1999.07.20, Автор: Игорь Терентьев11866 прочтений

Клей, бумага и многое другое...

Теги: Бумага Publish

Этикетки на бутылки, рекламные плакаты для оформления магазинов, наклейки с переменной информацией — вот лишь малая часть широчайшего спектра применения самоклеящихся материалов

Таблицы
Характеристики некоторых марок клея
Характеристики некоторых самоклеящихся материалов

Всего несколько лет назад самоклеящиеся материалы считались экзотикой: они были весьма дороги, да и продавцы бумаги не могли похвастаться богатым ассортиментом подобной продукции. В то время практически единственным производителем «самоклейки», известным в России, была компания Raflatac (www.raflatac.com), которая входит в концерн UPM-Kymmene. Сейчас ситуация кардинально изменилась — в результате ценовых войн на наш рынок вышли еще несколько компаний, одни из них уже хорошо известны во всем мире, другие пока не завоевали популярности. Среди них такие имена, как Adespan (www.adespan.com), Adestor, Arconvert, Avery Dennison (торговые марки Avery — www.averygraphics.com; Fasson — www.fasson.com), Jacksta..dt (www.jac.de), MACtac (www.mactac.com), MoDo Paper (www.modopaper.ru) и другие.

Многие читатели, вероятно, заметят, что в этом списке очень мало производителей обычной бумаги — это отражает реальное положение дел. Ведь по сути любой самоклеящийся материал представляют собой своеобразный «бутерброд», состоящий из отдельных компонентов (см. рисунок). По информации Avery Dennison, впервые самоклеящийся ламинат был разработан в 30-е годы Р. Стэнтоном Эвери, основателем этого концерна.

Схема строения самоклеящегося материала

Сверху находится поверхностный (запечатываемый) материал — это может быть бумага, пленка, фольга и что-то другое. Второй слой — клей на акриловой или каучуковой основе, а третий — отделяемая основа или подложка (чаще всего — силиконизированная бумага). Так вот, первый и третий слои производители «самоклейки», как правило, приобретают готовыми у других компаний, а сами сосредотачиваются на изготовлении клея, нанесении слоя силикона на основу, просечке основы и объединении отдельных компонентов в готовый продукт — самоклеящийся материал.

Все держится на клее

Учитывая разнообразие областей применения и типов поверхностных материалов, неудивительно, что производителям приходится разрабатывать довольно много марок клея. Например, в ассортименте клеев компании Jacksta..dt более 50 наименований.

По силе прилипания, или адгезии, клеи можно разделить на постоянные, полупостоянные и съемные. Постоянный клей обладает высокими адгезионными свойствами и используется для изготовления такой печатной продукции, которую впоследствии не требуется «безболезненно» удалять с поверхности. Например, снять с бутылки этикетку из бумаги с постоянным клеем, не повредив ее и не оставив следов клея, уже нельзя.

Каталог ролевых самоклеящихся материалов компании Jackstadt

Съемный клей, наоборот, обладает низкими адгезионными свойствами по отношению к большинству поверхностей и позволяет достаточно легко удалять ранее нанесенные на поверхность этикетки, наклейки, плакаты и другую продукцию. При этом следов клея на поверхности не остается. Существуют также ультрасъемные клеи (например, у Avery Dennison).

Полупостоянный клей в течение короткого времени (до 24 часов для разных марок клея и поверхностей) после приклеивания является съемным, а затем действует как постоянный. В качестве примеров таких клеев можно привести Fasson CT575, JAC Duro TR7, MACtac PERMANENT Silk или Raflatac RS 32. Самоклеящаяся бумага с таким клеем позволяет до минимума сократить потери из-за неправильно наклеенных этикеток при скоростном этикетировании.

Наиболее сильными адгезионными свойствами, как правило, обладают экстрапостоянные клеи на каучуковой основе, предназначенные для «трудных» поверхностей; клеи на акриловой основе обычно не такие сильные.

Для разных видов поверхностных материалов создают разные клеи: различают клеи для бумаги и для пленок; кроме того, разрабатываются специальные клеи для определенных поверхностных материалов. Например, JAC Duro AL 210 для полупрозрачной, флуоресцентной пленки Luxline; постоянный клей Raflatac SP 33 — для прозрачного и шелкового ацетата, а также тайвека.

Существуют специальные виды клея для особых условий использования: при исключительно низких или высоких температурах. Как правило, все подобные клеи допускают этикетирование при температуре до –10оС, но использование при более низких температурах: экстрапостоянный клей АР 39 компании Adestor — до –40оС, постоянный клей Duro FR8 компании Jacstadt, съемный клей Removable компании MACtac и SR22 компании Raflatac — до –30оС; специальный клей Fasson Deep Freeze концерна Avery Dennison для листовых материалов — –20оС (легко снимается при комнатной температуре).

Стандартные форматы листов

Листовые самоклеящиеся материалы поставляются в следующих стандартных форматах (причем некоторые виды бумаги поставляются только в определенных форматах)
DIN A4 210 х 297 мм
RA2 430 х 610 мм
SRA2 450 х 640 мм
B2 500 х 700 мм
DCN 500 х 760 мм
B1 700 х 1000 мм
Indigo 320 х 450 мм

Поскольку «самоклейка», как и бумага, поставляется в ролях и листах, существуют специальные клеи для ролевых и листовых материалов (в компании Raflatac их обозначают, соответственно, буквами R и S в обозначении марок), а некоторые марки одинаково хорошо подходят для обеих групп материалов.

Специальные виды клеев разрабатываются для некоторых видов поверхностей: стеклянных и пластиковых бутылок, упаковочных пленок, корпусов автомобилей, картона, ковров, шин и других.

Например, легкосъемный клей Fasson UR400 предназначен для чувствительных поверхностей, таких как книжные обложки; съемный клей JAC Nonperm C6 разрабатывался для плоских стеклянных и металлических поверхностей, пленок, мебели и легко удаляется с них; а PERMANENT Silk компании MACtac и Raflatac SP 38 хорошо подходят для тканей, не оставляя следов после отделения. При этом следует помнить, что на шелковых, замшевых и кожаных поверхностях полное отсутствие следов не гарантируется.

Многие производители разработали специальные клеи для электрографической печати, выдерживающие кратковременный нагрев до +180оС: Например, RP A4 компании Raflatac для ролевых материалов, PERMANENT Laser компании MACtac, JAC Duro SE 500 для изолирующих пленок и другие.

Не обойдена вниманием и такая сфера применения, как «заплатки» (пассажиры московского метро каждый день могут видеть их на схеме линий), которыми заклеивают ошибочную или устаревшую информацию. В подобных случаях кроме запечатываемого материала, высокой непрозрачностью обладает и клей. А для полностью прозрачных этикеток из пленки на косметику и парфюмерию, наоборот, нужен совершенно прозрачный клей.

Для продукции, которая используется на улице (внешняя реклама, аппликации на автомобили и т. п.), важно, чтобы клей обладал высокой сопротивляемостью к влаге и воздействию солнечного света — иначе может произойти разрушение клеящего слоя. В качестве примера такого клея можно привести MACtac Permanent Vinyl, SP 37 компании Raflatac и Fasson Removable для листовых материалов. И наоборот, для этикетирования винных бутылок нужен клей, который хорошо удаляется в слабощелочной среде, такой как смываемый SP 40 компании Raflatac, Fasson WR682 или JAC Duro WLA. Та же компания выпускает специальный вариант смываемого водой клея для почтовых марок — сам клей остается на поверхности конверта.

В процессе изготовления полиграфической продукции почти всегда возникает необходимость в обрезке, а иногда — вырубке. Для проведения таких операций лучше всего подойдут клеи, не выделяющиеся по краям листа или этикетки. В компании Raflatac это свойство называется Easycut, им обладают марки SP 34 GREENTAC и SP 21, хорошо подходят для обрезки и вырубки клеи MACtac PERMANENT и Fasson S2012.

Каталог листовых самоклеящихся материалов компании MACtac

Для этикетирования пищевых продуктов, игрушек следует выбирать клей, для которого имеются соответствующие сертификаты. Например, клеи Fasson S2000, Raflatac SP 34 GREENTAC, JAC Duro FG 200 одобрены к непосредственному контакту с пищевыми продуктами. Разумеется, если самоклеящаяся продукция предназначена для России, то и гигиенические сертификаты должны быть нашими.

И хотя с точки зрения российского потребителя это может показаться излишеством, но существуют специальные «экологические» клеи, которые легко перерабатываются в процессе получения бумаги из вторичного сырья, хорошо растворяясь в воде — это Duro RK1 компании Jacksta..dt, Raflatac SP 34 GREENTAC и Fasson Repulpable для листовых материалов концерна Avery Dennison. В качестве возможных сфер применения таких типов клея можно привести наклейки на журнальные обложки.

Характеристики клеев имеют числовые выражения. В спецификациях различных марок клеев можно найти такие характеристики, как липкость, прилипание (адгезия) начальное и остаточное, закрепление, когезионная прочность, разъединение и другие. Подробнее об этих терминах и методах измерения характеристик клеев читайте во врезке «Измеряем... клей».

Поверхностные материалы на любой вкус

Диапазон поверхностных материалов, которые используются для производства «самоклейки», включает в себя практически все известные полиграфистам запечатываемые материалы.

Каталог листовых самоклеящихся материалов компании Raflatac
Каталог ролевых самоклеящихся материалов серии MEGA компании Raflatac: материалы по этой серии отгружаются в любую точку Европы в течение 48 часов

Чаще всего производители выделяют две—три наиболее общих категории поверхностных материалов. К первой относится бумага или, более общая категория, материалы для традиционных видов печати; ко второй — материалы для трафаретной печати. К третьей — специальные материалы, к которым относят бумагу для цифровой и лазерной печати. Однако единой классификации не существует.

В компании Adespan поверхностные материалы делят на бумажные, синтетические (различные виды пленок), для термопереноса (в том числе термографические), для лазерного копирования и специальные (металлизированные, голографические, с тиснением).

У Avery Dennison для листовых материалов Fasson выделяются три общие категории. К материалам для офсетной печати относят белую бумагу, специальные бумажные ламинаты (картон, бумага с односторонним покрытием), цветную бумагу (флуоресцентных, сатиновых и пастельных тонов), фольгу, виниловую пленку (пленка для офсетной печати — Offset Vinyl) и специальные небумажные материалы (Tyvek), ацетатные и другие материалы. Для трафаретной печати и шелкографии выпускаются виниловые пленки серии FasCal. Для цифрового печатного оборудования (типа Indigo E-Print, Xeikon DCP-32D и других подобных систем, а цветных копиров) предназначена специально разработанная белая бумага и полиэтиленовые пленки.

Для ролевых материалов Fasson общих категорий уже четыре: бумага, пленки, материалы для нанесения изменяющейся информации и специальные продукты.

Продукция компании Jacksta..dt делится на три основных категории: бумага; материалы, запечатываемые «компьютерным» (надо полагать, цифровым) способом и пленка. Бумага делится на бумагу без покрытия, бумагу с покрытием, цветную и металлизированную бумагу, специальную бумагу, а также этикеточную бумагу для винных бутылок.

К материалам, запечатываемым «компьютерным» способом, относятся термографическая бумага (аналог — бумага для факсов), бумага и пленка для термопереноса, а также бумага и пленка для лазерной и струйной печати.

Пленки разделяют на полиэтиленовые; полипропиленовые; полистироловые, полиэстеровые и ацетатные; мягкие поливинилхлоридные (PVC) и специальные пленки.

В компании MACtac вся листовая и ролевая продукция разделяется на три общих серии: MACprint — материалы для традиционных видов печати, IMAGin — материалы для цифровой печати и MACscreen — материалы для трафаретной печати.

В серию MACprint входит белая бумага (без покрытия, машинного и литого мелования); цветная бумага (без покрытия и мелованная флуоресцентная); бумага для копирования, а также лазерной и струйной печати; специальные пленки; металлизированная бумага и специальные материалы.

В серию IMAGin входит бумага и пленка TF для систем цветной цифровой печати Xeikon, Agfa, IBM, Xerox с шириной роля 32 см; TB для систем цветной цифровой печати Xeikon, Agfa, IBM, Xerox с шириной роля 50 см; и IN для систем листовой цветной цифровой печати Indigo E-Print.

Поверхностные материалы Raflatac делятся на бумагу без покрытия, с глянцевым покрытием, с матовым покрытием, цветную, для термопечати, термопереводную, для формата А4, синтетические материалы формата А4, ламинированные и кашированные материалы (металлизированные), полиэтилен PE, полипропилен PP и специальные материалы.

Разнообразие поверхностных материалов для «самоклейки» поражает воображение. Производители постоянно работают над созданием все новых и новых материалов. Например, компания Jacksta..dt представила композит Serifloor, который предназначен для напольной рекламы. Поверх изображения, которое печатается на белой PVC-пленке, ламинируется прозрачная, матовая защитная пленка, обеспечивающая сохранение запечатанного слоя в течение двух лет. Компания Arconvert выпускает уникальную серию самоклеящейся бумаги с различными видами тиснения, которую можно отнести к дизайнерским коллекциям. Подобную бумагу с тиснением «верже» — VP 173 — выпускает также компания Adespan. Она же предлагает поверхностные материалы с голографическим эффектом, например, SK 077.

На бумагу Raflacoat Super Opaq компании Raflatac с внутренней стороны поверхностного материала наносится тонкий слой алюминиевой фольги, что гарантирует практически полную непрозрачность изготовленных из этого материала этикеток. Концерн Avery Dennison, кроме окрашенной в массе материалов Fasson насыщенных цветов и флуоресцентных, производит бумагу пастельных тонов: желтого, розового, голубого и зеленого. Еще один уникальный ролевой материал Fasson — пленка SV White 50, которая может использоваться во всех случаях, где требуется термоусадка, например, при этикетировании батареек. В другом варианте в основе «термоусадочного» материала используется фольга.

О пользе подложки

Материал и структура подложки самоклеящейся бумаги имеют не менее важное значение, чем остальные ее компоненты. Как уже упоминалось выше, подложки чаще всего представляют собой бумагу с нанесенным слоем силикона, обеспечивающим легкое отделение клеящего слоя.

Для подложек нужна прочная крафт-бумага или глянцевая бумага типа glassine плотностью от 45 до 200 г/м2. Эта бумага не обладает высокой белизной — нередко она желтая или серая, — да это и не нужно, ведь подложка после отделения выбрасывается. В некоторых случаях (например, Mercury компании MACtac для очень плотной фольги Solid Foil) с обеих сторон материал подложки покрывается слоем полиэтилена. Это позволяет уменьшить негативное воздействие влажности на подложку. Иногда, чаще всего вместе с прозрачными поверхностными материалами, в качестве подложки используются прозрачные силиконизированные полиэстеровые или полипропиленовые пленки, обладающие повышенной прочностью. Для синтетических запечатываемых материалов используются подложки более высокой плотности.

В листовых материалах для удобного отделения подложки от поверхностного слоя с клеем на нее могут наносится насечки. У Raflatac это параллельные краям листа насечки Scoreback с интервалом 35 мм. Концерн Avery Dennison кроме горизонтальных насечек применяет диагональные насечки Crack-Back Plus — в некоторых случаях такие насечки позволяют избежать самопроизвольного разделения материала при сгибе (аналогичные диагональные насечки предлагает и компания Adestor). В компании MACtac на подложку Starliner насечки наносятся с интервалом 31 мм. Однако следует знать, что не для всех типов листовых самоклеящихся материалов предлагаются подложки с насечками — возможность поставки такой бумаги нужно уточнять у продавцов. Нужно учитывать и такой нюанс — для одних форматов насечки идут параллельно длинной стороне, а для других — короткой.

На оборотной стороне производитель может наносить информацию о типе клея и подложки, но выпускается и бумага с чистой оборотной стороной, на которую, в случае необходимости, можно напечатать текст или изображения. Однако не все типы подложек подходят для запечатывания.

О плотностях, форматах и готовых этикетках

В описании самоклеящихся материалов приводятся такие же характеристики, как и для обычной бумаги: плотность, толщина, белизна, шероховатость, непрозрачность, глянец и другие. Однако для печатника важна не только и не столько плотность запечатываемого материала, сколько общая плотность, которая складывается из суммы плотностей всех слоев, включая клеевой и подложку.

«Самоклейка», как и другие материалы, поставляется в листах и ролях. Ролевая бумага чаще всего используется для флексопечати, которая является крупнейшим «потребителем» самоклеящихся материалов. Ассортимент ролевых материалов, как правило, значительно шире, чем листовых. Например, в компании Raflatac общее количество наименований различных ролевых материалов превышает 1500.

Важно учитывать, что для каждого вида работы могут потребоваться роли строго определенной ширины, иначе процент отходов окажется слишком велик. Роли заданной ширины могут поставляться по заказу, но срок поставки при этом обычно составляет не менее недели. Поэтому, если для вас важен максимально короткий срок поставки, следует обращаться к продавцу, обеспечивающему нарезку ролей по заданным размерам на месте. Стандартные ширины ролей, поставляемые различными производителями — 375, 468, 1000, 1230, 1400, 1500, 2000 мм и другие, а для цифровой печати — 320 и 500 мм.

Листовая бумага поставляется в стандартных форматах (см. врезку «Стандартные форматы листов»). Кроме обычной бумаги, поставляются также листы с готовыми высеченными этикетками. Как правило, это бумага для электрографической и лазерной печати, например, JetLaser компании Raflatac или DataCopy Labels компании MoDo Paper. Чаще всего этикетки прямоугольные, но бывают и другой формы, например, прямоугольные со скругленными углами или просто круглые. Размеры готовых этикеток различные. Готовые самоклеящиеся этикетки в некоторых случаях позволяют добиться существенной экономии — не нужно изготавливать высекальный штамп и выполнять высечку.

«Самоклейка» — не самоцель

Производство самоклеящихся материалов ежегодно растет — в 1998 году общемировой объем составил около 9,8 млрд. м2. Это связано с тем, что использование самоклеящихся материалов нередко бывает оправданно как с экономической точки зрения, так и по соображениям дизайна.

Например, при выпуске небольших серий вин этикетки для них дешевле изготовить на самоклеящейся бумаге — существуют относительно недорогие аппараты для этикетирования самоклеящихся материалов. Такие аппараты легче перенастраиваются на другой тип этикетки, а процесс этикетирования на них контролируется легче. Трудно переоценить роль самоклеящихся материалов в рекламе и оформлении магазинов. А в таких случаях, как наклейки с переменной информацией на товары, альтернативы «самоклейке» просто нет.

Поэтому правильный выбор самоклеящегося материала не только обеспечит успешное выполнение заказа, но и может стать источником дополнительной прибыли за счет отказа от лишних этапов технологического процесса.

* * *

Автор благодарит за помощь в подготовке публикации сотрудников представительств MoDo Paper (www.modopaper.com) и Raflatac (www.raflatac.com), а также российских компаний Art Mark Labels Systems (artmark-l-s@mtu-net.ru), «Александр Браун» (www.abraun.ru), «Берег» (www.bereg.net), «Венпап» (venpap@aha.ru), «Комус» (www.komus.ru), «Регент» (www.REGENTgroup.ru), «Центральная Бумажная Компания» (www.central-paper.ru).


Измеряем...клей

Международная ассоциация компаний, производящих самоклеящиеся материалы, и тех, кто их применяет (FINAT), публикует методики и точные спецификации тестирования клеев — FINAT Test Methods, FMT (Методы тестирования FINAT). Тесты FMT допускают прямое сравнение характеристик результатов. Ниже описываются отдельные тесты FMT, результаты которых чаще всего приводятся в описаниях самоклеящихся материалов.

Следует обращать внимание, что в некоторых случаях значения, выраженные в Н/25 мм, производители приводят к Н/м — тогда в числовом выражении характеристики получаются значительно больше.

FMT 1. V=300 мм/мин
Тест силы прилипания (adhesive strength) под углом 180о со скоростью отделения 300 мм/мин. (Иногда эту характеристику называют отрывными прилипанием или адгезией.) Тест служит для оценки силы прилипания самоклеящегося материала. Степень прилипания определяется измерением усилия, которое требуется для отделения фрагмента самоклеящегося материала шириной 25 мм от стандартной поверхности под углом 180о. Выражается в ньютонах на 25 мм (Н/25 мм).


FMT 2. V=300 мм/мин
Тест силы прилипания под углом 90о со скоростью отделения 300 мм/мин. Аналогичен тесту FMT 1, но выполняется под углом 90о. Применяется для материалов, которые при измерении по методу FMT 1 разрываются.


FMT 3. V=300 мм/мин
Отделение (release) при небольшой скорости. Тест служит для определения степени легкости отделения поверхностного материала от силиконовой подложки. Результаты измерений позволяют оценить, насколько самоклеящийся материал подходит для обработки (например, при высокоскоростном этикетировании). Сила отделения определяется измерением усилия, которое требуется для отделения фрагмента самоклеящегося материала шириной 25 мм от силиконовой подложки под углом 180о при скорости отделения 300 мм/мин. Выражается в ньютонах на 25 мм (Н/25 мм).


FMT 4. V=10–300 мм/мин
Отделение при небольшой скорости. Аналогичен тесту FMT 3, но измерения проводятся при скорости отделения от 10 до 300 мм/мин.


FMT 8. p=1 кг
Сила сдвига (shearing strength) на стандартной поверхности. (Иногда эту характеристику называют когезией или когезионной прочностью.) Тест служит для оценки сопротивления клея статической нагрузке, приложенной в плоскости, совпадающей с плоскостью поверхностного материала. Статическая сила сдвига клея определяется временем, которое требуется для отделения самоклеящегося материала заданной ширины от стандартной поверхности при нагрузке, приложенной в плоскости, совпадающей с плоскостью поверхностного материала. Выражается в часах.


FMT 9. V=300 мм/мин
Начальное прилипание (initial adhesion, tack). (Иногда эту характеристику называют липкостью.) Тест служит для определения начального прилипания. Начальное прилипание является важным критерием возможности обработки самоклеящегося материала на машинах для этикетирования. Для определения начального прилипания делается петля из полоски самоклеящегося материала клеем наружу, на короткое время соединяется со стандартной поверхностью, а затем измеряется усилие, необходимое для отделения петли. Выражается в ньютонах на 25 мм (Н/25 мм).

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     

  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • ТЕСТ: Насколько хорошо вы разбираетесь в бумаге?

    Редакция Publish совместно с партнёром — MONDI PRINT CLUB — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги и подготовиться к вступлению в закрытый Клуб полиграфистов.

  • ТЕСТ: Как выбрать бумагу для цифровой печати или Почему что-то пошло не так...

    Редакция Publish совместно с партнёром — Xerox — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги для цифровой печати и её воздействия на качество.

  • Бумага UPM DIGI: выразительность самого белого
     

    Цена бумаги — значительная часть стоимости заказа. Можно ли сэкономить, взяв для цифровой печати обычную бумагу, или стоит потратиться на цифровую? Ответ на этот вопрос получили участники встречи «Соцветие UPM DIGI: выразительность белого».

     

  • Многомерность бумаги
     

    При всей кажущейся простоте и «плоскости» бумага на самом деле — сложная, многомерная вещь, способная вызывать у людей сильные эмоции.  И на организованной 5 апреля компанией «Берег» в Москве презентации «Бумага и чувства» владелец фабрики Gmund — харизматичный Флориан Колер — это убедительно доказал.

     


comments powered by Disqus