101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

У нас всё хорошо, будем расширяться

  • Елена Никонорова
  • 30 мая 2023 г.
  • 1266
По моим наблюдениям, люди делятся на две категории: тех, кто может с точностью до дня недели рассказать, что происходило в их жизни 24 года назад, и тех, кто нацелен в будущее и с трудом ориентируется в календаре давно минувших дней. Юрий Аужанов, директор казахстанской типографии «Форма плюс», относится ко второму типу людей: он мыслит на перспективу, не углубляясь в историю своего предприятия. Хотя в общих чертах он, конечно, рассказал, с чего начиналась его типография — крупнейшая в Центральном Казахстане и в Караганде.

Борьба титанов

Всё завертелось в начале девяностых с простых ризографов (кстати, такой старт вполне типичен и для российских типографий). Сначала производственная фирма Юрия Аужанова нарезала бумагу и печатала чёрно-белые бланки. Первое вложение в двухкрасочную офсетную печатную машину ADAST 725 показало, что на цветной печати можно зарабатывать больше, поэтому созрело решение вкладываться в оборудование и расширяться. Дальше начались переговоры с двумя известными производителями офсетных листовых печатных машин: немецким Heidelberg и японским Ryobi. Немцы битву проиграли. Сейчас на офсетном участке типографии «Форма плюс» три Ryobi: две полуформатные шести- и пятикрасочные машины и одна двухкрасочная А3-формата.

Всегда интересно, как предприниматель выбирает «своего» производителя оборудования. Тем более что адептов Heidelberg, по крайней мере, в России, очень много, уж всяко больше почитателей «японцев». Юрий обосновал свой выбор: «“Гейдель” слишком пафосный. Но при этом ломается, а сервис очень дорогой. “Райоби” не ломается, к их машинам нет никаких нареканий». Вообще на вопрос, каким оборудованием может похвастаться его типография, Юрий без раздумий сказал, что все печатные машины у него отличные — и офсетные, и цифровые.

Курс развития — на цифру

Основная специализация типографии «Форма плюс» — акцидентная продукция, то есть небольшие и средние тиражи всякой полиграфической мелочёвки: от бланков и буклетов до картонной упаковки. По сути, типография закрывает все полиграфические потребности своего региона. А так как у них нет возможности передавать какие-то операции на размещение в другие типографии, то в процессе модернизации пришлось создавать производственный комплекс полного цикла. Здесь всё делают сами: от дизайна до постпечатной обработки продукции.

— В таких условиях невозможно было обойтись без полноценного взрослого участка цифровой печати. Изначально ставку делали на ЦПМ XEROX, но со временем переориентировались на сотрудничество с другим производителем — Konica Minolta. Нас полностью устраивает работа их сервис-центра, с нами всегда на связи, и нет перебоев с поставками расходных материалов. Буквально на днях на производстве в Караганде установили и запустили в работу цифровую печатную машину Konica Minolta AccurioPress С14000. Это уже вторая машина данного производителя в парке оборудования. Первая — Konica Minolta AccurioPress С12000 — сейчас уехала в Астану, где находится филиал оперативной печати типографии.

У нас всё хорошо, будем расширяться

Новая машина открывает новые горизонты для бизнеса. Если раньше водораздел между цифрой и офсетом проходил в районе тиражей в 500 печатных листов, то сейчас на цифре можно выгодно печатать тиражи до 1000 печатных листов. Ну и спектр возможной продукции впечатляет: качество цифры на машине ничем не уступает офсету ни в печати стандартной рекламной продукции, ни в производстве небольших тиражей упаковки на картоне. При этом качество постпечатной отделки теперь вообще не зависит от способа печати: всё сравнялось — и цифра, и офсет на выходе дают равные результаты.

К постпечати особое внимание: она добавляет стоимость к тиражам. В типографии много образцов отделки, клиенты внимательно их изучают и заказывают для своей продукции. Так что это тоже вектор для развития производства: спрос на разные виды постпечатной отделки стабильный.

— Почему вы решили вкладываться именно в цифровое оборудование?

— Специфика нашего региона в том, что у нас нет изобилия заказчиков на длинные тиражи, где офсет имеет очевидное преимущество. Поэтому современные цифровые печатные машины оказались наиболее перспективными для модернизации производства. По той же причине мы отказались от покупки флексографического оборудования.

— Почему вы сделали ставку именно на Konica Minolta?

— С переходом на Konica Minolta для нас всё качественно изменилось. Мы заключили «клик-контракт» — это что-то типа абонентской платы по счётчику, куда входит вообще всё обслуживание: от поставки расходников до каких-то сложных ремонтов. 1 клик равен одному тиражу. Такие «клик-контракты» выгодны для типографий с большим оборотом. Теперь мы спокойны: что бы ни случилось, всё входит в сервисное обслуживание, вплоть до предоставления машины на подмену, как в хорошем фирменном автосервисе. Сюда же входит инструктаж и обучение операторов: при установке инженеры обучили наших сотрудников, плюс удалённо мы можем задавать любые вопросы. Сейчас на двух ЦПМ Konica Minolta у нас работают пять операторов: три в Караганде на новой машине и два в Астане.

У нас всё хорошо, будем расширяться

С расходниками проблем нет вообще

— Главная проблема российской полиграфии сейчас — танцы с бубнами вокруг расходников. А как у вас обстоят с этим дела?

— В Казахстане таких проблем нет: никаких изменений не наблюдается. Разве что цены на российскую бумагу взлетели, но типографии перешли на китайские и европейские марки. Заказчики, не готовые экономить на качестве, работают на европейских материалах, те, кто хочет сэкономить, берут китайские. Хотя и у Китая появляются качественные аналоги европейской бумаги, выходящие за рамки эконом-сегмента.

Логистика тоже без проблем. В этом смысле в Казахстане всё стабильно. Единственное, российские поставщики картона и бумаги, которые работали на казахстанском рынке, после известных событий резко подняли цены, поэтому мой логистический отдел перешёл на самостоятельные закупки материала в Европе и Азии, минуя посредников.

По краскам ситуация тоже стабильная: офсетные краски привозят из Европы, а тонеры для ЦПМ — оригинальные — поставляет Konica Minolta в рамках нашего контракта.

У нас всё хорошо, будем расширяться

Кадровый голод? Не слышали

Штат типографии «Форма плюс» 150 человек. Только в клиентском секторе трудятся 16 менеджеров и 13 дизайнеров, работающих с макетами. Кадровый голод, о котором всё чаще говорят российские полиграфисты, затронул и Казахстан, но Юрий Аужанов давно нашёл решение этой проблемы.

— От работодателя людям в первую очередь нужна возможность заработать достойные деньги. Все остальные плюшки вторичны. Разговоры о вырождении профессионалов в полиграфии идут давно, но решение проблемы, лежащее на поверхности, большинство отвергает. Во времена, когда я ещё состоял в Heidelberg-клубе, коллегам очень не понравилась моя главная мысль: попробуйте делиться прибылью с персоналом, и кадровый голод исчезнет. Хозяева типографий хотят платить ставку и не больше. Делиться никто не хочет. В этом корень проблемы.

Я же даю возможность всем своим сотрудникам зарабатывать выше среднего оклада. У меня уже много лет существует специальный отдел из двух человек, которые считают сдельную оплату для сотрудников. Это позитивная тенденция в оплате труда, поэтому люди у меня работают по многу лет, держатся за типографию. Есть даже местный мем: «Мы работаем в “Форме плюс”, от нас просто так не уходят». Если наш бывший сотрудник устраивается на другое место, новый работодатель напрягается: в чём причина увольнения? Всё ли с этим работником ладно?

Деньги важны, но есть ещё ряд условий, чтобы сотрудники не разбегались:

  • комфортные условия труда: кондиционеры, нормальные туалеты, оборудованные рабочие места;
  • выражение заботы к человеку: грамоты, новогодние подарки детям;
  • уважительное отношение: у нас адекватное руководство — все руководители выросли в типографии из рядовых сотрудников, понимают, как надо и как не надо разговаривать с людьми.

— А есть ли у вас какие-то традиции, праздники для сотрудников?

— Вот этого нет. Раньше были корпоративы, но мы давно от них отказались, потому что, как правило, всё это превращается в банальную попойку. Я считаю, что важнее сделать людям зарплату побольше, чем спустить деньги на застолье.

У нас всё хорошо, будем расширяться

Прогнозы

— Какие у вас планы на ближайшую перспективу?

— У нас всё хорошо, мы только растём и планируем покупку нового оборудования. Но какого именно, я пока говорить не буду. Постпечатная обработка и участок цифровой печати — основные направления для роста типографии. Чувствуется нехватка места, особенно в филиале в Астане. Но и в Караганде 2500 м2 уже маловато для производства и офиса. Будем расширяться.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Рейтинг офсетных пластин 2024

В исследовании* термальных пластин приведена оценка некоторых формных материалов, которые широко используются в российских типографиях. Зачем это нужно и какую пользу это может принести, читайте прямо сейчас.

Сувениры — музеям

В 2019 году сёстры Анна Кистенева-Озтурк и Ксения Кистенева с подругой детства Екатериной Васильевой организовали мастерскую «Амма», где проводили мастер-классы. С 2020 года стали разрабатывать и производить сувенирную продукцию для самых разных компаний. Сегодня, как и пять лет назад, в команде — те же три человека.

Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024

За последние три года технология UV DTF-печати прошла путь от чуть ли не экспериментальной до получившей широкое распространение на рынке рекламной и сувенирной продукции. Она предполагает ручные операции, поэтому не рассчитана на массовое производство.

Работать легко

Дима Барбанель — междисциплинарный дизайнер, креативный директор, издатель, методист, партнёр и сооснователь «Мастерской» и DesignWorkout. Учился в Академии им. Штиглица в России и Fabrica в Италии. Увлечён макетированием и проектированием медиа. В 2019 и 2024 годах вошёл в число выдающихся профессионалов, формирующих креативный сектор экономики: «Moscow. 100 Most Creative Russians»*. Дима рассказал Publish о творческом пути, издательской деятельности и планах на будущее.

Возможности и самоотдача

Несмотря на то, что впереди ещё целый квартал 2024 года, предварительные итоги профессионального года подводит руководитель направления индустриальной печати Konica Minolta Kazakhstan Михаил Тарновский.



Новый номер

Тема номера: Производительность труда в типографиях. Очередная модель в этикеточной линейке DARUI. LABEL SOURCE YTP-F6-370-10C. УФ-гибриды DOCAN. Прошлое и будущее G!DIGITAL. Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024. «Новое всё» на PRINTECH 2024.



Что вы делаете для пожарной безопасности у себя на предприятии?
регулярные пожарные учения с сотрудниками
33%
33 %
проверка огнетушителей
67%
67 %
отделение склада бумаги и продукции от производства
17%
17 %
обучение персонала
33%
33 %
регулярное техническое обслуживание оборудования
50%
50 %
регулярный инструктаж персонала
50%
50 %
борьба с захламлением в цехах
75%
75 %
проведение внешнего аудита
25%
25 %
установка пожарной сигнализации
75%
75 %
использование огнестойких материалов
25%
25 %
Проголосовало: 12