На сессиях много говорили о трендах и проблемах упаковочной отрасли. Можно выделить несколько главных тем саммита RosUpack: ситуация на рынке, факторы, влияющие на изменение роли упаковки и её характеристик, проблемы устойчивой упаковки и локализация упаковочных материалов. Отдельно я бы выделила мотив, звучавший яркими акцентами благодаря харизматичным спикерам на разных сессиях. Это тема переформатирования управленческих моделей в бизнесе. Меняется мир, поэтому необходимо менять свои подходы к управлению и взгляды на развитие.
Программа саммита была рассчитана на 3 дня. В первый день — экскурсионный — делегатов принимали предприятия региона: производство пищевой упаковки «ГеоргПолимер», косметическая компания GSS Cosmetics, этикеточная типография «Мегафлекс», производитель парфюмерно-косметической продукции LAB Industries и производитель упаковки и картона из вторсырья SFT Group. Остальные дни были посвящены деловой программе. Всего организаторами было заявлено более 60 спикеров и 13 тематических сессий.
На первой сессии «Упаковка 360» модератор, журналистка РБК Екатерина Столярова сформулировала, на мой взгляд, главную идею всего мероприятия: «Отрасль выравнивается после шоков, но среда стремительно меняется, и всё требует переосмысления. Мы собрались здесь осмыслять». И, судя по всему увиденному и услышанному мной за эти 2 дня, переосмысление оказалось разносторонним и объёмным.
Ситуация на рынке
Объём рынка упаковки последнее время рос на 5–7%, но, по мнению Алексея Антипина («ЮниСервисКапитал»), в этом году таких результатов мы не увидим. Рынок остановился и останется в границах 2024 года. Потребительская активность населения падает, поэтому в ближайшие пару лет стремительного роста в упаковочной отрасли ждать не стоит. Структура рынка упаковки практически не меняется, хотя многие с интересом смотрят на сектор стеклотары и на растущий быстрее всех сектор металлической упаковки для напитков.
.jpg)
Ограничения, влияющие на развитие рынка упаковки:
- Макроэкономика. Высокая процентная ставка и ужесточение экологического законодательства, сокращение доходов населения, из-за которого падает спрос.
- Замедление темпов роста онлайн-торговли. Рост продолжится, но на уровне 25–27% против предыдущих 35–40%.
- Стагнация производства упакованных товаров. За 8 месяцев 2025 года объём промышленного производства в РФ вырос лишь на 0,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (данные Росстата).
Пока темпы роста замедляются, лидеры отрасли занимаются либо развитием своих производств, либо поглощениями во имя поддержки рентабельности своих компаний.
Интересно было послушать о ситуации на бразильском рынке упаковки, о которой рассказал Карлос Морейра (Brazilian Plastic Institute Executive Director & Think Plastic Brazil CPO). У них рынок растёт на 3% в год, а лидеры отрасли — США и Китай. Производители упаковки занимают в Бразилии 3-е место среди отраслей, создающих рабочие места. Спикер выделил основные тенденции, которые вполне применимы и к российскому рынку упаковки:
- устойчивость — без неё сегодня нет перспектив развития;
- цифровизация — умная упаковка, персонализация, автоматизация; производства и использование ИИ;
- слияние и укрупнение производств;
- логистика, которая во время пандемии подорожала на 200%.
В Бразилии экспорт упаковки 5%, в России его нет и в ближайшее время не предвидится.
Устойчивость на зыбком фундаменте
Термин «устойчивая упаковка» звучал на саммите чаще остальных. Введение РОП совершенно однозначно столкнуло производителей лицом к лицу с проблемами экологии. Устойчивая упаковка — это та, которую можно либо пустить на переработку, либо использовать повторно, либо компостировать. Об этом говорили абсолютно все спикеры. Главный тезис — сценарий переработки упаковки должен закладываться ещё на этапе дизайна. Все понимают важность этого вопроса, но, похоже, мало кто понимает, как это будет работать. Ведь РОП есть, а внятной государственной и социальной программы по развитию экологической ответственности конечных потребителей упаковки нет. Вся эта суета с устойчивой упаковкой бессмысленна без развитого раздельного сбора мусора. А в России эта культура на данный момент отсутствует.
Интересная статистика: 90% населения говорит, что устойчивая упаковка важна для них, но только 43% готовы за неё переплачивать. Тем не менее перерабатываемая упаковка — мировой тренд, и Россия здесь идёт в ногу с другими странами. Далия Сафиуллина (компания KEPT) высказала мысль, которая крутится в голове у всех участников рынка: нельзя действовать только кнутом, всем нужен в этой системе и пряник. Для производителя упаковки — какой-то понижающий коэффициент при использовании альтернативных материалов, а для конечного потребителя — стимул из серии «как сортируешь, так и платишь за ЖКХ», например. Ну и однозначно нужна большая государственная программа по популяризации и организации нормального раздельного сбора мусора.
E-commerce меняет роль упаковки
Электронная торговля — один из основных драйверов роста рынка упаковки. Несмотря на замедление, рост в этом секторе продолжается и будет расти дальше. В 2024 году объём рынка e-commerce составил 11 трлн руб., а в 2025 по прогнозам будет 14 трлн. Это 8–9 млрд посылок в год. Доля покупок электроники в маркетплейсах на сегодня 60%, а продуктов питания всего 6–7%, и этот рынок стремительно растёт. По мнению Фёдора Вирина (Data Insight), вскоре их доля тоже вырастет до 50%.
Развитие маркетплейсов провоцирует изменение роли упаковки. Теперь это не только маркетинговый инструмент для выделения продукта на полке супермаркета. На первый план выходят совсем другие задачи и смыслы: довезти до покупателя товар в первозданном виде и вызвать у него же ощущение «я молодец». Как это работает? Бич маркетплейсов — избыточная упаковка, которая вызывает негативную реакцию у всех пользователей от зумеров до пенсионеров. Избыточность вызвана тем, что продавец пытается сохранить продукт в условиях небрежного отношения к нему на складах и при транспортировке. При этом покупатели часто жалуются именно на состояние упаковки. Например, на Ozon доля опубликованных негативных отзывов из-за неудовлетворительной упаковки 7%. По статистике, хуже всего дела обстоят с упаковкой игрушек, книг и товаров FMCG.
Разработчикам придётся искать компромисс между надёжностью и внешним видом тары. Если вы придумали надёжную упаковку, которая и продукт сохранит, и не вызовет негатив из-за тонны лишнего мусора, то вы выиграли эту битву. Многие сетовали на отсутствие единых стандартных требований к упаковке e-commerce, кажется, именно в этом кроется основная причина проблем в этой нише.
Интересный тренд, озвученный сразу несколькими спикерами на разных сессиях, — это растущий сегмент доставки напитков. Зумеры хотят получать на дом свой горячий напиток, и эта задача — настоящий вызов для всех. Как сказала представительница компании «Вкусно — и точка»: «У меня есть вопросы к тем, кто заказывает доставку на дом чая в стаканчике. Ведь вам привезут подостывший кипяток и чайный пакетик». Вопросов, как говорится, больше, чем ответов. В этом же ряду стоят лоточки для готовой еды. Тренд на доставку и покупку в сетях готовой еды не стихает, а лоточки в большинстве своём выглядят безобразно — тут все спикеры, затрагивающие эту тему, были удивительно единодушны. Такие вот интересные точки роста и вызовы для упаковочной отрасли.
Подводя промежуточный итог, могу сказать, что много внимания спикеры из разных отраслей уделяли именно эмоциональному опыту потребителя, который взаимодействует с упаковкой теперь не только в офлайн-магазине, но и у себя дома, вскрывая посылку, доставленную из маркетплейса. Освоив маркетплейсы, мы добавляем себе в среднем плюс 140 покупок в год, и наш эмоциональный опыт производитель уже не может игнорировать без, как минимум, репутационных потерь.
![]() |
| Фёдор Вирин об упаковке в e-commerce |
SRP коробка: The Show Must Go On
Поиск оптимальных упаковочных решений затронул и гофротару. Здесь все в один голос говорили о скором буме шоу-боксов, когда коробка прямо с колёс красиво выставляется на полку супермаркета и одним лёгким движением руки сотрудника зала превращается в элегантную подставку для товара, в неё упакованного. Это сокращает затраты буквально на всём. Более того, группа X5 запускает новую сеть магазинов «Около», в которую товары без SRP-коробок не попадут в принципе. Так что шоу-боксы, похоже, новая точка роста для упаковщиков.
Локализация вместо импортозамещения
Многие докладчики говорили о глобальном тренде на локализацию упаковочных материалов. Заметен переход отраслевиков с термина «импортозамещение», который теперь плотно ассоциируется скорее с замещением европейских производителей на китайских, а не с поиском отечественных, на термин «локализация». С точки зрения лингвистики мне это показалось интересным феноменом.
Бизнес ищет российских производителей и работает с ними над новыми материалами. Кое-что пока невозможно, но много и успешных решений. Причём этот тренд относится ко всем видам упаковки: картонной, пластиковой, гибкой, металлической.
Что характерно, локализация материалов оказалась вполне успешной даже в капризном сегменте люксовой упаковки. Ксения Трефилова и Юлия Сотникова из одной известной кондитерской компании, которую нельзя называть, рассказали, с какими вызовами им пришлось столкнуться весной 2022 года и какой большой путь был пройден в поисках отечественных производителей. Главная проблема их компании — очень капризное фасовочное оборудование из Италии и высокие требования к качеству материалов, потому что люксовые продукты не терпят компромиссов. В итоге они не пошли по пути большинства, подстраиваясь под то, что мог предложить рынок, а, наоборот, стали подтягивать рынок под свои требования. Результат впечатляет. В 2022 году upstream-поставки упаковки (материалы для её производства) распределялись так: 22% — российские производители и 78% — европейские. В 2025 году эта пирамидка перевернулась: 76% — локальные производители, 22% — из дружественных стран и лишь 2% — европейские материалы, которым не смогли найти замену.
Полностью локализованы гибкая упаковка, фольга и жестяные банки. Картон условно локализован, потому что есть ещё проблемы, влияющие на эффективность производства. Это сложности с адгезией и с большими площадями тиснения фольгой. Открытыми остаются несколько направлений: картон высоких граммажей, картон с двусторонним мелованием, BOPP c двухсторонним акриловым слоем, PET со сложными декоративными отделками.
Все производители говорили о том, что самое сложное в локализации — это этап внедрения. И тут от поставщика материалов требуется быть с упаковщиками на одной волне. Очень ярким было выступление Евгении Симаковой (GSS Cosmetics), которая эмоционально описала проблемы своего предприятия, где на одной фасовочной линии у них бывает 5–8 перенастроек в день, потому что компания производит косметические продукты для разных брендов небольшими партиями. Запомнился её термин «бабкин палец», который приклеит всё что угодно. Это к разговору о проблемах этикетирования, которые всем приходится решать на местах своими силами, вопреки желанию объединиться и помогать друг другу.
![]() |
| Горячее выступление Евгении Симаковой вызвало бурю оваций |
Отдельно надо упомянуть локализацию фасовочного оборудования. Тут дела обстоят не так безоблачно. Аркадий Штейн («Макароника») поделился своим опытом. Его компания производит хрупкие пирожные разных размеров, поэтому к фасовочному оборудованию есть жёсткие требования. Опытным путём выяснилось, что это критическая проблема для российского машиностроения. Пока опыт негативный: один производитель просто испарился после заключения договора, другой поставил линию, не соответствующую контракту. Директор Ассоциации «Росспецмаш» Алла Елизарова поделилась статистикой: если с 2020 до 2024 года производство упаковочного оборудования в России активно росло, то в 2025 году зафиксирована негативная динамика: с января по сентябрь выпуск упал на 12,5%. Главные проблемы отечественного машиностроения те же, что и у всех: высокие ставки, зависимость от импортных комплектующих и нехватка кадров. Тем не менее «Росспецмаш» ведёт собственный реестр российского упаковочного оборудования, поэтому к ним можно обращаться за информацией.
Пора действовать!
Среди статистики, лайфхаков, трендов, инсайдов яркими акцентами звучали выступления, посвящённые новому взгляду на управление бизнес-процессами, формирование команды и развитие бренда. Тема витала в воздухе: в условиях неопределённости и давления на бизнес невозможно оставаться прежними. Но изменения нужно начинать с себя, хотя многие собственники не хотят это признавать.
Владимир Чуйков («Готэк», НКПак) задал тон: главное в компании сегодня — это её интеллектуальный капитал, состоящий из людей, структуры и клиентского опыта. Рынок меняется, и операционная модель тоже должна меняться. Руководитель сегодня должен быть экспертом, партнёром и вдохновителем для своего коллектива. Простой тест на будущее компании — ответить себе на вопрос, кого вы нанимаете — руки или головы?
![]() |
| Владимир Чуйков считает, что пришла пора менять подходы в управлении |
О своём опыте рассказывал Николай Попович («ВкусВилл»). Их компания проповедует принцип клиентократии. Самое удивительное в этом методе, что реальное ориентирование на потребности клиента полностью меняет структуру компании. Цель человекоцентрированной компании — максимизация пользы для клиента. А прибыль, которая обычно прописана у всех как главная цель организации, всего лишь производное от той ценности, что вы даёте клиенту, градусник.
И вишенкой на торте в этом многоголосье стало феерическое выступление издателя Игоря Манна. Это было больше похоже на пронёсшийся мимо скоростной поезд, после чего ты выходишь потрясённый, замотивированный на изменения и слегка ошалевший от переизбытка информации. Хочется привести в своём репортаже первую и последнюю мысли спикера. Первая: «Если ты не учишься, ты явно тупой». А вторую я не могу привести здесь в печатном виде — цензура не пропустит. Зато есть фотография. Перевести этот призыв можно как «Действуй!».
![]() |
| Игорь Манн призывает не бездействовать |
RosUpack Summit 2025 оказался крайне интересным мероприятием. Информации на осмысление хватит надолго. Спасибо всем организаторам и участникам! Это было хорошо.
Об авторе: Елена Никонорова, PR-менеджер упаковочной типографии «РоСК», Санкт-Петербург.
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)