101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Гордость создателей

  • Ирина Паялина
  • 22 апреля 2025 г.
  • 269
С 20 июня до 27 октября 2024 года в Доме культуры «ГЭС-2» проходила выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». В издательстве V–A–C Press вышел набор: каталог выставки + книга для чтения, дизайн которых создал Евгений Корнеев.

Евгений Корнеев — графический дизайнер, график, специалист по многостраничным изданиям, арт-директор, руководитель магистерского профиля «Искусство книги» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Занимается общественной деятельностью в области дизайна книги, спикер конференций, участвует в работе жюри, например, национального конкурса и фестиваля книг «Жар-книга», подробнее о котором можно прочитать в Publish (см. Паялина И. Национальный конкурс «Жар-книга»: «Полиграфия не обязана быть сложной — она должна быть уместной и изобретательной. Главное, чтобы «цепляло»… // Publish №12, 2023).

Евгений окончил МИСИ, профессию графического дизайнера осваивал самостоятельно. В отрасли с 1990 года: работал в газетах, журналах, в области рекламы и упаковки. С 1995 по 2017 год — дизайнер журналов по архитектуре «Проект Россия», «Проект international», «Проект Классика». В 1997-м основал проектное бюро «Раздизайн», которое в настоящее время выполняет заказы по оформлению книг и выставок, сотрудничает с ведущими российскими учреждениями культуры и частными институциями. В прошлом работал арт-директором в дизайн-бюро «Агей Томеш», в проектных бюро «Легейн» и «Спутник», основная деятельность которых была связана с выпуском книг по коллекциям российских музеев.

V–A–C Press, фото: Гоша Бергал

Евгений Корнеев: «На встрече с куратором и активом выставки «Квадрат и пространство в «ГЭС–2» — самой красивой культурной институции в мире — была высоко установлена планка, я осознал необходимую степень чудесности будущей книги и степень свободы в способах её достижения. Потом началась работа с прекрасными редакторами каталога — получил структуру, материалы, начал готовить эскизные предложения. Вариантов эскиза делал два, рискованный и реалистичный. На случай, если рискованный вариант не пройдёт фильтры: кураторский, производственный или финансовый. Выбрали рискованный».

Максимальный интерес вызывает каталог с необычным решением блока. Формат изделия квадратный 250×250 мм, объём общий 84 листа: 336 полос, а реальных страниц –168, по 3 фальца на полосе: 250 мм — сгиб — 80 мм — сгиб — 80 мм — сгиб — 250 мм. Печать блока 4+0 с УФ-сушкой, бумага офсетная Maestro Print 80 гр/м2. Обложка 527×256 мм, печать 2+2 (60% черный + черный) +глянцевая ламинация, картон двухсторонний 300 гр/м2. КБС, окантовка блока: канты по 3 мм, кругление кантов R=3 мм.

Оригинальное конструктивное решение каталога — предложение Евгения. Оно явилось прямым ответом на задание редакции сопроводить работы художников цитатами про искусство. По опыту Евгений знал, что если репродукции работ и цитаты расположены на одной странице, то жанр каталога выставки как будто размывается, работы воспринимаются, как книжные иллюстрации. Поэтому была выбрана конструкция книги, которая позволяет расположить цитаты рядом с работами, но в отдельном слое. В основном поле страниц располагаются работы выставки, в складках на боковом обрезе — тексты.

V–A–C Press, фото: Гоша Бергал

Готовый набор — каталог выставки и книга для чтения, упакованные в гофрокороб с наклейкой, выпущены тиражом 1500 экземпляров.

Подходящая конструкция была выбрана из банка форм, который бюро создает без повода, впрок. Он называется «Библиотека прототипов». Одно из условий попадания образца в базу — возможность его промышленного производства.

Конструкция каталога выглядит диковинно, но в её основании — обычный КБС в обложке, листы которого, заранее сфальцованные, не обрезаются по боковому обрезу, перефальцовываются вручную после вставки в обложку. Необычные конструкции книг предлагаются дизайнером заказчикам только после консультации с технологами типографий и договорённости о том, что производство сможет изготовить такое изделие.

Эскиз каталога утверждали оба куратора выставки и редакторы, он был принят с первого раза. После изготовления модели, из-за её избыточной толщины, редакцией было предложено отделить текстовую часть от общего объема. Она была издана отдельно в «Книге для чтения». Вёрстка каталога из-за особенностей конструкции выглядела очень странно, были видны не развороты, а отдельные листы. Всем участникам процесса: Евгению, редакторам, кураторам, пришлось к этому привыкать и представлять развороты умозрительно.

Гордость создателей

Производством каталога занималась команда издательства Artguide Editions, имеющая опыт работы со сложными изданиями по искусству и сотрудничающая с «ГЭС-2». По задумке дизайнера книга должна была быть напечатана на офсетной бумаге, чтобы издание было лёгким и прочным. Перед выбором типографии делали пробную печать на офсетной печатной машине с УФ-сушкой и без нее. Чтобы улучшить качество печати изображений, после проб, приняли решение в пользу печати офсетом с УФ-сушкой. Это очень сократило выбор подрядчиков.

В результате, каталог делали в «Бюро уникальных книг» (бренд типографии «Астер»): печатали на площадке «Астер» в Питере, а собирали на их же производстве в Москве. Именно сборка с большим количеством ручных операций была самой долгой и сложной частью производства.

«Книгу для чтения» делали в «Август Борг», за производство гофрокоробки с наклейками отвечало принт-менеджерское Бюро Маяк. Вся финальная сборка проводилась «Астер» в Москве. Сложность в процессе возникла из-за вынужденного переезда московской производственной площадки «Астер» на новое место. Пришлось маневрировать. Однако все сделали как было задумано в самом начале.

Евгений Корнеев рассуждает о взаимодействии с культурными организациями в целом: «Все институции очень разные. В работе с ними нет общего подхода, все очень индивидуально. Кто-то более консервативен, кто-то склонен к эксперименту. Могу посоветовать дизайнерам продвигать свою линию, но внимательно прислушиваться к мнению заказчика. Требования и ограничения — материал для строительства, и он не хуже других. А типографии — молодцы, всё внимательнее относятся к запросам дизайнеров, развиваются в этом смысле, начали понимать, кто приносит им деньги заказчиков».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Музей-квартира Ивана Сытина

Publish рассказывает про музеи, связанные с полиграфией. Мы уже бегло познакомились с большой и разнообразной коллекцией музея истории полиграфии, книгоиздания и МГУП имени Ивана Фёдорова в Москве (подробнее см. Паялина И. Музейная полиграфия // Publish № 3, 2025). Второй столичный музей, о котором важно рассказать, — музей-квартира Ивана Дмитриевича Сытина.

Полиграфическая бумага: меловка и офсет

После ухода западных компаний и запрета Евросоюзом в 2022 году импорта древесной массы и бумаги из России, прошло два с половиной года. Уход мировых флагманов, конечно, привёл к определённому снижению качества бумаги и полиграфии в России, но рынок компенсировал это масштабным наращиванием связей с азиатскими партнёрами, что по итогу оказалось взрывным драйвером развития отрасли. Что сейчас происходит на рынке офсетной и мелованной бумаги?

Экосистема, сервис и продуктовый рывок

После более 20 лет работы «Винк» хорошо известна на рынке рекламных материалов, но относительно недавно в её бизнесе появилось новое направление: поставка полиграфического оборудования. Зачем это было сделано, главному редактору Publish Дмитрию Старцеву рассказал руководитель направления по продаже и сервисного обслуживания оборудования Александр Суржиков.

Печать в «Вышке». Как работает типография современного университета

Мы сделали большое видеоинтервью с директором типографии НИУ «Высшая школа экономики» Марселем Шарифуллиным. Вот его краткий пересказ.

Ежедневники по-японски: проектирование процветания

Уже несколько лет в России продаётся ежедневник «Designing my life. Кайдзен — японская система осознанного планирования жизни». Publish разбирается, что такое «японские» ежедневники в России и чем они отличаются от ежедневников, сделанных в Японии.



Новый номер

Тема номера: Ответственность в деталях и примерах. Узкорулонный DTF-комплекс Yinstar – мал да удал. Автоматическая режущая система INTEC ColorCut LC700. Лазерный раскройщик Colors KD1816-SY. #Ефорум 2025: слёт производителей рекламы в Сибири.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59