Евгений Корнеев — графический дизайнер, график, специалист по многостраничным изданиям, арт-директор, руководитель магистерского профиля «Искусство книги» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Занимается общественной деятельностью в области дизайна книги, спикер конференций, участвует в работе жюри, например, национального конкурса и фестиваля книг «Жар-книга», подробнее о котором можно прочитать в Publish (см. Паялина И. Национальный конкурс «Жар-книга»: «Полиграфия не обязана быть сложной — она должна быть уместной и изобретательной. Главное, чтобы «цепляло»… // Publish №12, 2023).
Евгений окончил МИСИ, профессию графического дизайнера осваивал самостоятельно. В отрасли с 1990 года: работал в газетах, журналах, в области рекламы и упаковки. С 1995 по 2017 год — дизайнер журналов по архитектуре «Проект Россия», «Проект international», «Проект Классика». В 1997-м основал проектное бюро «Раздизайн», которое в настоящее время выполняет заказы по оформлению книг и выставок, сотрудничает с ведущими российскими учреждениями культуры и частными институциями. В прошлом работал арт-директором в дизайн-бюро «Агей Томеш», в проектных бюро «Легейн» и «Спутник», основная деятельность которых была связана с выпуском книг по коллекциям российских музеев.
![]() |
V–A–C Press, фото: Гоша Бергал |
Евгений Корнеев: «На встрече с куратором и активом выставки «Квадрат и пространство в «ГЭС–2» — самой красивой культурной институции в мире — была высоко установлена планка, я осознал необходимую степень чудесности будущей книги и степень свободы в способах её достижения. Потом началась работа с прекрасными редакторами каталога — получил структуру, материалы, начал готовить эскизные предложения. Вариантов эскиза делал два, рискованный и реалистичный. На случай, если рискованный вариант не пройдёт фильтры: кураторский, производственный или финансовый. Выбрали рискованный».
Максимальный интерес вызывает каталог с необычным решением блока. Формат изделия квадратный 250×250 мм, объём общий 84 листа: 336 полос, а реальных страниц –168, по 3 фальца на полосе: 250 мм — сгиб — 80 мм — сгиб — 80 мм — сгиб — 250 мм. Печать блока 4+0 с УФ-сушкой, бумага офсетная Maestro Print 80 гр/м2. Обложка 527×256 мм, печать 2+2 (60% черный + черный) +глянцевая ламинация, картон двухсторонний 300 гр/м2. КБС, окантовка блока: канты по 3 мм, кругление кантов R=3 мм.
Оригинальное конструктивное решение каталога — предложение Евгения. Оно явилось прямым ответом на задание редакции сопроводить работы художников цитатами про искусство. По опыту Евгений знал, что если репродукции работ и цитаты расположены на одной странице, то жанр каталога выставки как будто размывается, работы воспринимаются, как книжные иллюстрации. Поэтому была выбрана конструкция книги, которая позволяет расположить цитаты рядом с работами, но в отдельном слое. В основном поле страниц располагаются работы выставки, в складках на боковом обрезе — тексты.
![]() |
V–A–C Press, фото: Гоша Бергал |
Готовый набор — каталог выставки и книга для чтения, упакованные в гофрокороб с наклейкой, выпущены тиражом 1500 экземпляров.
Подходящая конструкция была выбрана из банка форм, который бюро создает без повода, впрок. Он называется «Библиотека прототипов». Одно из условий попадания образца в базу — возможность его промышленного производства.
Конструкция каталога выглядит диковинно, но в её основании — обычный КБС в обложке, листы которого, заранее сфальцованные, не обрезаются по боковому обрезу, перефальцовываются вручную после вставки в обложку. Необычные конструкции книг предлагаются дизайнером заказчикам только после консультации с технологами типографий и договорённости о том, что производство сможет изготовить такое изделие.
Эскиз каталога утверждали оба куратора выставки и редакторы, он был принят с первого раза. После изготовления модели, из-за её избыточной толщины, редакцией было предложено отделить текстовую часть от общего объема. Она была издана отдельно в «Книге для чтения». Вёрстка каталога из-за особенностей конструкции выглядела очень странно, были видны не развороты, а отдельные листы. Всем участникам процесса: Евгению, редакторам, кураторам, пришлось к этому привыкать и представлять развороты умозрительно.
Производством каталога занималась команда издательства Artguide Editions, имеющая опыт работы со сложными изданиями по искусству и сотрудничающая с «ГЭС-2». По задумке дизайнера книга должна была быть напечатана на офсетной бумаге, чтобы издание было лёгким и прочным. Перед выбором типографии делали пробную печать на офсетной печатной машине с УФ-сушкой и без нее. Чтобы улучшить качество печати изображений, после проб, приняли решение в пользу печати офсетом с УФ-сушкой. Это очень сократило выбор подрядчиков.
В результате, каталог делали в «Бюро уникальных книг» (бренд типографии «Астер»): печатали на площадке «Астер» в Питере, а собирали на их же производстве в Москве. Именно сборка с большим количеством ручных операций была самой долгой и сложной частью производства.
«Книгу для чтения» делали в «Август Борг», за производство гофрокоробки с наклейками отвечало принт-менеджерское Бюро Маяк. Вся финальная сборка проводилась «Астер» в Москве. Сложность в процессе возникла из-за вынужденного переезда московской производственной площадки «Астер» на новое место. Пришлось маневрировать. Однако все сделали как было задумано в самом начале.
Евгений Корнеев рассуждает о взаимодействии с культурными организациями в целом: «Все институции очень разные. В работе с ними нет общего подхода, все очень индивидуально. Кто-то более консервативен, кто-то склонен к эксперименту. Могу посоветовать дизайнерам продвигать свою линию, но внимательно прислушиваться к мнению заказчика. Требования и ограничения — материал для строительства, и он не хуже других. А типографии — молодцы, всё внимательнее относятся к запросам дизайнеров, развиваются в этом смысле, начали понимать, кто приносит им деньги заказчиков».