2000.11.06, Автор: Андрей Макачев2350 прочтений

Оптимальный струйный плоттер

Теги: Publish

В данной заметке я коснусь только одной задачи, которая чаще всего встает перед рекламными агентствами (РА) и издательствами, создания качественной интерьерной рекламы.

В данной заметке я коснусь только одной задачи, которая чаще всего встает перед рекламными агентствами (РА) и издательствами, – создания качественной интерьерной рекламы. Не важно, идет ли речь о печати рекламного плаката, репродукции картины или об изготовлении цветопробы – требования везде практически одинаковые: высокое качество печати, высокая производительность и гибкость в перенастройке.

По моему мнению, качество печати плоттера в основном определяется цветопередачей. Разрешение и переменный размер пикселов играют ограниченную роль, так как широкоформатное изображение не служит для рассмотрения под лупой. Можно спрогнозировать, что достигнутое разрешение 600–720 dpi является оптимальным и дальнейшее его повышение может быть эффективно использовано только в узких областях применения (например, печать фотоформ).

Что касается качества цветопередачи, то оно определяется качеством чернил, работой RIPа (растрированием) и количеством используемых цветов. Выведем за рамки рассмотрения первые два фактора и рассмотрим третий – количество цветов. В борьбе за качество цветопередачи сегодня соревнуются 6-, 8- и 12-цветные плоттеры. С ростом числа цветов возможности плоттера растут. Например, 8-цветный плоттер позволяет одновременно улучшить передачу полутонов (добавив Light Cyan и Light Magenta) и расширить цветовой охват (добавив Orange и Green), а 12-цветный — утроить скорость вывода, установив три комплекта CMYK. Но одновременно с возможностями растет сложность и цена устройства.

Расхваливая многоцветные плоттеры, я не могу удержаться от «ложки дегтя» в их «бочку меда». Дело в том, что сегодня это направление расцветает, в основном, на волне моды, а реально оно востребовано в очень ограниченном круге задач: репродукция картин, изготовление световых коробов с рекламой парфюмерии и косметики (где активно используются изображения фотомоделей), цветопробы и ряд других. Для огромного большинства других типов изображений неважно, как оно напечатано – с использованием только CMYK или с дополнительными цветами. Более того, большинство людей просто не сможет различить, какое изображение как напечатано – кому-то, может быть, больше понравится CMYK. Вместе с тем, интересно отметить, что в тех видах работ, где востребована многоцветная печать, величина прибыльности в абсолютном и относительном выражении максимальна.

Поговорим о производительности плоттеров. Эта очень важная характеристика плоттеров определяется временем растрирования, скоростью печати (которая зависит от числа форсунок в струйной головке и частоты их работы), наличием систем подачи чернил, рулонной подачи и подмотки материалов, а также наличием системы сушки.

Растрирование – важнейшая часть допечатной подготовки, и время выполнения этой процедуры занимает значительную долю всего процесса изготовления печатной продукции. Конечно, многое зависит от типа RIP – аппаратный он или программный. Например, аппаратный RIP Fiery позволяет растрировать файлы в темпе их печати, т.е. при организации очереди файлов плоттер не будет простаивать в ожидании подготовки файла к печати. В случае программных RIP многое зависит как от типа самого RIPа, так и от мощности компьютера.

Говоря о времени растрирования, нельзя не сказать о его зависимости от разрешения и числа градаций размера пиксела. Увеличение разрешения дает прирост времени растрирования в квадратичной зависимости. Что касается числа градаций размера пиксела, то прирост времени зависит от числа предусмотренных комбинаций и растет в линейной зависимости (например, при 3-х градациях размера пиксела число возможных комбинаций может быть 3, 9, 27 и т.д.). В итоге удвоение разрешения и переход на печать 9-ю комбинациями пикселов дает 36-кратное увеличение времени подготовки файла к печати, если не применять каких-либо упрощающих процедур (например, использовать переменное разрешение в различных областях изображения). Это весьма серъезная проблема, которая стоит сегодня перед разработчиками RIP.

Что касается скорости печати, то хотел бы отметить, что оценить ее по табличным данным вряд ли возможно с достаточной точностью – требуются более подробные сведения и консультации специалистов. Время печати впрямую зависит от количества проходов, а сколько нужно задать для конкретной работы, зависит от плоттера.

Интересно поговорить о сушке отпечатков. Прежде всего, хотел бы внести ясность в этот вопрос, так как из-за неразвитости терминологии здесь очень часто смешивают несколько понятий. Время сушки фактически включает в себя два понятия: время готовности к намотке на рулон и время готовности к ламинированию. При печати на обычной бумаге и пленке время готовности к намотке (т.е. время, после которого изображение не будет смазано при соприкосновении с другой поверхностью) составляет от нескольких минут до десятков минут. Это зависит как от типа материалов, так и от плотности заливок. Ряд фирм (ColorSpan, Encad, Roland) применяют в своих плоттерах принудительную сушку (обычно это обдув вентиляторами). В других плоттерах предусмотрен принудительный останов плоттера для обеспечения сушки. Еще одним решением этой проблемы может быть применение специальных расходных материалов – например, фотобумаги со специальным влагостойким покрытием, имеющим пористую структуру. Такие материалы даже можно применять в наружной рекламе, т.к. изображения не смываются водой, но стоят такие материалы существенно дороже обычных видов фотобумаги.

Продолжим рассуждения о сушке и поговорим о времени готовности к ламинированию. Дело в том, что даже если чернила уже не смазываются, это не означает готовности отпечатка к ламинированию. Время сушки для обеспечения готовности к ламинированию может составлять от нескольких часов до нескольких суток. В первую очередь это касается горячего ламинирования фотобумаг, в покрытии которых имеется желатин, не терпящий высоких температур. Конечно, можно применить низкотемпературные пленки (95°С) для горячего ламинирования, но они дороже обычных. По нашим данным, в РА 90% всех печатных работ на струйных плоттерах делается с ламинированием, и большая часть выполняется горячим ламинированием. Мне неизвестны другие фирмы, кроме Encad, предлагающие решения по сокращению времени сушки перед ламинированием. Encad в 1999 году выпустила на рынок новые расходные материалы – бумагу Photo Gloss/Semigloss Plus и чернила GS Plus, позволившие сократить время готовности к ламинированию в 3–4 раза.

(Редакции известен еще как минимум один продукт подобного рода. Это бумага DMPS EDEN компании Rexam. Свойства этого материала позволяют ламинировать изображения сразу же после того, как они были напечатаны. DMPS EDEN может использоваться практически со всеми выпускаемыми пьезо и термоструйными принтерами для работы как с пигментыми чернилами, так и с чернилами на базе красителя. Можно предположить, что именно этот материал поставляет под своей торговой маркой компания EnCad. – Прим. ред.). А в августе 2000 года была анонсирована новая модель плоттера NovaJet 850, в которой впервые была применена система динамической сушки. Ее свойства таковы, что позволяют сократить время готовности к ламинированию до 10 мин, то есть сушка фактически идет в реальном времени (в темпе печати).

Гибкость в перенастройке – последний пункт нашей остановки в этом заметке. Необходимость в перенастройке диктуется многообразием задач, которые приходится решать на струйном плоттере. Для многих из них необходимы специальные типы чернил. Мне известны стандартные (dye-based), архивные (UV-resistant), пигментные (pigmented), сублимационные (sublimable), активные (reactive), кислотные (acid), масляные (oil-based) чернила, а также чернила на базе растворителя (solvent based inks) и чернила с повышенной оптической плотностью (для печати фотоформ). Видимо, разнообразие чернил будет продолжать расти (также надо учесть, что ряд изготовителей предлагает 2–3 сорта чернил одного типа).

Пьезоплоттерам для смены чернил необходима промывка специальной жидкостью тракта подачи чернил и самой головки. Эта процедура может занять несколько часов. В современных термоструйных плоттерах все гораздо проще (особенно в плоттерах с резервными магистралями подачи чернил) – сменил картриджи и банки с чернилами, и плоттер готов к работе. Поэтому термоструйные плоттеры в качестве универсальных устройств более предпочтительны.

Aндрей Макачев – директор фирмы «ЛИР».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Расширяющаяся вселенная «латексной» печати

    За 10 лет существования латексной печати вокруг этой технологии сформировалась устойчивая и постоянно расширяющаяся экосистема из собственных решений HP и предложений партнёров, а пользователи постоянно придумывают новые применения принтеров HP Latex.

     

  • Oce Colorado 1640

    Заключение: самый высокопроизводительный в классе рулонный УФ-принтер для работы с разнообразными материалами. Имеет высокий уровень автоматизации, что обеспечивает длительное время работы без вмешательства оператора. Пригоден как для наружной рекламы, так и для интерьерной печати.

     

  • Простые секреты «Артес»: машины, люди и диверсификация

    11 апреля 2018 г. мне по приглашению директора «Терра Системы» Стефана Валуйского удалось побывать на дне открытых дверей в екатеринбургской типографии «Артес», которую знаю уже почти два десятилетия.

     

  • Что в имени тебе моём?

    В этот раз считаем распространённый заказ — буклеты А4 формата в готовом формате, 6 полос. Запрос такой: Буклет 21x30 см в готовом виде, 63x30 см в развороте, 4+4, бумага — мелованная, 200 г/м2, 2 параллельных сгиба до формата 21x30 см. Тираж — 200 и 500 экз. Просьба указать сроки и способ печати.

     

  • Варианты будущего для типографий

    Передовые полиграфические технологии Komori и Brausse — теория и практика для представителей российских типографий. Без секретов.

     


comments powered by Disqus