустить на рынок такие машины как секционного, так и планетарного построения.

Вследствие этого для флексографской печати открылась новая обширная область рынка — печатание на гофрокартоне. С тех пор, уже много лет, проблему прямого печатания на гофрокартоне можно считать в значительной степени решенной.

Но одновременно с этим началось и строительство флексографских печатных машин для печатания на материале шириной 300—400 мм. Эти малые секционные и планетарные печатные машины применяются почти исключительно для печатания и изготовления этикеток и малоформатных упаковок из тонкого картона.

Попытаемся понять, почему возник этот тип печатных машин.

Противоречие «малый тираж—высокая скорость» рулонной печати может быть снято только работой с узким рулоном, когда динамические нагрузки машины резко уменьшаются, а деформационные воздействия на полотно рулона (перекос, растяжение, биение и пр.) тем меньше, чем меньше ширина рулона. Меньше динамических нагрузок на узлы машины, меньше деформационных воздействий, следовательно, упрощается конструкция самой печатной машины в целом, а также проводящих и компенсирующих устройств. Все это сказывается на конечной цене машины. Продолжим наши рассуждения: меньше динамических нагрузок (вибраций), меньше деформационных воздействий и, как следствие, — выше качество печати. Именно то, что необходимо в идеале для высококачественной печати этикеток и малоформатной упаковки небольшими повторяющимися тиражами.

Печатная машина — это печатный аппарат плюс антураж Сердце печатной машины любой конструкции — печатный аппарат, который и определяет тип машины, ее производительность, точность, надежность и стабильность работы, а также качество печати. Другие составные части могут быть одинаковыми или подобными для печатных машин разных типов.

Конструкция печатного аппарата у флексографских печатных машин намного проще, чем у машин высокой и особенно офсетной печати. Он состоит в своей классической схеме из двух цилиндров — формного и печатного и из простого короткого красочного аппарата.

Красочные аппараты В настоящее время наибольший интерес представляют два типа красочных аппаратов: дукторный (двухцилиндровый) и ракельный, причем в последнее время в новых машинах чаще встречается ракельный тип.

Дукторные красочные двухцилиндровые аппараты впервые появились много лет назад, длительно совершенствовались и до сих пор применяются во многих флексографских печатных машинах. Они относительно просты в обслуживании и наладке, имеют весьма гибкие технические возможности и недороги. Эти красочные аппараты состоят из дукторного валика, растрированного (анилоксного) цилиндра и красочного корыта.

Дукторный валик (краскопитающий, погружный) переносит краску из красочного ящика (корыта) на растрированный цилиндр. Это стальной обрезиненный валик с очень гладкой отшлифованной поверхностью.

Изменением межцентрового расстояния между дукторным валиком и растрированным цилиндром можно регулировать количество подаваемой на форму краски. Это является большим достоинством красочных аппаратов данного типа. Недостаток — при изменениях скорости работы меняется и количество подаваемой на форму краски, что ведет к изменениям плотности оттисков.

Чтобы этого избежать, в контакте с растрированным цилиндром устанавливают ракель.

Ракель — тонкая и жесткая пластинка. — Прим. авт.

Тогда на печатную форму передается только та краска, которая находится в ячейках растрированного цилиндра, а избыток краски с его поверхности полностью снимается ракелем.

Поэтому в последние годы дукторный красочный аппарат стали оснащать еще и ракельным устройством. Ракель прижат к растрированному цилиндру сверху и во время вращения снимает с его поверхности избыток краски.

Таким образом, красочный аппарат ракельного типа состоит из прижатого к формному цилиндру растрированного (анилоксового) цилиндра, ракельного устройства и красочного корыта.

Многие ракельные устройства снабжены механизмами осевого возвратно-поступательного перемещения ракеля для удаления попадающих на него загрязнений и посторонних частиц в краске. Вначале в Европе была принята только «попутная», или позитивная, установка ракеля, а в США делали и устройства со встречной, или негативной, установкой ракеля.

Почти все флексографские машины, предназначенные для высококачественной растровой печати, оснащаются в настоящее время красочными ракельными аппаратами.

Красочный ракельный аппарат имеет и слабые стороны. Кроме повышенного износа поверхности растрированного цилиндра к недостаткам можно отнести и зависимость толщины слоя краски, наносимого на форму, от линиатуры растра на цилиндре. Поэтому приходится применять различные растрированные цилиндры с различной линиатурой при печатании изображений разного типа — текста, плашек или полутоновых растровых иллюстраций.

Однако очень сильной стороной красочных ракельных аппаратов является точная подача тонкого слоя краски на форму, чем достигается хорошее и стабильное качество флексографских оттисков. Стабильная подача, особенно тонкого слоя, краски на форму под силу только ракельным аппаратам.

На многих флексографских печатных машинах устанавливают и сделанные из алюминия закрытые щелевые красочные камеры, на выходе оснащенные негативным ракелем.

К достоинствам такой камеры относятся равномерная подача краски по всей ширине под небольшим давлением, незначительная циркуляция краски, минимальное испарение растворителей (благодаря использованию закрытой системы), щадящие условия работы для растрированного цилиндра (благодаря специальному устройству подвески всей камеры), а также возможность простой и быстрой смывки аппарата при смене краски.

От флексографской печати с красочным камерным аппаратом остается один небольшой шаг до модифицированной, а именно, глубокой непрямой (косвенной) печати. Найдена возможность печатать этим способом на флексографских машинах, устанавливая там формные цилиндры глубокой печати. Качество оттисков, получающихся при этом, близко к качеству оттисков глубокой печати.

Вместо обычного формного цилиндра в этом случае к печатному цилиндру прижимается цилиндр с резинотканевой обтяжкой или обрезиненный валик такого же диаметра, что и формный цилиндр глубокой печати. На месте растрированного цилиндра устанавливается формный цилиндр глубокой печати, а на месте дукторного валика — ракельное устройство, отрегулированное для определенной подачи краски. Все другие элементы и устройства печатной секции остаются теми же, что и при флексографской печати.

Следует, однако, помнить, что краска при передаче от формного цилиндра не должна засыхать на промежуточном цилиндре, но после передачи на запечатываемый материал должна закрепляться в очень короткий промежуток времени, до наложения следующей краски.

Растрированный (анилоксный) цилиндр Это очень важный элемент флексографской печатной машины. Цилиндр должен быть очень жестким на изгиб и иметь высокую радиальную точность — порядка 0,01 мм.

Для нанесения ячеистой растровой сетки на поверхность растрированного цилиндра применяют электронное гравирование алмазным резцом, при котором каждая ячейка обрабатывается отдельно. Инструмент вдавливается в материал, происходит его уплотнение и образование углубленных ячеек. В последнее время находит широкое применение лазерное гравирование керамического слоя (например, оксида хрома), при котором материал из ячеек испаряется.

Растровые ячейки чаще всего делаются в виде пирамид с острой вершиной или в виде усеченных пирамид.

В настоящее время нередко применяются цилиндры с диагональным крестообразным растром с линиатурой 140 линий/см; растровые линии направлены под углом 45° к оси цилиндра. При печатании плашек обычно используют растр 60 линий/см, при лакировании — растр 40 линий/см. Для высококачественной полутоновой растровой печати применяют растр с линиатурой 170 линий/см и выше.

Новый тип растрированных цилиндров — керамические цилиндры, гравированные лазером. Сейчас такой цилиндр в совокупности с камерным ракельным устройством является наиболее современным краскопитающим устройством.

Формные цилиндры В настоящее время часто — особенно в быстроходных машинах и машинах большой ширины — применяют формные цилиндры, изготовленные из стальной трубы. В отдельных случаях, при большой длине изображения, применяют алюминиевые формные цилиндры. В типографиях, выпускающих упаковочную продукцию, и на обойных фабриках обычно применяют насадные формные цилиндры.

Все формные цилиндры должны устанавливаться таким образом, чтобы их можно было быстро и легко заменить.

Диаметр формного цилиндра определяют исходя из требуемого формата, т. е. длины оттиска, с учетом толщины формы и клейкой ленты.

Новинкой является применение гильз, в частности, тонких гильз из никеля или синтетического материала, которые с помощью сжатого воздуха раздуваются и надеваются или натягиваются на базовый формный цилиндр (он может быть строго цилиндрическим или иметь небольшую конусность).

Около 90% всех новых машин, выпускаемых сейчас для флексографии, предназначены для работы с применением гильз. Гильзовые технологии — технологии будущего. На выставке DRUPA 2000 были представлены новые тенденции флексографской печати. Специалисты уверены, что будущее исключительно за цифровой обработкой данных. В области гильзовых технологий была представлена система «лазер-гильза». В ее основе лежит принцип прямой лазерной гравировки, согласно которому информация и изображение наносятся прямо на фотополимер — отпадает необходимость обычных процессов обработки: экспонирования, вымывания, сушки.

Печатный цилиндр Цилиндр должен быть рассчитан на определенную нагрузку, в противном случае появляются деформации, при которых невозможна равномерная печать по всей ширине материала.

В современных машинах биения печатного цилиндра составляют около 0,01 мм. В быстроходных машинах печатный цилиндр может охлаждаться изнутри водой, чтобы поддерживать температуру запечатываемого материала и краски на постоянном невысоком уровне.

Печать на гофрированном картоне Гофрированный картон представляет собой жесткий упаковочный материал, который изготовляют, наклеивая бумажные полотна с обеих сторон гофрированной бумаги.

Коробки из гофрированного картона считаются изделиями, равноценными деревянным.

Флексографская печать в промышленности гофрированного картона отличается от флексографской печати на бумаге с рулона на рулон. Существуют большие различия и в форматах машин, и в запечатываемых материалах, печатных формах, красках, и в готовой продукции.

Толщина гофрированного картона имеет значительные отклонения от номинала. Чтобы при этих обстоятельствах добиться удовлетворительного покрытия краской, печатные формы должны быть более мягкими, чем обычные. Печать ведется на листах, которые из-за своей жесткости должны проходить через всю машину в горизонтальном положении.

Для печати по гофрированному картону обычно используются водоразбавляемые флексографские краски. Они не глянцевые, обладают хорошей стойкостью к истиранию и быстро впитываются в картон. Поэтому отпадает надобность в сушильных устройствах.

Флексография в настоящее время является главным способом печати в промышленности гофрированного картона, хотя есть уже листовые печатные машины офсетной печати, предназначенные для печати на микрогофрокартоне.

В связи с трудностями, возникающими при запечатывании готового гофрированного картона из-за его разнотолщинности, в качестве последнего (плоского) полотна иногда применяют предварительно запечатанный материал.

При этой технологии для запечатывания плоских полотен, когда к качеству печати предъявляются повышенные требования, используют и офсетную печать.

Газетная флексографская печать В США после внедрения рулонных офсетных машин в область газетной индустрии, выпускающей ежедневные издания, возникло стремление иметь более простые машины.

Были созданы первые экспериментальные секции. Они имели облегченную конструкцию или представляли собой компактные версии подобных секций, имевшихся в машинах высокой и офсетной печати. Они могли встраиваться в эти машины или устанавливаться отдельно. (Офсетчикам знакомы впечатывающие устройства и секции в печатных машинах офсетной печати, которые работают на базе способа высокой печати.)

Хорошее качество как черно-белой, так и многокрасочной печати и высокая экономическая эффективность нового способа печати заставили многие газетные типографии, особенно в США, заказывать и устанавливать у себя полные комплекты оборудования для флексографской печати газет.

В настоящее время для печатания упаковочной продукции в США (и частично в Англии и Италии) предпочитают использовать прямую флексографскую печать и печатные секции, состоящие из печатного цилиндра, формного цилиндра с мягкой эластичной формой и растрированного цилиндра с прижатым к нему ракелем. При этом применяют водные краски.

В Германии, Нидерландах и Швейцарии применяют непрямой способ флексографской печати (типоофсет, высокий офсет, офсетная печать без увлажнения), а печатные секции включают и цилиндр с резиновым покрытием. При этом используются краски на масляной основе.

Микрофотография печатных элементов на оттиске флексографской печати

Расширение применения флексографской печати в области изготовления газет, несложных журналов и телефонных книг дает импульс для дальнейшего совершенствования этого способа и позволяет ему сравниться по значению с офсетной и глубокой печатью.

Применение флексографского способа для печати газет дало совершенно неожиданный результат. Использование красок на водной основе в флексографии приводит к полимеризации краски на бумаге, и нерастворимость этого полимера при повторной переработке макулатуры и запечатанной бумаги стала препятствием для внедрения флексографии в газетном производстве.

Однако нет худа без добра. Первоначальную идею сменила другая — создать укороченные красочные аппараты для газетных машин офсетной печати. И красочные двухцилиндровые аппараты из машин флексографской печати перекочевали в машины офсетной печати. Такие аппараты реактивны, а количество валиков и цилиндров сведено до минимума — их всего два. Количество цилиндров и валиков в красочном аппарате машин офсетной печати находится в интервале 14—26, не говоря уже о красочном ящике, у которого одна стенка представляет собой целую систему шаберов (пластинок).

Особенности допечатных процессов Оптическая плотность фотоформы на участках, соответствующих будущим пробельным элементам, должна составлять 4,0, а сама фотоформа должна иметь шероховатую поверхность для устранения воздушных пузырей между пленкой и формной пластиной в копировальной раме. Присутствие воздушных пузырей между фотоформой и формной пластиной в процессе копирования приводит к искажению печатающих элементов и к появлению на печатной форме колец Ньютона.

Особого внимания требует выбор линиатуры растра. С одной стороны, чем тоньше элементы изображения, тем больше должна быть линиатура. С другой стороны, высокая линиатура растра сопровождается сильными графическими и геометрическими искажениями печатающих элементов.

Шершавый материал требует больше краски, давления, и, следовательно, более грубого растра. Для гладких пленок — наоборот. Наиболее распространенная линиатура растра для печати на пленках в Германии — 48 линий/см, на лощеных типах бумаги — 36 линий/см, на нелощеных — 32—28 линий/см. Растр с прямоугольными или овальными точками, тем более линейчатый растр, иногда применяемые в офсете, не годятся. Допустимы только круглые точки, иначе из-за разной деформации по-разному ориентированных растровых точек возникнут большие цветовые искажения.

Линиатура анилоксового цилиндра должна быть в 3—5 раз выше линиатуры растра печатной формы. В любом случае растровая точка не должна погрузиться в ячейку анилоксового цилиндра. Поэтому модное на сегодняшний день в офсете частотно-модулированное растрирование с использованием точек минимально возможных размеров дает плохие результаты во флексографии.

Чтобы минимизировать влияние растра анилоксового цилиндра, углы поворота растров при изготовлении цветоделенных фотоформ во флексографии отличаются от принятых углов в офсетной печати. Угол поворота растра анилоксового цилиндра определяет и комплект углов поворота растровых структур цветоделенных изображений. Выбор проводится по критерию минимизации муаровой структуры на оттиске. Как правило, углы в флексографии отличаются на 7° от величин углов в офсетной печати.

Достоинства флексографской печати в целом Компоновка флексографских печатных машин может зависеть от вида выполняемых работ. В большинстве случаев стандартная штанцевальная секция содержит три звена, в каждое из которых можно установить устройства ротационной высечки, продольной резки полотна, высечки в листы или отделочный модуль (для ротационного тиснения фольгой и т. п.).

Для печати самоклеящихся этикеток к модулю высечки монтируется устройство намотки облоя.

Как правило, при работе с картоном используются специальные кассетные модули ротационной высечки, имеющие жесткие платформы и позволяющие монтировать устройства отделки и приспособления для вывода готовой продукции.

Узкорулонные флексографские машины имеют широкий спектр возможностей по отделке различных видов материалов (холодное ламинирование, ламинирование пленкой с УФ-лаком, трафаретная печать, продольная резка и перфорирование, ротационное тиснение фольгой, ротационное конгревное тиснение). Они имеют стандартные комплектации для изготовления продукции с защитой от подделок (различные виды билетов, идентификационные марки, лотерейные билеты, этикетки с голограммой и т. д.). Существуют также мультирулонные системы, позволяющие соединять при печати несколько полотен из различных основ.

Для печати изображений на обратном (клеевом) слое самоклеящихся этикеток используется устройство расслоения/припрессовки, позволяющее расслоить самоклеящийся материал, а после печати припрессовать подложку к собственно самоклеящемуся материалу.

При необходимости печати на обратной стороне используется устройство переворота ленты (полотна).

Флексография в настоящее время является ведущим и единственным способом печати в промышленности гофрированного картона, хотя появились уже и листовые печатные машины офсетной печати, предназначенные для печати на микрогофрокартоне.

Характерные особенности оттисков флексографского способа печати При рассматривании одно- и многокрасочных оттисков через лупу или микроскоп на краях элементов букв, штрихов, растровых элементов наблюдается более толстый слой краски, чем в середине. За счет этого получаются резко очерченные и гладкие края изображений, а также различная цветовая насыщенность печатных элементов по площади.

Тоновые изображения воспроизводятся растровыми элементами, находящимися обычно на всех участках изображения, в том числе и самых светлых. При этом растровые элементы оттисков имеют круглую форму.

Многоцветные тоновые изображения воспроизводятся обычно в четыре краски по тому же принципу триадной печати, как и в офсетной печати.

Тонкие линии на изображении и штрихи текста на оттиске получаются непрерывными и с гладкими краями, а стыки и пересечения линий четкими без огрублений и округленностей.

При флексографской печати в качестве запечатываемого материала используют бумагу, картон, гофрокартон, пленку, самоклейку, целлофан, фольгу, пергамент, металлизированную бумагу.

Способ флексографской печати используется для печатания на упаковках, на пластиковых пакетах, при производстве газет, этикеток и

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Текстильная печать: итоги, тренды, планы

В начале нового года принято подводить итоги прошедшего и строить планы на будущее. Publish решил узнать, как прошёл 2023 год и какие планы на 2024-й у руководителей компаний, занимающихся цифровой текстильной печатью, и задал им несколько вопросов.

Выставка UPAKEXPO

Международная специализированная выставка упаковочного оборудования и готовых упаковочных решений под этим названием проводится впервые, хотя это всё та же знакомая нам upakovka. Ключевая идея UPAKEXPO — обмен профессиональным опытом и информацией по основным темам упаковочной отрасли. Ниже вы найдёте список экспонентов, которых мы отобрали как наиболее интересных для наших читателей.

Как дела у РПК?

Рекламно-производственные компании в 2023 году и анализ результатов их деятельности.

Дизайнерская бумага: рыночные вызовы и тренды

Фактически два года российская экономика находится в условиях беспрецедентно жёстких экономических санкций, которые затронули каждую сферу производства, в том числе такую, казалось бы, малозначимую область, как печать рекламной продукции на дизайнерской бумаге. Для некоторого числа типографий сокращение объёмов импорта материалов вызвало определённые проблемы, но прошёл значительный отрезок времени, и ситуация стала проясняться.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105