101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Лекарство от "цветового" удара

  • Майкл Киран
  • 19 января 1999 г.
  • 2955

Как добиться стабильного и предсказуемого цвета в Photoshop 5.0.

Adobe Photoshop 5.0 - это не просто обновленная версия продукта: в программе реализован принципиально иной подход к управлению цветом, что для многих пользователей может обернуться серьезными проблемами. В программу была внедрена архитектура управления цветом, основанная на профилях для сканеров, мониторов и принтеров Международного консорциума по цвету (International Color Consortium, ICC), в результате чего изменились основные правила работы с цветом в Photoshop.

Новый подход к управлению цветом можно свести к двум основным принципам: во-первых, для всех изображений, которые сохраняются из Photoshop 5.0, следует задавать профиль, описывающий условия их создания; во-вторых, необходимо указать цветовое пространство RGB, в котором выполняется редактирование изображений в Photoshop, и оно должно быть независимым от характеристик определенного монитора.

Следовательно, чтобы добиться предсказуемого цвета, пользователь должен понимать, каким образом в новой версии Photoshop выбирать цветовые пространства RGB и CMYK, а также то, как программа оперирует с отсутствующими или неверно заданными профилями.

Кроме того, это означает, что при выборе ошибочных параметров обрабатываемые в Photoshop 5.0 цветные изображения могут как на экране, так и на печати выглядеть иначе, чем при их выводе из Photoshop 4.0. В дополнение к этому способ обработки цвета в Photoshop теперь оказывает серьезное влияние на другие приложения - особенно программы верстки и создания иллюстраций - использующие изображения из Photoshop. Эти приложения должны распознавать и правильно обрабатывать встроенные профили изображений.

Но существует относительно простой способ избежать потенциальных проблем. Получить из Photoshop великолепный и предсказуемый цвет можно, достаточно лишь уделить внимание настройке параметров в нескольких ключевых окнах диалога: RGB Setup (Параметры RGB), CMYK Setup (Параметры CMYK) и Profile Setup (Параметры профилей), которые вызываются из подменю Color Settings (Параметры цветов) меню File. Ниже описываются наиболее удобные методы настройки параметров в каждом из этих окон, позволяющие добиться максимально качественной цветопередачи для конкретных условий создания и вывода изображений.

Параметры RGB

Одна из ключевых концепций в Photoshop 5.0, о которой нельзя забывать, это необходимость правильного выбора цветового пространства RGB (описывается диапазоном или охватом цветов, который оно может представлять) для редактирования изображений, причем оно может быть больше, чем пространство RGB подключенного к компьютеру монитора. Это крайне важный параметр, поскольку после его выбора для каждого сохраняемого файла роль исходного профиля будет выполнять сопровождающий изображение описатель пространства RGB.

Параметры, которые задаются в окне диалога RGB Setup (Настройка цветов RGB), исключительно важны, поскольку они описывают рабочее цветовое пространство RGB: то, каким образом значения RGB интерпретируются и встраиваются в изображения.

К сожалению, пространством по умолчанию в Photoshop задано sRGB (так называемое standard RGB - стандартное RGB), основанное на цветовом диапазоне типичного монитора VGA низшего класса. Хотя sRGB вполне подойдет для изображений Web или печати на недорогих струйных принтерах, из-за недостаточно широкого диапазона значений в зеленой и голубой частях спектра оно не годится для печати с профессиональным качеством. Поэтому если нет жесткой установки не менять устоявшийся технологический процесс на основе Photoshop 4.0, то следует перейти к постоянному использованию одного из других пространств RGB, включенных в новую версию. Эти пространства следующие:

Apple RGB. Создано на основе 13-дюймового монитора Apple. Это цветовое пространство имеет немногим более широкий диапазон, чем sRGB, поэтому применять его не рекомендуется.

CIE RGB. Это пространство разработано учеными, изучающими цвет, поэтому его охват настолько широк, что для полного использования пространства необходимо захватывать, обрабатывать и выводить 48-разрядные цветные файлы (16 разрядов на пиксел в каждом канале). Для большинства 24-разрядных файлов RGB это приводит к постеризации, поскольку в них не хватает уровней серого.

ColorMatch RGB. Разработано на основе цветового пространства монитора Radius PressView, обладает широким диапазоном и довольно близко совпадает со старым пространством Photoshop RGB, откалиброванным под монитор со стандартными точкой белого и гаммой, поэтому хорошо подходит для создания печатных изображений.

NTSC (1953), PAL/SECAM и SMPTE-C. Эти пространства годятся только для генерации изображений, предназначенных для трансляции по телевизионным каналам.

SMPTE-240M. Основано на одном из предложенных для телевидения высокой четкости (High Definition TV, HDTV) стандартов. Это цветовое пространство, разработанное Обществом инженеров телевидения (Society for Motion Picture and Television Engineers), великолепно подходит для создания печатных публикаций, поскольку его цветовой охват почти так же широк, как у пространства CMYK. Компания Adobe не совсем точно соблюдает все спецификации SMPTE, поэтому в Photoshop 5.0.2 это цветовое пространство было переименовано в Adobe RGB (1998).

Wide-Gamut RGB (RGB с расширенным диапазоном). Основано на чистых первичных значениях для красного, зеленого и голубого цветов, обладает очень широким охватом, который может быть представлен лишь в 48-разрядных файлах изображений, и даже в этих случаях его использование может приводить к непредсказуемым результатам для изображений с очень высокой насыщенностью. В обычных 24-разрядных изображениях может проявляться постеризация.

Monitor RGB. Единственная опция, зависимая от устройства (подобная архитектуре Photoshop 4.0), поэтому созданные в этом пространстве изображения будут выглядеть по-разному на разных системах. Следовательно, его надо избегать.

Ячейка Display Using Monitor Compensation (Корректировать изображение с учетом характеристик монитора) в нижней части окна диалога RGB Setup должна быть всегда отмечена (это значение задано по умолчанию). В этом случае при отображении цветов Photoshop компенсирует их в соответствии с ограничениями и искажениями используемого монитора, для чего, собственно, и необходима настройка цветопередачи.

Параметры CMYK

В окне диалога CMYK Setup (Параметры CMYK) для задания цветов CMYK существуют три варианта: Built-In (Встроенные), ICC и Tables (Таблицы).

Опции Built-In (Встроенные) в окне диалога CMYK Setup (Параметры CMYK) повторяют традиционные элементы управления процессом цветоделения, реализованные в окнах диалога Printing Ink Setup (Параметры красок) и Separation Setup (Параметры цветоделения) Photoshop 4.0. Поэтому в Photoshop 5.0 цветоделение можно выполнить таким образом, чтобы его результаты точно совпадали с результатами, полученными из Photoshop 4.0.

Чтобы использовать технологический процесс на основе профилей (рекомендуемый автором), необходимо просто щелкнуть по радио-кнопке ICC и задать профиль для устройства вывода. Кроме этого, следует выбрать механизм обработки цветов, который будет применяться для конвертирования изображений из одного пространства в другое - например, из RGB для монитора в CMYK для печати. Хотя здравый смысл подсказывает, что лучше всего выбрать механизм LinoColor (на котором базируются Apple ColorSync и Microsoft ICM), многие профессионалы в области допечатной подготовки или печати сообщают об отличных результатах, полученных при помощи механизма Built-In от Adobe. Можно также задать способ рендеринга (rendering intent) - метод, который используется для преобразования цветов изображения в диапазон печатных цветов; он определяет, каким образом будут обрабатываться не входящие в диапазон печати цвета. Как правило, лучше всего оставить значение Perceptual (Images) (Перцепционный - Изображения), принятое в программе по умолчанию.

Модель ICC в Photoshop является самым предпочтительным способом для создания файлов CMYK, и она имеет хорошие шансы стать новым стандартом в управлении цветом.

Модель Built-In подобна методу цветоделения, принятому в Photoshop 4.0: здесь задается тип печатного процесса, значение растискивания и способ генерации черной формы (удаление цветной краски или замена серой компоненты). Параметры растискивания обрабатываются иначе, но их можно настроить, задав значения в интервале от половины до трех четвертей чисел, вводившихся в Photoshop 4.0. Лучший способ точно установить параметры растискивания - распечатать и измерить (при помощи денситометра или другого устройства) стандартный образец с 14 градациями серого цвета из нового окна диалога Dot Gain Curves (Кривые растискивания), после чего можно ввести полученные значения, создав заказные кривые растискивания для каждой краски.

Тем пользователям, которые предпочитают применять печатные профили ICC, задавать параметры растискивания не придется, поскольку эти значения - лишь часть параметров, описывающих печатный процесс и хранящихся в профиле печати. На практике при выборе в окне диалога CMYK Setup технологического процесса ICC опции настройки красок и цветоделения, имеющиеся в модели Built-In, становятся недоступными.

Модель Tables (Таблицы) в окне CMYK Setup позволяет добиться соответствия между сканированным из Photoshop 5.0 и ранее напечатанными изображениями. Модель дает возможность выполнять цветоделение с такими же параметрами, которые задавались бы при выводе из Photoshop 4.0, но для технологического процесса на основе ICC эта модель не имеет практической ценности. Чтобы использовать эту опцию, необходимо сохранить пользовательскую таблицу цветоделения из окна диалога Color Tables (Цветовые таблицы) в Photoshop 4.0, а затем импортировать ее через окно диалога Tables в Photoshop 5.0.

Параметры профилей

Для максимально полного использования возможностей управления цветом в Photoshop 5.0 необходимо следить, чтобы вместе со всеми сохраняемыми из Photoshop изображениями записывался исходный профиль. Все ячейки в верхней части окна диалога Profile Setup (Параметры профилей) должны быть отмечены.

Чтобы избежать неправильного преобразования изображения, следует убедиться, что для опций Assumed Profiles (Предполагаемые профили) или Profile Mismatch (Несовпадение профилей) в окне диалога Profile Setup (Параметры профиля) указаны значения Ask When Opening (Запрашивать при открытии).

Окно Profile Setup предлагает решение двух других важных вопросов: что делать, когда открывается изображение, не содержащее встроенного профиля, а также при открытии изображения, встроенный профиль которого отличается от описанного в окнах RGB Setup или CMYK Setup.

Хотя для таких случаев можно задать профиль по умолчанию, автор рекомендует более консервативный подход: выбрать для каждой опции значение Ask When Opening (Запрашивать при открытии), после чего при открытии каждого "сомнительного" файла Photoshop дает возможность пользователю самому указать подходящий для преобразования профиль. Если изображение было создано в предыдущей версии Photoshop и не содержит встроенного профиля, в качестве исходного следует использовать профиль Apple RGB (для изображений с платформы Macintosh) или sRGB (для изображений с платформы Windows).

Конвертирование из профиля в профиль

Кроме уже описанных выше трех окон диалога, следует отдельно упомянуть четвертое. Окно Profile to Profile (Конвертирование из профиля в профиль), вызываемое командами Image (Изображение), Mode (Режим), - это мощный инструмент, который в документации компании Adobe весьма точно описывается как "заряженное оружие", поскольку позволяет назначать любому изображению любой профиль, что потенциально может привести к нарушению цветопередачи.

Однако конвертирование из профиля в профиль может оказаться удобным для присвоения исходных профилей изображениям, захваченным при помощи модуля Acquire (Захватить) Photoshop со сканера, который, подобно большинству сегодняшних моделей, не обеспечивает непосредственного встраивания профиля в каждое изображение.

Используя команду Profile to Profile, следует помнить об одном важном обстоятельстве - эта функция, подобно преобразованиям Missing Profile (Отсутствующий профиль) или Profile Mismatch (Неподходящий профиль), приводит к изменению значений пикселов изображения. (В окнах диалога параметров определяются лишь способы, по которым Photoshop интерпретирует пиксельные данные.) Нельзя забывать и о том, что Photoshop встраивает тот профиль, который уже задан в окне диалога RGB Setup или CMYK Setup, а не тот, в который или из которого выполняется конвертирование.

Поскольку Photoshop 5.0 - как первое из основных издательских приложений, ориентированных на встраивание профилей, - является промышленным стандартом, важно, чтобы другие приложения, получая файлы Photoshop, могли распознавать и обрабатывать встроенные профили. Например, QuarkXPress 4.0 при импорте изображения с встроенным профилем информирует об этом пользователя и позволяет заменить профиль, задав профили для цифрового цветопробного устройства или печатной машины, а также решить, будет ли при выводе на экран имитироваться цветопроба - либо пресс. Подобные возможности были реализованы в пакете Adobe PageMaker 6.0 еще с версии 6.0, выпущенной более двух лет назад. В пакет QuarkXPress 3.3 функции управления цветом можно ввести при помощи расширений компаний Helios или Praxisoft, но пользователям большинства остальных программ, желающим воспользоваться преимуществами встраивания профилей пакета Photoshop, пока остается лишь сетовать на судьбу.

Необходимые улучшения

Несмотря на значительные усовершенствования в области управления цветом в Photoshop 5.0, разработчикам пока есть к чему стремиться. Прежде всего следует заменить принятое по умолчанию пространство sRGB на Radius ColorMatch RGB или Adobe RGB (1998).

В дополнение программистам Adobe необходимо изменить название RGB - важного первого параметра в окне диалога RGB Setup, переименовав его в RGB Working Space (Рабочее пространство RGB). Тогда пользователям станет ясно, что эта опция описывает цветовое пространство, в котором будут интерпретироваться сканированные изображения. Еще одна область, нуждающаяся в значительных доработках - это способ рендеринга. Например, неплохо, если бы пользователи могли задавать различные способы рендеринга для различных типов изображений.

Именно эти недостатки привели к тому, что многие пользователи допускают ошибки в работе с новыми функциями управления цветом Photoshop; к тому же проблемы были усугублены тем, что Adobe не удосужилась (это касается и самого приложения, и документации к нему) максимально доступно объяснить способы реализации технологического процесса на основе профилей.

К счастью, разработчики уже устранили некоторые недоработки. Например, недавно на узле Web (www.adobe.com) было помещено бесплатное обновление, 5.0.2, где исправлены некоторые ошибки. В Photoshop 5.0.2 включены мастер, который облегчает процесс настройки, а также 66-страничный PDF-документ, где объясняется, каким образом можно настроить Photoshop для работы в различных технологических процессах. Теперь файлы из предыдущих версий не будут автоматически конвертироваться в sRGB; вместо этого в момент открытия Photoshop запрашивает, конвертировать ли изображение.

Конечно, нельзя ожидать, что все пойдет гладко, ведь речь идет о внедрении совершенно новой идеологии интерпретации цветных изображений. Поэтому не нужно пугаться. Освоив новые концепции управления цветом, вы прочно займете свою колею на дороге, ведущей к точной цветопередаче в пакете Photoshop 5.0.


Калибровка и профилирование монитора

Чтобы в пакете Photoshop 4.0 получить изображение профессионального качества, калибровать монитор было не обязательно, хотя это всегда помогало в работе. В Photoshop 5.0 калибровка монитора приобрела исключительную важность по одной простой причине: перед тем как профилировать монитор, его следует откалибровать.

К счастью, компания Adobe бесплатно поставляет достаточно эффективную утилиту для калибровки и профилирования - Adobe Gamma. Утилита позволяет визуально калибровать монитор, а затем сохранять результаты калибровки в виде профиля ICC для монитора. Точность калибровки, которую обеспечивает Adobe Gamma, делает ее действительно отличным инструментом создания профилей к большинству обычных мониторов для пользователей как Macintosh, так и Windows. Однако следует помнить, что любой профиль, в основе которого лежит визуальная оценка, скорее всего окажется не так точен, как полученный при помощи измерительных инструментов, подобных колориметру или спектрофотометру.

Перед тем как использовать Adobe Gamma, необходимо стандартизировать условия внешнего освещения: предпочтительнее работать в условиях нейтрального освещения с нейтрально серыми стенами и минимальными цветовыми искажениями. Для рабочего стола на экране следует выбрать нейтральный серый фон, а сам монитор перед калибровкой должен прогреться в течение получаса.

После запуска Adobe Gamma предложит настроить яркость и контраст, а затем установить предполагаемые средние величины для красного, зеленого и синего сигналов (сравнивая яркости переднего плана и фона геометрических фигур на экране). Затем необходимо задать целевое значение гаммы (контраст цвета), точку белого (степень теплоты или холода белого цвета монитора), а также цветовые значения первичных цветов RGB. Большинство пользователей Macintosh и те, кто готовит изображения для печати, должны задать значение гаммы 1,8. Для пользователей Windows и тех, кто готовит файлы для видео и Web, лучше выбирать значение 2,2. Для точки белого должно быть установлено значение 5000К или 6000К. Если первичные значения цветов не описаны в документации к монитору, следует связаться с производителем, выбрать их из всплывающего меню со списком стандартных электронно-лучевых трубок или измерить колориметром.

После того как все параметры заданы, Adobe Gamma калибрует монитор и создает профиль ICC. Для Macintosh профиль автоматически устанавливается в качестве системного в панели управления ColorSync. Пользователям Windows придется задать профиль монитора в каждом из приложений. Чтобы поддерживать оптимальные условия отображения, лучше всего калибровать монитор каждые две-четыре недели, в зависимости от предъявляемых требований к качеству изображения.


Профили для цвета

Чтобы в Photoshop 5.0 добиться качественной цветопередачи, достаточно лишь правильно выбрать цветовые пространства для работы, причем каждое цветовое пространство представляется стандартным профилем ICC. Необходимо помнить, что при сохранении файла встроенный профиль определяется параметрами, заданными в окнах диалога RGB Setup или CMYK Setup.

Для монитора следует выбрать профиль используемого монитора (созданный при помощи утилиты для калибровки, такой как Adobe Gamma) и профиль рабочего пространства RGB.

Чтобы добиться точного соответствия между экранным и печатным цветами, необходимо задать профили для каждого устройства печати, а также выбрать пространство CMYK, в котором будет выполняться цветоделение результатов сканирования в формате RGB.

Цвета изображения могут быть конвертированы из любого исходного профиля в любой целевой профиль; эта мощная функция может потенциально привести также к серьезным искажениям цветов.

В окне диалога Profile Setup пользователь может указать, каким образом Photoshop 5.0 должен обращаться с изображениями, полученными из различных источников, например, с цифровых камер, из библиотек изображений на дисках CD-ROM, из Web, со старых устройств, которые невозможно точно профилировать, и из предыдущих версий Photoshop. Выбрав опцию Ask When Opening (Запрашивать при открытии), можно застраховаться от ошибочных преобразований.


Внештатный редактор Майкл Киран является автором трех книг по электронной обработке цвета. Он также ведет семинары в области цветокоррекции и управления цветом.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Больше порядка

Ежедневники выпускают специализированные компании, книжные издательства, блогеры и даже музеи.

Текстильная печать: итоги, тренды, планы

В начале нового года принято подводить итоги прошедшего и строить планы на будущее. Publish решил узнать, как прошёл 2023 год и какие планы на 2024-й у руководителей компаний, занимающихся цифровой текстильной печатью, и задал им несколько вопросов.

Выставка UPAKEXPO

Международная специализированная выставка упаковочного оборудования и готовых упаковочных решений под этим названием проводится впервые, хотя это всё та же знакомая нам upakovka. Ключевая идея UPAKEXPO — обмен профессиональным опытом и информацией по основным темам упаковочной отрасли. Ниже вы найдёте список экспонентов, которых мы отобрали как наиболее интересных для наших читателей.

Как дела у РПК?

Рекламно-производственные компании в 2023 году и анализ результатов их деятельности.

Дизайнерская бумага: рыночные вызовы и тренды

Фактически два года российская экономика находится в условиях беспрецедентно жёстких экономических санкций, которые затронули каждую сферу производства, в том числе такую, казалось бы, малозначимую область, как печать рекламной продукции на дизайнерской бумаге. Для некоторого числа типографий сокращение объёмов импорта материалов вызвало определённые проблемы, но прошёл значительный отрезок времени, и ситуация стала проясняться.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 30