101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

2024 год: «земная канцелярия»

  • Анна Михайлова
  • May 28, 2024
  • 446
Сделаем краткий прогноз на 2024 год: какие риски, тренды и перспективы ожидают писчебумажный сегмент рынка сувенирной продукции. Спойлер: панические ожидания не оправдались, рынок меняется, но остаётся достаточно стабильным, год будет непростым, но интересным.

ДЕЛА БУМАЖНЫЕ

Несмотря на санкционные ограничения и потерю европейских рынков, российская целлюлозно-бумажная промышленность в прошлом году демонстрировала наиболее устойчивое положение из всего лесопромышленного комплекса. По некоторым видам продукции, например, типографской бумаге, обоям и бумаге для тетрадей, зафиксирован рост, сообщили в «Рослесинфорге».

Фото: AmegaPRINT

«Производство целлюлозы уже третий год подряд держится на одном уровне – выпущено порядка 8 млн тонн, объём выпуска бумаги и картона также сохранился на уровне прошлого года – больше 9 млн тонн. За 11 месяцев 2023 года в России рост показала бумажная и санитарно-гигиеническая продукция. Российские производители не просто стойко перенесли турбулентность, но и достаточно оперативно перестроили производство и даже нарастили выпуск», – рассказали в ведомстве.

Таким образом, отметили в «Рослесинфорге», ажиотаж вокруг дефицита бумаги не подтвердился, а уход западных компаний никак не повлиял на рынок. «Несмотря на сложную внешнеполитическую ситуацию, сохранились основные внешние рынки – Китая, Индии и других стран АТР, Ближнего Востока, на которые традиционно приходился основной объём экспорта. При этом география поставок несколько расширилась за счёт ряда стран Африки и Латинской Америки», – прокомментировал глава ассоциации «Бумпром» Юрий Лахтиков.

ОТРАСЛЕВЫЕ ВЫСТАВКИ

Представители профильных выставок настроены оптимистично, 2024 год для них начался весьма удачно. Так, 27-29 февраля в МВЦ «Крокус Экспо» прошла 31-я международная мультитематическая выставка «Скрепка Экспо». Кроме российских компаний, в мероприятии приняли участие зарубежные экспоненты из Беларуси, Китая, Индии и Турции.

«Уже в середине февраля все экспозиционные площади были распроданы – таким образом, мероприятие стало самым масштабным в своей истории, собрав под одной крышей 344 компании. Причём за последние годы среди экспонентов значительно возросла доля компаний, предлагающих сувенирную продукцию, игры и игрушки, товары для обучения, дома и офиса», – комментирует Татьяна Калинина, генеральный директор группы выставочных проектов «Скрепка Экспо».

Вот как в 2024 году распределились экспоненты по основной своей направленности:

2024 год: «земная канцелярия»

Фото: Скрепка Экспо_коллаж

 

23-26 февраля 2024 года в Москве прошла Восьмая конференция профессионалов канцелярской розницы «Канцференция», где один из её организаторов Михаил Агупов официально презентовал инновационный продукт – первое отраслевое «Радио Канцклуб». Это бесплатное интернет-радио, доступное по адресу radio.kanz.club. Главная задача новой радиостанции — озвучивание торговых площадей. В ближайших планах – запуск новостного вещания в масштабах отрасли, которое повысит уровень информированности бизнесменов о текущей ситуации на рынке и ускорит динамику принятия деловых решений.

Фото: «Радио Канцклуб»

 

РИСКИ, ТРЕНДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 2024

В данный момент рынок канцтоваров в России, оставаясь достаточно стабильным и даже демонстрируя рост в определённых сегментах, всё-таки претерпевает существенные изменения. На профессиональном b2b-Форуме «Главный Канцелярский Вопрос», прошедшем 26 февраля 2024 года и собравшем 436 участников, ведущие игроки отрасли анализировали показатели прошлого года и строили модели развития канцелярского рынка на ближайшие три года.

Ключевыми факторами риска в 2024 году представляются следующие:

  1. Снижение покупательной способности населения. А это недополученная выручка для российского бизнеса. «Тренд последних двух лет – особое внимание к цене. Люди строже контролируют свои траты, сравнивают разные предложения на всех доступных торговых площадках», – отмечает Борис Пестов, генеральный директор компании «АртАвангард».
  2. Дефицит квалифицированных кадров. Даже в городах-миллионниках компаниям бывает сложно найти сотрудников с достаточным опытом и адекватными зарплатными ожиданиями. Представители бизнеса называют две основных причины этого: отток из крупных городов немалого количества активного и трудоспособного населения, а также общую незрелость молодого поколения, завышенные ожидания по оплате труда и отсутствие релевантного опыта.
  3. Последствия увеличения стоимости импортных материалов и логистики. Больше всего проблем российским «канцелярщикам» в 2022-23 годах доставил импорт сырья, материалов и комплектующих, которые так или иначе использует любой отечественный производитель. Рост цен, сложности с оплатой в иностранной валюте, отказ от выполнения договорных условий, трудности с логистикой – эти проблемы в определённые моменты ставили под угрозу нормальное функционирование производства. Также из-за общемировой политической ситуации и проблем с логистикой сильно сократился экспорт.

Среди позитивных моментов развития отрасли представители бизнеса отмечают следующие тенденции:

  1. Стабильность в сегменте школьных товаров и продукции для детей. Образовательные учреждения в России продолжают функционировать, поэтому канцелярские товары, в первую очередь школьные принадлежности, остаются востребованными. «Наша сфера экономики тесно связана с творчеством и образованием детей. А на детях родители обычно не экономят. Поэтому всевозможная канцелярская продукция, включая товары для хобби, покупается достаточно стабильно», – считает Григорий Цукерман, генеральный директор компании «Канцбюро».
  2. Рост спроса на товары для хобби и творчества, в том числе среди взрослого населения. «В наше непростое время люди тянутся к творчеству, к чему-то, что помогает развиваться, снижать уровень стресса. Поэтому сейчас очень востребованы наборы для каллиграфии, скетчбуки для небольших зарисовок, перьевые ручки и необычные чернила – с запахом лаванды, розы, фиалки или цитруса, с золотыми или серебряными блёстками», – комментирует Замира Ваниева, генеральный директор компании «Смарт Дизайн».
  3. Переход на онлайн-маркетплейсы. Как и в последние несколько лет, в 2024 году маркетплейсы остаются одним из ведущих каналов продаж канцтоваров. Например, в августе 2023 года объём продаж по этой категории на Wildberries составил порядка 3 млрд рублей при более чем 9 млн проданных товаров.

Фото: «Деловой мир»

Конечно, и здесь не обходится без неудобств и рисков для продавцов, но в целом интерес бизнесменов к маркетплейсам стабильно растёт. «Определённые сложности связаны с сезонностью и логистикой: в сезон максимальных продаж маркетплейсы вводят ограничения на хранение продукции на своих складах. То есть весь предполагаемый объём товаров необходимо поставить заранее. Заведомо больше завозить тоже нежелательно, так как весь непроданный в сезон товар «зависает», принося штрафы и немалые счета за хранение», — рассказывает Сергей Синицын, маркетолог типографии «Норгис Пресс».

Фото: «Норгис Пресс»

Экологичность – в тренде. Российские покупатели всё тщательнее подходят к выбору вещей. Согласно опросу НИУ ВШЭ, за 2021 год по экологическим, социальным и политическим причинам от покупки нужных товаров хотя бы раз отказывались 17% потребителей. 51% опрошенных отдаёт предпочтение продукции социально ответственных компаний, считая, что она должна быть полезной и транслировать идеи осознанного потребления.

«Мы видим на российском рынке всё больше экологичных товаров из вторичных материалов и товаров многоразового использования. Рекомендуем коллегам из канцелярской отрасли обратить внимание на это направление», – советует Владимир Мазур, CEO компании Portobello.

Фото: Portobello

Сотрудничество со смежными отраслями. Ещё одним перспективным путём развития российского канцелярского рынка представляются всевозможные коллаборации и кобрендинг с компаниями из образовательной сферы (включая онлайн-образование), ивент-индустрии и подарочно-сувенирного рынка.

«Если говорить о традиционных канцелярских товарах, представляющих интерес для коллег из промо- и ивент-индустрии, то это пишущие инструменты в разных ценовых сегментах, различные аксессуары для повседневной офисной жизни и проведения мероприятий – бейджи, шнурки и рулетки для них, папки, блокноты, ежедневники», – делится Андрей Ильин, коммерческий директор российского офиса ГК «Белкантон».

Использование нейросетей и искусственного интеллекта. Многие производители канцтоваров говорят о том, что в 2024 году необходимо сокращать количество дизайнов и тематических линеек продукции, приходя к чему-то более бюджетному и универсальному. Единственное расширение дизайнерских решений, которое по-прежнему остаётся актуальным, – это мотивы, связанные с сезонными праздниками (Новый год, 8 Марта, Пасха) и популярной культурой (аниме, сериалы, блогеры). При этом многие производители делают ставку на нейросети и искусственный интеллект, который способен предложить множество вариантов дизайна быстро и бесплатно. Однако у большинства компаний всё это пока остаётся на уровне идеи на будущее, хотя есть и те, кто уже сгенерировал визуализации новых коллекций с помощью нейросетей.

Фото: Экспериментальная концепция сувенирной продукции на 2024 год от компании ICONICOLOR, разработанная с помощью нейросети

Подведём ИТОГИ

В 2024 году российский канцелярский рынок продолжит меняться. Это коснётся портрета основного потребителя, портфеля брендов, сроков и маршрутов поставок, моды и трендов.

По словам Дмитрия Пупина, собственника и руководителя компании «ПСВ-Холдинг», «с рынка, скорее всего, уйдут убыточные розничные точки, а непрофильные сети значительно сократят ассортимент канцтоваров. Маркетплейсы перестанут демпинговать, потому что дешёвые и длинные кредиты теперь недоступны. Однако для зарекомендовавших себя старых игроков и гигантов индустрии, таких как «Комус», «Гамма», «Самсон» и других, год обещает быть интересным и перспективным».

Об авторе: Анна Михайлова, выпускающий редактор журнала GIFT Review

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Стандарт грядущий калибровку нам готовит

Проект офсетного стандарта 2024 года ISO и ГОСТ 12647-2 впервые в истории офсетных стандартов вводит калибровочный раздел. В версиях офсетного стандарта ISO 1996, 2004, 2013 и ГОСТ 2011 оговаривалось, что именно мы должны получить на оттиске, но не говорилось, как этого добиться. Подытожив передовой опыт калибровки офсета через пластины прошедшего десятилетия, проект стандарта 2024 года предлагает узаконить четыре метрики калибровки офсета.

«Берег» в китайском стиле

18 апреля 2024 года «Берег» организовала встречу полиграфистов, чтобы познакомить их с марками картона и бумаги китайского концерна Chenming Group и рассказать об этом крупнейшем в Китае производителе целлюлозно-бумажной продукции. Представители «Берега» уже успели посетить фабрику и теперь делятся информацией.

Типография «Санрайз»: автоматизация 2.0

На прошедшем в мае 2024 года в Петербурге полиграфическом форуме Print Park представители «Армекса» делали доклад о внедрении системы автоматизации производства в типографии «Санрайз». Нам стало интересно услышать мнение живых пользователей и посмотреть своими глазами, как это работает. Поэтому мы договорились с командой «Санрайза» о встрече у них в типографии.

Кто есть на RosUpack/Printech 2024

Объединённая выставка бьёт рекорды — экспозиция будет самой большой за всю её историю, а в официальном каталоге — более 1000 участников. Это делает невозможным рассказать заранее обо всём, что посетители смогут увидеть, поэтому мы выбрали несколько экспонентов, о которых и рассказываем прямо сейчас.

Тоже главное звено: 9 наивных, но важных вопросов об офсетной резине

Технология офсетной печати, предусматривающая перенос краски с печатной формы на запечатываемый материал через промежуточный офсетный цилиндр, была разработана ещё в начале XX века. Сегодня офсетная печать — это основа основ всей мировой полиграфии, а офсетная резина является одним из ключевых материалов этого процесса. В многообразии и особенностях офсетной резины разбираемся с руководителем направления офсетных резинотканевых полотен (ОРТП) и лакировальных полотен «ОктоПринт Сервис» Еленой Лавлинской.



Новый номер

Тема номера: Все, что нужно знать о кадрах в 2024 году. Детали 2.0: MasterCutter 1070 GT. RosUpack — зачем ты такой? PLATINUM КС. ColorCut FB1180Т. Термо-Крафт-Формат. Типография и маркетплейс – это сила? Два загадочных режима GREP-поиска. Sprinter Power 4S. Центр высокого класса. Фотоистории в печати. Интерес в стабильности. Drupa calling. Текстильлегпром 2024. Упаковка по требованию – в «ракурсе». Publish Eurasia: «Цифра» для флексотипографии. Тренды в полиграфии Центральной Азии.



Зачем вы в первую очередь идёте на Printech и «Росупак» в этом году?
    Проголосовало: 19