1996.04.01, Автор: Дмитрий Попов4369 прочтений

Изготовление рекламного плаката на струйном плоттере CalComp

Теги: Печать Publish


О струйных плоттерах, чернилах и бумаге
Бумага
О растеризации и разрешении
О цветовой калибровке
Как напечатать
Делай РАЗ - определи условия
Делай ДВА - подготовь плакат
Делай ТРИ - вывод на печать
Делай ЧЕТЫРЕ - последующая обработка

О струйных плоттерах, чернилах и бумаге

Процесс струйной печати - это соединение трех элементов: плоттера, чернил и бумаги. Результат зависит в равной степени от всех трех компонентов.

Чернила для плоттеров CalComp, Hewlett-Packard, EnCAD содержат краситель, растворенный в некоей жидкости, основная часть которой - вода. Ага, скажете вы, раз вода, значит, при попадании на отпечаток дождя или снега краска потечет. Вы будете правы, но только отчасти. Сочетание чернила+бумага не столь простое, как это кажется на первый взгляд. Чернила высыхают и изменяют свои свойства. Наверняка вы знакомы с акриловыми водорастворимыми красками - после высыхания никакая вода их не растворит.

Бумага

С ней тоже не все просто. Большая часть разновидностей носителей (именно так называют то, на чем печатает плоттер) не имеет никакого отношения к целлюлозе - это всевозможные синтетические пленки. Собственно бумага бывает матовая и глянцевая, с закрывающимися порами для лучшего предохранения чернил от воздействия внешней среды (влаги и ультрафиолета), водостойкая и пр. Пленки бывают глянцевые и матовые, разной степени прозрачности, для печати с наружной стороны и на обороте - чтобы использовать изображение на просвет, для световой рекламы и так далее. Каждый вид носителя имеет свое назначение. В зависимости от того, где будет использоваться плакат и что на нем изображено, выбирают наиболее подходящий вид носителя.

О растеризации и разрешении

Очень важно , как именно печатает плоттер, его разрешение и получаемый растр. Паспортное значение разрешения плоттера (обычно 300, а у плоттеров CalComp - 360 dpi) - это разрешение при печати сплошным цветом, характерной для векторной графики или типографского текста. При печати растровых изображений реальное разрешение будет меньше. Причем на визуальное восприятие качества печати весьма влияет тот алгоритм, по которому плоттер распределяет капельки чернил четырех базовых типографских цветов на бумаге, образуя растр печати. Единственно приемлемым для вывода рекламных плакатов является стохастический растр. При этом методе растрирования точки не образуют никаких регулярных структур, что в результате обеспечивает максимально возможную четкость и реалистичность отпечатка. Получить качественный растр отнюдь не просто. С большинством цветных плоттеров используют специальные аппаратные или программные растровые процессоры (RIP). Цена их находится в диапазоне от 3 до 10 тыс. долл. Но в стандартной поставке струйных плоттеров CalComp предусмотрены системные драйверы для Windows 3.1, Windows NT 3.5, Windows 95, которые могут производить стохастический растр очень неплохого качества. Для особо привередливых можно порекомендовать аппаратный RIP компании Adobe, работающий с Postscript-модификацией цветных струйных плоттеров CalComp.

О цветовой калибровке

Все знают, что любые устройства вывода, даже типографские (некоторые скажут - особенно типографские), искажают цвета. Чтобы этого не происходило, необходимо производить цветовую калибровку. Кроме того, некоторые производители расходных материалов для струйных плоттеров допускают значительные отклонения в свойствах чернил разных партий, поэтому случается, что при замене картриджа цвета могут слегка "съехать". Как правило, это заметно только тренированному глазу, но иногда отличия бывают не столь деликатными. Производители плоттеров стремятся ужесточить допуски на качество чернил, и уже есть положительные результаты. Например, чернила, используемые в плоттерах CalComp, сертифицированы Pantone и не требуют дополнительной настройки цветов при каждой смене картриджей. Вместе с тем "сладкая парочка" - чернила + бумага, обладает оригинальными цветовыми характеристиками, поэтому вам стоит иметь набор параметров цветовой коррекции для всех видов применяемых носителей. Как правило, для большинства видов бумаги, рекомендуемых фирмой-разработчиком плоттеров, такие параметры есть. Есть они и во многих программных RIP (например, в RIP фирмы ONYX). Если вам не повезло, то придется создать профайл самостоятельно. Процесс длительный, требующий не только специального оборудования (денситометр), но и некоторого навыка, а также - большого терпения.

Как напечатать

Исходные данные: из трех основных переменных, которые влияют на качество печати - плоттер, чернила, бумага - на самом деле две являются константами. Плоттер у вас только тот, который есть, а чернила, соответственно, только такие, какие подходят для его струйной головки. В данном конкретном примере использовался плоттер CalComp TechJet 175i формата А0, специально разработанный для вывода плакатов и других оформительских работ. У него большие (175 мл) раздельные сменные емкости для чернил четырех базовых цветов. Как уже упоминалось, чернила сертифицированы Pantone, поэтому при смене картриджа можно не производить дополнительной цветовой коррекции. Система подачи чернил обладает некоторым интеллектом, поэтому о таких проблемах, как появление пузырьков в подающих трубках, она заботится сама, не позволяя им испортить результат печати. Кроме того, если в процессе печати закончится картридж и чернила перестанут поступать, то плоттер прервет работу и будет ждать, пока вы не замените чернила.

Делай РАЗ - определи условия

Основное условие, от которого зависит выбор носителя - предполагаемое место размещения плаката. Будет ли это витрина магазина или помещение, будет ли он использоваться для наружной рекламы, либо это слайд с подсветкой. Наиболее неблагоприятные условия - наружная реклама. Плакат будет подвержен воздействию дождя и снега, перепадам температур, яркому солнечному свету, его будут покрывать утренняя роса и иней. Первое требование - защитить слой нанесенного красителя от внешней среды. Есть всего два способа: первый - использовать для печати прозрачную пленку, которая позволяет печатать изображение на обороте плаката, подставляя дождю и ветру глянцевую полиэстровую броню; второй - ламинировать готовый плакат с помощью защитных пленок.

Мы хотели оформить стенд компьютерной фирмы на выставке. Условия - самые благоприятные: помещение, постоянная температура и влажность, поэтому можно было выбирать исходя из двух параметров - стоимости и привлекательности отпечатка. Была выбрана специальная глянцевая бумага, повышающая контрастность цветов изображения за счет того, что чернила не впитываются, а образуют тонкую пленку на поверхности листа. Естественно, для наружной рекламы такая бумага не годится. Для печати наружной рекламы стоит выбрать бумагу со специальным покрытием, которое обеспечивает впитывание чернил в микропоры на поверхности. При высыхании эти микропоры затягиваются, образуя защитные капсулы, в которых находятся цветные точки. После этого лист можно поливать водой из шланга - изображение не поплывет. Такая бумага стоит дороже, но искусство требует жертв!

Делай ДВА - подготовь плакат

Задача достаточно тривиальная для специалиста. У всех струйных плоттеров есть драйверы для Windows, и дизайнер использует тот пакет, какой считает наиболее подходящим. Adobe PhotoShop, PageMaker, CorelDraw! - все что хотите. Единственный тонкий момент - использование растровых изображений. Частая ошибка всех художников, впервые подготавливающих материал для печати на струйном плоттере - излишне высокое разрешение. Несмотря на то, что для большинства струйных плоттеров оно указано 300 dpi (для CalComp - 360 dpi) в цвете, реальное разрешение полноцветной печати ниже, поэтому готовить в Photoshop файл размером метр на полтора и разрешением 300 dpi - занятие не только бесполезное, но и вредное. От 72 до 120 dpi - вот разумный компромисс между качеством печати и простотой обработки данных. Причем, если вы хотите добиться четких букв текста, то его лучше готовить в векторной форме, при помощи PageMaker, CorelDraw! и т.д.

Делай ТРИ - вывод на печать

Итак, рулон глянцевой бумаги заправлен в плоттер. Кстати, далеко не все струйные плоттеры могут работать с рулонной бумагой. Поэтому, покупая плоттер, стоит обратить на это внимание, так как рулон очень облегчает работу. Драйвер CalComp для Windows NT со встроенной растеризацией последовательно преобразует исходный файл сначала в PostScript, а затем в стохастический растр в упакованном формате и передает его на плоттер. Пять минут для формата А0 - не такое уж большое время ожидания, пока на бумаге появятся первые сантиметры плаката. Не забудьте предварительно выбрать режим печати. Однако большое количество графических режимов печати струйных плоттеров вовсе не означает свободу выбора. Как правило, если вы печатаете полноцветный плакат, то чтобы исключить появление поперечных полосок, заметных на однородной заливке, не стоит жалеть чернил. Выбирайте наиболее качественный режим работы. Режимы с экономией чернил рекомендуется использовать при печати векторной графики и текста. Плоттер CalComp TechJet 175i печатал полноцветный плакат формата А0 в режиме Graphics (качественнее не бывает) - 35 минут. Операционная система Windows NT позволяет заняться чем-нибудь полезным в это время, но не стоит поддаваться трудовому порыву! Интенсивная работа компьютера над другой задачей, кроме вывода на печать (даже если это DOOM), может вызвать задержки в передаче данных на плоттер - тот "задумается", чернила на бумаге подсохнут, и следующий слой чернил (режим Graphics!) ляжет на уже сухие чернила; смешивания красок не произойдет, и на плакате появится еле заметная полоска. Но все позади, плоттер закончил вывод, и его резак с легким шелестом отсек еще влажный плакат от рулона. После этого плакат стоит оставить в покое еще минут на 15-20 до полного высыхания чернил.

Делай ЧЕТЫРЕ - последующая обработка

Плакат, который был напечатан, не требовал никакой последующей обработки, но для того, чтобы вывесить его на улице или в витрине, его потребовалось бы заламинировать - поместить между двух слоев прозрачной пленки - в герметичную оболочку. Пленки для ламинирования предохраняют плакат от воздействия не только влаги, но и ультрафиолетовых лучей - защищают краски от выцветания. Более толстые пленки сохранят неповрежденным изображение, даже если вы будете ходить по плакату или приклеите его на кузов автомобиля.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Самая трудная задача: ответить сразу на все вопросы клиента

    Мы помогаем очередному благотворительному проекту найти типографию для печати.

     

  • Когда один заказ превращается в три

    В прошлом номере (Publish № 7/8, стр. 64) мы помогали благотворительному проекту «Тёплые стихи» найти типографию. Речь шла о книге для детей, попавших в больницу. Оказалось, что организатор сама пишет и издаёт детские книги. И, помимо «Тёплых стихов», у неё есть ещё несколько книг, которые надо напечатать.

     

  • «Вашим заказом занимаются все!» А это значит, что «никто»…

    На просторах Instagram мне встретился благотворительный проект «Тёплые стихи». Его организаторы создали книгу для детей, попавших в больницу. Мы решили предложить свои услуги и помочь с выбором типографии по оптимальной цене. Считаем: книга в твёрдом переплёте, формат — 210x297 мм, 48 полос + обложка, обложка — 4+0 матовая ламинация, форзацы — офсет 140–160 г/м2, печать 1+0 (пантон, плашка), блок — 4+4, мелованная матовая, плотность по рекомендации типографии, чтобы сделать твёрдый переплёт. Тираж — 200, 500 и 1000 экз.

     

  • Упаковка без остановок: дорогой цифровизации

    В Heidelberg уверены — в обозримой перспективе в типографиях, выпускающих картонную упаковку, найдётся место и для офсетной, и для цифровой технологий печати. Главное, чтобы производство было эффективным и соответствовало требованиям цифровой эпохи.

     

  • Надо ли объяснять заказчику различия?

    В этот раз у нас, казалось бы, не сложный запрос. Интересовала стоимость печати плаката: форматА2, 4+0, ВД-лак, бумага — 150 г/м2, мел. глянцевая, тираж — 100 и 500 экз.

     

  • Простые секреты «Артес»: машины, люди и диверсификация

    11 апреля 2018 г. мне по приглашению директора «Терра Системы» Стефана Валуйского удалось побывать на дне открытых дверей в екатеринбургской типографии «Артес», которую знаю уже почти два десятилетия.

     


comments powered by Disqus