В прошлом году, поехав на китайскую полиграфическую выставку после долгого перерыва, вызванного карантином, я был очень удивлен, когда примерно на третий день вдруг понял, что больше половины этой выставки посвящено каким-то сосискам-колбаскам и вообще — упаковке жратвы. При том что там были и цифровые печатные машины, и плоттеры, и послепечатка для книг и брошюр. Огромные залы были посвящены производству запечатанных блистеров, нанесению дат на продукцию и тому подобному низкопробному обслуживанию человеческого чревоугодия далекому от книг, журналов, газет и в целом от разумного, доброго, вечного.
Андрей Шишкин «За обедом», 2010
В этом году приехав на Printech 2024, я увидел то же самое и в Москве: огромная часть полиграфии связана с упаковкой и прежде всего — еды. Огромные стенды печатающих упаковку типографий — шикарные и дорогие — занимали вообще целый зал! Видимо, такова жизнь: книг читают всё меньше, печатная реклама проиграла в борьбе с Интернетом, пишут все меньше и меньше… И получается, что полиграфия производящая упаковку становится все более и более весомым куском полиграфического пирога в целом! «Традиционные» полиграфисты жалуются на демпинг конкурентов, на то, что рынок сжимается и что если поднять на хотя бы 5% цены на визитки или брошюры, то прибыль типографии вырастет сразу в разы. Так может нам внимательнее посмотреть на рынок упаковки? Ведь коробочки можно печатать на той же самой офсетной или цифровой машине, что и флаеры, а некхенгеры вырубать на том же станке, что и подарочные пакеты…
Я понимаю: когда ты 20-30 лет делаешь сборные тиражи примерно одного и того же содержания ежедневно, трудно переключиться на что-то другое пусть даже оно не столь радикально отличается от того что ты делаешь. Можно годами ждать что станет как было раньше и заработки вернутся и как то сводить концы с концами. Но если жизнь дала трещину, и прибыли от привычной и понятной работы нет, мне кажется — в меру осторожно, аккуратно — но как то пощупать присмотреться к рынку упаковки всё-таки стоит. Уж если в этот сегмент приходят новые неизвестные игроки, то может и мы, старые полиграфисты — с нашими кадрами, опытом, оборудованием – тоже сможем откусить что-то от рынка тары и упаковки пока последние зубы не выпали?