101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

«Азбукварь»: детская книга полиграфических технологий

  • Ирина Паялина
  • 22 января 2025 г.
  • 1950
В ноябре 2024 года в издательстве V–A–C Press вышла книга «Азбукварь», созданная художником и иллюстратором Родионом Китаевым. Автор окончил Московский академический художественный лицей при Российской академии художеств и Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова. За производство издания отвечало принт-менеджерское «Бюро Маяк».

По этой книге можно изучать технологию полиграфического производства и различные виды отделки: вырубку, лазерную резку, тиснение серебряной и золотой фольгой в сочетании с печатью золотым пантоном, а также покрытие тремя видами тактильного лака. Книга в 48 полос + обложка форматом 23×33 см восхищает количеством различных интересных элементов.

Азбукварь. Родион Китаев, фото Руслан Шавалеев, © V–А–С Press

Блок «Азбукваря» отпечатан офсетом CMYK 4+4 на бумаге SL Graphica Regular natural white 170 г/м2 и содержит:

  • буквы А–Б — сквозное отверстие сквозь 2 листа, выполненное лазерной резкой, через которое виден зрачок;
  • В–Г — глаз с глянцевым УФ-лаком, а блик — объёмный лак;
  • Д–Е–Ё — на «Д» дверь открывается, за ней появляется пейзаж, а маленькие дырочки на дубовом листочке выполнены лазерной резкой. На «Е» вклеивается одна прозрачная пластиковая страница для «Ë» с частичной печатью CMYK и подложкой белилами УФ-офсетом;
  • на букве «Ж» — «живет» pop-up-конструкция;
  • «З» демонстрирует комбинацию золотой фольги и золотого офсетного пантона на мелких и сложных по форме объектах;
  • И — «иллюминаторы» на игуане выполнены серебряной фольгой;
  • С — тиснение серебряной фольгой;
  • на страницах «У–Ф» — 3 разных вида тактильных лаков: объёмный, с глиттером, лак с эффектом пены;
  • на «Х–Ц» открывается дверца холодильника, вырезанная лазером, плюс золотая фольга с голографическим эффектом;
  • на «Ь–Ъ–Ы» — целых 6 дверок: эти объекты открываются, они выполнены вырубкой со штампом, внутри расположены тексты;
  • на «Ю» шёлкографией отпечатан розовый цвет;
  • на «Я» язык выделен глянцевым УФ-лаком.
Азбукварь. Родион Китаев, фото Руслан Шавалеев, © V–А–С Press

Обложка из переплётного картона 1,5 мм, кашированная белым переплётным материалом Calista, и суперобложка, которая является плакатом из офсетной бумаги 120 г/м2 с односторонней офсетной печатью CMYK + две дополнительные составные краски «пантон». К форзацу на стороне переплёта приклеен карман, в который вставлен лист с кроссвордом. Книга отпечатана тиражом 1500 экземпляров.

Азбукварь. Родион Китаев, фото Руслан Шавалеев, © V–А–С Press

Кто возьмётся за такой заказ? Как организовать весь процесс?

За производство издания отвечало принт-менеджерское «Бюро Маяк». На примере такого заказа можно понять, чем занимается бюро: принт-менеджеры полностью организуют весь процесс, начиная с подготовки макета в издательстве и заканчивая доставкой готового тиража заказчику. Так лаконично. Но если вернуться к описанию издания, то видно, что внутри — кропотливая многомесячная работа со 100% ответственностью за итоговый результат.

В любом сложном многоуровневом проекте работа принт-менеджера начинается с разговора с дизайнером (Степан Липатов) и координатором проекта (Дарья Атлас) об общей картине издания: что хотелось бы видеть. Бюро, в свою очередь, рассказывает, какие могут быть возможности. Принт-менеджер должен очень хорошо разбираться не только в производственных технологиях в целом, но и в возможностях доступных типографий. Дальше дизайнер и художник работают над иллюстрациями для создания постраничного макета. И затем на очередной встрече с принт-менеджером обсуждаются «хотелки» и реальные возможности. С этого этапа уже надо понимать примерный бюджет заказа. Например, в «Азбукваре» планировался другой переплёт: двухслойные страницы и полный разворот, но с учётом количества «фишек» в блоке от этого пришлось отказаться из-за стоимости и сделать обычный 7Б.

Азбукварь. Родион Китаев, фото Руслан Шавалеев, © V–А–С Press

Весь этот процесс совсем не быстрый. Перед запуском принт-менеджерское бюро берёт на себя вопросы тестирования материалов и технологий. А после проверки опытным путём идёт ещё один важный процесс скрупулёзной подготовки файлов к печати и дальнейшей отделки. Под все технологии надо правильно подготовить макеты, в нужных местах сделать метки для отделочных процессов. С учётом стоимости материалов и производства ошибки на любом этапе будут стоить очень дорого. Тут подключаются технологи типографий.

Азбукварь. Родион Китаев, фото Руслан Шавалеев, © V–А–С Press

После всех проверок и согласований начинается сам производственный процесс: «Азбукварь» делали 2,5 месяца. На протяжении этого времени было очень много контроля и решений технических и технологических проблем, которые всё равно возникают в процессе производства.

«Азбукварь» Родиона Китаева делали в трёх разных компаниях. Причина переразмещения части заказа не всегда сводится к технологическим возможностям типографии — иногда это сроки производства. Принт-менеджерское бюро может привлекать «свои резервы»: например, сотрудников на ручные операции, качество работы которых проверено на других заказах.

Может возникнуть ощущение, что если весь заказ от начала и до конца делать в одной типографии, то внешний принт-менеджер не нужен. Для простого заказа так и есть. В случае многоступенчатого и сложного производства требуется внешний профессиональный контроль.

Азбукварь. Родион Китаев, фото Руслан Шавалеев, © V–А–С Press
Агата Чачко

Директор «Бюро Маяк» Агата Чачко уверена: «Если бы типографии работали идеально, оказывали бы весь сервис, глубоко вникали в задачи и потребности клиентов, контролировали свою работу и добивались бы высокого уровня качества сами, мы были бы не нужны. Кроме того, понятие нормы по качеству — это не математика, а некоторая грань, лимитированная сверху техническими возможностями оборудования, а снизу — желанием сделать качественно. И принт-менеджер может правильно подобрать эту грань».

Самое сложное в этом проекте, по мнению Агаты, было сначала всё придумать, а потом всё проконтролировать. Однако результат стоил потраченных сил.

Григорий Чередов, директор издательских программ фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2»: «И мы, и автор очень довольны. Для нас эта книга стала самой экспериментальной с точки зрения технологий и процесса подготовки — и поэтому особенно долгожданной».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Революционное развитие «Можайского полиграфического комбината»

В этом году «Можайский полиграфический комбинат» («МПК») отметил свой 51-й день рождения. 30 сентября 1974 года на предприятии была пущена в эксплуатацию первая производственная линия, так называемая первая очередь. А самой первой книгой, выпущенной на комбинате, была детская книжка «В саду, в лесу, на речке». Сегодня «Можайский полиграфический комбинат» осуществляет широкомасштабную, можно даже сказать революционную, модернизацию, в рамках которой предприятие закупает как новое, так и бывшее в эксплуатации оборудование и проводит реконструкцию производственных и офисных площадей. По приглашению генерального директора «МПК» Юрия Вихалевского для представителей журнала Publish и компании «Внешмальтиграф» была организована экскурсия по цехам предприятия.

«Наука» в переплёте. Михаил Фомин о будущем главного научного издательства страны

Издательство «Наука» — легендарный бренд, которому почти три века. Оно пережило эпоху Советского Союза, бурные девяностые, цифровой слом последних лет — и сегодня вновь становится стратегическим институтом. 31 июля Президент подписал закон о передаче издательства в ведение Российской академии наук. Что это означает для научных журналов, книг, полиграфии и вообще для всей научной коммуникации страны? Об этом мы поговорили с руководителем издательства Михаилом Фоминым.

RosUpack Summit 2025: «Мы собрались здесь осмыслять»

С 19 по 21 ноября в Москве в гостинице Hyatt Regency Moscow Petrovsky Park прошёл RosUpack Summit 2025, куда съехались представители разных отраслей, связанных с упаковкой. Производители и заказчики упаковки попытались обсудить наболевшее и договориться о взаимодействии.

Цифровая этикетка: хорошо идём?

20 ноября в московском офисе компании «ДЖЕСТ» прошёл круглый стол на тему «Цифровая трансформация в этикетке: почему всего 4%?». Стол оказался овальным, а ответы на вопрос — очень разными.

Близнецы от LINEA

В этой статье расскажем сразу о двух принтерах: экосольвентном LINEA Sol A100 1601 и сублимационном LINEA Sub A100 1601 с рабочей шириной 160 см.



Новый номер

В Новый год с новой упаковкой. Революционное развитие «Можайского полиграфического комбината». RosUpack Summit 2025: «Мы собрались здесь осмыслять». Цифровая этикетка: хорошо идём? ARK-JET держит цены, несмотря на апгрейд. Запечатать все вокруг.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59