1999.05.08, Автор: Дэвид Клонч2942 прочтений

Ставка на слайды

Теги: Publish

Таблица: Слайд-сканеры

Справочник покупателя по сканерам для слайдов и пленок

Когда фотограф Кирк Тук из Остина (шт. Техас) приступил к созданию монтажа из 25 изображений для заказанной ему брошюры, он оказался между цифровой Сциллой и аналоговой Харибдой. Поскольку коллаж должен был быть подготовлен в пакете Adobe Photoshop, Туку были нужны цифровые файлы высокого разрешения. Однако съемка необходимых сюжетов при помощи студийной цифровой камеры оказалась невозможна из-за большого разнообразия объектов, условий их освещения и местоположения. Воспользоваться для этого полевой мегапиксельной камерой, по словам Тука, также было нельзя. Дело в том, что заказчик хотел позже увеличить некоторые снимки для печати плакатов, а современные мегапиксельные камеры не годятся для этих целей.

Призвав себе в союзники настольный слайд-сканер, Тук сумел совместить лучшие черты обоих миров: гибкость проверенной годами 35-миллиметровой фотокамеры и оптическую «живость» оцифровки изображений с высоким разрешением.

После съемки более чем 600 изображений, Тук и его заказчик выбрали около 30 из них, после чего Тук сканировал слайды при помощи Nikon LS-2000. Если угол съемки или перспектива какого-то изображения не вписывались в общий стиль коллажа, дизайнер просто сканировал другой слайд. «Пленка по-прежнему остается довольно удобным носителем. Вы можете с очень небольшими затратами сделать множество снимков, а перед сканированием отобрать лучшие из них на световом столе», — рассказывал Тук. По его прикидкам, те же 600 снимков при помощи цифровой камеры заняли бы более 18 Гбайт дискового пространства.

В ответ на небывалый ажиотаж вокруг оцифровки изображений в любой форме, производители значительно продвинулись в области повышения качества, удобства использования и снижения стоимости сканеров. Даже слайд-сканеры, ранее считавшиеся «элитными» инструментами, спускаются с небес на землю (и на рабочие столы), предлагая возможности и цены, которые делают эти устройства привлекательными как для новичков, так и для опытных профессионалов.

Учитывая все это, вопрос о том, как сориентироваться среди всего многообразия продуктов и не поддаться на рекламные уловки производителей, решить довольно не просто. Вниманию читателей предлагается справочник покупателя по настольным слайд-сканерам шести производителей с описаниями тех возможностей, которые действительно стоит учитывать при выборе определенного продукта.

Главное

Хотя к тому времени, когда слайд-сканеры впервые появились на рынке (т. е. десять с лишним лет назад), 35-мм пленка уже была стандартом, современные модели слайд-сканеров поддерживают значительно более широкий диапазон форматов пленок. Например, Minolta Dimage Scan Multi позволяет сканировать среднеформатные 6Ё9 см и другие пленки профессиональных форматов, в то время как Olympus ES-10 (и многие другие) поддерживает формат Advanced Photo System (APS), популярный в потребительских камерах.

Впрочем, независимо от формата пленки, все слайд-сканеры работают по общему принципу: пленка монтируется в специальную рамку, обычно представляющую собой пластиковый картридж или аналогичный адаптер, что облегчает подачу отдельных слайдов для сканирования. После этого выполняется сканирование слайда при помощи сенсоров ПЗС высокого разрешения, которые преобразуют аналоговую информацию об изображении в редактируемые пикселы.

Исключение составляет PhotoSmart S20 компании Hewlett-Packard, в который включен механизм автозагрузки 35-мм смонтированных слайдов, а также полосок пленок и отпечатков форматом до 127Ё178 мм. (Примечание: поскольку к моменту сдачи номера в печать PhotoSmart S20 еще не поставлялся, обзор продукта и тестовый отпечаток для данной публикации были подготовлены при помощи PhotoSmart S10.)

Независимо от видов работ по сканированию, необходимых покупателю, одной из самых важных характеристик, которую к тому же производители с особенным удовольствием поднимают на своих знаменах, является разрешение. Оптическое разрешение — это максимальное количество пикселов на дюйм (pixels per inch, ppi), которое может точно захватить оптика сканера. Эту характеристику не следует путать с интерполированным разрешением сканера, которое обычно намного выше. Например, максимальное оптическое разрешение HP PhotoSmart S20 составляет 2400 ppi для слайда 35-мм пленки; интерполированное разрешение для того же слайда достигает 4800 ppi. Чтобы получить такое высокое значение, программные алгоритмы искусственно добавляют данные в изображение, усредняя значения соседних пикселов, то есть пикселы добываются практически из воздуха.

Хотя программная интерполяция основывается на весьма изощренных алгоритмах, сканирование с реальным оптическим разрешением всегда обеспечивает более качественные результаты. Среди рассматриваемых моделей максимальное оптическое разрешение составляет 4000 ppi у модели Polaroid SprintScan 4000, чего вполне достаточно для увеличения кадра с 35-мм пленки до страницы А4 и вывода цветоделенных пленок для нее.

Сканировать позитивные изображения, такие как цветной слайд или пленка, по сравнению с настоящей негативной пленкой, относительно легко. Негативы — это не только инверсии нормальных цветов: основа пленки затенена, поэтому, чтобы достоверно воспроизвести оригинал, сканер должен компенсировать этот оттенок. Еще более усложняет дело то, что у пленок различных производителей, таких как Kodak и Fuji, оттенки различны. Почти все рассматриваемые сканеры выполняют общие, автоматические операции по настройке на пленки-негативы; а некоторые сканеры типа Polaroid обеспечивают получение более точных результатов, используя для этого специальные таблицы замены цветов для различных производителей пленок.

Как цифровые устройства, сканеры обычно конвертируют аналоговые данные об изображении в 8 или 12 бит для каждого цветового канала: красного, зеленого или синего. Это значит, что при 8-разрядной оцифровке, каждый канал 24-разрядного RGB-изображения содержит 256 уровней информации о цвете — всего до 16,7 миллионов цветов. Хотя это может показаться фантастически богатой палитрой, цветовая гамма реального мира значительно шире. Для большинства оцифровывающих устройств на основе ПЗС захват самых светлых и самых темных оттенков по-прежнему является проблемой. Вот почему глубина цвета может быть лучшим критерием для цифрового художника: лучше выбрать по крайней мере 12 разрядов на канал RGB и получить при этом 36-разрядный «скан». Некоторые сканеры обеспечивают даже более высокие значения. Например, HP PhotoSmart и Minolta Dimage при помощи программных средств позволяют получать, соответственно, 45- и 48-разрядные изображения.

Еще один не простой аспект сканирования, который часто переоценивают производители, — это плотность или оптический диапазон. Максимальный диапазон плотностей (иногда его называют динамическим диапазоном или Dmax) — это логарифмические значения, присваиваемые спектру видимого света, от теоретического минимума 0,0 (полная прозрачность) до 4,0 и более (непрозрачность). Большинство фотопленок обладают минимальной плотностью 0,3, а максимальной — около 3,3, в итоге средний оптический диапазон плотностей составляет 3,0.

Хотя оптический диапазон плотностей 3,0 или более может показаться излишне широким, на практике более высокие значения имеют смысл, особенно при необходимости захвата деталей в тенях без теневого шума, который искажает результаты даже самых лучших сканеров. Кроме того, именно эта характеристика отличает настольные слайд-сканеры от планшетных моделей. Даже с опциональным адаптером за 500 долл., планшетный сканер остается планшетным, а большинство из них, особенно потребительские модели младшего класса, исключительно слабо воспроизводят детали в тенях. Некоторые сканеры обладают очень высоким оптическим диапазоном плотностей. Например, в LS-2000 компании Nikon реализована технология множественных отсчетов, по которой изображение сканируется до 16 раз, а окончательный результат генерируется на основе среднего значения. Эта технология действительно позволяет избавиться от шума в тенях и обеспечивает поразительно высокое значение Dmax равное 3,6, но также значительно увеличивает время сканирования.

Богатое внутреннее содержание

Для слайд-сканеров (даже больше, чем для людей) особенно важно внутреннее содержание. Производительность сканера определяется его оптической архитектурой. Источник света, который со временем тускнеет или меняет цветовой оттенок, может привести к ухудшению результатов. Не менее важен и тип сенсора ПЗС. В то время как приборы с зарядовой связью являются стандартными, они устанавливаются в различных конфигурациях. В некоторых моделях применяются тройные матрицы, которые состоят из трех отдельных сенсоров с красным, зеленым или синим фильтрами; матрицы обычно сочетаются с одним источником света, таким как флуоресцентная лампа. В сканере Polaroid используется диффузионный источник света с холодным катодом и тройной ПЗС, что, по мнению разработчиков, уменьшает количество видимой пыли. В продуктах Nikon для захвата всех цветов изображений используются раздельные красный, зеленый и синий светодиоды вместе с одной линейкой ПЗС. Поскольку светодиоды излучают свет постоянно, они в меньшей степени, чем флуоресцентные лампы, подвержены старению.

Кроме того, только в моделях Nikon применяется технология Digital ICE (Image Correction and Enhancement — коррекция и улучшение изображений) компании Applied Science Fiction. Эта технология позволяет сканеру Nikon проверять изображение на пленке, обнаруживать пылинки и царапины, а затем автоматически удалять их из окончательного результата сканирования. Значительно более интеллектуальная, чем обычный фильтр Remove Dust and Scratches (Удаление пыли и царапин) пакета Photoshop, технология Digital ICE работает на основе специальных модификаций, внесенных в аппаратное и программное обеспечение, и дает отличные результаты. Подобная функция реализована также в программе PolaColor Insight Pro для моделей Polaroid.

Еще одна важная составляющая высококачественного сканирования — это механизм фокусировки, который должен выполнять настройку для получения резкого и четкого изображения. Поскольку различные пленки и слайды имеют разную толщину (и, следовательно, различные фокальные плоскости), в большинстве моделей в дополнение к ручной настройке применяется автоматическая фокусировка. В нескольких моделях от пользователя требуется указать точку на предварительном результате сканирования, по которой будет настраиваться фокус.

Несколько удивляет реализация настройки фокуса в Olympus ES-10 при помощи специального экранного движка. Вы должны поворачивать его до тех пор, пока программа не сообщит, что фокусировка выполнена, оставляя вас недоумевать, почему она не делается автоматически. Чтобы обеспечить качественный результат за минимальное время, каждый из многочисленных оптических элементов в ходе сканирования должен работать согласованно со всем механизмом устройства. Совершенно очевидно, что координация работы такого сложного набора оптики требует титанических усилий, поэтому здесь перед производителями открывается обширное поле деятельности по улучшению времени сканирования. К этому вопросу имеют отношение две характеристики: время предварительного сканирования, которое необходимо для генерации на экране изображения с низким разрешением (обычно оно находится в диапазоне от 5 до 10 секунд), и время сканирования с максимальным разрешением, которое требуется для создания самого большого возможного файла изображения.

Следует только обращать внимание на следующее: время сканирования, которое производители приводят в технических описаниях, часто не включает дополнительное время для внутренней обработки изображения и вывода его на экран — а для выполнения этих действий иногда может потребоваться несколько минут.

Без задоринки

Настольный слайд-сканер может сделать нечто большее, чем просто обеспечить удобный способ оцифровывания пленки: дополненные такими функциями, как встроенное управление цветом, сканеры могут также стать интегральной частью производственного процесса. Все производители, за исключением двух (Hewlett-Packard и Olympus), поддерживают стандартную технологию управления цветом, такую как ColorSync компании Apple, включая в комплект поставки исходные профили ICC (International Color Consortium — Международный консорциум по цвету). Сканеры Kodak, Nikon и Polaroid позволяют проводить калибровку для точки белого при помощи программной утилиты, которая корректирует проявляющиеся со временем изменения цвета источника освещения или интенсивности на выходе.

Один из важных технологических аспектов — это то, как данные передаются на компьютер. Почти все рассматриваемые сканеры подключаются при помощи интерфейса SCSI-2, который является обычным средством подключения периферии для дизайн-студий, работающих на Macintosh. Однако пользователям систем Windows нечего бояться: все модели могут поставляться также с платами SCSI, которые вставляются непосредственно в PC, а Olympus ES-10 можно также подключать через обычный параллельный порт. В настоящее время SCSI пока остается «королем» соединений, но USB (Universal Serial Bus) имеет все шансы перехватить пальму первенства. Последовательное соединение нового поколения с автоконфигурацией plug-and-play и скоростью передачи до 12 Мбит/с, USB (и поддерживающие его устройства) обязательно появится на рабочих столах пользователей. Сегодня единственным совместимым с USB-сканером, среди рассматриваемых моделей, является HP PhotoSmart (только для Windows).

Все приведенные в таблице сканеры поставляются в комплекте с отдельными специализированными приложениями сканирования, для установки которых требуется определенное дисковое пространство, а также с дополнительным модулем для Photoshop или модулем TWAIN. Интересно то, что ни с одним из сканеров больше не поставляется Adobe Photoshop, и лишь Polaroid продает свою модель в комплекте с «бедным родственником» — Adobe PhotoDeluxe.

Следует помнить одну важную вещь: пленка никогда не умрет (по крайней мере, в обозримом будущем), не зависимо от того, что об этом говорят в рекламе. Поэтому, для тех, кому нужен недорогой способ захвата изображений с высоким разрешением с 35-мм слайдов, фото- и других пленок, очевидным выбором остаются настольные слайд-сканеры.

ОБ АВТОРЕ

Дэвид Клонч — президент Liason Production Services, консалтинговой фирмы в области допечатной подготовки с офисами в Остине (шт. Техас) и Денвере (шт. Колорадо).

Галерея слайдов

Каждый из рассматриваемых сканеров прошел ряд тестов; результаты приводятся ниже. Хотя к моменту сдачи номера в печать модели Kodak Professional 3570 Plus и Hewlett-Packard PhotoSmart S20 были недоступны, был протестирован сканер PhotoSmart S10. Сравните следующие образцы сканирования, с эталоном справа, полученным при помощи барабанного сканера Linotype-Hell 3010, обратив особое внимание на выделенную область.

LS-2000 компании Nikon

Широкий динамический диапазон LS-2000 плюс функция множественного сканирования позволяют практически полностью избежать шумов в тенях, генерируя изображение с отличной цветопередачей и хорошей детализацией в тенях.

LS-30 компании Nikon

Элементы управления процессом сканирования для обеих моделей сканеров Nikon превосходны: оператор может выполнять тщательную коррекцию цветов и удалять пыль или царапины при помощи технологии Digital ICE непосредственно в процессе сканирования. Впечатляет также цветовой баланс.

PhotoSmart S10 компании Hewlett-Packard

В PhotoSmart S10 имеются простые функции настройки предварительно сканированного изображения, выполнения небольшой цветокоррекции и захвата окончательного изображения. Итоговый результат сканирования оказался «мягким» и слегка перенасыщенным.

ES-10 компании Olympus

Функции управления ES-10 довольно просты, во многом напоминая аналогичные возможности потребительского HP PhotoSmart. Детали в тенях оказались несколько мутными, а все изображение имело заметный желтоватый оттенок.

Dimage Scan Multi компании Minolta

Интерфейс сканирования Dimage содержит исчерпывающие функции управления цветовым балансом, фокусировкой, а также выделения точек в светах и в тенях. Хотя окончательный результат сканирования оказался несколько темнее остальных, детали в тенях были переданы довольно точно.

Таблица: Слайд-сканеры

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?

    Сергей Новиков, директор по развитию компании «Ламбумиз Трейд» (Москва):

    Наше предприятие известно прежде всего как производитель картонной упаковки для жидких продуктов. Тиражи в нашей типографии достаточно большие, а для печати мы используем традиционное в этой сфере оборудование: широкорулонные флексографские машины.

     

  • Цифровое будущее для флексотипографий

    Процессы цифровой трансформации сейчас наблюдаются практически во всех отраслях промышленности, и полиграфия не может оставаться в стороне. Более того: компании, откладывающие цифровизацию, рано или поздно почувствуют, что теряют свои конкурентные преимущества. Флексотипографиям следует обратить внимание на комплексность подхода к цифровой трансформации — одной покупки этикеточной ЦПМ недостаточно.

     

  • «Реклама 2018»: позитивный переезд

    Самые яркие новинки и тенденции главной выставки российской индустрии широкоформатной и сувенирной печати, перебравшейся в более крупный павильон № 1 «Экспоцентра».

     

  • Влияние на окружающую среду и безопасность

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки. Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Xerox Iridesse Production Press

    Заключение: не имеющая аналогов на рынке шестикрасочная цветная листовая ЦПМ может печатать сразу двумя дополнительными цветами в один прогон (до и после CMYK), что позволяет серьёзно увеличить спектр работ, выполняемых цифровым способом, за счёт интересных спецэффектов. Представляет интерес как в качестве первой ЦПМ в типографии (обеспечивает высокую производительность и гибкость), так и для расширения имеющегося парка цифровых машин.

     

  • Самая трудная задача: ответить сразу на все вопросы клиента

    Мы помогаем очередному благотворительному проекту найти типографию для печати.

     


comments powered by Disqus