1998.05.08, Автор: Дмитрий Мокин3361 прочтений

Финишные процессы

Теги: Publish

О листах и тетрадях
О нитках и клее
Вернемся, однако, к способам брошюровки
О скрепках и проволоке
Об отдельных листах
Об украшательстве и излишествах
О прозаическом
Ламинирование

Много лет назад существовал журнал "Юный техник" и приложение к нему, с названием "Умелые руки" или что-то вроде этого. Один из номеров приложения был посвящен переплетному ремеслу. В те времена книжного дефицита это было очень кстати - у нас в семье было множество книг, собранных и переплетенных из кусков журнала "Иностранная Литература". В таком виде, например, я впервые встретился с Германом Гессе.

Так вот, номер "Умелых рук" был внимательно изучен, а технологии - освоены. Тогда я не мог и предположить, что через много лет моя профессия будет связана с полиграфией. И вот, обдумывая эту статью, я вспомнил тот журнал и понял, что в нем были описаны основные принципы, преимущества и недостатки почти всех переплетных технологий, с которыми я познакомился за следующие 20 лет.

Данное полубессвязное вступление призвано подвести читателя к двум мыслям. Во-первых, то, что узнается в детстве, сохраняется в голове на всю жизнь. И к теме статьи это никакого отношения не имеет.

Мысль вторая содержит больше практической информации. Послепечатные процессы исходно были построены на ручных операциях и сохранялись ручными тогда, когда собственно печать стала механизированной. Переплетчик оставался кустарем-ремесленником еще лет семьдесят назад, когда печатник давно уже был фабричным рабочим. Сегодня переплетные процессы уже могут быть механизированы, но их происхождение от ручного труда все равно дает себя знать. Более того, зачастую выполнение многих операций вручную по-прежнему оправданно (в силу различных причин, о которых поговорим ниже).

Во всякой уважающей себя типографии представлено не только печатное оборудование, но и послепечатное - для брошюровки, отделки и т.д. Однако если для печати нужна одна печатная машина (ну, еще кое-что для изготовления форм и подрезки бумаги), и при правильном выборе этой одной машины на ней может быть отпечатан почти любой заказ, то с послепечатной обработкой все сложнее. Видов брошюровки существует великое множество, а кроме того, есть еще всякая дополнительная отделка. Поэтому иметь автоматическое оборудование для всех возможных видов брошюровки для малой типографии невозможно - оно почти никогда не будет загружено, а стоит дорого и места занимает немало.

Для печатных машин в процессе их эволюции был найден принцип построения из вращающихся барабанов с передачей листа из захвата в захват, принцип, не имитирующий ручной труд, но, напротив, позволяющий изящно реализовать полностью автоматическую конструкцию.

Для переплетных процессов столь же красивого и универсального решения найдено не было, и поэтому все, даже полностью автоматические брошюровочные линии, на многих операциях занимаются имитацией проворных женских рук. Заменить машиной руки (как и руками машину) - непростая задача, и поэтому автоматические брошюровочные линии дороги, огромны и встречаются главным образом в больших типографиях, с большим парком печатных машин.

Однако это не означает, что для малых типографий брошюровочные процессы недоступны. Ведь специфика этих процессов позволяет использовать машины только на некоторых ключевых операциях, большую часть работ выполняя вручную! Таким образом, малые типографии, с одной стороны, выполняют заказы на брошюровку (иногда немалого объема), а с другой - создают рабочие места для студентов и женщин пенсионного возраста.

Поэтому, рассматривая тот или иной вид обработки, я буду стараться разделять способы его выполнения на большом полиграфкомбинате и в маленьком печатном салоне. Более-менее стандартный набор брошюровочной техники в малой типографии - одно-двухсгибная фальцовка, листоподборка на 10-12 секций для отдельных листов (не тетрадей), фальцевально-скрепкошвейный аппарат, полуавтоматический аппарат бесшвейного скрепления, проволокошвейка, что-нибудь недорогое из прочего оборудования.

О листах и тетрадях

Те из читателей, кто знаком с печатными машинами, представляют, что формат печати обычно значительно превышает формат любого сброшюрованного издания.

Взяв в руки какую-нибудь книгу в твердом переплете, легко обнаружить, что листы не живут в ней сами по себе, а собраны в тонкие пачечки, которые прошиты в сгиб нитками и потом уже скреплены друг с другом.

С другой стороны, взяв в руки книгу в мягкой обложке (не любую, а ту, из которой листы пытаются высыпаться), можно увидеть, что в ней таки каждый лист живет сам по себе. Но его размер явно меньше формата печатной машины.

То есть лист из печатной машины не попадает непосредственно в книгу, а переживает некую трансформацию. Трансформация состоит в сгибании листа несколько раз, после чего он превращается в тетрадь.

Количество и расположение сгибов зависит от соотношения форматов печати и брошюруемого издания. Так, при формате листа 60x45 см и формате издания А5 (21x15 см) сгибов будет 3, взаимно перпендикулярных, и тетрадь получится 16-страничная. А при формате листа 100x70 и формате издания 23x23 см сгибов будет 4, причем два из них будут делить короткую сторону листа на 3 части. Тетрадь получится 24-страничная, и формат будет иначе называться "100x70 см в 1/12 долю". Нужно отметить, что описанный способ пригоден не для всех видов бумаги.

При печати на листовой машине формирование тетрадей (фальцовка) является отдельной операцией и выполняется на отдельно стоящем агрегате. При печати на рулонной машине фальцовка производится сразу в фальцаппарате печатной машины, и несогнутый лист полного формата вообще не участвует в производственной цепочке.

Обращаю внимание читателей, что тетрадь, о которой идет речь, состоит не из отдельных листов и не является тетрадью в бытовом понимании. Ее нельзя листать, если не разрезать страницы по сгибам. (Кстати, о ножах для разрезания листов. См. ссылки у А.П.Чехова, А.Конан-Дойла, О.Уайльда и др.)

В большинстве брошюровочных процессов используются именно тетради. Исключение могут составлять технологии, применяемые в типографиях с печатными машинами малого формата. Там работа может производиться или с целым листом, или с его частями, полученными простой разрезкой.

О нитках и клее

Пожалуй, самый сложный и интересный вид брошюровки - книга с плоским корешком, подобная, в частности, журналу, который вы держите в руках (По определению, принятому ЮНЕСКО, "книгой" считается любое издание, объем которого превышает 64 полосы; издания меньшего объема - "брошюры". Однако в типографиях больше принято деление по типу переплета: все, что в твердом переплете, - "книги", в мягком - "брошюры"). Толщина такой книги может варьироваться от 2-3 миллиметров до нескольких сантиметров.

Книга может иметь как мягкий переплет (подобно этому журналу), так и твердый. Второй случай заслуживает отдельного рассмотрения. При изготовлении твердого переплета, помимо весьма сложных и многочисленных операций по скреплению тетрадей в блок, приклейке (окантовке) специального материала на корешок, точной обрезки и вставки блока в крышки, необходимо еще и качественно изготовить сами крышки. И хотя выполнить все эти операции вручную можно, но это будет относиться уже скорее к искусству, чем к промышленному производству. Поэтому если вам необходимо делать книгу в твердом переплете, то, скорее всего, ваш путь - в большую типографию, оснащенную соответствующими поточными линиями. И выбирайте эту типографию с надлежащей тщательностью, ибо возможностей для брака при изготовлении твердого переплета предостаточно.

Вернемся, однако, к способам брошюровки

Самый надежный способ брошюровки - шитье нитками. При этом отдельные тетради прошиваются нитками в сгибе и сшиваются друг с другом в блок, возможно также пришивание их к специальной основе, проложенной по корешку. Потом корешок густо промазывается клеем. Далее к нему может приклеиваться мягкая обложка, а может изготавливаться твердый переплет.

Повторюсь, переплет с нитками - один из самых надежных. Самое худшее, что может с ним приключиться - это потеря эластичности клея, приводящая к переламыванию корешка. Но листы все равно выпадать не будут, да и обложка отваливается редко, то есть в полную негодность книга обычно не приходит.

Следующий распространенный вид переплета - бесшвейное скрепление, его выполнение можно заказать в любой переплетной мастерской. В этом случае листы, составляющие книгу, собираются в блок, подрезаются со стороны корешка и проклеиваются вручную клеем по торцу. К получившемуся блоку приклеивается обложка. Хотя бесшвейное скрепление может быть вполне приличного качества (надеюсь, данный номер журнала является примером такового), часто бывает и по-другому.

Как уже, видимо, понятно, для этого способа брошюровки использование в качестве исходного материала тетрадей не только не обязательно, но и вредно, он рассчитан на отдельные листы. Тем не менее, при использовании печатных машин большого формата и, тем более, ролевых машин, наличие тетради является объективной реальностью. Поэтому многие аппараты для бесшвейного скрепления имеют фрезу, которая срезает корешок книжного блока, превращая тетради в отдельные листы. Одновременно она размочаливает края листов, улучшая их восприимчивость к клею.

Той же цели - улучшить проникновение клея в корешок - служит операция, называемая торшонированием. Она заключается в нанесении узких надрезов глубиной около миллиметра поперек корешка. Клей, проникая в них, лучше склеивает листы. Если аппарат, на котором выполняется брошюровка, не делает ни фрезеровки, ни торшонирования, книга, скорее всего, рассыплется через десяток открываний.

Отдельно следует сказать о клеях, используемых для брошюровки. От их качества и правильного использования зависит очень многое.

Основных видов клея два - так называемые горячие и холодные. Холодный клей - это поливинилацетатная эмульсия, хорошо всем известный ПВА (как ни странно, он иногда бывает плохого качества). Преимущества этого клея являются продолжением его же недостатков (или наоборот). Он медленно сохнет (около суток), за это время хорошо проникая в толщу бумаги и надежно скрепляя листы. Однако все это время сброшюрованная книга должна лежать в покое, при подходящей температуре и влажности. К недостаткам ПВА относится и то, что он содержит воду. Некоторые сорта бумаги, впитывая ее, коробятся и после высыхания не распрямляются в достаточной степени. Зато при скреплении тяжелых мелованных бумаг и при изготовлении книг из разных сортов бумаги ПВА позволяет получать лучшие результаты, чем большинство горячих клеев. Кроме того, с течением времени он практически не теряет эластичности.

Но в общем из-за сложностей, связанных с правильной сушкой книг, использование ПВА является прерогативой преимущественно малых типографий, оснащенных аппаратами небольшой производительности.

Горячих, или термоклеев, существует великое множество. Общая их черта - они наносятся на бумагу в сильно разогретом виде и схватываются сразу после остывания. Книга, скрепленная термоклеем, может упаковываться уже через несколько минут после окончания брошюровки.

Горячие клеи различаются по многим характеристикам. Прежде всего, для каждого клея существует своя оптимальная температура нанесения. При ее превышении он становится ломким после остывания, при более низкой температуре - плохо клеит. Некоторые клеи могут использоваться в помещениях с обычной бытовой вентиляцией, некоторые требуют специальных вентиляционных систем. Вязкость в расплавленном состоянии, эластичность в застывшем, степень адгезии к различным материалам - все это тоже различается у разных клеев. При использовании серьезного аппарата бесшвейного скрепления, имеющего достаточное количество настроек, для каждой работы может быть подобран подходящий клей.

Обычно небольшие аппараты бесшвейного скрепления способны работать только с ограниченным списком термоклеев. Чем серьезнее аппарат (что косвенно определяется его размерами), тем обычно лучше качество брошюровки (конечно, при условии работы "прямыми" руками).

Есть случаи, когда бесшвейного скрепления лучше избегать. Например, если в книге встречаются листы мелованной бумаги большой плотности. С другой стороны, бесшвейное скрепление книг из легкой бумаги одного сорта (хотя бы и мелованной) обычно получается хорошо, даже при большой толщине.

И еще о двух способах книжной брошюровки. Существует способ, сочетающий при изготовлении книг в мягкой обложке преимущества шитья нитками и бесшвейного скрепления. Это - брошюровка термонитями. При этом способе в каналы, прорезанные в книжном корешке (как при торшонировании) закладываются эластичные клейкие полимерные нити. Затем на корешок наносится термоклей и накидывается обложка. Получается дополнительно укрепленное бесшвейное скрепление. Недостаток такого переплета - не знаю, делает ли его кто-нибудь в Москве.

И последний способ, из разряда "голь на выдумки хитра". Как я писал выше, в большинстве малых типографий есть листоподборка и фальцевально-скрепкошвейный аппарат, позволяющие делать тонкие брошюрки на скрепке. Часто там оказывается и аппарат бесшвейного скрепления, обычно не очень хорошего качества. Know how состоит в том, чтобы закладывать в бесшвейку не отдельные листы, а брошюрки на скрепке. При этом для склеивания между собой брошюрок и накидки на них обложки способностей аппарата хватает, а за невыпадение листов отвечают скрепки. Получается на удивление прилично.

О скрепках и проволоке

Собственно, с точки зрения потребителя разницы между скрепкой и проволокой нет - результат одинаковый. Хотя машины разные. Скрепки поставляются в склеенных блоках (как для канцелярского степлера), и внутри машины стоит довольно простая головка - почти такая же, как в степлере. Проволока поставляется в рулоне, и шьющая головка отрубает кусочек и формирует скрепку "на лету". Проволока дешевле, зато головка для нее дороже. Результат в обоих случаях - одинаковый.

Первый способ скрепления с помощью скрепки (или проволоки) - шитье в край. Способ, очень распространенный раньше и постепенно уходящий в прошлое с появлением хороших термоклеев. Суть его очень проста - стопка бумаги (книжный блок) пробивается скрепками в нескольких миллиметрах от края, а потом сверху приклеивается обложка. Преимущества - простота и надежность. Недостатки - книга не раскрывается до конца, и поле с внутренней стороны должно быть довольно большим; кроме того, скрепка бывает видна через обложку (некрасиво). Тем не менее для толстых изданий информационного характера, предназначенных для долгого хранения (типа реферативных журналов) шитье скрепкой в край удобно и разумно. Тем более что термоклеи с годами теряют эластичность и ломаются.

Следующий способ скрепления проволокой - брошюровка в сгиб. Так изготавливаются многие журналы, это практично, удобно и красиво. Естественное ограничение такой брошюровки - толщина издания. Максимально разумный объем, в зависимости от плотности бумаги - 50-100 страниц.

Шитье в сгиб может производиться по двум принципиально различным методикам.

Методика первая используется в больших типографиях. Там бывает машина со страшным (немножко милитаристским) названием ВШРА (вэшэра - вкладочно-швейно-резальный агрегат). Делает она, собственно, то, что написано в названии: вкладывает, шьет и режет. Подробнее: тетрадь, получившаяся после печатной машины - это почти готовая брошюра. Только в ней может быть мало страниц - тогда ее надо вложить внутрь другой тетради. То есть вдоль транспортера лежат стопки тетрадей, сначала внутренняя, в конце наружная. ВШРА берет первую тетрадь, раскрывает ее посередине и сажает верхом на транспортер, транспортер едет, и поверх первой тетради сажаются следующие. Остается поставить в сгиб скрепки и обрезать края с трех сторон - и брошюра готова.

При отсутствии ВШРА вкладывание тетрадей может быть произведено вручную, шитье - на ручной проволокошвейке и обрезка - на обычном резаке. Результат тот же, производительность и капитальные вложения ниже, рабочих мест создано больше.

Методика вторая, называемая иногда бестетрадной, может использоваться как в больших, так и в малых типографиях. Поточная линия состоит из трех аппаратов - листоподборки, фальцевально-швейного агрегата и обрезчика передней кромки (триммера). В листоподборку закладываются отдельные листы издания (несфальцованные), подрезанные до требуемого формата (для брошюры выходным форматом А4 - до формата А3). Листоподборка собирает набор и передает его в фальцевально-швейный агрегат. Он подравнивает листы, ставит скрепки и перегибает (фальцует) сразу весь журнал. Остается подрезать кромку, противоположную корешку, т.к. внутренние листы немного высовываются из-под внешних. Это и делает последний агрегат в линии. Подрезка верхнего и нижнего края брошюры в этом случае не нужна, так как листы должны быть ровно подрезаны перед заправкой в подборку, а перед шитьем они выравниваются специальной операцией.

При необходимости проведения сильной социальной политики или при недостатке денег на необходимое оборудование, подборка и выравнивание листов, а также подрезка могут производиться вручную.

С точки зрения качества тетрадная и бестетрадная методика принципиально не различаются, хотя в первом случае корешок получается несколько плотнее. Вторая методика применима в том случае, когда тетрадей не существует в принципе - т.е. при печати на малых машинах.

Об отдельных листах

Несколько слов о продукции, вообще не требующей брошюровки, а требующей лишь подрезки и сгибания (буклеты, открытки и т.д.)

Подрезка должна быть выполнена ровно и острым ножом. Все, что не так - брак. Объяснения, в принципе, можно не слушать.

Фальцовка же заслуживает небольшого упоминания. Имейте в виду, что не все бумаги хорошо фальцуются, некоторые по сгибу заминаются и ломаются. Чем тяжелее бумага, тем больше вероятность неприятностей. Причем бумага может по-разному вести себя в зависимости от направления фальцовки - вдоль или поперек листа.

Когда бумага не фальцуется - следует подумать о биговке, т.е. о продавливании на бумаге канавки. Возможно, после этого она захочет перегибаться по намеченной линии. Если и с биговкой получается плохо - попробуйте сменить типографию: не все фальцевальные машины одинаковы, и часто даже умение оператора не помогает.

Об украшательстве и излишествах

В конце я хочу кратко пробежаться по разным возможностям отделки печатной продукции. Кратко - потому что таких возможностей очень много и писать о каждой из них можно на протяжении нескольких страниц.

Ламинация, или припрессовка пленки, используется как для оформления листовой продукции (например, карманных календариков), так и для защиты мягких обложек. Самая распространенная ламинация - двусторонняя глянцевая. Ее можно сделать на самом простом офисном ламинаторе.

Односторонняя ламинация требует серьезного ламинатора, с возможностью точной регулировки давления, температуры и натяжения пленки и бумаги. При плохой настройке аппарата (или при плохом аппарате) ламинированный материал скручивается, и его дальнейшее использование становится крайне затруднительным.

Очень красивый эффект дает припрессовка матовой пленки. А высший шик - печать поверх припрессованной матовой пленки глянцевым ультрафиолетовым лаком.

Кругление уголков, необходимое, например, при изготовлении карманных календариков, делается очень легко и быстро на простом и дешевом станке. Сопротивляйтесь, если за эту операцию с вас потребуют безумных денег.

Припрессовка фольги, тиснение, конгрев и блинт, высечка, фигурная биговка. Такие разные по результатам операции я объединяю вместе потому, что технологически они очень близки и часто выполняются на одном и том же станке. Технология проста: сильно прижать печатный лист к поверхности с рельефом. Различается только сам рельеф (штамп). Для выполнения этих работ часто переоборудуют старые листовые машины высокой печати. Принцип работы у них как раз тот, что нужен, усилия они обеспечивают большие и делались в свое время на совесть. В прошлом году на выставке ПолиграфИнтер-97 на стенде Heidelberg была такая машина, переоборудованная в фабричных условиях.

Бывают, впрочем, и отдельные машинки малого формата для тиснения фольгой - позолотные прессы. У них усилие совсем небольшое. Бывают и современные огромные высечные линии большой производительности. Они часто имеют возможность не только высекать и биговать, но сразу сгибать и склеивать продукцию, выдавая, например, готовую коробку.

Технологии изготовления штампа для разных видов отделки и различаются, и могут потребовать немало времени. Для тиснения фольгой штамп может быть изготовлен из фотополимерного материала, это легко и быстро. Для конгрева надо травить штамп из цинка. Высечные штампы обычно делаются на сложном лазерном оборудовании, долго и дорого. Можно, правда, изготовить вручную и дешевле. Но иногда получается плохо.

О прозаическом

Наверное, нужно сказать несколько слов и о ценах. По сложившейся традиции брошюровка оценивается дешево, дешевле, чем печать. Возможно, это и несправедливо, так как труда на брошюровку требуется не меньше и используемые машины не проще. Но так уж повелось, что печать считается основной операцией, а все остальные работы - вспомогательными. Так что во многих типографиях за стандартную послепечатную обработку (фальцовка, биговка, брошюровка скрепкой) с вас могут вообще ничего не взять сверх печати.

Другое дело - отделочные процессы. Это уже эксклюзив, и отыграться здесь - дело чести для типографии. Скорее всего, и поторговаться-то не очень получится. Скажем, вы делали в типографии "А" необычную отделку типа "Х" и остались довольны всем, кроме цены. Следующий раз типография "В" согласилась сделать вам "Х" в два раза дешевле. Только по получении тиража выяснилось, что точка зрения на качество "Х" в типографиях "А" и "В" различная. Общепризнанного стандарта нет. Справедливости ради надо сказать, что в роли "Х" могут выступать не только отделочные операции, но и, например, печать серебром растрового изображения по тисненой окрашенной в массе бумаге.

Так что дать какие-то рекомендации по поводу цен на послепечатные работы трудно. Пожалуй, единственное соображение - необдуманный выбор отделки и брошюровки может выбросить вас за рамки бюджета быстрее, чем самые экзотические виды печати.


Дмитрий Мокин - зам. директора центра компьютерной графики "2 крыла", с ним можно связаться по электронной почте: cdc2w@dol.ru

Ламинирование

Этот термин скопирован с английского laminate, означающего покрытие листа бумаги защитным слоем пленки. В английском языке слова laminator, to laminate в современном значении появились 15-20 лет назад. До этого жители туманного Альбиона называли (а зачастую и сегодня называют) этот процесс термином incapsulating, то есть заключение бумаги в защитный пленочный конверт при двустороннем ламинировании, и covering - при одностороннем.

Среди отечественных полиграфистов еще в ходу термин "припрессовка", который, по сути, означает тот же процесс. Нюанс заключается в различных свойствах пленок, используемых для ламинирования. Отечественная пленка, а также некоторые виды зарубежной склеиваются с бумагой при высокой температуре и под давлением, отсюда и название "припрессовка".

Настоящий же бум на рынке ламинирования произошел в середине 80-х годов. Во второй половине 80-х получило активное развитие производство и использование нарезных, "пакетных" пленок. Для более удобного их использования было разработано целое поколение пакетных ламинаторов.

Особую роль играет сохранение эстетических свойств ламинируемой бумаги, для чего используется специальная пленка. Существует более 100 разновидностей пленок: солнцезащитные, предохраняющие печатную продукцию от выгорания и увеличивающие ее срок службы в 3-4 раза, благодаря внедрению специальных элементов в структуру пленки; тонированные - с различными оттенками, широко применяющиеся при оформлении офисов и для "затемнения" стекол зданий и сооружений; пленки для холодного ламинирования, позволяющие обрабатывать материалы, восприимчивые к нагреву; пленки с различной текстурной поверхностью - под "лен", "кожу", зернистые. Они могут быть самой разной толщины (32-355 мкм) и ширины (10-140 см), нарезными и в рулонах, применяться для одно- и двухстороннего ламинирования.

Качественные изменения претерпели и ламинаторы, пройдя путь от простых механических аппаратов рулонного типа до сложных машин с электронными системами контроля, механизмами реверса и режимом ожидания. Современные пакетные и рулонные ламинаторы способны функционировать в течение всего рабочего дня. Они оснащены системами принудительного охлаждения и безопасности.

Первоначально все ламинирование зародилось как рулонное: хорошо известных и знакомых многим из нас сегодня "пакетных" ламинаторов, работающих с нарезной пленкой, просто не существовало. Основной сферой применения ламинаторов была полиграфия, что и определило в те годы их форматы. Самые распространенные - 305, 455, 520 и 720 мм - соответствовали наиболее используемым форматам полиграфических машин.

Новая эпоха в разработке и производстве рулонных ламинаторов началась с развитием масштабной наружной рекламы и печатающих устройств для ее производства. Впоследствии эти машины получили название плоттеров. Их появление и вызвало создание рулонных ламинаторов с рабочей шириной от 1,0 до 1,4 м.

Таким образом, на сегодня сложилось две тенденции в их производстве: создание машин для полиграфии и для ламинирования плоттерной продукции. Ламинаторы первого типа отличаются увеличенной скоростью работы и максимальной автоматизацией всего процесса, вплоть до создания технологических линий с автоматической подачей и обрезкой ламинируемого материала. Они имеют сложную нагревательную систему, способную поддерживать заданную температуру ламинирования при повышенных скоростях.

У "плоттерных" ламинаторов серьезная инженерная проблема - рабочие валы длиной более 1 м. Ведь малейший их перекос или несинхронность работы передних и задних валов превращает всю продукцию в брак.

Из производителей профессиональных ламинаторов наибольших успехов добились компании HUNT (этой фирме принадлежат также торговые марки Sallmetall и Seal ), GMP (Южная Корея), GBC (также известна под торговой маркой Pro-Tech).

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Расширяющаяся вселенная «латексной» печати

    За 10 лет существования латексной печати вокруг этой технологии сформировалась устойчивая и постоянно расширяющаяся экосистема из собственных решений HP и предложений партнёров, а пользователи постоянно придумывают новые применения принтеров HP Latex.

     

  • Oce Colorado 1640

    Заключение: самый высокопроизводительный в классе рулонный УФ-принтер для работы с разнообразными материалами. Имеет высокий уровень автоматизации, что обеспечивает длительное время работы без вмешательства оператора. Пригоден как для наружной рекламы, так и для интерьерной печати.

     

  • Простые секреты «Артес»: машины, люди и диверсификация

    11 апреля 2018 г. мне по приглашению директора «Терра Системы» Стефана Валуйского удалось побывать на дне открытых дверей в екатеринбургской типографии «Артес», которую знаю уже почти два десятилетия.

     

  • Что в имени тебе моём?

    В этот раз считаем распространённый заказ — буклеты А4 формата в готовом формате, 6 полос. Запрос такой: Буклет 21x30 см в готовом виде, 63x30 см в развороте, 4+4, бумага — мелованная, 200 г/м2, 2 параллельных сгиба до формата 21x30 см. Тираж — 200 и 500 экз. Просьба указать сроки и способ печати.

     

  • Варианты будущего для типографий

    Передовые полиграфические технологии Komori и Brausse — теория и практика для представителей российских типографий. Без секретов.

     


comments powered by Disqus