101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

А что случилось? Изменения на рынке производства упаковки

  • 20 мая 2023 г.
  • 1457
Год назад наблюдались панические настроения: все ждали самого худшего. Что же случилось? Какие изменения произошли в упаковочной отрасли после ухода с российского рынка зарубежных производителей и поставщиков сырья? Как изменились спрос и интерес со стороны клиентов? Эти и другие вопросы обсудили с экспертами в области упаковки во время Public talk на выставке-конкурсе POPAI Russia Awards 2023.

О ситуации на рынке производства упаковки рассказали руководитель Фабрики «ТароПак» Борис Богуславский и директор типографии FineArtPrint Дмитрий Степанов.

 

2022 год — как он прошёл для вас? Плюсы, минусы, подводные камни?

Борис Богуславский

Борис Богуславский: Ожидания действительно были самыми худшими. Февральские события и последовавшие за ними санкции спровоцировали уход с отечественного рынка зарубежных производителей и поставщиков сырья. Итогом стали перебои с бумагой и картоном, тонером и красками. Но, как ни странно, ситуация не застала нас врасплох: на тот момент уже были выделены бюджеты, закуплены впрок расходные материалы. Поэтому 2022 год для нас прошёл относительно спокойно.

Дмитрий Степанов

Дмитрий Степанов: Паника случилась, когда за неделю было снято более 80% заказов. Многие компании, для которых мы изготавливали упаковку, приостановили деятельность на территории России. Но затем всё постепенно стабилизировалось, открылись новые возможности. На смену импортным пришли российские бренды, в том числе те компании, которые ранее заказывали упаковку в Китае. Из-за перегрузки логистических центров им пришлось переориентироваться на российские типографии. В результате количество заказов прибавилось, и год мы закончили с положительной динамикой.

 

Одно время мы наблюдали изменения внешнего облика упаковки: она серьёзно упростилась, стало меньше цветов. С чем это было связано?

Д.С.: Тридцать лет страна жила на европейских красках, бумагах, картонах и химии. Все технологические процессы были отлажены. И когда эта система дала сбой, а запасов сырьевой базы в стране осталось только на ближайшие три месяца, волей-неволей пришлось экономить. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на прилавках появились обесцвеченные упаковки с минималистичными дизайнерскими решениями. Это длилось недолго, месяца 3–4. Потом на смену европейским технологиям пришли китайские. Какое-то время у них были проблемы с качеством расходных материалов, но постепенно всё наладилось.

Б.Б.: Больнее всего санкции ударили по цифровой печати. Именно здесь наблюдался самый большой дефицит расходных материалов. Отсюда и экономия тонера из-за нехватки картриджей, и упрощение внешнего вида конструкций коробок. Приходилось объяснять клиентам, что сейчас мы не можем напечатать упаковку такого высокого качества, как раньше.

 

А какие изменения произошли в индустрии упаковки с точки зрения спроса и интереса со стороны клиентов?

Б.Б.: Для российского рынка упаковки 2022 год прошёл под знаком импортозамещения. Мы взяли курс на производство презентационной упаковки — кейсов (чемоданчиков) с ложементом. Уход зарубежных брендов простимулировал выход на рынок отечественных производителей — малого бизнеса, которому было необходимо красиво представить свой новый продукт. Спрос на премиум-упаковку сейчас действительно большой. Вот на ней мы и сосредоточили основное внимание: разрабатываем оригинальные конструкции, экспериментируем с новыми материалами для ложемента.

А что случилось? Изменения на рынке производства упаковки

Как развитие и новый виток популярности маркетплейсов сказались на упаковке?

Б.Б.: Сегодня торговые онлайн-площадки решают многие проблемы: они в какой-то степени стали заменой закрывшимся офлайн-магазинам. Сюда хлынул поток товаров из Китая, которые необходимо «переобуть» в более презентабельную упаковку перед продажей. Продавцы с маркетплейсов стараются не экономить на упаковке: заказывают красивые и прочные конструкции, которые защищают товар при транспортировке.

Д.С.: Популярность онлайн-площадок для торговли растёт, а с ней растут и объёмы производства упаковки. Но помимо сложных премиальных конструкций со всеми видами отделки (фольгированием, 3D-лакированием и т. д.) требуется и обычная дешёвая гофроупаковка.

 

Есть разные оценки рынка производства упаковки: от «Всё плохо, и до стабилизации ещё далеко» до «Всё хорошо, а мы справились лучше, чем сами ожидали от себя». Какую оценку вы можете дать?

Б.Б.: Вспоминается хорошая пословица: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Импортозамещение и рост популярности онлайн-площадок для торговли оказали влияние на объёмы производства упаковки. Типографии довольно быстро оправились от шока, приняли вызов и перестроили производства под новые реалии: сместили вектор в направлении азиатских стран. Кроме того, несмотря на все сложности и перипетии судьбы, нам удалось расширить парк оборудования. Причём не только китайского и отечественного производства, но и собственного. Мы разрабатываем и собираем свои машины. Не на продажу, исключительно для себя. Это различные роботизированные устройства, прессы, ЧПУ-станки.

Д.С.: По моим наблюдениям, 90% компаний справились с ситуацией лучше, чем ожидали. Для нас март прошёл под знаком нервозности и неопределённости. Когда были приостановлены практически все контракты, а наши основные клиенты массово покидали российский рынок, мы испытали настоящий шок. В один день компания лишилась практически всех заказов. По сути, произошла остановка предприятия. Но когда страсти поутихли, а на горизонте появились новые заказчики, работа полностью возобновилась. К концу года мы вышли на хорошую прибыль. Так что результаты превзошли все ожидания.

 

Прошёл полный календарный год (даже чуть больше) с момента изменений в нашей жизни. Мы узнали, что нам гарантировано только одно — непостоянство условий работы. Можно ли сделать аккуратные прогнозы на будущее?

Б.Б.: Мы живём в оперативном регулировании: решаем задачи сегодняшнего дня. Пока нет экономической и политической стабильности, никто не знает, что будет завтра. Поэтому прогнозировать очень сложно. По сей день остаётся нерешённой проблема с кадрами. Их сейчас катастрофически не хватает. Открываются новые возможности для развития собственного производства, а людей нет. На рабочие специальности идут без особого энтузиазма: все хотят быть менеджерами и управленцами. Кроме того, Москва растёт за счёт жилого фонда, а производственные площади, напротив, сокращаются. Однако ехать за пределы МКАД для типографии — не самое удачное решение.

Д.С.: По моим прогнозам, резкого роста объёмов производства в упаковочной отрасли ждать не стоит. Но в сегменте премиальной упаковки всё будет хорошо. Некоторые производители зарубежной парфюмерной и винно-водочной продукции уже вернулись на российский рынок. 2023 год пройдёт для большинства типографий ровно, без взлётов и падений. Сильные игроки останутся на рынке и займут места ушедших участников, которые устали бороться с ветряными мельницами. Преодолеть трудности помогут новые ниши, стратегии и диверсификация бизнеса. Мы, например, собрали и запустили в работу собственную автоматическую линию по производству канцелярских папок. Сейчас выводим это направление на рынок. Нужно искать альтернативные варианты, которые помогут подстраховать основной бизнес.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Сердце струйной ЦПМ

Пересчитать производителей струйных принтеров в Китае вряд ли кто возьмётся. И в их среде бытует мнение, что сделать ЦПМ для печати этикетки может каждый из них. Вот и успешно завершившаяся выставка Labelexpo South China 2024 вновь явила несколько образцов в этой семье. На самом деле получается далеко не у всех. Включая даже именитых европейских производителей. Напомню многолетнюю эпопею Bobst с Mouvent. Но несмотря на то, что печатающие головки — это далеко не вся ЦПМ, именно они являются сердцем любой струйной машины. К ним и перейдём.

Начало подарка

Как известно, театр начинается с вешалки, а подарок — с упаковки. В этом обзоре мы собрали креативные идеи от поставщиков и заказчиков корпоративных сувениров, которые покажут, что оригинальная и запоминающаяся подача — залог позитивного пользовательского опыта и приятных впечатлений.

Мебель 2024

C 18 по 22 ноября 2024 г. прошла юбилейная, 35-я Международная выставка «Мебель, фурнитура и обивочные материалы». Но мы уже привыкли к более короткому варианту названия: «Мебель 2024». Выставка занимала несколько павильонов московского «Экспоцентра».



Новый номер

Тема номера: К маркировке есть вопросы. Путеводитель по рынку узкорулонных ЦПМ. Обзоры: Ricoh Pro C9500. «Сумах-принт». Непохожие «близняшки» LABELEXPO. Смотрящие вперед. Пицца-пак. Кооперация в упаковке. «Азбукварь». Сердце струйной ЦПМ.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59