101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

На этих книгах выросло несколько поколений детей

  • Ирина Паялина
  • 14 января 2025 г.
  • 440
До 16 февраля в Мультимедиа Арт Музее в Москве на Остоженке проходит выставка «Чудесное путешествие» Эрика Булатова и Олега Васильева. С 1959 по 1989 годы, тридцать лет они проработали в легендарном издательстве «Малыш» и совместно проиллюстрировали более ста детских книг. На этих книгах выросло несколько поколений.

Эрик Владимирович Булатов родился в 1933 году, Олег Владимирович Васильев в 1931. Оба художника в 1958 году окончили Художественный институт имени В. И. Сурикова, а с 1959 года начали работать дуэтом в детском издательстве «Малыш», которое до 1963 года называлось «Детский мир». В детскую иллюстрацию их привел другой известный художник — Илья Кабаков, также выпускник мастерской книжной графики МГАХИ им. В. И. Сурикова. Именно он по воспоминаниям Булатова «преподал первые уроки иллюстраторской премудрости».

Творческая деятельность художников делилась на два периода: осенью и зимой они занимались оформлением детских книг, что являлось основным финансовым источником и официальной занятостью, а весной и летом создавали живопись «для себя», став позднее основателями московского концептуализма и выдающимися художниками-нонкомформистами. За это советскую детскую книгу 1960–1980-х годов называют ярким художественным феноменом.

Детские книги издавались миллионными тиражами, и для художников неофициального советского искусства помимо заработка такая работа давала пространство творческой свободы. Были определенные требования, но цензура была мягче, и для художников-концептуалистов детская книга стала «экспериментальной лабораторией для поиска новых форм изобразительного языка, выстраивания собственных художественных миров, в которых воображаемая и игровая реальности нашли свое максимальное выражение».

На этих книгах выросло несколько поколений детей

На этих книгах выросло несколько поколений детей

На выставке в Мультимедиа Арт Музее можно увидеть более 180 оригинальных рисунков к знаменитым детским книгам. Это сказки «Золушка», «Спящая красавица», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» Шарля Перро, «Три поросенка», «Дикие лебеди» Ханса Кристиана Андерсена, «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлеф, «Бабушка Вьюга» братьев Гримм, произведения Агнии Барто, Генриха Сапгира, Игоря Холина, Валентина Берестова, Зинаиды Александровой, Эммы Мошковской и других авторов, а также сами книги, проиллюстрированные художниками.

Для полиграфистов есть уникальная возможность сравнить оригиналы с отпечатанными книгами, а также оценить полиграфическое качество и цветопередачу советских детских изданий. Для иллюстраторов, художников и издателей интересно проследить трансформацию художественного стиля за тридцать лет работы в детской иллюстрации.

Эрик Булатов в одном интервью* о работе в издательстве в дуэте с Олегом Васильевым рассказывал: «Вместе как-то веселее. Мы вначале-то серьезно не относились к этому делу. Никакой подготовки книжной у меня не было вообще. Илья Кабаков оказал, с чего начать, и дальше я уже сам. Сначала рисовал отдельно, потом стали вдвоём с Олегом Васильевым. И получился какой-то новый художник, который очень сильно отличался от того, что и тот, и другой делал в живописи. Все удивляются — как же так получилось? А именно потому и получилось, что художник вышел совсем другой. Но надо сказать, что начали мы совсем иначе. Мы начинали с коллажей».

На этих книгах выросло несколько поколений детей

На этих книгах выросло несколько поколений детей

На этих книгах выросло несколько поколений детей

Привычный нам иллюстративный стиль художников выработался из необходимости с одной стороны соответствовать требованиям, который в те времена предъявляли детским книгам, а с другой, «чтобы самому было не противно и не стыдно». Работа над каждой книжкой складывалась по-разному: некоторые делались легко и весело, а некоторые очень тяжело.

Булатов описывает так их творческий метод: «Увидеть, организовать и построить всю книгу от начала до конца». Особое внимание уделялось оформлению текстовых разворотов, чтобы, как писал Булатов, «действие в книге развивалось непрерывно, не было скачков от одной страничной иллюстрации до другой». Значение имели не только большие рисунки на отдельных полосах, но и миниатюрные изображения, обрамляющие текст — именно в них сосредотачивалась энергия сказки, происходила «закулисная жизнь». В иллюстрациях к «Золушке» ящерицы и мыши разыгрывали сцены наверху страницы, а все другие персонажи сказки — внизу; в рисунках к «Бабушке Вьюге» появлялись гномы, которых вовсе не было в тексте сказки.

Булатов вспоминал, что у него была целая библиотека детских книг, они их покупали, смотрели, как другие рисуют, учились. И, конечно, работа в издательстве давала незаменимую рисовальную практику, она отлично дисциплинировала. «Да по-моему, это была самая счастливая часть нашей жизни. Понятно, мы были моложе, и конечно, не все было ровно и гладко. И все же…», — вспоминает Эрик Булатов.

На этих книгах выросло несколько поколений детей

На этих книгах выросло несколько поколений детей

Последнюю детскую книгу дуэт Булатов-Васильев сделали в 1988 году. В 1989 они уехали из страны, жили по соседству и работали у одной галеристки в Нью-Йорке. Олег Васильев останется в США и в 2013 году умрет в Сент-Поле, в городе на севере США. За годы жизни он получил многочисленные художественные награды и гранты, в том числе от Фонда Поллока-Краснера (1994 и 2002). В 1999 году стал первым лауреатом «Премии Свободы», присуждаемой совместно Министерством культуры РФ и Американским университетом в Москве. Эрик Булатов переедет с женой в Париж, где живет сейчас между приездами в Москву. За его плечами огромное количество выставок, премий, наград, например, в 2015 он получил Кавалера ордена Искусств и литературы (Франция). Работы обоих художников находятся в собраниях музеев и галерей по всему миру.

Кураторы выставки в Мультимедиа Арт Музее отмечают: «Иллюстрации Булатова и Васильева аккумулировали опыт художественной культуры конца XIX–XX веков. В них нетрудно увидеть отсылки к узорчатым виньеткам, кулисным композициям и силуэтам («силуэт» — вид графического искусства) мирискусников Александра Бенуа, Константина Сомова и Евгения Лансере («Спящая красавица», «Золушка», «Кот в сапогах»). В рисунках к детским книгам Булатов и Васильев обращались и к экспериментам русского авангарда с плоскостью и пространством («Новые слова», «Месяц за месяцем», «Как непослушная хрюшка едва не сгорела»), и даже к стилистике анимации Уолта Диснея («Красная шапочка», «Три поросенка»), оказавшей большое влияние на советскую мультипликацию.

Эрик Булатов и Олег Васильев создали универсальный, актуальный и сегодня изобразительный язык детской книги, который основан, по словам Булатова, в первую очередь на «детском представлении о сказке» — на архетипических образах, берущих свое начало в детском сознании. В своих иллюстрациях художники сознательно стирают границы между реальным, исторически достоверным и воображаемым, предоставляя читателю свободу для путешествия в сказочные миры».

Посмотреть экспозицию, наполнить себя приятными воспоминаниями и новым взглядом на советскую иллюстрацию можно до 16 февраля 2025 года.

Мультимедиа Арт Музей: Москва, Остоженка, 16. Время работы: ежедневно, кроме понедельника 12:00-21:00. Вход по билетам.

* Книга «Издательство «Малыш» 60», Москва, издательство АСТ, 2018, стр. 63-69.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Как расширить парк оборудования при ставке ЦБ 21%?

Занимаясь поставками оборудования почти 30 лет, мне пришлось пережить целый ряд кризисов и падений спроса. Из последнего больше всего запомнился архисложный период COVID-19. Теперь же особенно дороги кредиты и лизинговые схемы, которыми мы привыкли пользоваться для покупки и оснащения производств новым оборудованием. В этой ситуации неизбежно возникает вопрос: как расширить парк оборудования при ставке ЦБ 21%?

Зачем в полиграфии «цифра»?

Примерно с 80-х годов прошлого столетия, с момента появления первой ЭВМ и в дальнейшем персонального компьютера, которые всё больше становились неотъемлемой частью различных сфер жизни, образования, производства, культуры и спорта, естественно, стала происходить компьютеризация и цифровизация и традиционной полиграфии…

Что с деньгами в упаковке?

В середине января 2025 г. в московском «Экспоцентре» прошла выставка UpakExpo 2025, в рамках которой 22 января состоялась специальная сессия «Бешеные деньги: зарабатываем на производстве упаковки», организованная журналом Publish совместно с выставкой UpakExpo. О чём говорили эксперты сессии, читайте прямо сейчас.

К бумаге есть вопросы. Как решать проблемы на печати из-за бумаги и картона

Что нужно знать производственнику о бумаге и картоне? Как произвести продукцию без потери качества и с минимумом дефектов на печати даже с неподходящими запечатываемыми материалами? Читайте об этом прямо сейчас.

Покорение рынка в состоянии квантовой запутанности

За три последних года многим поставщикам полиграфического оборудования пришлось кардинально перестроить свою работу. Для ряда предприятий этот процесс прошёл не очень успешно, но у некоторых компаний возникшие трудности привели к активному развитию перспективных бизнес-направлений. Одной из таких компаний, занявшей на сегодняшний день одну из лидирующих позиций на рынке послепечатных решений для производства картонной упаковки, стала «Т-Системы», с генеральным директором которой Стефаном Валуйским мы побеседовали в начале 2025 года.



Новый номер

Тема номера: К маркировке есть вопросы. Путеводитель по рынку узкорулонных ЦПМ. Обзоры: Ricoh Pro C9500. «Сумах-принт». Непохожие «близняшки» LABELEXPO. Смотрящие вперед. Пицца-пак. Кооперация в упаковке. «Азбукварь». Сердце струйной ЦПМ.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59