1997.01.19, Автор: Сергей Юрлов1675 прочтений

Портфолио

Теги: Карьера Карьера Publish

У нас в стране, к сожалению, далеко не все дизайнеры понимают важность составления и ведения портфолио. Однако среди читателей журнала Publish есть специалисты, для которых портфолио может стать важнейшим инструментом поиска новой высокооплачиваемой работы.

Строго говоря, для потенциального рекламодателя резюме (C.V.) является лишь приглашением посмотреть портфолио. Казалось бы, нет смысла объяснять, зачем человеку, ищущему новое рабочее место, нужен альбом с образцами работ. Все и так очевидно. Ан нет. Слишком много рекламистов, верстальщиков, компьютерных графиков, дизайнеров пренебрегают возможностями портфолио.

Попытаемся взглянуть на ситуацию глазами работодателя. Рассмотрим три наиболее характерные модели поведения творческого человека - соискателя нового рабочего места, пришедшего на собеседование без портфолио:

Тип первый: "человек-загадка"

Его аргументация: "Не знал, что принести на собеседование; у меня дома (в студии) всего так много, что отобрать было трудно. Дайте мне конкретное задание - и я его выполню!". Реакция работодателя: "Странный какой-то! Видимо, ему нечего показать. Задание-то я ему, может, и дам, но ведь за ним еще человек пять в очереди стоит".

Тип второй: "прогрессивист-компьютерщик"

"Я ничего не держу на бумаге! Это ненадежно. У меня все на дискетах (магнитооптике, стриммере, "золотых дисках", etc). Я принес с собой чудный носитель (из-за пазухи извлекается SyQuest), давайте его вставим и посмотрим. Некуда вставить? А у вас еще нет QuarkXPress и 3D Studio? Жаль, жаль. Значит, не посмотрим". Реакция работодателя: "Умный! Видимо, ему есть чего показать. Может быть, я его позже приглашу, с Iomega Jaz, и когда все в Adobe PageMaker перекинет. Но мне еще с четырьмя соискателями собеседование проводить".

Третий тип: "человек с вещмешком"

"Я вот тут захватил несколько работ (из некоей торбы на стол выкладывается стопка картонок, газетных листов, кусочков чего-то, штук девять толстых журналов и т. д.). Посмотрите, а вот здесь (один из журналов судорожно листается), на 117 странице, мой дизайн полосы! Да вы все сами можете посмотреть. Я бы еще принес, вот только не влезло". Реакция работодателя: "Способный! А какой энтузиаст! Жаль только, что копаться в этой куче нет времени. Может быть, я его позже приглашу, со второй сумкой, а то мне еще троих предстоит выслушать".

Итак, подведем итоги. Наниматель:

а) не станет сам вытягивать из вас ваших положительных качеств.

б) имеет возможность выбора среди нескольких кандидатов. Поверьте опыту кадровика, даже если наниматель организует "конкурс" среди претендентов на рабочее место, выиграет кандидат с лучшим портфолио.

Немаловажно, что, упорядочив в папке (или в папках) образчики ваших работ, вы демонстрируете нанимателю свою аккуратность. А ведь для творческих людей это свойство - большая редкость!

Если размер большей части ваших работ не превышает формат А4, портфолио может представлять собой обычную папку-скоросшиватель со съемными прозрачными файлами. Что же касается компоновки портфолио, то мне очень нравится принцип, по которому составлял альбом один мой хороший приятель -верстальщик, которого удалось уговорить заняться систематизацией "вех" своего творческого пути. Сначала он просто засовывал в файлы скоросшивателя все, что только находил у себя в комнате: неудавшиеся, с его точки зрения, распечатки оригинал-макетов, рекламные полосы, черновые наброски логотипов, собственные визитные карточки с трех предыдущих мест работы и т. д. Затем, когда свободного места в папке уже не осталось, он рассортировал материал по темам.

Основных принципов сортировки может быть два: хронологический (периоды работы над разными проектами, периоды творчества) и тематический.

Хронологически построенное портфолио может открываться вашими студенческими работами (например рисунок, композиция). Как показывает практика, работодатель, в большинстве своем, никакого художественного образования не имеет и, почему-то, питает слабость к изображениям античных голов и торсов. Так что помните, что показывать вам работы не профессиональному критику, а, в большинстве случаев, богатому обывателю, который любит, чтобы ему "сделали красиво".

Портфолио, составленное по тематическому признаку, может содержать следующие разделы: логотипы, фирменные стили, иллюстрации, реклама, орнаменты, текстуры, шрифты, графика.

Кроме того, могут быть представлены фотографии ваших работ (скульптура, оформление интерьера, дизайнерское кресло).

Если вы когда-то занимались, к примеру, резьбой по дереву, включите в портфолио несколько снимков (даже если сейчас вы специализируетесь на верстке газетных полос). Разносторонне развитую личность нельзя не отметить!

Самый несложный и убедительный способ продемонстрировать навыки работы в графических редакторах - включить в портфолио образцы работ, созданных с использованием фильтров и спецэффектов. Их художественная ценность в данном случае не имеет значения - главное, наниматель сможет убедиться, что вы, в принципе, знаете, где находится тот или иной фильтр в том или ином редакторе.

Имеет смысл представить в портфолио несколько стадий создания работы: черновые наброски, первая верстка, распечатка готовой работы, полоса из журнала (газеты, книги, буклета). Украсить этот набор может ряд вариантов, отвергнутых заказчиками. Ведь последние, как известно, из всех предложенных работ норовят выбрать самую худшую.

Кстати, если распечатка на бумаге, по вашему мнению, не очень удалась, не комплексуйте - прихватите с собой дискету (дискеты) с некоторыми работами в электронном виде. Конечно, всем тащить с собой на собеседование магнитооптический носитель вовсе не обязательно; но если вы считаете, что особенно сильны в создании 3D графики, компьютерной анимации или спецэффектов, понятно, что без электронной мини-презентации вам не обойтись. Просто - согласуйте заранее вопросы совместимости.

Даже если все это продемонстрировать не удастся - потенциальный работодатель оценит по достоинству вашу подготовленность, серьезный подход к вопросу, а значит, и заинтересованность в данной работе.

И напоследок об Internet - самом модном сейчас месте размещения части своего портфолио. Многие провайдеры предлагают своим клиентам, в качестве бесплатной услуги, создание домашней страницы. Вот и разместите там несколько работ с комментарием и контактным электронным адресом. После чего не забудьте указать адрес вашего Web-сервера на визитной карточке и в резюме (CV). Человек с такими данными внушает уважение. Но подробнее на тему портфолио в Internet - в следующих номерах.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Слушать и смотреть
     

    Как становятся продавцами в типографии? Самый прямой путь у выпускников профильных полиграфических учебных заведений: за годы учебы они старались (я надеюсь) постичь суть работы типографии, её специфику. Полюбить свою профессию, как часто бывает, получается не у всех, поэтому какая-то заметная часть выпускников и не собирается работать в полиграфии. А те, кто идут, имеют хорошие шансы очень быстро сделать карьеру или, как минимум, заслужить благодарность начальства. Ведь этим специалистам не нужно тратить время на освоение специфических знаний, можно сразу влиться в процесс. Если с вами одновременно в типографию устроился на работу такой, учтите, соревноваться с ним бесполезно, лучше — дружить.

     

  • Первый день в типографии
     

    Моя работа в полиграфии началась тогда, когда большинство художников думали, что Photoshop — это фотомагазин в переводе с английского. А я, в то время студент исторического факультета, уже был в курсе, что это программа для обработки картинок, и, не имея никаких талантов и навыков, смог получить разовую работу: меня попросили сверстать и сдать в типографию листовку на формате А2.

     

  • You're in the army now
    "Чем лучше работники, тем меньше приходится ими управлять", - сказал в разговоре с автором журнала Quick Printing Джоном Стюартом один его знакомый, владелец типографии с годовым оборотом более 6 млн долл. Простая до банальности вечная истина.
  • Как правильно мотивировать сотрудников? Зажги их!
    Человеческим существам нравится, когда им говорят, что следует делать, однако ещё больше им нравится сопротивляться и не делать того, о чём им говорят.
  • 10 "кадровых" правил
    Рекомендации по взаимодействию типографии с кадровым агентством.
  • 10 "кадровых" правил
    Рекомендации по взаимодействию типографии с кадровым агентством.

comments powered by Disqus