Дмитрий отметил, что отрасль находится в начале нового этапа развития. Всё, что было до 2022 года, сейчас не актуально, а развитие в течение 2022–23 года представляет собой переходное время, когда всё происходило довольно сумбурно, сопровождалось паникой, когда покупали всё и везде. 2023 год показал небольшой провал в поставках самоклейки относительно 2022 года: по его словам, было завезено какое-то немыслимое количество материалов из Китая, Ирана, Индии, которое было произведено давным-давно и хранилось там, пока не хлынуло в Россию. Большинство из этих материалов также не использовалось и у нас, и до сих пор какая-то часть хранится на складах. Объём рынка самоклеящихся материалов тогда составлял около 620–650 млн м2 (без учёта Калининградской области и Белоруссии, с ними — порядка 700 млн м2).
И только в 2024 году появились внятные показатели по динамике рынка: наблюдается как рост прямого импорта, так и рост отечественного производства самоклеящихся материалов. На сегодняшний день объём рынка можно более-менее точно оценивать в 750 млн м 2 (без Калининграда и Белоруссии, а с ними — около 800 млн м2). То есть, несмотря на все сложности, рынок растёт и будет продолжать расти. В сравнении с 2021 годом в 2024 году рост рынка составляет 6,5% — эта цифра подтверждается разными способами, и её можно взять за основу. В ближайшие годы рынок будет развиваться примерно в таком темпе: 5–7% прироста в ближайшие 5–7 лет. Это означает, что работы всем хватит, и настроение в этом смысле позитивное.
Трудности есть
![]() |
Операционный директор «Галилео Нанотех» Дмитрий Поляков |
2024 год — это время стабилизации рынка. Игроки определились со своими заказчиками, что они будут печатать и как будут печатать, большинство клиентов перестали хвататься за все заказы подряд: теперь они выбирают приоритетные и выбирают конечного заказчика, исходя из его надёжности, приемлемости сроков платежей и т. д. По дистрибьюторам и прямому импорту материалов также стало понятно уже в первой половине года, кто устоял под санкционным давлением и точно будет продолжать ввозить материалы несмотря ни на что, а кто ещё находится в определённых сомнениях.
Однако возникли проблемы с платежами, прежде всего с китайскими партнёрами: покупать в Китае становится всё сложнее и непредсказуемее. Деньги при этом не теряются, но вполне возможна ситуация, когда предприятие простаивает без материала, пока деньги ходят туда-сюда, что в итоге связано с огромными потерями времени и, конечно же, прямо сказывается на эффективности производства. Можно прогнозировать, что рынок дистрибьюторов и местных поставщиков будет расти, чтобы насытить стабильный спрос материалов. Что происходит по итогам второго полугодия, мы пока не можем говорить с исчерпывающей точностью, но, скорее всего, динамика сохранится и кардинальных изменений не будет.
Делаем сами
Важный фактор — появление в России нескольких серьёзных производителей самоклеящихся материалов. Правда, дальнейшее появление новых производителей вряд ли предвидится: по большому счёту, те компании, которые начали производство самоклеящейся плёнки, быстро поняли, насколько это сложный и требовательный процесс. Поэтому взрывного роста среди подобных компаний, который наблюдался два года назад, уже не будет.
Также появилось много новых типографий. Как правило, это предприятия, «отпочковавшиеся» от «старых» типографий. Получается так, что из одной типографии могут развиться несколько компаний, где профильные специалисты изначального предприятия начинают развивать более узкие направления: например, печать этикеток. И тут надо учесть, что доступность оборудования повысилась в разы: китайское оборудование, что цифровое, что флексографское, на порядок дешевле условно европейского подобного же.
Появилось много компаний, специализирующихся на этикетке-«пустышке» с расчётом на продажи через маркетплейсы. Этот рынок «пустышки» был всегда, и всегда был высококонкурентным, но сейчас можно наблюдать «кровавый океан» таких компаний, который работают на грани рентабельности. Прогноз здесь такой: большинство из этих компаний либо закроются, либо будут работать с ограниченным числом клиентов, делая ровно столько, сколько нужно на покрытие своих текущих потребностей.
Ценность в стабильности
![]() |
|
Поменялась психология клиентов, конечных потребителей. Для кого-то это может показаться спорным, но, по мнению Дмитрия, в реалиях трёх-пятилетней давности была обычной непрерывная череда тендеров, постоянная смена поставщиков, чуть что — «я уйду в другую типографию» и всё в таком духе. В 2022 году ситуация изменилась, и ценность постоянного партнёрства резко возросла. Многие, не имея постоянного поставщика, оказались без этикетки, и стало очевидным, насколько клиенты и типографии друг от друга зависимы. Клиенты стали более лояльны и привязаны к одной типографии, выбирая прежде всего надёжность и долгосрочность сотрудничества. При этом произошло определённое перераспределение пакета заказов: у каких-то типографий стало больше плёнки в работе, у других — бумаги, но в целом ситуация балансируется в сторону стабилизации отношений между клиентами и поставщиками. Всем пошла на пользу «прививка 22 года», когда большинство прошли через проблемы бесконечного тестирования материалов: некоторые компании протестировали больше 40–50 образцов материалов от разных поставщиков, и само предложение протестировать новый материал уже вызывает определённое раздражение.
Как работать
![]() |
|
Да и сами материалы упростились, отмечает Дмитрий. Сейчас недоступны многие специальные виды, с которыми было привычно работать ещё несколько лет назад. Хотя их можно заказать через Казахстан или даже напрямую завезти, но всё это связано с большими сложностями, и уговорить конечного заказчика перейти на материал с каким-то, например, очень специфическим клеем, очень сложно, потому что клиент уже знает, с чем он может столкнуться: заплатить надо сейчас, а материал придёт через два-три месяца. И, конечно, клиент в такой ситуации склонен к принятию более консервативных решений.
В этом контексте можно заметить разные факторы, как, например, рост числа типографий в Белоруссии или несомненный рост цифровизации отрасли в целом: цифровая печать никуда не делась и, более того, сейчас каждая компания стремится обзавестись ЦПМ, пусть не обязательно УФ-струйной, но обязательно цифровой.
Возврат возможен?
Чего же можно ждать от ситуации с западными компаниями, которые ушли с рынка? По мнению Дмитрия, не следует ждать их возвращения в ближайшее время. По оптимистичным прогнозам, эти компании начнут возвращаться не ранее, чем через 2–3 года, но это будет не полноценное возвращение. К тому времени специалистов, которые работали раньше с Россией и знают всю специфику отношений с нами и нашего рынка, в этих компаниях будет немного, если они вообще останутся. Это тоже замедлит процесс установления отношений между компаниями. К тому же на нашем рынке уже будут широко представлены местные производители, полностью освоятся китайские компании, а также производители из других стран, которые заняли свои ниши на рынке, и для возвращающихся западных компаний это будет совершенно новый рынок, и вход в него для них будет очень сложным.
Три причины роста
Рост рынка, как уже говорилось выше, Дмитрием ожидается достаточно высоким, в пределах 6–7% в год. И тому есть объективные причины: во-первых, рост интернет-продаж и быстрой доставки. Люди всё больше пользуются услугами маркетплейсов, и кажется, что женщины особенно, но на самом деле это общая тенденция, и это несомненный драйвер всего рынка. Тот же «Озон», конечно, старается экономить на упаковке, но есть безусловные требования, и им никуда не деться от штрихкода, от переменной информации и рекламы, то же самое и с «Честным знаком», и с любым другим брендом, — две-три этикетки на каждой единице товара будут в любом случае.
Во-вторых, в качестве отдельной причины нужно выделить рынок готовой еды. Например, в одной из известных компаний зафиксирован рост по готовой еде на 130% и ожидается ещё на 90%! И это объяснимо: новое поколение россиян сами готовить еду уже не собираются, даже пельмени варить не будут — они будут покупать готовую еду. Для производителей этикетки здесь такой же огромный потенциал, как и в сегменте маркетплейсов.
В-третьих, усложнение этикетки, потому что количество сложного оборудования для отделки этикеток, как китайского, так и европейского, очень большое. В типографиях снова начнут искать креативные и технологичные решения по отделке материалов для этикетки, снова в этой области начнёт превалировать элемент конкуренции, что должно подстёгивать рост. Вообще же восстановление полного ассортимента и всего спектра материалов на рынке надо ожидать к концу 2025 года.
Какое оно — китайское качество?
Параллельно с технологичными решениями по отделке этикетки снова будет решаться вопрос качества, «китайский» шок прошёл, теперь клиенты перестают мириться с тем, что, например, этикетка отклеивается, они требуют прежнего европейского качества, независимо от «китайской» цены. Уже говорилось о прогнозируемом росте местного производителя материалов, также в отрасли будет больше специализации: каждая типография будет всё больше сосредотачиваться на конкретных видах этикеток или на своих клиентах, на региональной специфике. Возможна всё большая унификация районных типографий и «типографий небольшого города».
В завершение обзора Дмитрий пообещал, что российское производство самоклеящихся материалов будет только расти: у «Галилео Нанотех» большие планы в наступающем году. Также он уверен и в коллегах: отечественные производители самоклеящихся материалов доказали, что они теперь на рынке — всерьёз и надолго.