1998.04.02, Автор: Алексей Ильин2900 прочтений

Утром издательское оборудование, вечером деньги

Теги: Карьера Карьера Publish

Внушительные суммы на покупку новейшего издательского оборудования найдутся в бюджете не каждой компании. Реальная возможность избежать избитой формулы "Деньги вперед!" - лизинговый договор.


А стоит ли копить?
Искусство экономить
Критерии доходности
Как не переплатить лизинговой компании
Почему лизинговые отношения будут развиваться
Кому и к кому обращаться
Несколько слов в конце статьи
Литература

Один взгляд на Запад
С точки зрения юриста
Особая позиция


От того, насколько современно ваше оборудование, зависит конкурентоспособность компании. В условиях быстрого роста рынка полиграфических услуг развивать свой бизнес становится все сложнее. Чтобы привлекать больше заказчиков, нужны новые технологии, производственные мощности, дорогостоящее оборудование. Однако пятизначные цифры в условных единицах способны вписаться в бюджет далеко не каждой компании. Большинство из них на оборудование, которое бы позволило зарабатывать такие деньги, пока не накопили.

А стоит ли копить?

Необязательно. Существует несколько способов получить оборудование в пользование, не обладая достаточной для его покупки суммой. Один из самых распространенных - банковский кредит. Операция, понятная широким слоям населения, но требующая серьезного материального обеспечения и поэтому доступная далеко не всем. Более реальный вариант - покупка оборудования при помощи так называемой лизинговой компании, все чаще предлагаемый дилерами издательского оборудования клиентам. И тому есть причины - в подавляющем большинстве случаев лизинговая операция оказывается и более удобной, и более выгодной, нежели первый вариант. Несколько слов о том, что она из себя представляет.

Лизинговая компания берет в банке кредит, покупает оборудование (на ваш выбор) и передает его вам в пользование, начисляя за свои услуги определенный процент. Вы (в данной ситуации лизингополучатель) оплачиваете примерно треть суммы сразу, а остальное по частям, согласно заранее оговоренному графику, и по окончании выплат становитесь полноправным обладателем оборудования.

При этом весь риск операции лизинговая компания берет на себя и в случае срыва договора рассчитывается с банком самостоятельно.

Искусство экономить

Несмотря на ожидаемую дороговизну (из-за увеличения числа участников), лизинговые сделки обходятся лизингополучателю дешевле кредита. Достигается это за счет различных налоговых льгот.

Самая существенная из них - ускоренная амортизация. Согласно общемировой практике, в себестоимость выпускаемой продукции включаются не только затраты на сырье и оплату рабочего персонала, но и средства, вложенные в приобретение оборудования. При этом вышеуказанная сумма распределяется равномерно на весь срок его работы. То есть производитель возвращает свои деньги не сразу, а в течение нескольких лет. Эта операция и называется амортизацией.

Срок амортизации устанавливается государством, т.е. устанавливается срок окупаемости того или иного вида рабочей техники. К примеру, если ваше оборудование амортизируется 10 лет, то вы можете включать в себестоимость ежегодно 10% его стоимости. Эта сумма не будет облагаться налогом на прибыль, и вы можете ее пустить в оборот.

При лизинговом соглашении разрешается ускоренная амортизация с коэффициентом до 3-х. Иначе говоря, оборудование окупается в 3 раза быстрее. Соответственно, быстрее появляются оборотные средства, так необходимые в начале любого проекта.

Кроме того, при ускоренной амортизации сокращается и налог на имущество. Благодаря амортизации стоимость оборудования, с которой вы или лизинговая компания (в зависимости от того, у кого рабочая техника находится на балансе) платите этот налог, ежегодно уменьшается. Соответственно, при ускоренной амортизации вы платите в 3 раза меньше по времени (так как оборудование быстрее списывается с баланса), и меньшую сумму ежегодно.

В дополнение к этому лизинговые платежи в полном объеме вы можете включить в себестоимость. Соответственно, налог на прибыль будет уплачиваться с меньшей суммы.

Критерии доходности

В реальной ситуации каждое лизинговое соглашение заключается индивидуально, поскольку зависит от многих параметров. Соответственно, оно будет более или менее выгодным.

Вполне очевидно, что лизинговая компания будет более охотно работать с крупными контрактами, несмотря на то что риск по ним велик. Соответственно, при большой сумме лизингового договора процент, начисляемый лизинговой компанией, будет меньше. При небольшой, наоборот, все преимущества лизинга могут быть сведены на нет.

Еще один немаловажный критерий - происхождение банковского кредита. "Иностранные деньги" выдаются под более низкие проценты и на больший срок. Идеальный вариант - так называемые связанные кредиты, выдаваемые банками развитых государств на покупку оборудования, произведенного в этих странах (например, банком Germes в Германии, Эксимбанком в США, MITI в Японии и т.д.). Но эти кредиты выдаются только на суммы, превышающие 1 млн. долл.

Также достаточно выгоден кредит Европейского банка, гарантии по которому предоставляет правительство России. По этой линии возможно получить от 500 тыс. долл.

Для малого бизнеса предлагает кредиты Европейский Банк Реконструкции и Развития, однако они менее длительны и ограничены 125 тыс. долл.

Сложнее обстоит ситуация с кредитами российских банков. Основным препятствием является высокий процент, который зависит от ставки рефинансирования Центробанка. К тому же резкие изменения этого показателя, подобно произошедшему в начале текущего года, ставят под угрозу выгодность сделок, так как в таком случае лизинговая компания вынуждена будет пересчитать размер выплат в сторону увеличения.

Все зависит от того, с какой лизинговой компанией вы будете работать, а вернее, какой российский банк будет обслуживать кредит. "Инкомлизинг" (дочерняя компания "Инкомбанка") предлагает достаточно широкий спектр как западных, так и отечественных кредитных источников. "РГ-Лизинг" ("Сбербанк") полагается в основном на свои кредиты. Вполне логично предположить, что, например, "Лизингбизнес" ("Мосбизнесбанк") или "РК-Лизинг" ("Российский кредит") также помимо российских смогут предложить различные западные кредитные линии. Впрочем, не исключен и вариант, что лизинговая компания станет использовать собственные, независимые от банка ресурсы.

Как не переплатить лизинговой компании

Надо заметить, что, несмотря на достаточное количество предоставляемых льгот, российское законодательство имеет ряд недостатков. Например, процентная ставка по банковскому кредиту, привлекаемому лизинговой компанией, на данный момент облагается налогом на добавочную стоимость, в то время как, по идее, должна облагаться лишь маржа (прибыль) лизинговой компании. Страдает от этого в конечном счете лизингополучатель. Льготы пока предоставляются лишь для малого бизнеса.

По сути дела, проблема состоит в следующем. До настоящего времени все операции по лизингу регламентируются второй частью Гражданского Кодекса и несколькими постановлениями правительства. Федеральный закон о лизинге (снимающий эту и другие проблемы) существует в проекте несколько лет, но до сих пор не принят.

Кроме того, еще в 1996 году российским правительством был продекларирован ряд льгот для российских кредиторов, предоставляющих обеспечение лизинговых операций, однако конкретного решения по ним пока не принято. Если это произойдет, долгосрочные кредиты сроком от 3-х лет под операции лизинга будут выдаваться под более низкий процент, чем в настоящее время.

Однако ситуация вполне может измениться в ближайшие год-два. И если сказанное выше учесть при составлении лизингового договора, можно сохранить свои деньги.

Почему лизинговые отношения будут развиваться

В мировой практике долгосрочные кредиты считаются более надежными и, соответственно, ставка по ним выше. У нас обратная ситуация. По вполне понятным причинам российские банки выдают кредиты на большой срок очень неохотно и требуют залог в виде недвижимости или ценных бумаг. Проблемой также является отсутствие кредитной истории у многих российских компаний.

В случае лизинга залогом является само оборудование, хотя оно и не вполне ликвидно. Также лизинг ограничивает нецелевое использование предоставленных средств, так как вы получаете не деньги, а конкретную технику. К тому же по закону вы обязаны использовать ее по назначению.

Кому и к кому обращаться

Конечно, в наше неспокойное время лизинговые компании, несмотря на то что находят рынок издательского оборудования чрезвычайно привлекательным, согласны предоставить свои услуги далеко не всем.

Собирательный портрет потенциального лизингополучателя выглядит примерно так. Это финансово устойчивая компания с прозрачным балансом, хорошо продуманным бизнес-планом будущей производственной деятельности, безупречной кредитной историей, знакомая с элементарной культурой финансовых отношений, существующая на рынке не менее 2-х лет или являющаяся дочерней компанией известной фирмы.

Заметим, что обращаться на предмет заключения лизинговой сделки стоит не только к лизинговым компаниям, но и к поставщикам оборудования, которые с удовольствием подскажут, с кем заключить договор. Второй вариант, кстати, более распространен. Что и понятно - по большому счету лизинговой компании безразлично, каким видом оборудования заниматься: самолетами или печатными станками - лишь бы выгодно было. Дилеры преследуют совершенно определенные цели - продать издательское оборудование, - но заниматься лизинговыми операциями самостоятельно они не могут.

Несколько слов в конце статьи

Лизинговые отношения медленно, но верно входят в устои российского бизнеса, хотя активность как лизинговых компаний, так и потенциальных лизингополучателей еще достаточно низка. На Западе подобные соглашения составляют от 25 до 50% общего объема инвестиций. У нас по самым смелым оценкам не более 10%, однако российские лизинговые компании смотрят в будущее с оптимизмом. Тем более что все основные предпосылки для развития лизинговых отношений в нашей стране есть. С улучшением законодательства и инвестиционного климата в стране можно ожидать резкого увеличения числа подобных сделок. А значит, увеличения предложений на рынке полиграфических услуг.


Литература:

Гражданский кодекс. Вторая часть, глава 34, статьи 665-670

Internet: www.leasing.ru


Один взгляд на Запад

В развитых государствах существует достаточно много разновидностей лизинга. Однако, согласно российскому законодательству, под лизингом понимается лишь схема, описанная в данной статье. В мировой практике она получила название "финансовый лизинг". Тем не менее иностранный опыт достаточно интересен, и, по оценкам представителей российских лизинговых компаний, вполне может найти свое применение в нашей стране.

В высокотехнологичных отраслях с коротким сроком морального старения оборудования широкое распространение получил револьверный (или оборотный) лизинг, когда оборудование не выкупается у лизинговой компании полностью, а через некоторое время меняется на более современные модели. Обычно такие операции проводят лизинговые компании, созданные при непосредственном участии производителей компьютерной техники, такие, как HP Financing и IBM Credit. Их политика строится из расчета на то, что в процессе выплат оборудование существенно падает в цене. К тому же появляется больше постоянных клиентов, связанных лизинговым договором. Ради этого лизинговые структуры этих корпораций включают в перечень поставляемой аппаратуры и продукцию своих конкурентов.

Также интересен пример возвратного лизинга. В данном случае предприятие, уже имеющее оборудование, но страдающее от недостатка оборотных средств, продает его лизинговой компании, а та, в свою очередь, сдает это оборудование в лизинг ему же. По окончании лизингового договора предприятие выкупает свое оборудование, которое, в общем-то, и не покидало его производственных площадей.


С точки зрения юриста

В российском законодательстве оговаривается, что в соглашении лизинга участвуют как минимум три стороны: лизингополучатель, лизинговая компания и поставщик оборудования. На практике иногда привлекаются также страховая компания (для минимизации возможных потерь), малое предприятие и какая-нибудь компания, пользующаяся налоговыми льготами (для оптимизации финансовых потоков).


Особая позиция

Российское отделение Rank Xerox - "Рэнк Ксерокс (СНГ)" - известна как одна из первых компаний, работающих на рынке типографского оборудования и оргтехники, предложившая лизинговые услуги широкому кругу заказчиков. До некоторого времени "Рэнк Ксерокс" работала с компанией "Лизингбизнес", однако с середины прошлого года компания приняла решение предлагать лизинговые услуги самостоятельно. Лизинговая деятельность при этом ведется в рамках "Рэнк Ксерокс (СНГ)", а поставщиком выступает английское отделение Rank Xerox.

Несмотря на то что действие лизинговой лицензии предполагает выполнение достаточно жестких условий по объему лизинговых операций, представители "Рэнк Ксерокс СНГ" считают, что требуемый оборот будет достигнут уже в этом году.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Слушать и смотреть
     

    Как становятся продавцами в типографии? Самый прямой путь у выпускников профильных полиграфических учебных заведений: за годы учебы они старались (я надеюсь) постичь суть работы типографии, её специфику. Полюбить свою профессию, как часто бывает, получается не у всех, поэтому какая-то заметная часть выпускников и не собирается работать в полиграфии. А те, кто идут, имеют хорошие шансы очень быстро сделать карьеру или, как минимум, заслужить благодарность начальства. Ведь этим специалистам не нужно тратить время на освоение специфических знаний, можно сразу влиться в процесс. Если с вами одновременно в типографию устроился на работу такой, учтите, соревноваться с ним бесполезно, лучше — дружить.

     

  • Первый день в типографии
     

    Моя работа в полиграфии началась тогда, когда большинство художников думали, что Photoshop — это фотомагазин в переводе с английского. А я, в то время студент исторического факультета, уже был в курсе, что это программа для обработки картинок, и, не имея никаких талантов и навыков, смог получить разовую работу: меня попросили сверстать и сдать в типографию листовку на формате А2.

     

  • You're in the army now
    "Чем лучше работники, тем меньше приходится ими управлять", - сказал в разговоре с автором журнала Quick Printing Джоном Стюартом один его знакомый, владелец типографии с годовым оборотом более 6 млн долл. Простая до банальности вечная истина.
  • Как правильно мотивировать сотрудников? Зажги их!
    Человеческим существам нравится, когда им говорят, что следует делать, однако ещё больше им нравится сопротивляться и не делать того, о чём им говорят.
  • 10 "кадровых" правил
    Рекомендации по взаимодействию типографии с кадровым агентством.
  • 10 "кадровых" правил
    Рекомендации по взаимодействию типографии с кадровым агентством.

comments powered by Disqus