1998.11.07, Автор: Андрей Еремин3657 прочтений

Широкоформатный принтер как цифровая цветопроба

Теги: Publish

После прочтения заголовка у читателя немедленно возникает вопрос: а зачем и кому нужно использовать широкоформатный принтер для получения цветопроб? Отвечу по пунктам.

Плакаты. Предположим, вам необходимо напечатать тираж плакатов формата более чем А2. Где, кроме как на широкоформатном принтере, можно получить цветопробу в натуральную величину? Нет, конечно, можно сделать аналоговую цветопробу, но стоимость будет выражаться трехзначным числом в у. е. Цветопроба на широкоформатном принтере обойдется дешевле минимум в четыре раза.

Упаковка. Вы занимаетесь дизайном и печатью упаковки, например картонных коробок. Изготовив цветопробу на широкоформатном принтере, вы сможете показать заказчику «товар лицом» - вручную раскроить цветопробу и собрать коробку.

Спуски полос. Изготовление цифровых цветопроб спусков полос (в натуральную величину) актуально в большей степени для систем Computer-to-Plate (CTP), однако цветопроба также может понадобиться, если необходимо проконтролировать цвета в спуске до вывода фотоформ. Ну и конечно, можно проверить спуск на наличие/отсутствие прочих ошибок.

Наружная реклама. До печати на сверхширокоформатном принтере (Nur Outboard, Vutek UltraVu и др.) можно вывести цветопробу на широкоформатном принтере. Это позволит: выловить случайные ошибки, застраховав себя этим от возможных дальнейших неприятностей, а также даст возможность показать пробу клиенту.

Практически любой цветной широкоформатный принтер годится для изготовления оценочных цветопроб, т. е. для приблизительного контроля цвета на узнаваемость. Но только некоторые модели цветных широкоформатных принтеров подходят для получения контрактных цветопроб (предоставляемых для утверждения заказчику). Оговорюсь, что к последним относятся не только специализированные «цветопробные» принтеры.

Характерные недостатки цифровых цветопроб

  • Разрешающая способность широкоформатных принтеров ниже разрешающей способности ФНА и устройств CTP
  • Методы растрирования изображения отличаются от методов, применяемых в растровых процессорах ФНА и CTP
  • Спектральные характеристики пигментов, применяемых в принтере, отличаются от пигментов в печатной краске
  • Металлизированные, флюоресцентные и специальные краски - сложность воспроизведения таких красок на цветопробе
  • Растискивание: сложность имитации величины растискивания
  • Тиражные материалы: сложность работы с тиражными материалами

Как бороться с недостатками

Разрешающая способность широкоформатных принтеров ниже ФНА и CTP - с этим ничего нельзя поделать. Даже наиболее «продвинутые» модели широкоформатных принтеров имеют «видимое» разрешение 1800 dpi (например, Iris Realist FX). Вследствие более низкой разрешающей способности на принтере невозможно получить настоящую растровую структуру печатного оттиска. Следовательно, невозможно контролировать появление муара.

А вот проблема с различными методами растрирования изображений является во многом надуманной. Приведу два примера, иллюстрирующих это утверждение.

Первый пример. Предположим, для ФНА или системы CTP используют растровый процессор на основе Harlequin ScriptWorks, со специальным расширением для работы с широкоформатными принтерами, тогда при печати растрового изображения на принтере будет имитироваться растровая структура печатного оттиска. То есть изображение растрируется только один раз, а затем растровый процессор может вывести его на принтер, на ФНА или на CTP. Такие расширения для своих растровых процессоров предлагают многие производители (OEM-партнеры Harlequin): Autologic, Chameleon, HyWater, Xitron и др.

Второй пример. AgfaJet Atlas - восьмикрасочный широкоформатный принтер барабанного типа для вывода цифровых фотографий и цветопроб (OEM ColorSpan DesignWinder). Растровая структура отпечатка принципиально отличается от того, что вы увидите на печатном оттиске (при печати на принтере применяется стохастическое растрирование). Однако на качество цветопередачи это отличие влияния не оказывает. Хотя проверить оттиск на муар действительно не удастся.

Спектральные характеристики пигментов, применяемых в принтере, отличаются от пигментов в печатной краске. Могут отличаться как спектральные характеристики чистых цветов, так и смесевые цвета (получаемые при тех же процентных соотношениях базовых цветов).

Первая проблема может решаться двумя способами.

Во-первых, можно приблизить спектральный состав пигментов, применяемых в принтере, к пигментам в печатной краске. Так решила проблему компания Encad, разработав специально для получения цветопроб четырехкрасочную серию чернил Encad GS, спектральные характеристики пигментов и цветовой охват которой близки к определенным в стандарте SWOP. Аналогично поступила фирма Roland, разработав для своего нового шестикрасочного принтера Hi-Fi Jet набор чернил CMYK + Orange + Green для печати цветопроб Hexahrome. Эти чернила были сертифицированы компанией Pantone.

Во-вторых - имитировать чистые цвета. Цветовой охват некоторых типов чернил для широкоформатных принтеров шире цветового охвата четырехкрасочной офсетной печати (CMYK), то есть включает в себя Euroscale и/или SWOP в качестве подмножества. Поэтому можно имитировать чистые цвета печатных красок смесевыми цветами на принтере. Например, восьмикрасочные принтеры ColorSpan DisplayMaker c набором LightFast позволяют получить 90% плашечных цветов Pantone: цветовой охват принтера значительно шире Euroscale.

Проблема несовпадения смесевых цветов на цветопробе и печатном оттиске решается путем калибровки* принтера (корректней сказать, характеризации** принтера). Для этого необходимо использовать имеющиеся в вашем растровом процессоре возможности для калибровки. Если таковые отсутствуют, можно воспользоваться какой-либо системой сквозной цветокалибровки (например, Barco Cobra Match). В любом случае необходимо напечатать на принтере тестовые шкалы, произвести измерения спектрофотометром, ввести результаты в растровый процессор или систему сквозной цветокалибровки (измерительный прибор либо введет результаты сам, если он подсоединен к компьютеру, либо данные вводятся с клавиатуры компьютера). Калибровку необходимо проводить каждый раз при замене чернил или запечатываемой основы. Если принтер откалиброван (охарактеризован), можно говорить о получении контрактной цветопробы.

Замечание. В связи с тем что зачастую цветовой охват принтеров шире цветового охвата печатных красок (Euroscale), необходимо следить, чтобы на цветопробе были только те цвета, которые могут быть воспроизведены при печати тиража.

Металлизированные, флюоресцентные и специальные краски. Относительно неплохо обстоит дело с воспроизведением смесевых цветов Pantone, широкоформатные принтеры обладают большим цветовым охватом и могут имитировать многие такие цвета (некоторые модели принтеров могут воспроизвести 95% всех имеющихся смесевых цветов Pantone).

Существуют флюоресцентные чернила для широкоформатных принтеров, однако такие чернила образуют отдельный набор. Невозможно одновременно установить в принтер набор флюоресцентных и CMYK-чернил и напечатать в «один проход» изображения, содержащие два типа пигментов. Попытка печатать сначала CMYK, а потом флюоресцентными чернилами (или наоборот) даст плохое совмещение, поэтому можно получить пробу только с флюоресцентными красителями.

Металлизированные цвета, к сожалению, вообще нельзя воспроизвести ни на одном из известных автору широкоформатных принтеров.

Имитация растискивания. Большинство широкоформатных принтеров площадь растровой точки менять либо не могут, либо могут, но с весьма ограниченным числом шагов. Поэтому растискивание имитируется просто большим числом точек. Например, при имитации 20-прцентного растискивания принтер должен поставить на 20% больше точек. Соответствующие параметры можно задать в растровом процессоре или системе сквозной цветокалибровки (если нет соответствующей опции, можно отредактировать градационную кривую).

Использование тиражных материалов. Большинство широкоформатных принтеров - струйные, для печати на которых необходимы материалы со специальным покрытием. Как следствие, мы ограничены в выборе рамками материалов, предлагаемых для этих устройств. Аналоги глянцевых, полуглянцевых и матовых бумаг можно подобрать из имеющегося спектра материалов. Некоторые производители, например Scitex, предлагают специальные наборы для имитации разных типов бумаг, а также фольгу и пленки (имитация упаковочных материалов) для своих принтеров.

Из устройств, которые в действительности могут печатать на чем угодно, от бумаги и картона до фольги и целлофана, могу назвать только одно - Tektronix Phaser 600. Например, можно напечатать макет упаковки для масла на металлизированной бумаге или разворот упаковочной коробки на картоне. Широкий спектр материалов поддерживают электростатические плоттеры Xerox.

Исключение из правил

Исключениями, практически не имеющими характерных для цифровых цветопроб недостатков, являются новые специализированные цветопробные принтеры. В качестве удачной модели, иллюстрирующей тенденцию в развитии цифровых цветопроб, рассмотрим Polaroid PolaProof.

PolaProof - специализированный принтер, предназначенный для получения финальной цветопробы для систем Computer-to-Plate. Устройство работает на принципе LAT (Laser Ablation Transfer) - перенос пигмента с донорного листа на запечатываемый материал. Разрешающая способность PolaProof - 2540 dpi, минимальный размер точки 10 микрон, - характеристики вполне сравнимы с ФНА и устройствами CTP. Принтер работает с растровым процессором на базе Harlequin ScriptWorks. PolaProof может печатать с линиатурой растра до 400 lpi, также может печатать стохастическим растром. В чернилах принтера используются те же пигменты, что и в офсетных красках. Устройство может имитировать любую величину растискивания. Принтер может печатать на любых тиражных материалах. Есть одно «но»: PolaProof - устройство барабанного типа, поэтому работает с тиражным материалом, который можно, не сломав, согнуть и наклеить на барабан.

Задом наперед, все наоборот

Существует и обратная задача - применение специализированных цифровых цветопроб для печати плакатов. Задача вполне разрешима - цветопробные принтеры устройства достаточно скоростные, и хотя стоимость расходных материалов выше, чем у обычных широкоформатных принтеров, однако это компенсируется качеством печати. Например, Iris Realist FX позволяет быстро и достаточно недорого напечатать небольшой тираж плакатов. Такие высококачественные плакаты могут понадобиться для оформления выставочных стендов, интерьеров.

Цифровая цветопроба все чаще и чаще применяется в качестве подписной. Хотя она не отменяет (и не заменяет) аналоговую цветопробу, ее вполне можно рассматривать как промежуточный финиш на пути к тиражу. Опыт американских коллег показывает, что 95% ошибок выявляется на этапе цифровой цветопробы. Исправить ошибки и напечатать цифровую пробу заново можно значительно быстрее и дешевле, чем повторно выводить пленки и делать аналоговую пробу.

Для многих типов работ цифровая цветопроба становится и финальной. Это относится к печати упаковки, плакатов, наружной рекламе, системам CTP (которые все чаще начинают применяться в России).


* Термин «калибровка» корректно употреблять при настройке устройств, параметрами которых можно управлять. Например, при калибровке монитора можно изменить яркость, контрастность.

** Термин «характеризация» корректно употреблять, если параметрами устройства управлять нельзя, то есть можно учесть только нелинейности данного устройства и, зная их, в дальнейшем вносить поправку в получаемые от устройства или направляемые в устройство данные и получать правильный результат. Например, характеризуем сканер - сканируем эталон IT 8, затем с помощью программного обеспечения строим профиль устройства.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?

    Сергей Новиков, директор по развитию компании «Ламбумиз Трейд» (Москва):

    Наше предприятие известно прежде всего как производитель картонной упаковки для жидких продуктов. Тиражи в нашей типографии достаточно большие, а для печати мы используем традиционное в этой сфере оборудование: широкорулонные флексографские машины.

     

  • Цифровое будущее для флексотипографий

    Процессы цифровой трансформации сейчас наблюдаются практически во всех отраслях промышленности, и полиграфия не может оставаться в стороне. Более того: компании, откладывающие цифровизацию, рано или поздно почувствуют, что теряют свои конкурентные преимущества. Флексотипографиям следует обратить внимание на комплексность подхода к цифровой трансформации — одной покупки этикеточной ЦПМ недостаточно.

     

  • «Реклама 2018»: позитивный переезд

    Самые яркие новинки и тенденции главной выставки российской индустрии широкоформатной и сувенирной печати, перебравшейся в более крупный павильон № 1 «Экспоцентра».

     

  • Влияние на окружающую среду и безопасность

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки. Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Xerox Iridesse Production Press

    Заключение: не имеющая аналогов на рынке шестикрасочная цветная листовая ЦПМ может печатать сразу двумя дополнительными цветами в один прогон (до и после CMYK), что позволяет серьёзно увеличить спектр работ, выполняемых цифровым способом, за счёт интересных спецэффектов. Представляет интерес как в качестве первой ЦПМ в типографии (обеспечивает высокую производительность и гибкость), так и для расширения имеющегося парка цифровых машин.

     

  • Самая трудная задача: ответить сразу на все вопросы клиента

    Мы помогаем очередному благотворительному проекту найти типографию для печати.

     


comments powered by Disqus