Хотя история российской полиграфии насчитывает почти шесть веков, наиболее значимыми, даже переломными, стали последние 40 лет. Как и другие производственные отрасли, зависящие от взаимосвязанных предприятий, полиграфия в 1990-е годы столкнулась с резким открытием рынка для импорта, инфляцией, организационными и кадровыми проблемами, что привело к массовому закрытию производств. Среди них были машиностроительные заводы, красочные и целлюлозно-бумажные комбинаты, предприятия химической и сельскохозяйственной промышленности, включая те, что выпускали клей и желатин.
Группа с клеем
Большинство клеевых и желатиновых заводов, ранее объединённых во Всесоюзное промышленное объединение «СоюзКлейЖелатинПром» для решения научно-технических задач, после распада СССР практически прекратили работу. Однако некоторые предприятия смогли преодолеть кризис, в их числе — ГК «Клейжелатин», включающая торговую компанию «Клейжелатин-АТ» и производственную «Клейжелатинпром».
По словам генерального директора ГК «Клейжелатин» Артёма Кебласа, из 20 заводов, выпускавших желатин и клей на территории бывшего СССР, почти ничего не осталось. Тем не менее компания продолжает активно сотрудничать с профильными производствами не только в СНГ, но и за его пределами.
Одной из собственных разработок «Клейжелатинпром», непосредственно связанных с полиграфией, является линейка желатиновых клеёв «Брикол». Стоит отметить, что желатин — это не просто основа для холодца или желе, но и природный полимер, полученный в результате гидролитического распада белка коллагена. Проще говоря, это превращение нерастворимого в воде коллагена в водорастворимый желатин, способный образовывать гелевую структуру под воздействием температуры. Именно поэтому такие клеи называют «горячими» — процесс их активации требует нагрева до примерно 60 °C.
Сегодня в линейке «Брикол» представлено пять видов клея, различающихся скоростью нанесения, временем схватывания и «открытым» временем, в течение которого состав сохраняет адгезивные свойства.
Преимущества со второго взгляда
Как поясняет Артём, работа с «горячим» клеем предполагает три основных требования: оборудование должно иметь подогреваемую ёмкость, необходимо контролировать уровень воды из-за её испарения и заранее разогревать клей перед использованием. Основной («холодный») аналог «Брикола» — клей ПВА, представляющий собой дисперсию поливинилацетата в воде. Несмотря на схожие области применения, эти клеи различаются по происхождению, условиям работы, расходу и влиянию на склеиваемые материалы.
На первый взгляд, ПВА кажется более удобным и доступным, но при детальном рассмотрении преимущества «горячего» клея становятся более очевидными. Во-первых, его расход значительно ниже: толщина слоя составляет 0,1–0,2 мм против 0,5 мм у ПВА. Во-вторых, «Брикол» поставляется в виде геля-концентрата, тогда как ПВА содержит большой процент воды, что делает прямое сравнение цен некорректным.
Технологические особенности «горячего» клея также дают преимущества: быстрое высыхание повышает производительность, минимизируется риск деформации материала, а сам клей не пропитывает основу насквозь, сохраняя её гибкость. Это позволяет работать как с макулатурным картоном, так и с премиальными материалами — бархатом или дизайнерской бумагой.
Дело принципа
Тем не менее, как отмечает Артём, несмотря на доступные инструкции (включая несколько видео на сайте) и готовность специалистов компании помогать с внедрением, на российском рынке сохраняется недоверие к отечественным продуктам. Часто предпочтение отдаётся менее качественным импортным аналогам. Причина, по его мнению, не только в привычке к зарубежным материалам, но и в дефиците квалифицированных кадров с инженерным мышлением.
В 2018 году «Клейжелатинпром» начала сотрудничество с инжиниринговой компанией «Русская индустриальная группа» (РИГ), разрабатывающей послепечатное оборудование. Оборудование РИГ протестировано в работе с клеем «Брикол» и рекомендуется производителем.
Продвижение российских материалов остаётся для компании приоритетом. В 2022 году спрос на них вырос, и хотя о массовом переходе на российский клей говорить рано, Артём уверен, что развитие качественного отечественного производства — дело принципа и у него есть потенциал для самодостаточного будущего.