2000.01.19, Автор: Игорь Терентьев4094 прочтений

Бегущая по... ролям

Теги: Бумага Publish

Возвращение российских изданий в родные пенаты - наши типографии - породило настоящий бум на рынке бумаги для ролевой офсетной печати.

Возвращение российских изданий в родные пенаты — наши типографии — породило настоящий бум на рынке бумаги для ролевой офсетной печати.

Таблица: Суперкаландрированная и мелованная бумага для ролевой офсетной печати

До тех пор, пока большинство российских «глянцевых» изданий печаталось в сказочной стране Суоми и других государствах Европы — Польше, Германии, Словакии и Венгрии — вопросы доступности бумаги для ролевой печати в России мало кого интересовали. Обычно типография сама занималась выбором и закупкой бумаги, включая все эти затраты в общий счет за изготовление тиража. Причем собственный опыт издания Publish за рубежом (в «далеких» 1996 и 1997 годах) показывает, что при невозможности постоянного контроля за выбором бумаги нет никакой гарантии, что результат всегда будет устраивать издателей — например, в нашем случае вместо заказанной глянцевой бумаги в печать могла пойти матовая. А как это объяснить рекламодателю — ему ведь хочется глянца и самых ярких красок? Да и с технологической точки зрения тип бумаги для печати (хотя бы на уровне — с покрытием или без покрытия) должен учитываться еще на этапе настройки параметров цветоделения допечатного процесса.

Но вот наступил памятный 1998 год, в котором, как и положено, был месяц август — но какой! Выяснилось, что соотношение стоимости печати в России и за границей после августа резко изменилось в пользу наших печатников. Печатать дома стало выгоднее! Поэтому первый послекризисный Publish оказался для нас последним номером, напечатанным за границей.

Особенно примечательно то, что следующий и первый, напечатанный в типографии «Пресса» номер нашего журнала был посвящен ролевой печати в России. Эффект оказался поразительным! Публикация о готовящейся к пуску типографии «Алмаз-Пресс» с двумя ролевыми офсетными машинами для журнальной печати вызвала буквально шквал звонков в редакцию.

В течение 1999 года количество журналов, перешедших на отечественную полиграфическую базу, быстро перевалило за сотню, а их объем, по отношению ко всем издаваемым в России, составил, по разным оценкам, от 14% до 20%. Одним из результатов этого процесса стал резкий рост спроса на бумагу для ролевой печати, что единодушно подтверждают основные поставщики.

С газом или без газа?

Для офсетной печати на ролевых материалах используются скоростные машины, поэтому очень важно, чтобы типографская краска успевала высохнуть до того, как конечный продукт фальцуется в тетрадки. Скорость высыхания краски зависит от характеристик самой краски и бумаги, а также наличия и типа сушки.

Если сушки нет, печать может выполняться лишь на газетной, книжной и офсетной бумаге. Ролевая печать на мелованной и суперкаландрированной бумаге без сушки практически невозможна. Ролевые машины с инфракрасной сушкой, температура которой достигает 70—90оС, позволяют печатать на газетной, книжной, офсетной и отдельных видах бумаги с покрытием. И, наконец, машины с газовой сушкой с температурой около 130оС предназначены для печати на качественной мелованной и суперкаландрированной бумаге. В принципе, нет никаких препятствий к тому, чтобы на машине с газовой сушкой печатать на газетной или офсетной бумаге, однако из-за необходимости смены краски (печать на бумаге без покрытия краской для мелованной бумаги приводит к проявлению эффекта «пыления», и, в конечном итоге, к снижению качества продукции) увеличивается время подготовки машины к печати, а также расход бумаги. Поэтому печатники стараются, по возможности, реже менять типы бумаги.

Например, в типографии «Алмаз-Пресс» практически не печатают на суперкаландрированной и других типах бумаги без покрытия. Руководитель производственного отдела Татьяна Гусева объясняет это тем, что типография сделала выбор в пользу высококачественной журнальной продукции, поэтому здесь стараются не использовать бумагу, не обеспечивающую такое высокое качество.

Наши: газетная, книжная и офсетная

На рынке бумаги для ролевой печати наблюдается довольно четкое «разделение труда»: практически вся используемая у нас газетная, книжная и офсетная бумага выпускается в России. Импорт этих типов бумаги пока не выгоден (за исключением небольших объемов цветной газетной бумаги). Мы не будем останавливаться подробно на газетной бумаге, поскольку в журнале Publish № 2 планируем опубликовать специальный обзор, посвященный этой теме.

К сожалению, в России по-прежнему почти не выпускается мелованная бумага в ролях, а выпуск офсетной бумаги сдерживается снижением спроса. Дело в том, что основной рынок сбыта ролевой офсетной бумаги — печать книг, а большинство издателей книг, ранее пользовавшихся офсетной бумагой, перешли к использованию газетной. К тому же продолжается тенденция на снижение средних объемов тиражей книг, а ролевая печать становится рентабельной лишь для тиражей, исчисляемых десятками тысяч экземпляров.

По данным бюллетеня «ЦБК-экспресс» с января по октябрь 1999 года (далее все цифры приводятся для этого периода) общий объем выпуска офсетной бумаги в России достигал 404 420 тонн — по сравнению с тем же периодом 1998 года рост составляет 72%. Однако довольно большая часть офсетной бумаги, выпускаемой Сыктывкарским ЛПК и АО «Светогорск» (соответственно 181 940 тонн и 106 360 тонн офсетной бумаги) перерабатывается в офисную и листовую полиграфическую. Среди других производителей более-менее значительными объемами «отметились» Котласский ЦБК (60 270 тонн), Краснокамская БФ Гознака (22 570 тонн) и Каменногорская ФОБ (19 030 тонн), Советский ЦБК (5240 тонн), Санкт-Петербургская БФ Гознака (4310 тонн), Вишерский ЦБЗ (2090 тонн) и Каменская БКФ (2080 тонн).

Только импорт

Именно такое короткое определение вполне подходит для описания российского рынка ролевой бумаги для журнальной печати. Основных поставщиков ролевой бумаги для офсетной печати в России всего четыре: MetsaSerla, Modo Paper, StoraEnso и UPM-Kymmene (здесь и далее компании приводятся в алфавитном порядке). В отличие от листовой бумаги, большая часть поставок ролевой выполняется напрямую крупным потребителям — типографиям и издательствам. Крупные оптовики, среди которых «Александр Браун», «Берег», «Регент», «Комус», также занимаются поставками ролевой бумаги, но их объемы продаж несоизмеримы с продажами самих производителей. Однако, поскольку производители обычно не располагают складскими запасами ролевой бумаги в России, в некоторых случаях покупка такой бумаги у оптовика имеет смысл.

MetsaSerla

Сбытом продукции MetsaSerla и ее партнера Myllykoski во всем мире занимается компания Forest Alliance. Ролевая бумага продается только через собственную сбытовую сеть, без посредников. Примерное соотношение между поставками глянцевой и матовой бумаги в Россию составляет 80% и 20% (в Западной Европе большей популярностью пользуется матовая бумага). За 1999 год объем продаж в Россию ролевой бумаги для книжно-журнального производства вырос в несколько раз. До конца марта 2000 года все бумагоделательные машины полностью загружены заказами.

В Россию и страны СНГ поставляются не все виды бумаги для ролевой офсетной печати. Прежде всего это бумага двойного мелования c 20-процентным содержанием древмассы Galerie Fine Gloss (глянцевая) и Galerie Fine Silk (матовая), которая выпускается на фабрике Kirkniemi. Интересно, что в качестве сырья для ее изготовления применяется осина, у которой самое длинное среди других пород деревьев волокно. Это обеспечивает хорошую механическую прочность бумаги. Высокая белизна (94% ISO) и непрозрачность (93–97%) Galerie Fine привлекает издателей таких массовых и популярных журналов, как Cosmopoliten, Marie Cler, Haspers Bazar и других. Более 3000 тонн этой бумаги через представительство в СНГ ежемесячно закупается в Турцию, где затем нарезается на листы. Следует заметить, что бумага для ролевой офсетной печати в общем-то не предназначена для использования в листовых машинах, поэтому в подобных случаях поставщики не принимают претензии к качеству материала. Впрочем, это совсем не значит, что результаты печати будут плохими — здесь все зависит от качества нарезки, правильности хранения и мастерства печатников.

На фабрике Kirkniemi выпускается еще два сорта бумаги — Galerie Lite и Galerie Brite. Это суперкаландрированные сорта однократного машинного мелования; они относятся к классу журнальных. Одна из самых популярных в России — Galerie Brite — глянцевая бумага плотностью от 60 до 80 г/м2 (белизна — 82–88%, непрозрачность — 89–95%). Galerie Lite представляет собой бумагу с пониженными плотностями от 36 до 60 г/м2, ориентированную на производство журналов большого объема и каталогов. Несмотря на уменьшенную плотность, обладает высокой непрозрачностью (89–94%) и пухлостью (0,94–0,98 см3/г).

Бумага фабрики Kirkniemi поставляется в ролях шириной от 400 до 2600 мм (по желанию заказчика); диаметр втулки — 76 мм.

С фабрики Myllykoski Paper в Россию поставляется ролевая бумага серии «M»: M-Brite, M-Brite Semimatt, M-Cote, M-Plus, M-Plus Satin.

M-Brite и M-Brite Semimatt — бумага однократного машинного мелования суперкаландрированная (M-Brite) или полуматовая, улучшенной белизны (85–85%). Плотности — 65, 70, 75, 80, 90 г/м2. Мелованная суперкаландрированная бумага M-Cote обладает несколько более скромными, по сравнению с M–Brite, характеристиками белизны (77–78%), непрозрачности (90–95%) и пухлости (0,9 см3/г). Плотности — 60, 65, 70, 75, 80, 90 г/м2.

M-Plus и M-Plus Satin — суперкаланрированная бумага (Satin — матовая) без покрытия высокой белизны и непрозрачности. Несмотря на то, что M-Plus Satin позиционируется как бумага для глубокой печати, она позволяет получить хорошие результаты и при офсетной ролевой печати с сушкой. Плотности: M-Plus — 48, 51, 54, 57 г/м2; M-Plus Satin — 48, 51, 57, 60 г/м2.

Modo Paper

Компания MoDo Paper Moscow представляет в России интересы европейской фирмы Modo Paper, образовавшейся в результате слияния концернов MoDo и SCA. До последнего времени основу ассортимента ролевой бумаги составляла продукция компании Holmen Paper, входящей в концерн MoDo. После объединения MoDo Paper и SCA можно ожидать появления на российском рынке новой ролевой бумаги EuroWeb.

Euro Web Gloss и Euro Web Matt — чистоцеллюлозная бумага с многослойным покрытием плотностью от 90 до 150 г/м2; выпускается в глянцевом (глянец — 55—66% по Хантеру) и матовом исполнении.

Все сорта бумаги фирмы Holmen Paper содержат древесную массу. К газетно-журнальной бумаге улучшенного качества (с повышенной белизной) без покрытия относятся: Super News — плотность 45–55 г/м2, белизна 66% ISO; Super Print — плотность 45–60 г/м2, белизна 68% ISO; Super Bright — плотность 50–60 г/м2, белизна 72% ISO; Ultra Bright — плотность 55—60 г/м2, белизна 75% ISO; Ultra Bright Plus — плотность 55–60 г/м2, белизна 78–80% ISO.

Бумага серии MF-Magazine после выхода из бумагоделательной машины дополнительно не обрабатывается, но по техническим характеристикам превосходит обычную газетную бумагу: плотность — 45–65 г/м2, белизна — 65–80%.

К суперкаландрированным сортам, обладающим высоким глянцем и меньшей пухлостью, относятся: SC-Paper; Gravure — плотностью 52–60 г/м2 (разработана для глубокой печати); Offset — плотность 52–60 г/м2, белизна 68% ISO. Данные сорта ориентированы на полноцветную ролевую печать с газовой сушкой.

Мелованная бумага серии Scan может стать экономичной альтернативой чистоцеллюлозным сортам для полноцветной ролевой печати с высокой линиатурой растра. В серию входят: ScanGloss — глянцевая бумага, плотность 65–115 г/м2, белизна 75—78% ISO; ScanMatt — матовая бумага, плотность 80–115 г/м2, белизна — 78–79% ISO; ScanPlus — плотность 70–100 г/м2, белизна 75—79% ISO.

Завод Хьюсума выпускает бумагу Modo Silveroffset с повышенной белизной, непрозрачностью и пухлостью. Плотности — от 70 до 120 г/м2.

Серия легкомелованной бумаги Grapho производится на заводах SCA. Сюда относятся следующие сорта: GraphoCote — плотность от 60 до 80 г/см2, белизна 78%; GraphoLux — плотность 47,4–65 г/м2, белизна 70—72% ISO; GraphoMatt — плотность 57–65 г/м2, белизна 73%.

StoraEnso

Компания StoraEnso выпускает книжно-журнальную бумагу на фабриках в Финляндии, Швеции, Германии, Франции и Канаде. В Швеции и Германии делают суперкаландрированную бумагу, но она поставляется главным образом в западноевропейские страны. Везти оттуда бумагу в Россию далековато, поэтому здесь она оказывается неконкурентоспособной — к нам поступает продукция с фабрик в Финляндии.

Высококачественная чистоцеллюлозная мелованная (WFC) бумага выпускается в Финляндии на фабрике Varkaus — это LumiMagic (глянцевая с белизной 86—87%, 70–130 г/м2) и LumiMatt (матовая бумага повышенной гладкости и белизны (91%) плотностью от 70 до 150 г/м2). Бумагу LumiMatt выпускает также фабрика Imatra.

На фабрике Kemi (Финляндия) изготавливается мелованная (MFC) бумага LumiNova (глянцевая) и LumiNova Silk (матовая) с белизной 88% и плотностью от 65 до 115 г/м2.

Ожидается появление новой для российского рынка ролевой бумаги G-Print шведской фабрики Grycksbo. Это чистоцеллюлозная легкомелованная матовая бумага (LWC) с белизной 89% и плотностью 80–250 г/м2.

На фабрике Anjala выпускают бумагу машинного мелования (MFC) с содержанием древмассы EnsoSilk ( белизна 78%, плотность 54, 57 и 60 г/м2) и EnsoSilk 82 (белизна 82%, плотность от 60 до 80 г/м2), а также мелованную матовую (MF) EnsoMedia (белизна — 78%, плотность — от 54 до 80 г/м2). На фабрике Kotka делают специально разработанную для печати с газовой сушкой мелованную матовую бумагу Solaris (белизна — 78%, плотность — 51–65 г/м2).

Матовая бумага машинной гладкости EnsoSuper (72% белизны, плотность — от 48 до 60 г/м2) также ориентирована на ролевую печать с горячей сушкой и выпускается на фабрике Summa.

UPM-Kymmene

Один из крупнейших производителей бумаги для печати, финская компания UPM-Kymmene располагает 13 фабриками (из них в Финляндии — 8). Основной по объему сектор производства — бумага для печати периодических изданий (UPM Printing Papers).

До сентября 1999 года многие виды бумаги с разными марками, выпускаемые на различных фабриках UPM-Kymmene, обладали сходными характеристиками. В самих названиях не было общей системы, а торговые марки чаще всего были связаны с названиями фабрик. В связи с этим было принято решение создать новую, более компактную и стройную классификацию, которая была введена с октября 1999 года. Для России сделано одно исключение: чистоцеллюлозная бумага будет пока продаваться под старыми марками. Поэтому для самой известной на российском рынке ролевой бумаги компании UPM — nopaCoat master matt — нового названия заучивать не придется. Эта чистоцеллюлозная матовая бумага двойного мелования с диапазоном плотностей от 70 до 170 г/м2 выпускается на фабрике Kemi.

Другим «китом», на котором держатся продажи бумаги UPM для ролевой офсетной печати в России, является UPM Satin (старые названия — Jamsa Matt, Jamsa Satin и SaimaTech). Это матовая бумага машинной гладкости (MFC) с высокой пухлостью от 1,1 до 1,6 см3/г и плотностью от 48 до 80 г/м2. UPM Satin выпускается на фабриках Jamsankoski, Voikkaa и Stracel.

Бумага двойного мелования (MWC) UPM Star (старые названия — Grand Impression, SaimaSatin, SaimaStar, SaimaStar Matt, SaimaSuperieur) выпускается на фабриках Blandin Paper и Kaukas в трех вариантах: глянцевая — UPM Star (для ролевой офсетной с сушкой и глубокой печати), матовая — UPM Star M (для ролевой офсетной печати с сушкой) и матовая UPM Star S (для глубокой печати). Плотность — от 70 до 100 г/м2.

Легкомелованная (LWC) UPM Ultra (старые названия — Intepid Low Glare, Intepid Offset, Intepid Roto, Raumacote Ultra, SaimaSatin, SaimaStar, SaimaStar Matt, SaimaSuperieur) выпускается на фабриках Blandin Paper, Kaukas и Rauma. Эта бумага, как и UPM Star, также предлагается в трех вариантах: UPM Ultra, UPM Ultra M и UPM Ultra S. Плотность — 57–80 г/м2.

Легкомелованная UPM Cote (ранее — Clydecote, Kaipolite, Lithoblade, Raumacote, Rauma Exel, Rotoblade, SiamaCote) изготавливается на фабриках Blandin Paper, Caledonian Paper, Kaipola, Kaukas, Rauma и Voikkaa. Она отличается несколько меньшей белизной, чем UPM Ultra, но большим диапазоном плотностей — от 35 до 80 г/м2.

Суперкаландрированная бумага без покрытия теперь представлена тремя марками: UPM Cat, UPM Lux и UPM Max.

UPM Cat (ранее — Jamsacat, Kajagloss, Raumacat) — глянцевая бумага повышенной белизны (по терминологии UPM — типа SCA+) плотностью от 39 до 60 г/м2. Выпускается на фабриках Jamsankoski, Kajaani и Rauma.

UPM Lux (ранее — Kajalux) — матовая бумага повышенной белизны (SCA+) плотностью от 39 до 60 г/м2. Ее делают на фабрике Kajaani.

UPM Max (ранее — Jamsamax, Jamsa Gravure Nova, Kajaoffset, Rauma Gravure, Rauma Offset) суперкаландрированная бумага (SC) плотностью 45–60 г/м2, которая выпускается на фабриках Jamsankoski, Kajaani и Rauma.

На подъеме

Как уже говорилось выше, все ведущие поставщики мелованной бумаги для ролевой офсетной печати отмечают значительный рост объемов поставок в Россию в 1999 году. Нынешний год, учитывая продолжающийся процесс возврата изданий, печатавшихся за рубежом, к родным пенатам, обещает стать еще более «урожайным». При этом потенциальным потребителям ролевой бумаги следует заранее позаботиться о выборе поставщика — многие бумагоделательные фабрики работают практически на полную мощность, а планы поставок расписаны на несколько месяцев или даже на целый год вперед.

*   *    *

Автор благодарит за помощь в подготовке публикации главного редактора журнала «Целлюлоза. Бумага. Картон.» А.Е. Шварца, работников российских представительств MetsaSerla, Modo Paper, StoraEnso и UPM-Kymmene, а также российских компаний «Алмаз-Пресс», «Регент», Сыктывкарский ЛПК и «Комус». Отдельное спасибо Сергею Гусеву (StoraEnso) за идею таблицы.


Классификация и сокращения

Один из способов классификации бумаги для ролевой печати, которым пользуются западные производители — по типу покрытия. В каталогах бумаги можно встретить следующие термины и сокращения:

Machine finished coated (MFС) paper — бумага машинной гладкости с покрытием;

Machine finished speciality (MFS) paper — бумага машинной гладкости без покрытия;

Machine finished coated (MFC) paper — бумага с машинным мелованием;

Woodfree coated (WFC) paper — бумага с покрытием без содержания древесной массы (иногда ее называют чистоцеллюлозной, но это не совсем верно);

Light weight coated (LWC) paper — бумага легкого мелования плотностью 65—80 г/м2;

Medium weight coated (MWC) paper — бумага легкого мелования плотностью от 90—170 г/м2;

Supercalandered (SC, SCA+) paper — суперкаландрированная бумага.


«Бумажные» новости

«Регент» расширяет ассортимент

Группа Компаний «РЕГЕНТ» продолжает обновление и дополнение ассортимента Торговой Системы «Регент-Арт». На сей раз новинка появилась в группе упаковочных материалов. Это — картон СКВ (Coated Kraft Back), который производится компанией StoraEnso.

СКВ относится к классу упаковочных хромэрзацев и изготавливается из первичных волокон. Двухслойное мелованное покрытие обеспечивает высокие показатели белизны и глянца, что гарантирует высококачественную печать. Особенностью СКВ является то, что оборотная сторона покрыта небеленой целлюлозой. Однако, «коричневая» сторона не мешает выполнять на ней четырехкрасочную печать. Напротив, печать на небеленой стороне позволяет получить нестандартный «изо-эффект».

Благодаря своему составу (основа картона — термо-механическая целлюлоза — Chemo Thermo Mechanical Pulp, CTMP), СКВ обладает повышенными показателями жесткости. Это позволяет использовать СКВ под замену макулатурного картона большей плотности. Производитель, например, рекомендует использование 250 г/м2 СКВ вместо ранее используемого макулатурного картона плотностью 300 г/м2.

Источник: ГК «Регент»

«Берег» удваивает продажи

Компания «БЕРЕГ» подвела итоги работы за 1999 год. Объем продаж бумаги возрос более чем в два раза, по сравнению с предыдущим годом, и составил 34 709 тонн (для сравнения, в 1998 году — 17 119 тонн). Рост произошел по всем видам бумаги и картона, кроме офисной.

По мнению представителя компании, столь значительный успех связан с тремя основными причинами:

 

  1. Экономическая: августовский кризис 1998 года привел к резкому увеличению спроса на отечественные товары, что повлекло за собой бурное развитие упаковочной индустрии и, как следствие, возросла потребность в материалах для качественной упаковки.
  2. Политическая: Выборы в Государственную Думу сыграли немалую роль в увеличении продаж мелованной бумаги, а также некоторых других сортов, применяемых в рекламных технологиях.
  3. Маркетинговая: гибкая адаптация ассортимента в соответствии с потребностями рынка и грамотная ценовая политика в условиях общего повышения цен на мировом бумажном рынке, позволили компании не только сохранить цены на прежнем уровне, но даже понизить их на некоторые сорта бумаги.

В 2000 году компания «Берег» планирует дальнейшее расширение ассортимента и имеет все предпосылки для увеличения объема продаж.

Источник: «Берег»

Пополнение в «полку» этикеточной бумаги: INTERLIGHT

Компания «БЕРЕГ» провела исследование парка печатных машин в России и обнаружила устойчивые тенденции к росту числа многокрасочных высокоскоростных печатных машин.

Опираясь на результаты исследования, «Берег» разместил на фабрике INTERMILLS специальный заказ на этикеточную бумагу Interlight.

Этот новый сорт бумаги разработан для печати на четырех- и более секционных печатных машинах повышенной производительности, где не требуются высокие показатели влагостойкости. Владельцы таких машин не должны переплачивать за те свойства бумаги, которые им не нужны. Бумага Interlight заказана специально для них.

Источник: «Берег»

Modo Paper Moscow на новой квартире

С 31 января компания Modo Paper Moscow начинает работать в новом офисе. Схема подъезда к новому офису расположена на странице компании в Интернете: http://www.modopaper.ru.

Новый адрес: 103031, Москва, Большой Кисельный пер., д. 1/18.
Телефоны: 921-39-94, 921-42 18, 921-40-29. Факс: 921-09-60.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     

  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • ТЕСТ: Насколько хорошо вы разбираетесь в бумаге?

    Редакция Publish совместно с партнёром — MONDI PRINT CLUB — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги и подготовиться к вступлению в закрытый Клуб полиграфистов.

  • ТЕСТ: Как выбрать бумагу для цифровой печати или Почему что-то пошло не так...

    Редакция Publish совместно с партнёром — Xerox — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги для цифровой печати и её воздействия на качество.

  • Бумага UPM DIGI: выразительность самого белого
     

    Цена бумаги — значительная часть стоимости заказа. Можно ли сэкономить, взяв для цифровой печати обычную бумагу, или стоит потратиться на цифровую? Ответ на этот вопрос получили участники встречи «Соцветие UPM DIGI: выразительность белого».

     

  • Многомерность бумаги
     

    При всей кажущейся простоте и «плоскости» бумага на самом деле — сложная, многомерная вещь, способная вызывать у людей сильные эмоции.  И на организованной 5 апреля компанией «Берег» в Москве презентации «Бумага и чувства» владелец фабрики Gmund — харизматичный Флориан Колер — это убедительно доказал.

     


comments powered by Disqus