2000.09.30, Автор: Кэрил Холланд2929 прочтений

Звездный час цифрового офсета

Теги: Печать Publish

Крупнейшие производители офсетных машин считают, что будущее - за прямым экспонированием форм.

Крупнейшие производители офсетных машин считают, что будущее — за прямым экспонированием форм. Кэрил Холланд проводит оценку стратегий развития этой технологии и рынка с учетом событий, произошедших на выставке Drupa и после нее.

Согласно высказывавшимся прогнозам прошедшая Drupa должна была стать своеобразным цифровым водоразделом. Большинство экспертов основное внимание обращали на цифровые системы печати, поэтому количество представленных на выставке цифровых офсетных прессов стало для всех, в какой-то степени, сюрпризом. Пока представители полиграфической промышленности еще не могут опробовать в деле многие из представленных моделей, но очевидно, что все основные производители печатных прессов верят в будущее офсета и видят в технологии прямого экспонирования (direct imaging, DI) форм решение существующих проблем.

На печатной машине DICOweb компании MAN Roland выполняется не только прямое экспонирование форм, но их «смывка», а также переэкспонирование.

И это, несмотря на то, что компания Heidelberg уже более шести лет продает свои машины GTO/ Quickmaster DI, но до сих пор не достигла отметки в 1500 инсталляций по всему миру (60 из них приходятся на Великобританию). При этом можно привести другой пример — та же компания продала в мире уже более 1000 монохромных систем цифровой печати Digimaster 9110, хотя эта серия увидела свет лишь около двух лет назад.

В настоящее время 10 ведущих производителей печатного оборудования представили 13 моделей прессов с прямым экспонированием форм, что должно способствовать более быстрому росту количества инсталляций. Кроме того, улучшилось положение в самой полиграфической индустрии, которая теперь может гораздо эффективнее использовать преимущества новой технологии.

Все больший процент заказов передается в форме цифровых данных, а (как это было с переходом на технологию прямого вывода с компьютера — computer-to-plate, CtP), прямой вывод форм на печатные машины приобретает смысл только при предоставлении заказов в цифровом виде. К тому же переход к прямому экспонированию заключается не только в замене старого пресса на новый. Аналогично CtP, в типографии необходимо обязательно реализовать сквозной цифровой технологический процесс, на который ориентируются все больше компаний (а многие уже перешли на него).

Еще одним аргументом в пользу прямого экспонирования являются изменения, происходящие на рынке. Наблюдается повышение спроса на малотиражные цветные заказы. Результаты последних рыночных исследований показывают непропорционально высокий рост выпуска полноцветных полиграфических продуктов тиражом до 10 000 экземпляров. Именно в этой области может очень хорошо зарекомендовать себя технология прямого экспонирования, при которой тиражестойкость форм составляет до 20 000 оттисков. Например, представители Heidelberg утверждают, что наиболее экономичным тиражами для Quickmaster DI являются заказы в диапазоне от 200 до 5000 экземпляров.

Прямое экспонирование заполняет нишу между цифровыми прессами на основе тонера и традиционными офсетными машинами. Кроме того, по сравнению с цифровыми прессами, машины с прямым экспонированием обеспечивают значительно более высокое качество печати, в них используются стандартные печатные краски, возможно применение смесевых красок, подключение поточных финишных устройств, а также печать на полном диапазоне материалов, пригодных для традиционной офсетной технологии.

Если сравнивать прессы DI и традиционную печать в сочетании с CtP, то и здесь у первой технологии есть определенные преимущества. Исключив обработку форм и последующий перенос их на пресс, мы сокращаем время подготовки к печати, а также затраты на расходные материалы. Новая технология экологичнее; способствует сокращению количества операторов и уменьшению требований к площади занимаемых помещений. К тому же появляется возможность изменения содержания заказа в самую последнюю минуту.

Беспроявочная термальная форма PearlGold компании Presstek

Впрочем, у прямого экспонирования есть и недостаток. Такие прессы значительно более дороги, чем традиционные машины, хотя цены постепенно снижаются, а если включить в стоимость систему CtP для металлических форм, разница окажется не столь велика.

Владельцы прессов DI вынуждены соблюдать более жесткие рамки параметров рабочей среды в печатном цехе, а при выходе из строя экспонирующих головок, машины, которые могут работать только в одном режиме, будут простаивать.

И, хотя рабочий цикл печати для новых прессов намного меньше, чем для традиционных машин, прежде чем перейти к финишным операциям, приходится довольно долго ждать, пока отпечатанные листы высохнут.

Именно на решение последней проблемы направлен объявленный на Drupa компанией Heidelberg выпуск компактной инфракрасной сушки DryStar для Quickmaster DI, которая должна сократить время высыхания оттисков до менее чем одного часа. Также было представлено особое сочетание бумаги и краски, разработанное совместными усилиями компаний Zanders и BASF. По заявлению разработчиков, оно должно еще больше уменьшить время высыхания и даже полностью избавить от необходимости использовать противоотмарочный порошок.

Благодаря новейшим разработкам были устранены многие недостатки прямого экспонирования, что делает технологию DI еще более привлекательной.

Прямое экспонирование можно описать как изготовление форм непосредственно на прессе, поскольку экспонирование происходит уже после того, как формы монтируются на печатные цилиндры.

Этот процесс обычно полностью автоматизирован, независимо от того, используется ли традиционная система монтажа форм или встроенный цилиндр с автоматической загрузкой форм компании Presstek. В последнем случае рулоны формного материала устанавливаются в кассете внутри каждого цилиндра. Одновременно с разматыванием рулона и автоматическим монтажом формы на цилиндр для последующего экспонирования использованные формы сматываются на приемный вал.

Этот подход применяется в прессах меньшего формата с беспроявочными термальными формами PearlDry Plus компании Presstek — четырехполосными 74 Karat и Adast Dominant 750DI. В прессе 474 EPII DI компании Sakurai также используется технология Presstek, но здесь задействованы формы PearlGold. Впрочем, компании Presstek не удалось захватить весь рынок. Машины TruePress 544 и 744 производства Dainippon Screen на практике сочетают в себе устройство вывода форм, проявочный процессор и печатный пресс, где в качестве форм применяются Silver Digiplate компании Mitsubishi или Setprint компании Agfa, в то время как пресс Komori Project D оснащен беспроявочными термальными формами от Kodak Polychrome Graphics и Agfa. Ожидается, что последний список изготовителей форм пополнит и Ashai Chemical.

Примерно такое же деление наблюдается и в системах экспонирования форм. В большинстве прессов применяется система Presstek; исключение составляют лишь машины компании Screen, Project D, Heidelberg Speedmaster 74 DI и 74 Karat.

В них экспонирование выполняется по термальной технологии CreoScitex, которая используется в системах CreoScitex CtP. По заявлению разработчиков, это самые быстрые системы прямого экспонирования, обладающие, к тому же, самым высоким оптическим разрешением.

С другой стороны, новая интегрированная система экспонирования, ProFire компании Presstek, показанная на Drupa, ориентирована на снижение стоимости и повышение доступности прямого экспонирования форм на печатных машинах. Эта цель была достигнута за счет объединения четырех лазерных диодов в одном канале и всех компонентов системы в одном компактном блоке. Разработчики утверждают, что такой блок не будет существенно отличаться по размерам от автоматического красящего аппарата или системы смывки полотен. Благодаря модульной конструкции, производители смогут выбирать количество экспонирующих диодов в зависимости от необходимого разрешения и формата в диапазоне А4—А0.

Чтобы обеспечить баланс между выходом готовой продукции и производительностью печати Quickmaster DI, разработчики Heidelberg добавили к машине инфракрасную сушку.

Если не учитывать системы экспонирования, то в остальном прессы похожи на традиционные модели, хотя и с повышенной степенью автоматизации. Speedmaster 74 DI и Oliver-474EPII DI могут использоваться либо как традиционные прессы, либо в цифровом режиме, поскольку экспонирующие головки в этих машинах выдвигающиеся.

Крупноформатные машины обычно состоят из секций, в то время как прессы меньших форматов чаще построены на основе более компактных пятицилиндровых планетарных схем.

Впрочем, есть два существенных исключения из этого правила. Первое из них — 74 Karat — плод совместных усилий Scitex и KBA, при разработке которого ставилась цель создания пресса, требующего от оператора минимальных знаний об особенностях офсетной печати. Фактически вся работа этой машины выполняется автоматически.

Второе исключение — MAN Roland DICOweb, который, как следует из названия, является ролевым прессом. Хотя уже объявлено о заключении соглашения между Didde и Presstek, предусматривающего создание первого гибридного ролевого пресса DI UV (с инфракрасной сушкой), к моменту сдачи публикации в печать DICOweb оставалась единственной ролевой машиной с прямым экспонированием.

Ее уникальность в том, что в ней применяется технология термального переноса, допускающая повторное использование «формы». Форма может экспонироваться, деэкспонироваться и реэкспонироваться прямо на прессе — отсюда и название: Digital Change Over (DICO) — цифровая «переналадка».

Экспонирование выполняется с помощью ленты термального переноса, на которую нанесено полимерное покрытие. Лента по ширине близка к магнитной видеоленте, и, подобно ей, помещена в картридж — его содержимого хватает на экспонирование 20 печатных форм. В момент соприкосновения ленты с поверхностью формы лазерные диоды в термальной экспонирующей головке CreoScitex Squarespot в соответствии с цифровыми данными точка за точкой нагревают покрытие и переносят красковосприимчивый материал на форму.

Для придания тиражестойкости форма фиксируется нагревом, а затем выполняется операция закрепления. После этого цилиндр готов для обычной офсетной печати с увлажнением. Когда печать тиража завершена, краска и термальный материал переноса удаляются с цилиндра с помощью специального удаляющего раствора и очищающей шерстяной ткани.

Подобно 74 Karat, DICOweb был разработан «с нуля» и с прицелом на максимальную гибкость. С его помощью длина оттиска увеличивается до 200 мм за счет использования рукавов различной толщины для формного и офсетного цилиндров или, для печати заданий более крупного формата, могут быть заменены цилиндры.

Экспонирующие и механические части пресса остаются раздельными, что позволит владельцам DICOweb в будущем адаптировать свои машины к новым технологиям экспонирования и печати, таким как недавно аннонсированная технология «переключаемых» полимеров. В этой технологии поверхность формы также может использоваться повторно, но вместо термальной ленты, на поверхность с помощью системы CreoScitex SP наносится покрытие из жидкого полимера.

Пока единственной компанией, объявившей о создании такого покрытия, остается Agfa, хотя известно, что подобные работы ведут и другие производители, включая Ashai. Форма LiteSpeed компании Agfa основана на технологии Thermolite. Жидкостное покрытие содержит крошечные термопластичные частицы, которые расплавляются теплом, генерируемым светом экспонирующего лазера и прилипают к металлу, формируя печатное изображение. Незапечатываемые области растворяются и удаляются красящими валиками на первых отпечатанных листах после того, как увлажняющие валики смачивают слой покрытия стандартным увлажняющим раствором.

Основным преимуществом такой системы является потенциальное снижение стоимости форм. Заявленное качество печати не отличается от качества традиционной офсетной формы, но при тиражах до 20 000 отпечатков. По данным Agfa, наряду с MAN Roland, интерес к технологии проявили и другие производители печатных машин, включая Komori и Shinohara. Однако, по оценкам разработчиков, в качестве коммерческого продукта новые формы появятся лишь через несколько лет.

Хотя на практике машины с прямым экспонированием следует рассматривать скорее как дополнение, а не как альтернативу традиционному офсету или цифровой печати, сомнений в жизнеспособности этого направления нет. Компания Heidelberg к 2010 году намерена выпустить опции прямого экспонирования для всех листовых машин, поэтому в будущем новая технология может занять более сильную позицию.


Офсетные прессы с прямым экспонированием форм

74 Karat

Начало продаж: уже продается
Формат: А2
Цветность: четыре
Максимальная скорость печати: 10 000 отт./час
Формы: Presstek PearlDry на металлической основе
Разрешение экспонирования: 1524—3556 dpi
Время экспонирования: шесть минут (при 2540 dpi)
Технология печати: безводная
Особенности: анилоксовой самокалибрующийся красящий аппарат Gravuflow; небольшая занимаемая площадь.

Adast/Presstek PAX DI

Начало продаж: пока не продается
Формат: А3 в ландшафтной ориентации
Цветность: четыре, пять, опционально — двухсторонняя печать
Максимальная скорость печати: 12 000 отт./час
Формы: Presstek PearlDry Plus
Разрешение экспонирования: 1270/1905/2540 dpi
Время экспонирования: 4,4 мин (при 2540 dpi)
Технология печати: безводная
Особенности: встроенный цилиндр с автоматической загрузкой форм; компактность.

Komori Project D

Начало продаж: пока не продается
Формат: B1, 40 дюймов
Формы: беcпроявочные термальные металлические
Разрешение экспонирования: 2400 dpi
Время экспонирования: менее четырех минут (при 2400 dpi).

Heidelberg Quickmaster DI 46-4 Plus

Начало продаж: уже продается
Формат: А3 в портретной ориентации
Цветность: четыре
Построение: пятицилиндровое, планетарное
Максимальная скорость печати: 10 000 отт./час
Разрешение экспонирования: 1270/2540 dpi
Технология печати: безводная
Особенности: встроенный цилиндр с автоматической загрузкой форм; опциональная функция струйной печати переменных данных; небольшая занимаемая площадь.

Heidelberg Speedmaster 74 DI

Начало продаж: уже продается
Формат: B2
Цветность: четыре, пять, шесть плюс опциональная двухсторонняя печать, лакирование и инфракрасная сушка
Построение: секционное
Максимальная скорость печати: 15 000 отт./час
Разрешение экспонирования: 2400 dpi
Время экспонирования: 3,5 мин
Технология печати: офсетная с увлажнением
Особенности: может использоваться для печати обычным способом.

MAN Roland DICOweb

Начало продаж: пока не продается
Формат: роль шириной 520—300 мм
Цветность: до шести
Построение: ролевое
Максимальная скорость печати: 20 000 об./час
Разрешение экспонирования: 1600/3200 dpi
Время экспонирования: две минуты
Технология печати: ролевая офсетная
Особенности: переменные форматы; стираемый цилиндр с возможностью переэкспонирования; возможность стохастического растрирования.

Dainippon Screen TruePress 544/744

Начало продаж: уже продается
Формат: А3+/B2+
Цветность: от одной до четырех при односторонней печати или от одной до двух — с помощью опции двухсторонней печати
Построение: двухцилиндровое, планетарное
Максимальная скорость печати: 4 000 отт./час при четырехцветной печати; 8000 отт./час при двухцветной печати
Формы: Mitsubishi Silver Digiplate или Agfa Setprint
Разрешение экспонирования: до 3000 dpi
Технология печати: офсетная с увлажнением
Особенности: используются обычные краски и расходные материалы.

Adast Dominant 705 DI

Начало продаж: уже продается
Формат: А2
Цветность: два, четыре, пять плюс опциональная двухсторонняя печать и модуль лакирования
Построение: секционное
Максимальная скорость печати: 10 000 отт./час
Формы: Presstek PearlDry на металлической основе
Время экспонирования: пять минут
Технология печати: безводная
Особенности: ручная загрузка форм.

Sakurai Graphic Systems Oliver-474EPII DI

Начало продаж: пока не продается
Формат: B2
Цветность: четыре c двухсторонней печатью, пять и шесть в будущем, плюс опциональный модуль лакирования
Построение: секционное
Максимальная скорость печати: 13 000 отт./час
Формы: Presstek PearlGold беcпроявочные термальные
Разрешение экспонирования: 2540 dpi
Время экспонирования: 5,5 мин (при 2540 dpi)
Технология печати: офсетная с увлажнением
Особенности: может использоваться для печати обычным способом.

Ryobi 3404 DI

Начало продаж: декабрь 2000 года
Формат: А3 в портретной ориентации
Цветность: четыре
Построение: планетарное, пятициллиндровое, V-образное
Максимальная скорость печати: 7000 отт./час
Формы: Presstek PearlDry Plus
Разрешение экспонирования: 1270/2540 dpi
Время экспонирования: 5,5 мин (при 2540 dpi)/ 2,5 мин (при 1270 dpi)
Технология печати: безводная
Особенности: двухформный цилиндр, позволяющий двумя лазерными головками одновременно экспонировать все четыре красочные формы; встроенный цилиндр с автоматической загрузкой форм; очень компактная.


* © United Business Media. All rights reserved. Bee-Line for digital offset. Caryl Holland. British Printer, www.dotprint.com, август, 2000. с. 6.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Простые секреты «Артес»: машины, люди и диверсификация

    11 апреля 2018 г. мне по приглашению директора «Терра Системы» Стефана Валуйского удалось побывать на дне открытых дверей в екатеринбургской типографии «Артес», которую знаю уже почти два десятилетия.

     

  • Что в имени тебе моём?

    В этот раз считаем распространённый заказ — буклеты А4 формата в готовом формате, 6 полос. Запрос такой: Буклет 21x30 см в готовом виде, 63x30 см в развороте, 4+4, бумага — мелованная, 200 г/м2, 2 параллельных сгиба до формата 21x30 см. Тираж — 200 и 500 экз. Просьба указать сроки и способ печати.

     

  • Варианты будущего для типографий

    Передовые полиграфические технологии Komori и Brausse — теория и практика для представителей российских типографий. Без секретов.

     

  • Конкурентный офсет

    Ко мне обратился знакомый художник. Он хочет напечатать небольшой каталог своих работ. Параметров получилось много: 2 вида бумаги и 3 тиража. Клиент далёк от полиграфии и сразу определить точные данные ему сложно. Считаем: Каталог 21x21 см, 24 полосы, 4+4, бумага 2 варианта: все на 170 г/м2 и все на 200 г/м2, 2 скобы, тираж 100 экз., 200 экз. и 500 экз. Будут готовые макеты.

     

  • Времена не выбирают

    Сказать, что московская компания «Ситипринт» никогда не сталкивалась с серьёзными проблемами, было бы неправдой. Этой типографии не раз приходилось преодолевать трудности, и всякий раз она выходила из очередного кризиса более сильной. Рецепт успеха «Ситипринт»: «Если что-то делаешь — делай хорошо». *

     

  • Сложная сумма простых слагаемых

    На этот раз мы решили посчитать готовый промонабор. Точно такой же, как найденный недавно главным редактором в его почтовом ящике. Набор включал три продукта: 1) конверт евро 4+0, без окон; 2) буклет А4, 4+4, матовая меловка 150 г/м2, фальцовка типа гармошка, карточка на двухстороннем скотче; 3) карта пластиковая, стандартная, 85х55 мм, 4+4, нумерация 4 знака на лице, вид нумерации на усмотрение производителя. Отгрузка: конверт отдельно, буклет с вклеенной картой. Тираж 200, 500 или 1000 экз. Будут готовые макеты.

     


comments powered by Disqus