2000.07.19, Автор: Игорь Терентьев10189 прочтений

БУМАГА ДЛЯ МИЛЛИОННЫХ ТИРАЖЕЙ И НЕ ТОЛЬКО

Теги: Бумага Publish

Сегодня в России на газетной бумаге печатаются не только такие массовые издания , как газеты, но и журналы, книги, каталоги и справочники.

Бумагоделательные машины ОАО «Волга»
Бумагоделательные машины АО «Соликамскбумпром»
Некоторые характеристики цветной газетной бумаги и бумаги для телефонных справочников компании UPM-Kymmene
Газетно-журнальная бумага улучшенного качества компании Holmen Paper
Характеристики некоторые марок улучшенной газетной бумаги компании Stora Enso
Характеристики некоторых марок улучшенной и стандартной газетной бумаги компании UPM-Kymmene

СЕГОДНЯ В РОССИИ НА ГАЗЕТНОЙ БУМАГЕ ПЕЧАТАЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО ТАКИЕ МАССОВЫЕ ИЗДАНИЯ, КАК ГАЗЕТЫ, НО И ЖУРНАЛЫ, КНИГИ, КАТАЛОГИ И СПРАВОЧНИКИ.

Такая популярность газетной бумаги возникла, естественно, не от хорошей жизни. Дело в том, что эта бумага традиционно является самой доступной по цене на фоне других видов печатной бумаги. Поэтому издатели, стремясь максимально сократить производственные расходы, начали широко использовать газетную бумагу для выпуска книг – дешевые любовные романы, детективы и фантастика в мягких обложках, которыми забиты книжные лотки, практически все напечатаны на газетной бумаге. Это печально, но из газетной бумаги стали делать даже книги в твердом переплете и школьные тетради.

Естественно, вы всегда получаете то, за что платите, не более того: эта недорогая бумага без покрытия обладает низкой долговечностью, относительно невысокой белизной, малой непрозрачностью, да и ее печатные свойства оставляют желать лучшего. Тем не менее, она вполне подходит для печати газет, в том числе и цветных, и недорогих книг.

На фабрике

Процесс изготовления газетной бумаги (на примере ОАО «Волга») выглядит так: поступающую древесину в древесноподготовительном цехе распиливают на короткие балансы, очищают (окореняют) и измельчают в щепу либо переправляют в древесномассный цех.

В цехе термомеханической массы щепа подвергается мягкой химической и тепловой обработке с последующим размолом под давлением в дисковых мельницах (рафинерах). Размолотая волокнистая масса проходит систему сортирования, очистки и отбелки.

В древесномассном цехе окоренные балансы загружаются в шахты дефибреров и там продвигаются цепями к вращающемуся истирающему камню. Полученная дефибрерная древесная масса разбавляется водой, сортируется и очищается.

Далее термомеханическая масса в композиции с древмассой и химической целлюлозой подается на бумагоделательные машины, где из нее отливается бумажное полотно, которое проходит прессование, сушку и каландрирование. Полученная бумага разрезается, наматывается в рулоны, пакуется и направляется на склад.

Кроме дефибрерного и термомеханического способов производства древмассы, существуют и другие: химикотермомеханический, химико-механический и под давлением.

В России для внутреннего рынка газетная бумага производится согласно ГОСТ 6445-74: масса одного метра квадратного – 45 и 48,8 г; плотность – не менее 0,59 г/см3; разрывная длина – не менее 3100 м.

Композиция стандартной газетной бумаги может включать около 34% термомеханической массы, 7% вторсырья (бумажный брак), 12–15% целлюлозы и от 44 до 47% древмассы. Большое содержание древмассы в газетной бумаге приводит к тому, что такая бумага довольно быстро желтеет на свету и приобретает хрупкость. Древмасса, полученная более современными, чем дефибрерный, способами, прочнее, белее и долговечнее. При использовании таких видов древмассы можно снизить содержание целлюлозы без ухудшения свойств бумаги. Тем не менее, на тех фабриках, которые располагают собственным производством целлюлозы (а у ОАО «Волга» его нет), процент содержания целлюлозы в композиции газетной бумаги может быть и выше, поскольку собственное сырье обходится дешевле.

Значение белизны стандартной газетной бумаги обычно составляет около 60%, толщины – 0,072–0,076 мм, непрозрачности – 92–93%, разрывной длины – не менее 4300 м.

Кроме того, может производиться и бумага массой 1 м2 42 г (и даже менее плотная), которая чаще всего продается по экспортным контрактам. В составе такой бумаги больше целлюлозы – 18–20%, что обеспечивает величину разрывной длины на уровне не менее 4000 м и непрозрачность около 90%.

Поскольку скорость движения валов бумагоделательных машин постоянна, для производства тонны бумаги с меньшей массой 1 м2 требуется больше времени, поэтому обычно такая бумага обходится покупателю дороже.

Это наш рынок!

По данным Роскомстата (обработка «ЦБК-экспресс»), за первые четыре месяца 2000 года в России произведено 565,8 тыс. тонн газетной бумаги. Из них около 80–85% приходится на долю трех ведущих производителей: ОАО «Волга», ОАО «Кондопога» и АО «Соликамскбумпром». Эти предприятия не только обеспечивают потребности в газетной бумаге на внутреннем рынке, но и осуществляют значительные экспортные поставки. Внушает определенный оптимизм тот факт, что в текущем году объем производства газетной бумаги в России превысил уровень первых четырех месяцев 1988 года (когда был достигнут максимум производства газетной бумаги за последние годы) – тогда было выпущено 564,8 тыс. тонн.

ОАО «Волга» было создано после преобразования Балахнинского ЦБК, выпускающего бумагу с 1928 года. Предприятие расположено на берегу Волги в городе Балахна, в 40 км от Нижнего Новгорода. Производственные мощности рассчитаны на выпуск более 500 тыс. тонн газетной бумаги в год. Характеристики бумагоделательных машин ОАО «Волга» представлены в таблице.

БМ8 компании Voith (Австрия) является лучшей из установленных в России машин для выпуска газетной бумаги.

В настоящее время на ОАО «Волга» нет собственного производства целлюлозы. Для изготовления бумаги используется целлюлоза Архангельского, Байкальского и Усть-Илимского ЦБК из хвойных пород деревьев.

Продажа бумаги выполняется непосредственно потребителям: около 10 тыс. тонн в месяц – в России (около 6 тыс. тонн из них – в Москву), около 1,5 тыс. тонн – в страны СНГ. Всего на внутреннем рынке реализуется около 25% продукции. При отправке продукции потребителям особое внимания уделяется упаковке: используются торцевые круги из гофрокартона и ламинированная упаковочная бумага; пол вагона также накрывается гофрокартоном, а стенки – черной полиэтиленовой пленкой; роли тщательно скрепляются.

Среди изданий, которые печатаются на бумаге ОАО «Волга»: ежедневные газеты «Комсомольская правда», «Советский спорт», «Московский комсомолец», еженедельник «Мир за неделю» и многие другие. Достаточно большие объемы газетной бумаги закупают также книжные издательства: «АСТ», «Эксмо-Пресс» и «Олмо-пресс». По оценке заместителя директора по внутреннему сбыту Юлии Лапухиной, соотношение продаж бумаги для выпуска газет и книг выглядит как 80% и 20%.

АО «Соликамскбумпром» было создано в 1992 году в результате преобразования Соликамского ЦБК, построенного в 1941 году недалеко от деревни Усть-Боровая (Пермская область) на левом берегу реки Камы. На предприятии работают более 4000 человек; ежемесячный объем выпуска газетной бумаги составляет около 28–30 тыс. тонн, из которых 18–19 тыс. тонн направляется на экспорт. АО «Соликамскбумпром» располагает собственным производством целлюлозы из хвойных пород древесины.

Александр Овчинников, директор «Сопапэкс» – представительства «Соликамскбумпром» в Москве – отметил, что на предприятии постоянно ведется модернизация оборудования как за счет собственных средств, так и с помощью привлечения кредитных ресурсов.

На соликамской бумаге печатаются газеты крупнейших российских издательств: «Известия», «Экономический дом», «Российская газета», «Труд», «Аргументы и Факты» и другие.

К сожалению, к моменту сдачи статьи в печать, наши обращения на ОАО «Кондопога» (Кондопожский ЦБК) остались без ответа, поэтому мы не располагаем информацией об этом предприятии и его продукции.

«Цветной» импорт

Как уже отмечалось выше, рынок газетной бумаги в России прочно удерживается отечественными производителями. Это связано с более высокими мировыми ценами на стандартную газетную бумагу – ввозить ее в Россию невыгодно. Однако многие газеты, каталоги, справочники печатаются на цветной бумаге, которая в России не выпускается по экономическим соображениям – нет заказчиков, готовых приобрести достаточно большие объемы цветной бумаги. Поэтому в подобных случаях издатели вынуждены искать поставщиков за рубежом (аналогичная ситуация сложилась и с улучшенной газетной бумагой, а также бумагой с массой 1 м2 менее 42 г).

К сожалению, производители импортной газетной бумаги не сообщают какие-либо статистические данные об объемах поставок их продукции в Россию. Чаще всего цветная газетная бумага поставляется относительно небольшими партиями по разовым контрактам. Известными автору исключениями являются ежедневная газета «Ведомости» (Москва) и газета «Деловой Петербург» (Санкт-Петербург).

* * *

Вкладка в газету «Ведомости» печатается на розовой бумаге Spectra с массой 1 м2 45 г компании Stora Enso. По оценкам автора, ежемесячный объем потребления розовой газетной бумаги в «Ведомостях» – не более 30 тонн, что совсем немного по меркам газетного рынка. Эта бумага выпускается на фабрике Varkaus в широком диапазоне масс 1 м2 – 36, 38, 40, 42, 45 и 48 г. Возможны цвета желтый, розовый, зеленый, голубой. Кроме того, на той же фабрике производят специальную тонкую бумагу для печати каталогов и телефонных справочников. Бумага называется Alfa (белая, масса 1 м2 – 28–45 г) и Gold (желтая, масса 1 м2 – 34–45 г).

* * *

Компания Modo Paper поставляет в Россию для издания ежедневных газет и рекламных приложений белую и цветную газетную бумагу производства компании Holmen Paper, в том числе: Holmen News Pink – розового цвета с массой 1 м2 42 и 45 г и Holmen News Yellow – желтого цвета с массой 1 м2 42 г. Бумага Holmen Directory с пониженной массой 1 м2 – 34, 36 и 40 г используется для печати справочников; выпускается розового, желтого и белого цветов. Например, для справочника «Русский север», который издается в Санкт-Петербурге, было поставлено 37 тонн желтой Holmen News с массой 1 м2 40 г.

* * *

Цветная газетная бумага присутствует также в ассортименте компании UPM-Kymmene.

UPM Color (40–55 г/м2) выпускается на фабрике Chapelle Darblay (Франция). Бумага для телефонных справочников UPM Opalite производства Kaipola (Финляндия), в силу своего предназначения несет большой объем информации, когда важен каждый грамм удельной массы, выпускается с максимально низкой массой 1 м2 (25–40 г). Снижение массы 1 м2 бумаги для телефонных справочников лимитируется такими факторами, как возможности печатной машины, а также уменьшение механических характеристик бумаги. Для компенсации снижения механических свойств и увеличения срока службы справочника бумажная масса, используемая для производства бумаги UPM Opalite, содержит более 50% целлюлозы, что позволяет получить достаточно высокую белизну, сохраняя при этом хороший уровень непрозрачности. Кроме того, повышенное содержание целлюлозы способствует более медленному старению бумаги: что важно для справочников, которые нередко хранятся и используются более года. Цветная бумага UPM Opalite позволяет выделить различные информационные разделы; выпускается также белая бумага этой марки.

Лучше обычной

Кроме цветной, в России можно приобрести также различные виды улучшенной газетной бумаги, которая не производится на отечественных предприятиях.

Компания Holmen Paper выпускает как стандартную, так и улучшенную газетную бумагу. Газетно-журнальная бумага улучшенного качества сравнима с чистоцеллюлозными марками бумаги по показателям белизны и предназначена для полноцветной печати.

Бумага серии MF-Magazine (MF-Magazine – сокращение от Machine Finished, обозначает, что после выхода из бумагоделательной машины бумага дополнительно не обрабатывается, но ее качество превосходит технические характеристики стандартной газетной бумаги) – имеет массу 1 м2 от 45 до 65 г и белизну от 65 % до 80 % ISO и, по утверждению производителя, она обладает хорошими свойствами при работе в печатных машинах: значительно меньше пылит; высокая прочность обеспечивает минимальное количество обрывов и возможность печати на большей скорости с более высокой температурой в сушке; улучшенные показатели белизны и непрозрачности повышают контрастность и цветопередачу.

Стандартная белая газетная Holmen News обладает белизной 58% и выпускается массой 1 м2 42, 45, 48,8 г.

* * *

Газетную бумагу компании Stora Enso производят 9 бумажных фабрик, которые расположены в Финляндии (3), Швеции (2), Германии (2), Бельгии (1) и Канаде (1). В частности, на фабриках Summa и Anjala изготавливают улучшенные сорта газетной бумаги: Exo 64, Exo Press, Exo Blue, Exo Plus, Exo 80 с диапазоном значения белизны (ISO) от 64 до 80%.

* * *

Газетную бумагу компании UPM-Kymmene производят на пяти фабриках во Франции, Великобритании и Финляндии. Начиная с марта 2000 года на фабрике Stracel (Франция) выпускается бумага UPM Pro с абсолютно новым характером поверхности. По мнению специалистов компании-производителя, UPM Pro подходит в тех случаях, когда обычная газетная бумага перестает удовлетворять задаче обеспечения повышенного качества печатного издания. Обладая поверхностью «silk», достаточным для данного класса бумаги уровнем белизны и высоким уровнем непрозрачности, стабильностью цветопередачи при полнокрасочной печати и отличным качеством печатных оттисков с высокой контрастностью, бумага UPM Pro по праву может именоваться товаром нового тысячелетия. Благодаря особенным свойствам поверхности, достигается высокая насыщенность печатного оттиска даже при использовании небольшого количества краски, что позволяет получить определенный экономический эффект, и к тому же избежать загрязнения пальцев в процессе чтения. Использование этой бумаги поможет издателям создать новый прогрессивный имидж издания, а также выделить отдельные, особенно важные его части. Перспективной областью применения новой бумаги представляется издание полнокрасочных рекламных материалов, а также специализированных газет. Бумага UPM Pro специально предназначена для печати на обычных газетных агрегатах без дополнительных сушильных устройств с использованием стандартных красок в промежутках между печатью обыкновенных многотиражных газет, что должно представлять особый интерес в связи с наличием машинного мелования на этой бумаге.

Газетная бумага улучшенного качества UPM Brite производится на трех фабриках: Chapelle Darblay (Франция), Kajaani и Voikkaa (Финляндия). Применение данного класса бумаг возможно в широчайшей области печатной продукции благодаря сочетанию спектра массы 1 м2 (42–70 г/м2), уровней белизны (от 63 до 80% ISO) и непрозрачности (от 88 до 97%), а также приемлемой стоимости. Бумага UPM Brite особенно подходит для выпуска воскресных приложений, специализированных газет и журналов, некоторых книг, а также материалов для прямой почтовой рассылки и различных рекламных материалов.

Начиная с марта 2000 года на фабрике Stracel (Франция) выпускается бумага для экономичных иллюстрированных изданий UPM Opalite 70 с легким каландрированием, которая разработана как недорогая альтернатива стандартным суперкаландрированным маркам (SC и SCB). Изготавливаемая массой 1м2 43 и 45 г, и обладающая при этом высокой пухлостью (1,3 против 0,9 у стандартных SC бумаг), UPM Opalite 70 позволяет заменять в печати SC бумаги с массой 1 м2 60–65 г/м2, что дает ощутимую экономию как в количестве бумаги, необходимой для печати тиража, так и в стоимости почтовой рассылки. Следует подчеркнуть, что бумага UPM Opalite70 имеет сравнимый со стандартными SC-марками уровень белизны (70% ISO). При печати на этой бумаге необходимо использовать дополнительные сушильные устройства.

На пяти фабриках UPM-Kymmene – Chapelle Darblay и Stracel (Франция), Kaipola и Kajaani (Финляндия), Shotton (Великобритания) – выпускается также стандартная бумага для ежедневных газет UPM News (40–48,8 г/м2).

* * *

Среди других западных производителей бумаги, присутствующих на российском рынке, следует упомянуть компанию Metsa-Serla, располагающую фабрикой газетной бумаги в Германии. Но продукция этой фабрики в Россию не поставляется.

Каждому свое

Выбирая газетную бумагу для полиграфической продукции, полезно помнить о том, что стоимость – это не единственный фактор, который следует учитывать. Та бумага, которая уместна при выпуске ежедневной или еженедельной газеты, может не подойти для пухлого телефонного справочника, и уж совсем не годится для книги в твердом переплете. Пусть каждый получит свое: покупатель – нужную и качественную продукцию, напечатанную на подходящей бумаге, а издатель – положенную ему прибыль и уважение потребителей.

* * *

Автор благодарит за помощь в подготовке статьи работников представительств Metsa-Serla, Modo Paper, Stora Enso и UPM-Kymmene, а также российских компаний и издательств «Аргументы и Факты», ОАО «Волга», ОАО ПО «Пресса 1», ЗАО «Сервис делового мира», ОАО «Соликамскбумпром» и «Экстра М». Отдельное спасибо: главному редактору журналов «Целлюлоза. Бумага. Картон» и «Мир бумаги» А.Е. Шварцу, а также главному технологу ИД «Открытые системы» Галине Блохиной.


ГАЗЕТНАЯ БУМАГА В ИЗДАТЕЛЬСТВАХ И ТИПОГРАФИЯХ

Выбор газетной бумаги определяется как финансовыми возможностями издателей, так и предпочтениями типографий, а также географической отдаленностью производителей и потребителей. Например, известный полноцветный рекламный еженедельник «Экстра-М», который издается тиражом 3 млн. экземпляров, печатается в Финляндии. Вполне логично, что в «Экстра-М» предпочитают бумагу ОАО «Кондопога», до которого буквально рукой подать – предприятие расположено в Карелии, недалеко от границы с Финляндией.

Павел Колосов, заместитель директора по производству ОАО ПО «Пресса 1», где печатается около 200 газет рассказал, что в этой типографии работают на газетной бумаге всех трех ведущих российских производителей, потребляя порядка 5 тыс. тонн в месяц. Масса 1 м2 – стандартная: 45 и 48,8 г.

Александр Соболев, который отвечает за закупки бумаги для издательства «Аргументы и факты», рассказал, что в общей сложности ежемесячно для выпуска различных изданий (в том числе региональных в 50 городах страны) здесь приобретают около 1200 тонн газетной бумаги; в основном с массой 1 м2 45 г. Под полноцветные издания здесь предпочитают использовать бумагу ОАО «Кондопога», что определяется ее более «холодным» белым цветом.

В ЗАО «Сервис делового мира», выпускающем рекламный справочник «Товары и цены», журналы «Работа и зарплата», «Обустройство и ремонт» и другие издания, ежемесячно закупают около 800 тонн газетной бумаги, 600 тонн из которой расходуется на печать справочника «Товары и цены». Как рассказала Светлана Абрамян, отвечающая за поставки бумаги, иногда здесь возникают довольно специфические проблемы. Дело в том, что из-за большого объема справочника «Товары и цены» даже при печати его на бумаге с массой 1 м2 40–42 г он получается слишком толстым для переплетных машин. Поэтому по заказу этого издательства на ОАО «Кондопога» специально изготавливали бумагу с уменьшенной массой 1 м2 38 г.

Интересно, что некоторые издательства, по-видимому, стараясь избежать повышенных затрат на покупку довольно дорогой цветной газетной бумаги, покупают обычную белую бумагу и полностью запечатывают ее, например, желтым цветом.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     

  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • ТЕСТ: Насколько хорошо вы разбираетесь в бумаге?

    Редакция Publish совместно с партнёром — MONDI PRINT CLUB — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги и подготовиться к вступлению в закрытый Клуб полиграфистов.

  • ТЕСТ: Как выбрать бумагу для цифровой печати или Почему что-то пошло не так...

    Редакция Publish совместно с партнёром — Xerox — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги для цифровой печати и её воздействия на качество.

  • Бумага UPM DIGI: выразительность самого белого
     

    Цена бумаги — значительная часть стоимости заказа. Можно ли сэкономить, взяв для цифровой печати обычную бумагу, или стоит потратиться на цифровую? Ответ на этот вопрос получили участники встречи «Соцветие UPM DIGI: выразительность белого».

     

  • Многомерность бумаги
     

    При всей кажущейся простоте и «плоскости» бумага на самом деле — сложная, многомерная вещь, способная вызывать у людей сильные эмоции.  И на организованной 5 апреля компанией «Берег» в Москве презентации «Бумага и чувства» владелец фабрики Gmund — харизматичный Флориан Колер — это убедительно доказал.

     


comments powered by Disqus