101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

А что случилось? Изменения на рынке производства упаковки

  • May 20, 2023
  • 1215
Год назад наблюдались панические настроения: все ждали самого худшего. Что же случилось? Какие изменения произошли в упаковочной отрасли после ухода с российского рынка зарубежных производителей и поставщиков сырья? Как изменились спрос и интерес со стороны клиентов? Эти и другие вопросы обсудили с экспертами в области упаковки во время Public talk на выставке-конкурсе POPAI Russia Awards 2023.

О ситуации на рынке производства упаковки рассказали руководитель Фабрики «ТароПак» Борис Богуславский и директор типографии FineArtPrint Дмитрий Степанов.

 

2022 год — как он прошёл для вас? Плюсы, минусы, подводные камни?

Борис Богуславский

Борис Богуславский: Ожидания действительно были самыми худшими. Февральские события и последовавшие за ними санкции спровоцировали уход с отечественного рынка зарубежных производителей и поставщиков сырья. Итогом стали перебои с бумагой и картоном, тонером и красками. Но, как ни странно, ситуация не застала нас врасплох: на тот момент уже были выделены бюджеты, закуплены впрок расходные материалы. Поэтому 2022 год для нас прошёл относительно спокойно.

Дмитрий Степанов

Дмитрий Степанов: Паника случилась, когда за неделю было снято более 80% заказов. Многие компании, для которых мы изготавливали упаковку, приостановили деятельность на территории России. Но затем всё постепенно стабилизировалось, открылись новые возможности. На смену импортным пришли российские бренды, в том числе те компании, которые ранее заказывали упаковку в Китае. Из-за перегрузки логистических центров им пришлось переориентироваться на российские типографии. В результате количество заказов прибавилось, и год мы закончили с положительной динамикой.

 

Одно время мы наблюдали изменения внешнего облика упаковки: она серьёзно упростилась, стало меньше цветов. С чем это было связано?

Д.С.: Тридцать лет страна жила на европейских красках, бумагах, картонах и химии. Все технологические процессы были отлажены. И когда эта система дала сбой, а запасов сырьевой базы в стране осталось только на ближайшие три месяца, волей-неволей пришлось экономить. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на прилавках появились обесцвеченные упаковки с минималистичными дизайнерскими решениями. Это длилось недолго, месяца 3–4. Потом на смену европейским технологиям пришли китайские. Какое-то время у них были проблемы с качеством расходных материалов, но постепенно всё наладилось.

Б.Б.: Больнее всего санкции ударили по цифровой печати. Именно здесь наблюдался самый большой дефицит расходных материалов. Отсюда и экономия тонера из-за нехватки картриджей, и упрощение внешнего вида конструкций коробок. Приходилось объяснять клиентам, что сейчас мы не можем напечатать упаковку такого высокого качества, как раньше.

 

А какие изменения произошли в индустрии упаковки с точки зрения спроса и интереса со стороны клиентов?

Б.Б.: Для российского рынка упаковки 2022 год прошёл под знаком импортозамещения. Мы взяли курс на производство презентационной упаковки — кейсов (чемоданчиков) с ложементом. Уход зарубежных брендов простимулировал выход на рынок отечественных производителей — малого бизнеса, которому было необходимо красиво представить свой новый продукт. Спрос на премиум-упаковку сейчас действительно большой. Вот на ней мы и сосредоточили основное внимание: разрабатываем оригинальные конструкции, экспериментируем с новыми материалами для ложемента.

А что случилось? Изменения на рынке производства упаковки

Как развитие и новый виток популярности маркетплейсов сказались на упаковке?

Б.Б.: Сегодня торговые онлайн-площадки решают многие проблемы: они в какой-то степени стали заменой закрывшимся офлайн-магазинам. Сюда хлынул поток товаров из Китая, которые необходимо «переобуть» в более презентабельную упаковку перед продажей. Продавцы с маркетплейсов стараются не экономить на упаковке: заказывают красивые и прочные конструкции, которые защищают товар при транспортировке.

Д.С.: Популярность онлайн-площадок для торговли растёт, а с ней растут и объёмы производства упаковки. Но помимо сложных премиальных конструкций со всеми видами отделки (фольгированием, 3D-лакированием и т. д.) требуется и обычная дешёвая гофроупаковка.

 

Есть разные оценки рынка производства упаковки: от «Всё плохо, и до стабилизации ещё далеко» до «Всё хорошо, а мы справились лучше, чем сами ожидали от себя». Какую оценку вы можете дать?

Б.Б.: Вспоминается хорошая пословица: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Импортозамещение и рост популярности онлайн-площадок для торговли оказали влияние на объёмы производства упаковки. Типографии довольно быстро оправились от шока, приняли вызов и перестроили производства под новые реалии: сместили вектор в направлении азиатских стран. Кроме того, несмотря на все сложности и перипетии судьбы, нам удалось расширить парк оборудования. Причём не только китайского и отечественного производства, но и собственного. Мы разрабатываем и собираем свои машины. Не на продажу, исключительно для себя. Это различные роботизированные устройства, прессы, ЧПУ-станки.

Д.С.: По моим наблюдениям, 90% компаний справились с ситуацией лучше, чем ожидали. Для нас март прошёл под знаком нервозности и неопределённости. Когда были приостановлены практически все контракты, а наши основные клиенты массово покидали российский рынок, мы испытали настоящий шок. В один день компания лишилась практически всех заказов. По сути, произошла остановка предприятия. Но когда страсти поутихли, а на горизонте появились новые заказчики, работа полностью возобновилась. К концу года мы вышли на хорошую прибыль. Так что результаты превзошли все ожидания.

 

Прошёл полный календарный год (даже чуть больше) с момента изменений в нашей жизни. Мы узнали, что нам гарантировано только одно — непостоянство условий работы. Можно ли сделать аккуратные прогнозы на будущее?

Б.Б.: Мы живём в оперативном регулировании: решаем задачи сегодняшнего дня. Пока нет экономической и политической стабильности, никто не знает, что будет завтра. Поэтому прогнозировать очень сложно. По сей день остаётся нерешённой проблема с кадрами. Их сейчас катастрофически не хватает. Открываются новые возможности для развития собственного производства, а людей нет. На рабочие специальности идут без особого энтузиазма: все хотят быть менеджерами и управленцами. Кроме того, Москва растёт за счёт жилого фонда, а производственные площади, напротив, сокращаются. Однако ехать за пределы МКАД для типографии — не самое удачное решение.

Д.С.: По моим прогнозам, резкого роста объёмов производства в упаковочной отрасли ждать не стоит. Но в сегменте премиальной упаковки всё будет хорошо. Некоторые производители зарубежной парфюмерной и винно-водочной продукции уже вернулись на российский рынок. 2023 год пройдёт для большинства типографий ровно, без взлётов и падений. Сильные игроки останутся на рынке и займут места ушедших участников, которые устали бороться с ветряными мельницами. Преодолеть трудности помогут новые ниши, стратегии и диверсификация бизнеса. Мы, например, собрали и запустили в работу собственную автоматическую линию по производству канцелярских папок. Сейчас выводим это направление на рынок. Нужно искать альтернативные варианты, которые помогут подстраховать основной бизнес.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Маркетплейс на бумаге

На выставке RosUpack 2024 «Промис» представил маркетплейс KolPack для продажи картона и бумаги

Print Park 2024: полиграфический форум среди монтажников-высотников

14 мая 2024 года в Петербурге прошёл IX полиграфический форум Print Park. Для нашего города это крупнейшее отраслевое мероприятие, на котором собираются не только местные полиграфисты, но и приезжают специалисты из других регионов. В этом году Print Park проходил, как обычно, на площадке музейно-исторического комплекса «Россия — моя история», но вот антураж был, мягко говоря, необычным. Весь день в главном холле на первом этаже, где в прошлом году размещались стенды полиграфических компаний, с грохотом шла установка каких-то огромных металлических конструкций для следующего мероприятия, поэтому нас не покидало ощущение стройки.

Алексей Пономарёв: «Мы не боимся проявлять инициативу!»

Об отрасли самоклеящихся материалов, её проблемах и ближайшем будущем рассказывает генеральный директор компании «Босла»

Цифровой бизнес в узком рулоне

Цифровая печать в узком рулоне — что это: долговременный тренд или недолгая история без особых последствий? Можно ли уже «залетать в тему» или нужно ещё осмотреться и подумать? Читайте об этом прямо сейчас.

Ввоз — дело тонкое

Сложно ли импортировать оборудование из-за границы? Насколько легко (нет) организовать международную перевозку? Сколько дней идёт груз из Китая и почему столько? Разбираемся в вопросах вместе с директором по логистике и ВЭД компании «Вест ол» Ириной Шведчиковой.



Новый номер

Тема номера: Кто есть на ROSUPACK/PRINTECH 2024. GO!DIGITAL UF-600X PLUS. «Берег» в китайском стиле. Типография «Санрайз». Режущие плоттеры. PRINT PARK 2024: LUSTER для полиграфистов. 9 вопросов об офсетной резине. Из скрапбукинга – в «сувенирку».



Каковы для вас итоги объединённой выставки Printech и RosUpack в этом году? (Можно выбрать несколько вариантов)
    Проголосовало: 37