2000.06.13, Автор: Игорь Терентьев3993 прочтений

Вечные ценности

Теги: Бумага Publish

Секрет прост - что бы ни происходило в стране, люди всегда будут есть, а расходы на продукты питания сокращаются в последнюю очередь.

Бумага и картон для прямого контакта с пищевыми продуктами пользуются устойчивым спросом практически при любой экономической ситуации

Секрет прост — что бы ни происходило в стране, люди всегда будут есть, а расходы на продукты питания сокращаются в последнюю очередь. Однако большинство продуктов нуждаются в упаковке, а среди материалов для ее производства бумага и упаковочный картон занимают далеко не последнее место. По данным, которые приводит М.А. Остеров (журнал «Мир Бумаги», № 4, 2000 г., с. 19), общая доля бумаги и картона в упаковочных материалах в Западной Европе составляет около 23%. Вероятно, для России это число еще больше.

Преимущества использования бумаги и картона в упаковке продуктов лежат на поверхности: относительная дешевизна этих материалов, их экологичность, простота запечатывания, хорошие свойства при послепечатной обработке. Обычно для упаковки продуктов применяют несколько видов бумажных материалов — пергамент и его разновидности, оберточную бумагу — но мы сосредоточим свое внимание лишь на тех, которые предназначены для запечатывания: допускающей прямой контакт с пищевыми продуктами этикеточной бумаге, парафинированной бумаге для упаковки карамели, крафт-бумаге, упаковочном картоне. Существует также довольно обширная группа упаковочных ламинатов, которые состоят из бумаги с нанесенными на ее поверхность полимерными и металлизированными покрытиями, но это хорошая тема для отдельной публикации.

По закону

В пищевой индустрии действуют очень жесткие законы, ориентированные на гарантирование качества конечной продукции. И это понятно — ведь все это, как говаривал известный классик сатирического жанра, предназначено «для внутреннего употребления. И ни на кого, кроме нас, оно не действует». В результате, для применения любых упаковочных материалов необходимы соответствующие сертификаты.

Еще несколько лет назад, сразу после распада СССР, не было ни соответствующей законодательной базы, ни органов, осуществляющих сертификацию и контролирующих соблюдение законов в этой области. Поэтому при поставках импортных упаковочных материалов было вполне достаточно обзавестись гигиеническим сертификатом страны-производителя, например ISEGA. Впрочем, ситуация быстро вернулась в нормальное русло.

Этикеточная бумага и упаковочный картон включены только в номенклатуру обязательной гигиенической сертификации, утверждаемой Главным государственным санитарным врачом. То есть, на эти материалы обязательно лишь получение гигиенического сертификата, а в список обязательной сертификации на соответствие ГОСТ (сертификат соответствия) входят только материалы для скоростной упаковки на этикет-автоматах (для сыпучих продуктов), бумажные мешки и тетради. Впрочем, в большинстве случаев продавцы располагают обоими видами сертификатов.

Практически, чтобы получить гигиенический сертификат, вначале можно обратиться в Научно-практический центр по чрезвычайным ситуациям и гигиенической экспертизе (НПЦЧСГЭ). Туда направляется письмо-заявка с образцами материалов, описанием предполагаемой области применения, сертификатом страны-производителя и техническими характеристиками. В НПЦЧСГЭ проводят исследования и оформляют гигиенический сертификат, который вместе с протоколом исследований служит основанием для выдачи гигиенического заключения. (Кроме НПЦЧСГЭ, подобные исследования могут проводится и в других организациях, например, Моссанэпиднадзоре.)

В протоколе описываются, в частности, условия санитарно-химических исследований, полученные результаты, а также дается заключение о соответствии образца гигиеническим требованиям. Там же приводится сфера применения материала. Например (цитата из реального документа): «Этикеточная бумага Ямсакоут (изготовитель: фабрика Ямсанкоски, Финляндия) может быть использована для упаковки сухих кондитерских изделий, шоколада, конфет, печенья, вафель и т. п.» Обратите внимание, что для получения заключения о допустимости непосредственного контакта с пищевыми продуктами необходима специальная запись в заявке. Только тогда будут проводиться соответствующие исследования, а их результат будет отражен в заключении фразой «непосредственный контакт».

Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора на основании гигиенического сертификата НПЦЧСГЭ выдает «Гигиеническое заключение на продукцию, товар». Именно этот солидного вида документ с несколькими степенями защиты (включая голограмму) обычно и называют гигиеническим сертификатом. В числе прочего, в этом документе приводится гигиеническая характеристика продукции с указанием области применения и срок действия заключения (обычно — три года).

Большинство нормативных документов, описывающих порядок сертификации, можно найти на узле Web Центра санитарно-эпидемиологического нормирования, гигиенической сертификации и экспертизы Министерства здравоохранения Российской Федерации. Там же расположен составленный НПЧСГЭ совместно с Отделом гигиены питания Департамента госсанэпиднадзора Минздрава России «Перечень материалов, изделий, оборудования, прошедших экспертизу в Научно-практическом центре гигиенической экспертизы Госкомсанэпиднадзора России и разрешенных для контакта с пищевыми продуктами и средами в 1995 - 1996 гг. (по состоянию на 31 декабря 1996 г.)» (http://www.crc.ru/TXT/INFO/P-10-020597.html).

Следует отметить, что беспокоиться о наличии сертификата на прямой контакт с пищевыми продуктами должны, в первую очередь, типографии и заказчики, то есть при покупке бумаги под определенный заказ заявить продавцу о необходимости сертификата на прямой контакт.

Бумага

Для упаковки кондитерских товаров и других сухих пищевых продуктов, мягких сигаретных пачек широко применяется невлагостойкая или слабовлагостойкая этикеточная бумага. Обычно это бумага с односторонним покрытием — например, Lumiflex компании StoraEnso, JamsaCoat и JamsaCoat RG компании UPM-Kymmene, Kangas Label и Kangas Label S компании Metsa-Serla, Go-Line фабрики Intermills и другие.

Бумага для упаковки карамели изготавливается из основы для парафинирования плотностью 35–40 г/м2. Полотно заранее запечатанной (обычно флексографским способом) бумаги-основы проводят через ванну с расплавленным парафином в специальной машине, в результате чего бумага приобретает барьерные свойства. После этого бумага разрезается на бобины. Бумага-основа производится как в России (например, в АО «Марийский ЦБК»), так и за границей; известны такие зарубежные марки как Lopacote Twisting Opaque компании UPM-Kymmene (фабрика Lohja), Twisting компании CHAM Paper Group (фабрика Carmignano, Италия) и другие.

Крафт-бумага предназначена для изготовления упаковки сыпучих продуктов: сахара, муки, хлебобулочных изделий, семян и других. В качестве примеров можно привести матовую бумагу машинной гладкости Swan White и глянцевая Swan Whit Gloss компании UPM-Kymmene, Leine Kraft компании Sappi, Modo Liner Kraft компании Modo Paper.

Упаковочный картон

Картон представляет собой сложный «сэндвич». Структура такого материала на поясняется иллюстрацией на примере серии картона TAM фабрики Ingerois компании StoraEnso.

Внутренний, самый толстый слой, обеспечивающий необходимую механическую прочность и непрозрачность картона, может состоять из спрессованной древесной массы, макулатурной целлюлозы или механической целлюлозы с термо-химической очисткой (chemical termal mechanical pulp, CTMP). Западные производители считают CTMP-картон наиболее перспективным продуктом.

Макулатурный картон дешевле материала из первичного сырья, но удельная масса его выше, в результате, при одинаковом весе площадь картона из первичного сырья больше, что несколько нивелирует разницу в ценах. До августа 1998 года примерное соотношение объемов поставок макулатурного и первичного картона в Россию составляло 50 на 50, однако впоследствии оно изменилось в пользу менее дорогого макулатурного. Сейчас наблюдается постепенный возврат к докризисному соотношению (данные представительства StoraEnso).

В России для прямого контакта с пищевыми продуктами допускается использование макулатурного упаковочного картона, хотя в Западной Европе это запрещено. Среди отечественных производителей упаковочного картона — Санкт-Петербургский картонажно-полиграфический комбинат, «Ступэкс» из г. Ступино (Московская область), а также Обуховский картонажно-полиграфический комбинат (Украина). Продукты этих компаний значительно дешевле импортных, но уступают им по качеству.

На качество макулатурного картона оказывает существенное влияние то, из какого оборота макулатуры он изготовлен. Самый лучший картон получается из макулатуры первого оборота. К макулатурному картону относятся односторонний мелованный Omega Board и серия Triplex компании StoraEnso, серия Multiboard компании Fiskeby Board, Uniboard S и Unistar компании WEIG Karton, Grunoplex GD-2 компании Gruber+Weber, и т. д.

Картон без содержания макулатуры используется для изготовления более качественной упаковки, например, для твердых сигаретных пачек. Иногда делают комбинированную упаковку — скажем, верхняя часть коробки для конфет из первичного картона, а нижняя — из макулатурного. В качестве примеров первичного картона можно привести Stromcard и Strompack компании Stromsdal, серия Avanta компании Metsa-Serla, Coated Kraft Back (CKB) и PankaWhite компании StoraEnso, Alaska GC-2 компании International Paper, и другие.

Следует учитывать, что при отсутствии специальных барьерных покрытий, как, например, у Multiboard Barrier компании Fiskeby Board или Enso Performa Barr компании StoraEnso, упаковочный картон обычно нельзя использовать для прямого контакта с влажными или жирными продуктами.

Считающийся наиболее перспективным картон с CTMP — серия Enso Natura компании StoraEnso и другие — пока не очень популярен в России, в силу его относительно высокой стоимости.

И другие...

Кроме упаковочных материалов, иногда для изготовления эксклюзивной упаковки применяют полиграфический картон и бумагу из дизайнерских коллекций. Как правило, в таких случаях сертификация на прямой контакт с пищевыми продуктами вполне возможна и выполняется по требованию заказчика. Для этих целей используются картон Invercote G компании Modo Paper, Grahiart Duo компании Stromsdal, Chromalux компании Zanders и т. д.

Не промахнитесь

Конечно, продукты питания всегда пользуются спросом, но и конкуренция в этом секторе рынка необычайно высока. Поэтому главным «продавцом» товара обычно выступает его упаковка. От того, насколько она яркая, качественная и прочная, зависит успех или неудача производителя. А ведь он является вашим заказчиком, и его благополучие напрямую связано с вашим, поэтому, выбирая материал для упаковки пищевых продуктов, не следует ориентироваться только на цену — неподходящий упаковочный картон может «убить» вашу печатную машину, а этикеточная бумага с низкой белизной — превратить великолепный пищевой продукт в «золушку», пылящуюся на самой дальней полке магазина. 

Автор благодарит за помощь при подготовке публикации работников представительств зарубежных компаний в России — Ahlstrom, Metsa-Serla, Modo Paper, StoraEnso, UPM-Kymmene, «ПОЛО Хандельс АГ» (Австрия), а также российских компаний «Александр Браун», «Берег», «Дубль В», ОАО «Московский картонажно-полиграфический комбинат», «Регент», «ЮпиГрупп».</P>


Упаковка на Московском КПК

ОАО «Московский картонажно-полиграфический комбинат» (ОАО «МКПК») является одним из крупнейших производителей упаковки для пищевой промышленности и товаров народного потребления.

Парк оборудования предприятия впечатляет: 6 флексографских машин фирмы Windmeller & Helsher, кашировальная машина для изготовления многослойных пленочных материалов, офсетная печатная листовая машина Roland-706, четырехкрасочные офсетные машины Planeta Variant, оборудование для парафинирования, резки, высечки, склейки и другая техника, необходимая для производства упаковки самого высокого уровня.

Среди заказчиков «МКПК» — такие известные западные и российские концерны, как Nestle, кондитерская фабрика «Россия», «Красный Октябрь», Mars, «Большевик» и многие другие.

При производстве упаковки для пищевой промышленности ОАО «МКПК» использует самые различные материалы. Например: этикеточная бумага Lumiflex (StoraEnso), JamsaCoat (UPM-Kymmene), Simcastor Plus (Metsa-Serla), Rocalonde (Ahlstrom).Чаще всего конечный выбор материала зависит от заказчика.

При подборе материалов для выполнения заказов, связанных с изготовлением упаковки для пищевых продуктов, наличие гигиенических сертификатов проверяется отделом технического контроля ОАО «МКПК», поэтому изготовление упаковки на несертифицированной бумаге или картоне здесь невозможно.


«Александр Браун» любит тепло

В апреле этого года компания «Александр Браун» открыла еще один филиал — в городе Ростов-на-Дону — «Александр Браун-Юг».

На сегодняшний день наиболее динамично развивающаяся сфера промышленности в Ростовской области — производство этикетки и упаковки. В компании «Александр Браун» уверены, что в этих условиях предлагаемые фирмой высококачественные материалы для полиграфии и офиса будут пользоваться устойчивым спросом.

Основное внимание будет уделяться этикеточным бумагам, самоклеящимся материалам, упаковочным и полиграфическим картонам.

Достаточный товарный запас по бумаге и картону постоянного ассортимента компании позволит обеспечивать клиентов необходимыми материалами без обычного промедления, вызванного необходимостью доставки из Москвы. «Александр Браун-Юг» будет обеспечивать такой же высокий уровень сервиса, который существует в остальных офисах фирмы. Это единая ценовая политика, профессиональные консультации при выборе материалов, прием заказов на товары, не присутствующие в основном ассортименте. Кроме того, расположение офиса и склада в центре города делают более удобной работу с заказчиками не только из Ростова, но и из других городов региона.

Источник: «Александр Браун».

«Регент» расширяет ассортимент и готовится к «РосУпак-2000»

ГК «Регент» предлагает, в дополнение к уже имеющимся в ее ассортименте упаковочным материалам, допускающий прямой контакт с пищевыми продуктами картон «Тамбрайт» финского концерна StoraEnso. Картон вырабатывается из первичных экологически чистых волокон.

«Тамбрайт» обладает более высокими показателями толщины при равных показателях жесткости по сравнению с аналогичными упаковочными материалами. Это позволяет использовать «Тамбрайт» меньшей плотности без потери внешней привлекательности упаковки и ее высоких технических характеристик. Основные сферы применения «Тамбрайт» — производство качественной красочной упаковки для пищевых продуктов, фармацевтических товаров, сигарет и промышленных товаров.

Двухслойное мелованное покрытие придает «Тамбрайт» белизну и глянец, а удачно подобранная структура картона позволяет использовать его не только для производства упаковки, но и в издательско-полиграфическом секторе.

* * *

На правах эксклюзивного поставщика ГК «Регент» представляет в России продукцию немецкой компании Wasch Etiketten SJP — производителя самоклеящихся этикеток для офиса. В апреле 2000 года ГК «Регент» предложила российскому потребителю универсальные офисные самоклеящиеся этикетки немецкой компании Wasch Etiketten SJP GmbH в широком ассортименте (15 размеров). Удобство использования заключается в том, что их можно использовать как для печати на струйных, так и на лазерных принтерах, и копировальных аппаратах. Но самое важное то, что производителю удалось достичь низкой стоимости своего товара при сохранении легендарного немецкого качества.

* * *

Специально к весенне-летнему сезону ГК «Регент» выпустила на российский рынок новую этикеточную бумагу «Суперкоут» производства финского концерна StoraEnso, предназначенную для производства высококачественных этикеток.

«Суперкоут» — высокоглянцевая, влаго- и щелочестойкая этикеточная бумага литого мелования, отличающаяся высокими оптическими показателями. Высокая пухлость придает больше «солидности» этикетке и содержимому бутылки, на которую она наклеена, а шероховатость оборотной стороны обеспечит беспроблемное и надежное приклеивание.

Этикетка выглядит особенно привлекательно и «дорого», если используется бумага с тиснением, а «Суперкоут» выпускается с наиболее популярными сейчас тиснениями «лен» и «яичная скорлупа».

Еще одна новинка рынка этикеточных бумаг от StoraEnso, представляемая на российском рынке ГК «Регент», — «Матисет». Эта бумага, так же как и «Суперкоут», разработана специально для производства этикеток на лучшие сорта вин и ликероводочных изделий.

«Матисет» — мелованная влагостойкая этикеточная бумага с несколькими разновидностям тиснения: «верже», «лен», «яичная скорлупа». Легкий оттенок цвета «слоновой кости» подчеркивает изысканность и этикетки, и напитка. Благодаря незначительному содержанию древесной массы в составе этой бумаги, она имеет отличные показатели непрозрачности как в сухом, так и во влажном состоянии.

* * *

Во время выставки «РосУпак-2000» на стенде ГК «Регент» будет проходить презентация новых и уже хорошо известных потребителям продуктов. Планируется представить такие новые товары этикеточно-упаковочного сектора как упаковочный картон СКВ, «Графопак»; этикеточная бумага: «Салафикс С», «ЛейблСет 2000», «Ротофлекс», «Матисет», «Суперкоут WS», «Салафикс CNL».

В рамках выставки ГК «Регент» планирует проведение ассортиментного семинара, организованного совместно с финским концерном StoraEnso специально для представителей как московских, так и региональных типографий. На семинаре будет дана полная информация о новинках ассортимента концерна, поставляемых ГК «Регент», и общих тенденциях развития этикеточно-упаковочного сектора рынка бумаги.

Будет также проводиться демонстрационная запечатка материалов ассортимента ГК «Регент» на стенде ГК Х.Г.С., в частности — упаковочного картона СКВ. В результате у посетителей выставки появится возможность оценить качество СКВ, его поведение при печати, вырубке, склеивании и качество готовой продукции. Листовки с подробным описанием технических характеристик СКВ также будут напечатаны на этом картоне, но гораздо меньшей плотности.

Источник: ГК «Регент»

Широкие интересы «Дубль В»: от оригами до фольги для тиснения и полистной продажи

ГК «Дубль В» выступила спонсором «Бумажного бала-Оригами карнавала». Мероприятие состоялось на территории ВВЦ в рамках III Международного фестиваля «Детство без границ» с 31 мая и было посвящено Международному Дню защиты детей. Участниками шоу стали дети из социально неблагополучных семей, воспитанники школ-интернатов и дети-сироты.

Своей зрелищностью и неповторимостью Бал привлек внимание детей к такому необычному виду творчества, как бумажная пластика. В офисе группы компаний «Дубль В» готовится развернутая экспозиция детских работ.

* * *

На выставке «Росупак-2000» ГК «Дубль В» совместно с фирмой Leonhard KURZ, производителем материалов для тиснения, на своем стенде в павильоне № 4 продемонстрирует работу станков для нанесения фольги на пластиковую упаковку для изделий парфюмерно-косметической промышленности.

Кроме того, будет широко представлена обновленная программа традиционных упаковочных материалов.

* * *

Компания «Дубль В» сообщает о расширении программы полистной продажи бумаги.

До недавнего времени система мелкооптовой продажи бумаги «Дубль В» включала в себя лишь самые популярные позиции. С мая в ассортимент полистной продажи включены эксклюзивные коллекции дизайнерских бумаг, переплётные материалы, этикеточные бумаги, картон. Необходимость акции продиктована потребностями издателей и полиграфистов в пробных и малых тиражах эксклюзивной продукции: визитных карточек, фирменных бланков, папок, бумажных пакетов и т. п. Теперь необязательно приобретать пачку дорогостоящей бумаги для воплощения самой неожиданной идеи. Цены на анонсированное пополнение ассортимента значительно снижены.

Источник: «Дубль В».

Единственная DataCopy

В мае текущего года в Москве состоялась презентация обновленной серии офисной бумаги DataCopy компании Modo Paper. Программа обновления была направлена на то, чтобы создать офисную многофункциональную бумагу, обладающую высокими качественными характеристиками разрешения, непрозрачности, гладкости, а также хорошей фактурой и устойчивостью для последующей обработки.

При реализации проекта были вложены существенные инвестиции (370 млн. шведских крон) в восстановление бумагоделательной машины РМ7, расположенной на фабрике в Хьюсуме. В ходе модернизации был установлен новый напорный ящик, управляющий потоком целлюлозной массы; новое формующее устройство и реализовано мягкое тепловое каландрирование. Мягкий тепловой процесс каландрирования в РМ7 выполняется при помощи двух наборов взаимодействующих валов из мягкого полимерного материала и стали. Бумага пропускается через них при высокой температуре и значительно более высоком давлении, чем на обычных каландрирующих устройствах, что обеспечивает однородность поверхностных свойств бумаги.

Новая DataCopy обладает повышенной белизной и непрозрачностью, более гладкой поверхностью, улучшенными печатными свойствами. Обновлена также упаковка бумажных пачек и коробок.

DataCopy представляет собой часть очень широкого диапазона офисной бумаги, производимой в листах, ролях, в широкой цветовой гамме с диапазоном плотности от 80 до 210 г/м2. Именно поэтому новый рекламный слоган Modo Paper для DataCopy — «Единственная» (The only one): это единственная бумага, пригодная для самых различных применений и включающая самый широкий диапазон различных видов бумаги.

Источник: Modo Paper Moscow.

«Берег»: больше новостей и хороших дизайнов

Компания «Берег» открыла новый раздел на своем узле Web (www.bereg.net): «Экономические новости». В нем будут публиковаться новости о событиях, происходящих в экономической сфере России и стран СНГ, касающиеся создания новых промышленных предприятий, запуска производственных линий, начала выпуска новых продуктов, — в общем всего того, что не может существовать без упаковки, этикетки, печатной рекламы и т.п. Лента пополняется новостями ежедневно.

* * *

Судейская коллегия концерна FEDRIGONI подвела итоги конкурса «Поющая Бумага», проводимого совместно с фирмой «БЕРЕГ». Итальянцы отметили высокий уровень и качество исполнения, а также фантазию и хорошее знание материала. Победители были определены в трех номинациях (также были отмечены работы, заслуживающие особого внимания):

за лучшее качество печати и послепечатной обработки: победитель — подарочная серия «Миллениум», (Типография «Келла», Санкт-Петербург); заслуживает внимания — папка и буклет для Университета Путей Сообщения (Типография МСТ, Санкт-Петербург);

за лучший дизайн и креатив: победитель — подарочный набор (Эго-Дизайн, Уфа); заслуживает внимания — новогодний набор (Эго-Дизайн, Уфа);

приз судейских симпатий: победитель — комплект закладок (типография «Синус-П», Санкт-Петербург); заслуживает внимания — подарочный комплект для пивзавода «Балтика» (типография «Радиус», Санкт-Петербург) и упаковка для ювелирных изделий, ручная работа (дизайнер Хабибуллина Елена, Удмуртский Государственный Университет, студентка).

Приз трем победителям — оплаченная поездка и проживание в Вероне (Италия) в июле во время ежегодного Фестиваля Итальянской Оперы! Все остальные участники будут отмечены дипломами и благодарственными письмами. Фотографии работ можно найти на узле Web компании «Берег» (www.bereg.net) в разделе «Новости».

Источник: «Берег».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     

  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • ТЕСТ: Насколько хорошо вы разбираетесь в бумаге?

    Редакция Publish совместно с партнёром — MONDI PRINT CLUB — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги и подготовиться к вступлению в закрытый Клуб полиграфистов.

  • ТЕСТ: Как выбрать бумагу для цифровой печати или Почему что-то пошло не так...

    Редакция Publish совместно с партнёром — Xerox — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги для цифровой печати и её воздействия на качество.

  • Бумага UPM DIGI: выразительность самого белого
     

    Цена бумаги — значительная часть стоимости заказа. Можно ли сэкономить, взяв для цифровой печати обычную бумагу, или стоит потратиться на цифровую? Ответ на этот вопрос получили участники встречи «Соцветие UPM DIGI: выразительность белого».

     

  • Многомерность бумаги
     

    При всей кажущейся простоте и «плоскости» бумага на самом деле — сложная, многомерная вещь, способная вызывать у людей сильные эмоции.  И на организованной 5 апреля компанией «Берег» в Москве презентации «Бумага и чувства» владелец фабрики Gmund — харизматичный Флориан Колер — это убедительно доказал.

     


comments powered by Disqus