101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

СТР - светлое настоящее или всё же будущее

  • Д.В. Григорович
  • 7 мая 2000 г.
  • 7152

Целесообразность внедрения CTP в технологический процесс офсетной печати

Технология CTP (computer-to-plate, с компьютера на пластину) появилась и развивается как естественное продолжение технологии CTF (computer-to-film, с компьютера на плёнку), у них схожие предпосылки и причины появления на рынке. Поэтому я счёл нужным вкратце рассказать историю вторжения компьютера в патриархальный уклад полиграфии.

CTP — младший брат CTF

Традиционный процесс создания цветоделённых фотоформ состоял из нескольких последовательных операций. Изначально редактор, вооружившись ножницами и клеем, делал аппликацию из отдельных рисунков, колонок текста и других клочков бумаги. Плодом его труда являлся бумажный оригинал-макет. Затем этот макет фотографировался через растровые светофильтры специальными фотоаппаратами на фотоплёнку соответствующего формата, и, наконец, выполнялось контактное копирование полученной фотоформы на металлическую пластину.

Появление компьютеров в качестве настольных издательских систем и возможность печати полученных публикаций на принтеры, увеличение процессорной мощи этих компьютеров, развитие технологии лазерного экспонирования — вот предпосылки построения технологии CTF.

Технология CTF значительно ускорила процесс изготовления фотоформ, но до чего же консервативны эти полиграфисты! Вместо старой доброй фотолаборатории (которая называется «репроцентр») они получали процесс, в котором было практически невозможно проконтролировать и устранить возникающие ошибки. К тому же следует учесть, что первые фотонаборные автоматы были абсолютно недружественными к оператору железными машинами, практически не предоставляющими никаких средств контроля над протекающими внутри «чёрного ящика» процессами.

Однако, в целом, скорость изготовления и качество получаемых фотоформ значительно возросли. Это настолько снизило себестоимость изготовления фотоформ, что даже с учетом риска перевывода она стала меньше чем при традиционной технологии, требующей тёмных помещений, диковинных фотоаппаратов-монстров, химии и высококлассных специалистов по репродуцированию.

Похоже, экономическая целесообразность была первой причиной, которая заставила повсеместно установить и эксплуатировать фотонаборные автоматы, и именно отсутствие таковой по отношению к CTP не позволяет установить оборудование CTP в таком же объёме. Впрочем, об этом ниже. Второй же причиной, повлиявшей на внедрение CTF, было возрастание роли временного фактора при изготовлении заказа.

Действительно, сроки изготовления оригинал-макетов уменьшались вместе с ростом производительности сканеров и компьютеров, печатные машины и послепечатное оборудование также увеличили свою мощность, и только участок вывода цветоделённых плёнок (тогда ещё «репродуцирования») из-за объективных факторов физической и химической природы нельзя было интенсифицировать, не меняя технологии.

Так возникла идея экспонировать изображение на фотоформу, появились фотонаборные автоматы. Позже родилась идея исключить фотоплёнку из процесса и экспонировать сразу фотоформу.

Справедливости ради следует отметить, что на заре становления офсетной печати существовала процедура экспонирования формной пластины без промежуточных фотоформ. Она была действительно революционной — вместо набора газетного текста на линотипе (или, что ещё медленнее, вручную) с помощью специального фотоаппарата фотографировали предварительно выклеенный макет газетной полосы. Вместо фотоплёнки выступала металлическая пластина со специальным химическим слоем. Качество несколько повысилось, скорость изготовления увеличилась. Но всё же качество такой пластины не удовлетворяло запросам рынка цветной печати, и технология сошла со сцены.

Четыре идеи — четыре составные части CTP

Возвращаясь к технологии CTP, отметим, что предпосылками для её создания и воплощения в виде промышленного оборудования были:

  • наличие мощных издательских систем;
  • наличие отработанной и оправдавшей себя технологии CTF;
  • развитие технологии прецизионного лазерного экспонирования, увеличение мощности лазеров;
  • создание высокочувствительных, дешёвых и качественных материалов, идентичных по свойствам серебросодержащим фотоматериалам с высокой разрешающей способностью.

Первые полимерные блины

Изначально основой для формных пластин в технологии CTP служил только полимер. Это было вызвано тем, что на заре внедрения технологии никто из полиграфистов не стал бы приобретать за немалые деньги специализированную установку для вывода печатных форм. Да и ни один производитель не решился бы на подобное новаторство. Исторически сначала пытались «обмануть» фотонаборный автомат, подсунув ему вместо фотоплёнки почти такую же по гибкости и по фоточувствительности полимерную форму. Так появились внешне обычные фотонаборные автоматы, служащие для вывода обычных фотоформ, но с помощью «примочек» и ухищрений способные проэкспонировать и проявить полимерную фотоформу. Отсутствие возможности экспонирования металлических пластин объяснялось несколькими причинами: стандартной рулонной загрузкой (а у некоторых — и выгрузкой) экспонируемого материала, малой мощностью лазера и особенностью конструкции проявочных процессоров для плёнки.

В результате изготовления полимерных пластин по технологии CTP полиграфисты получали безумно дорогие (в 2–4 раза дороже, чем обычно) полимерные пластины с тиражестойкостью до 5 тысяч оттисков. Время изготовления форм сократилось, но возникла проблема контроля формы.

И действительно, оказалось невозможным изготовить цветопробу, полностью идентичную изготовленным формам — обычные методы не годились, а цифровая проба — это, по сути, всего лишь эмуляция.

Второй проблемой стало размещение выводного устройства CTP. С одной стороны такое устройство нужно устанавливать непосредственно возле печатной машины, так как формные пластины очень «ранимы» и должны изготавливаться и храниться как можно ближе к печатному станку. С другой — вибрация, химически агрессивная среда, мельчайшие частицы пыли совсем не подходят для прецизионного лазерного экспонирующего устройства.

Давайте запомним эти проблемы. В дальнейшем мы рассмотрим возможные способы их решения, предлагаемые производителями.

Как это делается теперь

За период с 1995 по 2000 год технология CTP значительно повзрослела. Появилась возможность изготавливать фотоформы на основе обычных алюминиевых пластин. Сегодня не всегда уместен термин «экспонирование», так как некоторые производители создали некое подобие гиперболоида инженера Гарина, на котором алюминиевая пластина действительно выжигается мощным лазером. Данных по тиражестойкости полимерных форм последнего поколения мне получить не удалось, однако стойкость металлических пластин впечатляет — производители декларируют 200, 400 тысяч оттисков, а то и миллион. Впрочем, не следует доверять цифрам, ибо пластина в любом случае изнашивается с каждым последующим оттиском. Надо думать, некоторые производители выдают желаемое за действительное и называют тиражестойкостью работу пластины вплоть до превращения её в идеальное зеркало.

Люди гибнут за металл

Рассмотрим системы CTP c формами на металлической основе. Главное требование: пластина, полученная с помощью CTP, должна вести себя идентично обычной.

Существует два принципиально разных способа изготовления пластин: гравировка лазерным лучом и нанесение изображения на светочувствительную поверхность пластины с последующей проявкой (фактически травлением) в проявочных процессорах. В обоих случаях на выходе получается полноценная алюминиевая пластина.

Однако, при проектировании и изготовлении автоматизированных комплексов CTP изготовители вынуждены решать нетривиальные задачи, усложнять конструкцию, что отражается на их цене. Во-первых, жёсткость и вес пластин требуют специальных механизмов подачи, крепления и удержания. В частности, изготовители систем вынуждены устанавливать массивные (до 700 кг) барабаны внутреннего типа. При использовании внешнего барабана возникает необходимость в специальных балансировочных механизмах, иначе тяжёлая пластина может сорваться с барабана и разнести фотонаборный автомат на части. Для загрузки пластин применяются лотки ручной подачи (что требует постоянного присутствия оператора) либо кассеты со стопами одинаковых по формату пластин, или же сложные стапельно-стеллажные автоматизированные системы выборки и подачи пластин нужного формата. Без такой системы не обойтись при наличии парка разноформатных печатных машин, однако она сразу добавит к смете расходов 150–200 тыс. долл.

Что пробуют цветопробой?

Серьезные успехи достигнуты и в решении проблемы цветопробы. Что ж, если в принципе невозможно сделать цветопробу с формных пластин, изготовители решили, что следует растрировать файл только один раз. Полученную битовую карту можно вывести сначала на широкоформатный принтер, либо на цифровую цветопробу, а затем уже, после контроля, — на форму. Впрочем, на мой взгляд, это не совсем удачный ход, так как он не только не решает всех стоящих перед цветопробой задач, но и способен оказать полиграфисту медвежью услугу .

Для понимания роли тестового цветного оттиска (или цветопробы) стоит немного отвлечься и рассмотреть цели и задачи, решаемые цветопробой.

В традиционном процессе аналоговая цветопроба решает сразу несколько задач. Во-первых, она является так называемой «контрактной» цветопробой, то есть фактически она есть приложение к контракту на изготовление заказа. На ней утверждается цвет и расположение объектов. Заказчик подтверждает своё согласие с таким видом заказа, а исполнитель обязуется придерживаться его при изготовлении тиража. Во-вторых, на аналоговой цветопробе сразу видны ошибки дизайнера и технолога при работе над оригинал-макетом (вылеты, оверпринт, треппинг), ошибки формирования спуска, ошибки геометрических размеров. Заметны ошибки цветоделения. Более того, благодаря способности современных аналоговых цветопроб эмулировать растискивание, можно предсказать ошибки печатника и своевременно принимать решение о перевыводе фотоформ.

В технологии CTP возможность изготовления аналоговой цветопробы вообще исключена. Можно либо изготовить контрольный оттиск на пробопечатном станке, либо вывести цифровую цветопробу.

В первом случае нам потребуется пробопечатный станок с возможностью монтажа формных пластин разного формата (а бывает ли такое?), да ещё понадобится печатник-профессионал. И то и другое стоит немалых денег, время изготовления такой пробы настолько велико по сравнению с аналоговой, что лишает всяких надежд на использование пробопечатного станка в обычном производственном цикле.

Во втором случае мы будем мириться с цифровой цветопробой. Современные тенденции приучили нас к тому, что «цифровой» означает «ненастоящий». И действительно, цифровая проба — это эмуляция, попытка воссоздания изображения. В вырожденном случае, изображение на экране калиброванного монитора тоже является цветопробой. Что же мешает поверить, что искусственно воссозданная цветопроба будет полностью соответствовать получаемым формным пластинам?

Верим ли мы цифрам?

Во-первых, PS-файл представляет собой последовательность команд, своего рода программу. Эта программа должна выполняться растровым процессором, результатом работы процессора должна быть битовая карта изображения. Экспериментальным путём установлено, что не только растровые процессоры разных производителей, но даже разные версии одного и того же производителя интерпретируют файлы немного по-разному. В результате два изображения могут различаться. Это приведёт к тому, что проба какой-то мелочью будет отличаться от формы (например, логотип на пробе будет жёлтый, а на форме чёрный). Но будьте уверены, это серьезный повод для заказчика потребовать штрафных санкций за несоответствие тиража контрактной цветопробе. Даже если допустить полную идентичность растровых процессоров (а именно так, установкой двух процессоров-близнецов, и решается проблема единообразия при растрировании), всегда существует (хотя и мизерная) вероятность компьютерного сбоя. В таком случае нужно просто научиться доверять цифровой цветопробе, но при этом всегда помнить, что какой-нибудь заблудший электрон в не совсем качественном модуле памяти может случайным образом исказить данные, и ваша цветопроба не совпадёт с формой. Что ж, будем считать это издержкой цивилизации и платой за скорость и комфорт.

Другая проблема цифровой цветопробы — отсутствие во многих системах возможности вывода специальных цветов: например, серебра, бронзы, или цвета из каталога PANTONE. Большинство из них эмулируют эти цвета путём смесевых комбинаций из триадной палитры, но в этом случае неясным остается вопрос передачи треппинга, или наложения кроющих и не кроющих красок. К чести производителей цифровых цветопроб, им удалось с помощью технологий сублимационного переноса реализовать ограниченную поддержку специальных цветов, однако ни одна цифровая цветопроба (насколько мне известно) не способна вывести цветопробу на тиражной бумаге, а цены на подобные устройства колеблются в диапазоне 25–40 тыс. долл.

Цена ошибки

Ещё одна проблема, не видимая с первого взгляда, заключается в необходимости построения новой технологической цепочки и нового подхода к персоналу препресс-бюро. Суть ее в следующем: с внедрением технологии CTP резко, на порядок, возрастает цена ошибки. Ошибку можно упредить на этапе допечатной подготовки, на цифровой цветопробе, или же начав печатать и сняв с печати. В худшем случае печатник приладится, ничтоже сумняшеся сходит на перекур, вернётся и отправит отпечатанный тираж в макулатуру. Не секрет, что ошибиться в допечатном процессе всегда есть кому, трудно найти виноватого, порой же одна ошибка накладывается на другую. Но с внедрением технологии CTP стоимость ошибки возрастает настолько, что главной задачей контроля является создание мощного заслона от сбоев. Получается, что экономия на персонале, обслуживающем изготовление фотоформ, монтаж и изготовление формных пластин, руководство должно создать высоко профессиональное подразделение по всестороннему контролю материалов ещё в электронном состоянии, до появления формы. Своего рода войска ПВО. К тому же нужно наладить взаимоотношения с этим подразделением таким образом, чтобы они не занимались поиском мальчиков для битья, а честно боролись за упреждение ошибок в дальнейшем. Прошу учесть, что ввиду нематериальности проверяемого (контролируемого) предмета, будет крайне сложно уличить их в халатности, предвзятости или саботаже.

Сколько же стоит оборудование для технологии CTP? Цены складываются из того объёма функций, которые необходимы для работы. Цифры, которые я привожу здесь, являются среднестатистическими, однако практика заключения подобных контрактов показывает, что в стоимость оборудования следует внести расходы на страховку плюс установку плюс дополнительную подающую кассету плюс пару баков для слива химии (которые почему-то не идут в стандартной поставке) плюс ... да мало ли что, всегда найдётся чем заполнить пустующие строки в смете расходов. Итак, начинайте отсчёт от 200 тыс. долл. за гибридный фотонаборный автомат формата А1+, способный кроме фотоформ, выводить и флексографические формы. «Тяни-толкай», но уже переваривающий помимо фотоплёнки и алюминиевые пластины, будет стоить не менее 300 тысяч. Однако производительность таких машин не кажется мне достаточной, чтобы они могли выступить полноценной заменой традиционному цеху монтажа и контактного копирования. Поэтому имеет смысл рассматривать специализированные системы. Итак, 400 тыс. долл. За эти деньги вы получаете комплекс по изготовлению металлических форм с ручной подачей и в минимальной комплектации. Однако устройства, способные облегчить и автоматизировать труд операторов (а на самом деле увеличить производительность комплекса, добавить возможность экспонирования разноформатных пластин и уменьшить число механических повреждений) добавляют к базовой цене ещё 150–200 тысяч. В результате 550 тыс. долл. — вот цена оборудования. Добавьте сюда ещё цветопробу формата А3 за 25-40 тысяч.

Если бы мы строили с нуля свою типографию, то, пожалуй, посчитали бы, что не так уж это и дорого. Ведь персонала требуется меньше, помещений меньше, склад с химией тоже уменьшается, время изготовления заказа сокращается. Цены на оборудование, если посчитать, тоже сравнимы — фотонаборный автомат плюс аналоговая проба плюс оборудование для изготовления пластин тоже стоят немало — разница есть, но не настолько серьезная. Однако не всё так безоблачно, как хотелось бы. Совместимость с остальным миром — вот последняя большая проблема развития технологии CTP.

Мир не переделаешь

На самом деле, если вы имеете несколько печатных машин с разным форматом пластин, для оперативности вам выгоднее изготовить фотоформы, а пластины делать в самый последний момент, после принятия решения о выбранной для печати машины. Если вы работаете с сетевыми рекламными агентствами или дизайн-бюро, предоставляющими оригинал-макеты в виде фотоформ, то будете вынуждены изготовить формы традиционным контактным способом. Если территориально печатные машины находятся далеко от участка допечатной подготовки, вы не сможете заниматься транспортировкой пластин — это просто нереально ввиду из громоздкости и чувствительности к механическим повреждениям. Если у вас есть повторяющийся с некой периодичностью заказ, который вы должны идеально повторять, вам выгоднее и удобнее один раз сделать комплект фотоформ, а затем с него изготавливать каждый раз новые пластины.

Вы видите, что в реальной жизни невозможно обойтись одной только CTP, придётся оставить и традиционную цепочку. В результате мы имеем двойное количество помещений, оборудование двух типов, персонал... Вы видите, что сэкономить на отказе от старой технологии не удастся. И, по прогнозам экспертов, такое положение сохранится еще лет 10. Ясно, что эта технология с одной стороны не сможет заменить традиционную, однако потребует решения многих неизвестных доселе проблем. Поэтому если вам как владельцу полиграфического производства удастся решить перечисленные выше вопросы и вы сможете полностью отказаться от схемы «ФНА плюс монтаж плюс копировальный участок», вы выиграете и в производительности и в деньгах. В противном случае внедрять CTP просто рано. 

Д.В. Григорович — технический директор ПЦ «Блиц-Принт»

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Больше порядка

Ежедневники выпускают специализированные компании, книжные издательства, блогеры и даже музеи.

Текстильная печать: итоги, тренды, планы

В начале нового года принято подводить итоги прошедшего и строить планы на будущее. Publish решил узнать, как прошёл 2023 год и какие планы на 2024-й у руководителей компаний, занимающихся цифровой текстильной печатью, и задал им несколько вопросов.

Выставка UPAKEXPO

Международная специализированная выставка упаковочного оборудования и готовых упаковочных решений под этим названием проводится впервые, хотя это всё та же знакомая нам upakovka. Ключевая идея UPAKEXPO — обмен профессиональным опытом и информацией по основным темам упаковочной отрасли. Ниже вы найдёте список экспонентов, которых мы отобрали как наиболее интересных для наших читателей.

Как дела у РПК?

Рекламно-производственные компании в 2023 году и анализ результатов их деятельности.

Дизайнерская бумага: рыночные вызовы и тренды

Фактически два года российская экономика находится в условиях беспрецедентно жёстких экономических санкций, которые затронули каждую сферу производства, в том числе такую, казалось бы, малозначимую область, как печать рекламной продукции на дизайнерской бумаге. Для некоторого числа типографий сокращение объёмов импорта материалов вызвало определённые проблемы, но прошёл значительный отрезок времени, и ситуация стала проясняться.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 20